Нет никаких UX-трендов

Приближается 2024-ый год, люди покупают подарки и ёлки, а дизайнеры выпускают статьи “UX-тренды 2024”. Но никаких UX-трендов не существует. Как и Деда Мороза. Я ни в коем случае не умаляю труды тех, кто весь год наблюдал за работой дизайнеров, отбирал интересные решения, обобщал увиденное, а сейчас делится этим в статьях с названиями типа “UX-тренды”. Дело хорошее. Только вот слово плохое. Позвольте объяснить, что с ним не так.

Как UX-дизайнеры, мы должны подтверждать каждое своё утверждение исследованиями. Исследования опираются на измерения. Результаты измерений записывают числами. С количественными исследованиями всё просто, но и качественные исследования подразумевают измерение: например, на emotion journey map мы отмечаем улучшение или ухудшение настроения пользователя. А раз есть шкала “лучше-хуже”, значит её можно представить числами. Кроме того, качественные исследования, как и любой эксперимент, должны обладать свойством повторяемости и выдавать статистически значимый результат – мы не можем положиться на поведение одного случайного испытуемого, поэтому набираем группы – а это уже статистика. Статистика – это числа.

И вот кто-то пишет, что некий UX-паттерн стал трендом. Но где числа? Где статистическое подтверждение? Пусть покажет числа – это его работа.

Давайте посмотрим как эту работу нужно делать. Начнём с масштаба: вы читаете предсказание на 2024-ый год. Это буквально звучит как обещание роста в течение целого года! Если автор делает настолько серьёзное утверждение, пусть предъявит статистику в том же масштабе (в годах), чтобы мы могли увидеть устойчивый рост, а не случайные всплески. Я помню как разные вещи объявляли трендами, на следующий год о них не вспоминали, через пару лет они снова становились “трендами”, потом о них снова забывали. Подобное поведение – вовсе не тренд.

Вот электромобили – это тренд:

<p>Исследователи собрали статистику за много лет, нарисовали график, отметили устойчивый рост, и только после этого решились дать прогноз на год-два вперёд, объявили тренд.</p>

Исследователи собрали статистику за много лет, нарисовали график, отметили устойчивый рост, и только после этого решились дать прогноз на год-два вперёд, объявили тренд.

Теперь посмотрим на то, что называют “трендами” в статьях про UX.

Микроанимации

Уже несколько лет подряд я слышу про микроанимации, о них говорят как о новом тренде. Google Trends достаточно красноречив:

<p>interest over time</p>

interest over time

На графике показано изменение интереса во времени. В 2016-ом и 2022-ом годах алгоритмы оценки менялись, но в любом случае видно, что после 2004-го года тема микроанимаций стала угасать и к 2011-му году сошла почти на нет.

Вы можете возразить – Google Trends что-то напутал. Но вот вам контрольное измерение, как требует любой эксперимент:

user experience vs micro animations
user experience vs micro animations

– Как же так?! – возразите вы, – UX-профессионалы только и говорят, что о микроанимациях! Если Google Trends этого не отражает, значит он сломан!

Кто, зачем и для чего говорит о “UX-трендах”, разберёмся позже.

А пока вспомним, что микроанимации были всегда, и никакой новостью не являются. Выбираете музыку в OutRun – водитель крутит ручку радиоприёмника.

Микроанимации в 1986 году

Выбираете персонажа в Mario Kart – он начинает вращаться. Вы без труда вспомните анимированные загрузки, анимированные кнопки, анимацию при наведении, анимацию при переходе между экранами – в играх это было всегда.

Микроанимации в 1992 году

– Но мы же разрабатываем дизайн приложений, а не игр! – возразят мне. Скорей всего, это будут те же самые люди, которые несколько лет назад всем вокруг рассказывали о “тренде на геймификацию”. Боюсь, они даже не поймут, в чём проблема, ведь в их картине мира противоречия нет: тогда они агитировали за тренд (делать все приложения похожими на игры), и сейчас агитируют за тренд (делать все приложения непохожими на игры). Это оправдание сработало бы, если UX-тренды и правда существовали, но, повторю, нет никаких “трендов”. К этому мы ещё вернёмся.

