{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн как победа

Рынок интеллектуальных услуг, частью которого является дизайн находится в состоянии изменений, которые можно передать словами Льюиса Кэрролла: «Иногда надо бежать, чтобы оставаться на месте». Российский дизайн, как креативная индустрия, проектная деятельность и учебная дисциплина существует на «перекрестье» внешних и внутренних вызовов. Обсуждение и дискуссия о стратегии развития, ключевых проблемах и развиваемых проектах с участием представителей дизайн-сообщества, работающих в самых разных направлениях дизайна, имеющих различный опыт решения этих проблем является важнейшей частью формирования дизайн-повестки, национальной школы дизайна в целом. Сегодня российскому дизайну предстоит серьезная пересборка «треугольника»: теория — практика — образование. Но чтобы что-то сделать, в начале необходимо понять что именно и каким образом необходимо сделать. Профессиональные коммуникации в дизайне находятся на этапе становления и реализуются по-разному, будем надеяться, что опыт Дизайн Форума 2018 будет актуален и востребован с точки зрения его практической значимости для всего дизайн сообщества и развития российского дизайна.

Павел Родькин, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ПОБЕДА ДИЗАЙНА

Дизайном нужно «инфицировать» вообще все.

Кирилл Чебурашкин, Заведующий кафедрой «Дизайн мебели» МГХПА им. Строганова

Мы должны с помощью идеи дизайна дать продукту нечто большее,чем просто его физические свойства.

Владилен Ситников, Управляющий креативный директор агентства Possible Group

Дизайн — это глубина, это исследования, нахождение проблемных зон и их решение.

Сергей Смирнов, Основатель компании «Смирнов Дизайн»

Дизайн это не идея, дизайн это результат. Наши студенты должны приносить прототип.

Алексей Баранов, Преподаватель в школе дизайна РАНХиГС

5–6 декабря / Москва / ARTPLAY

Дизайн Форум 2018 — площадка, которая объединила дизайнеров самых разных направлений, стремящихся к одной цели: сделать мир лучше, реализовав вполне конкретные, предметные проекты. Сообщество дизайнеров — это люди творческих профессий, работающих в сфере образования, транспорта, инженерии, городской среды, архитектуры, моды, дизайна интерьеров, исследователи и социальные инженеры, способные реализовывать цели, идеалы, методологию дизайна и проектирования и несущие за это ответственность. В России предназначение дизайна очевидно: приносить пользу стране, ее промышленности и отраслям хозяйства, качеству повседневной жизни ее населения, городской среде и экологии, моде и стилю, в общем, всему тому, что является нашей средой обитания. И те победы, которые к 2018 году есть на счету дизайн-сообщества, впечатляют. О достижениях и новых Вызовах, о целях и стратегиях, о повестке грядущего в августе 2019 года международного события Design BRICS шла речь на Форуме.

Проектная сессия «Дизайн и качество жизни» была открывающим мероприятием, призванным настроить весь Форум на отработку повестки грядущего события августа 2019 года — Design BRICS, тема которого, собственно, так и звучит. По сути, проектная сессия заменяла собой то, что в обычной отраслевой конференции является пленарным заседанием. И это знаковый момент, который мы подчеркиваем, потому что именно проектирование является ключевой компетенцией для дизайна, и именно в проектном формате начался сбор актуальной повестки. Участники проектной сессии выполняли сразу несколько задач — они и исследовали, и проектировали, и представили аудитории свои «запакованные» идеи.

Каков результат? Совместно обозначили, что для России важно рассматривать тему Форума через образование в дизайне, через место дизайна как точки пересборки отраслей в их новом экологичном цивилизационном формате; дизайна как мышления, опирающегося на социокультурные коды русской цивилизации и смотрящего в будущее, дизайна как генератора важных мелочей для повседневности человека, которые позволяют ему максимально реализовывать свою природу.

Необходимо обозначить основные ключевые аспекты темы дизайна. В 90% случаев дизайн не решает общечеловеческие задачи, способствуя исключительно стороне внешней красоты. Не сказать, что это темная сторона, но одну ее удовлетворять мало. Важные задачи — это принятие ответственных решений и адаптация дизайна для человеческих нужд. Все это влияет на жизнь здесь и сейчас.

Александр Уваров, Ректор Института дизайна

Я высоко ценю качество работы ученых, но при этом они разрабатывают предмет как совокупность технологий, а не объект культуры, не встраивают свои изделия в современную цивилизацию. Все это влияет на жизнь здесь и сейчас.

Глеб Визель, Создатель и директор Wiesel-design

Как молодые дизайнеры будут спасать мир, повышать качество жизни? Некомфортное холодное помещение — это дело архитекторов, неудобная одежда — это к модельерам, где граница для дизайнеров? Каждую проблему человечества можно решить дизайнерским подходом.