Давайте пока посмотрим на категории приложений в AppStore и Google Play:

Популярность категорий в AppStore и GooglePlay
Популярность категорий в AppStore и GooglePlay

Игры на первом месте, с большим отрывом. Случайно выбранное приложение окажется игрой, скорей всего. Противопоставлять игры и приложения неправильно. Приложения – это и есть игры, по большей части.

– Но наши приложения для совсем другой аудитории! – возразят мне. Закроем глаза на ту постыдную страницу истории, когда UX-дизайнеры старались затащить геймификацию во все свои приложения, и зададимся простым вопросом: а они вообще интересовались у пользователей об их опыте в видеоиграх? Что интересного те могут вспомнить? Какое взаимодействие в играх им понравилось? Какой интерфейс, какие его элементы?

На самом же деле, анимация была всегда. Она существует в живой природе. Вы касаетесь воды – начинается движение волны, трогаете ветку – она качается. Для человеческого восприятия совершенно естественно ожидать движения предметов в ответ на взаимодействие с ними. Да, в компьютерных интерфейсах поначалу не могли воплотить анимацию в полной мере: то памяти не хватало, то быстродействия. Но с улучшением возможностей компьютеров разработчики стали использовать то, что всегда хотели. То, что естественно. Анимацию. Вот и весь тренд: он состоит в росте вычислительной мощности и в увеличении объёма памяти. В 2000-ых годах web-сайты были наполнены микроанимациями. Если кто-то из лени или экономии не анимировал, это не значит, что анимация была “не в тренде”. Это значит, что конкретный человек ленился или экономил, вот и всё.

Ещё “UX/UI тренды” по свежим статьям на Medium и VC:

Нет никаких UX-трендов

Использование жирных шрифтов. Естественно, никаких чисел в подтверждение не приводят. Жирные шрифты постепенно вытесняют тонкие? Нет. Жирность шрифтов в среднем увеличивается с годами? Нет. Раньше не делали сайтов с жирными шрифтами? Полным-полно таких сайтов было.

Паралакс-эффект. То же самое, что с жирными шрифтами.

Отказ от брутализма в дизайне. Может быть просто не стоило год назад объявлять “трендом” что попало, без опоры на статистический анализ? К сожалению, урок не выучен – теперь “уход брутализма” объявлен новым “трендом”.

Свайпы влево-вправо. Ребята, Тиндеру уже 11 лет. Тогда они создали тренд. Сейчас это просто одна из механик, которая где-то уместна, где-то нет.

Bento grids. Сервису Pinterest уже 13 лет. Почему все сайты до сих пор не стали похожими на Pinterest? Да потому что нет никакого “тренда” на такой дизайн.

3D и WebGL. Мы отметили 30-летие Doom. А кто-то лишь сейчас заметили, что 3D пользуется спросом? Технологии WebGL уже 12 лет. Для программирования нужны специально обученные люди, а они стоят дорого. Тренда на удешевление труда специалистов по OpenGL не наблюдается. То же самое с WebAssembly.

Гиперреализм. С тех пор как графику 90-ых годов поспешили назвать “фотореалистичной”, каждый следующий шаг приходится называть “гиперреалистичным”. Никакого отношения к UX это не имеет.

Минимализм. Он с нами с самого рождения графических пользовательских интерфейсов. Точнее, тогда они были ещё текстовыми. Когда вы читаете про “воздух”, помните, что negative space стал возможен только с увеличением размеров экранов. Тренд этот – чисто технологический, а не эстетический.

Дизайн для больших экранов. Экраны увеличиваются в размерах вот уже 60 лет. Это не UX-тренд, это технологический тренд. Дизайнерам интерфейсов когда-то пришлось переключиться с шаблона 640x480 на 1024x768, затем на 1280x800, и так далее. 2024-ый год не привнесёт в процесс ничего нового.

Дизайн для маленьких экранов (mobile-first). Утверждение в целом неверное. Посмотрите топ-10 самых продаваемых видеоигр 2023-го года. Все они созданы для компьютеров и стационарных консолей. Лишь со временем некоторые из этих игр перенесут на мобильные телефоны. Давайте вспомним, что UX – это часть CX (customer experience), поэтому начинаем мы не с выбора платформы, а с изучения бизнеса компании и её целевой аудитории. Может быть дозвон до покупателей голосом принесёт больше прибыли, и не нужно никакое мобильное приложение? Люди устали от того, что в каждом кафе официант уговаривает установить их приложение. Может быть грядёт тренд на удаление приложений с телефона? В России особенно, после того как многое перестало работать.

Футуристические цвета и градиенты. Под футуризмом (от слова “будущее”) почему-то подразумевают ретро. Dribbble с самого начала забит стилизациями под 80-ые, это всё очень мило, но где статистика реальных продуктов? Заглянул в топы AppStore для Mac OS, посмотрел по разным категориям – ничего такого не нашёл.

Тёмные темы. То же самое – они с нами с начала времён (компьютерных). Однако, никакого статистического подтверждения тренда мы не видим, лишь одинокий опрос 2019-го года в Твиттере.

Стекломорфизм. Наверное, имеются в виду тонированные стёкла, ведь нас убеждают, что сейчас тренд на тёмные темы. Тем не менее, Google Trends показывает возникновение интереса к стекломорфизму в конце 2020-го года, пик интереса в начале 2022-го, затем некоторое снижение и далее полтора года умеренного интереса.

Анти-дизайн. Типа, дизайн против трендов. Какие ещё нужны доказательства, что трендов в дизайне не существует?

Интересные курсоры (это цитата). Привет из 2000-ых! Наверное, это и есть анти-дизайн.

Персонализация контента. Имеется в виду подбор рекламных объявлений под интересы пользователей (как будто это что-то новое). На самом деле, это вообще не дизайн опыта, а дизайн среды (и довольно агрессивной по отношению к пользователю). Ответом пользователя становится установка блокировщиков рекламы – вот это уже UX.

Виртуальная и дополненная реальность. 13 лет назад Nintendo 3DS выдала стереоскопическое изображение и дополненную реальность по доступной цене, но дальше интереса к нескольким играм дело не пошло. Большинство пользователей отключает 3D. 7 лет назад Pokemon Go взорвал чарты, но вскоре многие перестали пользоваться AR-режимом. Держать экран перед носом, чтобы достичь эффекта, – сомнительное удобство. Google Glasses никто не носит. Следим за судьбой Vision Pro от Apple. Нужен прорыв в технологиях, а здесь тренда пока не наблюдается.

Кросплатформенное взаимодействие. Если оно у вас не работает изначально, значит вы допустили ошибку в проектировании. Исправление ошибок – это не “тренд”.

Внедрение AI. Помните PDA (personal digital assistant) из 90-ых? Даже это название лучше подходит к нашим устройствам, которые мы по-старинке называем словом “компьютер” (вычислитель). С позиции пользователя всё, что делают наши устройства, – это помощь искусственного интеллекта: будь то коррекция грамматики, защита от вирусов или выдача результатов поиска. Нейросети действительно обогатили палитру алгоритмов ИИ, но в целом всё осталось как было. Единственный тренд здесь – удешевление создания нейросетей.

Складывается ощущение, что такие подборки псевдо-трендов – просто бесполезный набор слов, зачастую противоречащих друг другу. Зачем же люди всё это пишут?

Выводы

Итак, в реальности существует только один тренд: улучшение технических характеристик наших электронных помощников. Как дизайнеры пользовательского опыта, мы делаем то, что естественно для человека и давно надо было сделать, да только технические ограничения мешали.

Но также существует бизнес, корпорации, управляющие. Они считают прибыль, избегают рисков и любят надёжный рост. Вот здесь и возникают выдуманные “тренды” в дизайне. Не знаю кто первым начал эту игру. Может быть управленцы, требуя от дизайнеров проявить бизнес-мышление. Может быть дизайнеры, желая подыграть привязанности управленцев к трендам. Так или иначе, дизайнерам надо было что-то показать. Но, не владея культурой научного метода (а без него исследование не провести и тренд не выявить), дизайнеры пошли простым путём: подметили что некоторые идеи оформления интерфейсов чаще копируются другими дизайнерами. И объявили эти копии “трендами”. Каждый раз, когда дизайнера спрашивают о трендах, он смотрит что в данный конкретный момент воруют больше всего, и называет это “трендом”. Неудивительно, что каждый раз это оказываются противоречащие друг другу “тренды” (см. выше), или совершенно очевидные базовые