Яша Яворская, Креативный директор ARTPLAY DesignCenter

Сегодня самым внимательным образом необходимо понять объект и предмет деятельности дизайнера и дизайн индустрии в XXI веке, в рамках его старых и новых социальных объектов. Такими направлениями являются: пространство, вещи, еда и тело.

Родькин Павел, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ

ДИЗАЙН КОММУНИКАЦИЙ: ПОБЕДА ДОБРА

В рамках серии мастер-классов от экспертов дизайна для демонстрации достижений и лучших практик выступил Владилен Ситников, управляющий креативный директор агентства Possible Group, Британская школа дизайна. В своем выступлении, посвященном трендам дизайна коммуникаций, он представил результаты авторского подхода к медиапроектам. В чем суть: его работы являются решением сложной задачи: медиапроект, видеоролик выступает как инструмент коммуникации с людьми или с сообществами, способный проблематизировать, организовать на действие, решить проблему.

По сути «медиаинструмент от Ситникова» может быть определен как особый вид социальной инженерии, социального проектирования. Проекты спикера представляют собой высокий класс исследовательской работы, проектирования решения и его упаковки. На примере проектов Tiger Challenge, Dog Dating, Blind Projectэффективность такого подхода особенно заметна. По итогам запуска этих проектов были получены запланированные результаты: волонтеры гуляли с собаками, люди с ограниченными возможностями получили поддержку, и даже у тигров все сложилось. Добро победило благодаря дизайну. Александр Уваров прокомментировал, что такие проекты как раз показывают степень ответственности на макро- и микроуровнях: «ответственность дизайнера, ответственность компании, ответственность государства».

ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА:ПОБЕДА НАД УНЫНИЕМ И ПОВТОРЯЕМОСТЬЮ

На Форуме было представлено два примера отличной работы отечественного дизайна с образовательным пространством.

Пример того, как дизайн может решать реальные задачи и влиять на качество образования, продемонстрировал Кирилл Чебурашкин.

«Мы занимались разным дизайном, но потом у нас пошел четкий уклон в социальный дизайн образовательных пространств, где много нерешенных проблем», — Кирилл рассказал, как велась работа по улучшению пространства в типовом детском саду и школе, в детских больницах. «Наши школы, больницы, детские сады очень похожи на тюрьмы, то есть эстетика, колористика и принципы организации, все очень схожее, очевидно, это все проектировалось одними и теми же организациями, которые исходили не из задач, которые стоят перед этими учреждениями, а из того, сколько людей должно в них обслуживаться. А цели и задачи у детского сада, больницы, школы и тюрьмы разные, соответственно, подход к интерьерному решению тоже должен быть разный», — особо отметил Чебурашкин.

«Важно, что весь дизайн строился на доказательной базе и на прототипах, эти прототипы опробовались на живых детях, потом предъявлялись чиновникам, принимающим решения. Таким образом, родились единые комфортные и функциональные пространства, где учтены абсолютно все мелочи».

Второй пример — это проекты, про которые рассказала Ася Успенская, «Точка зрения»и конкурс для студентов от МАРХИ «Конструктор Учебного Пространство», в рамках которого дизайнеры меняют отдельные элементы и общий дизайн в учебных заведениях. «Мы ищем и находим способы делать учебные пространства по-настоящему удобными», — обнаружили Успенская. Студенты ищут особую изюминку в каждом проекте и не всегда сразу осознают всю уникальность своих работ. А проекты получаются действительно крутые.

Кирилл Чебурашкин. "Дизайн образовательной среды"

INTERDESIGN КАК ПОБЕДА ШКОЛЫ 1970х

Технология, созданная для дизайнеров, оказалась удобна абсолютно всем.

Александр Уваров, ректор национального институт дизайна,о формате INTERDESIGN

Один из способов соединить исследовательские и проектировочные компетенции — найти действенные методы управления сложностью. В 70-х годах в Советском Союзе решением такой задачи стали проектные серии, получившие название INTERDESIGN. В наше время группа дизайнеров и исследователей возродили этот формат, успешно применив его на форуме «Таврида» в Крыму, в совместных проектах с Северсталью и на других площадках. На Форуме основатель и директор Nanolab Данила Медведев выступил с комментарием на тему Интердизайна и мышления, рассказав о двухдневном семинаре, где специалисты занимались активной творческой работой, качество мышления и скорость подготовки выводов были достаточно высоки. Он заключил, что «подобный подход: групповая работа с подготовленными экспертами и консультантами, действительно подходит для больших заказчиков». Сегодня формат INTERDESIGN — это актуальный метод работы для управленческих команд, которые хотят выйти на новый уровень управления сложностью и предоставить миру качественный продукт, способный его изменить.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН: ПОБЕДЫ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Как расти и развиваться молодым дизайнерам в профессиональной сфере и не зацикливаться на принятых границах для творчества? Этим вопросом задались участники сессии про образование в дизайне. Спикеры рассказали, какие проекты помогают им объединять студентов и молодых специалистов.

Куратор экспертной группы хакатона молодых архитекторов и урбанистов «Город» Ася Успенская рассказала о проекте WASA, объединившем в одном информационном поле представителей архитектурных школ, сообществ и групп со всего мира. Ася отметила, что проект подразумевает три уровня взаимодействия: онлайн-общение, общение, построенное на «горизонтальном» общении студентов, система лабораторий, профессиональное оборудование, на котором могут работать студенты во время своего обучения, изучая сферу своей деятельности.

«Одна из форм нашего проекта, это общение студентов, основанное на их месте обучения, где они делятся опытом. Так можно увидеть, что действительно тебя ожидает в конкретном университете», — подчеркнула Успенская.

Руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Наталья Логинова рассказала о другом подходе к поиску и объединению талантливых дизайнеров: «Для нас настало время формировать галерею предметов российского дизайна. Мы начали с конкурса «Придумано и сделано в России». Наталья отметила, что «вся экспозиция — это одна большая победа, иногда это было что-то совершенно новое, чего раньше еще не существовало в дизайне».

Ориентируются на мнение студентов и в молодежном проекте Союза Дизайнеров «ОТЛИЧНО!». В рамках Форума были представлены имена лучших молодых дизайнеров-выпускников года, успешно прошедших обучение в России и за рубежом, также продемонстрированы их работы на выставке. Выставка положила начало традиции ежегодно представлять миру и награждать лучших выпускников текущего года со всех уголков России во всех сферах дизайна.

На Форуме было отмечено, что если с отдельными инициативами и проектами по кооперации молодых дизайнеров дело обстоит неплохо, то состояние системы среднего и высшего профессионального образования вызывает много вопросов. Виктория Исаченко, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» в своем выступлении пожаловалась, что качественных проектных решений в области образований на данный момент просто не существует. «У нас ежегодно возникают одни и те же вопросы о том, куда идет наше образование, и к чему мы стремимся. Желаемые результаты: более равномерный доступ к качественному высшему образованию по регионам», — отметила Виктория и подробно рассказала о сегодняшней системе образования и ее проблемах.

ПОБЕДА СМЫСЛА НАД ЦИФРОЙ: СУТЬ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Развитие цифровой экономики, обозначенное государством как одно из приоритетных направлений, не обходит стороной и дизайн. Все больше дизайнеров обращаются к технологиям для создания удобных и при этом инновационных проектов. Сергей Смирнов, основатель компании «Смирнов Дизайн», рассказал про инструмент, технология которого с помощью нейронных сетей может генерировать декоративные композиции для любых покрытий и поверхностей, позволяет делать бесконечное количество вариаций. «В будущем цифровые технологии смогут работать как четко отлаженный инструмент. Например, вы заходите на сайт, где продают футболки, и при вас формируется какой-то ваш индивидуальный принт, и дальше идет полностью цифровое производство. Дизайнер в цифровом производстве — это слабое место, единственное, что не цифровизируется».

Сергей Смирнов отметил, что если начать работать над контентом и дизайн-формой, то удастся собрать представление о многих тематических направлениях. «Дизайн Форум 2018 должен быть результирующим событием, в процессе подготовки к которому запускаются новые проекты. И если мы сделаем серию дайджестов, готовящих это мероприятие, мы получим совсем другую аудиторию и другую узнаваемость», — подчеркнул Смирнов.

Данный дайджест — первый выпуск регулярной серии. Павел Родькин и Александр Уваров сделали его для вас, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с тенденциями дизайна и внести свой вклад в его развитие. Компания Сетевые Исследования уже вносит свой вклад в развитие дизайна России тем, что занимается комплексными исследованиями в дизайне. Кроме того, в рамках подготовки форума Design BRICS Союз дизайнеров совместно с Сетевыми исследованиями организовывает ряд мероприятий, в том числе проектных семинаров. Если вам интересно принять в них участие, познакомиться с результатами, вы готовы включиться в подготовку — пишите нам.

Бобрецова Александра, руководитель проекта INRU, член совета директоров компании «Сетевые исследования», [email protected]

Уваров Александр, ректор Национального Института дизайна, [email protected]

Родькин Павел, кандидат искусствоведения, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», [email protected]

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда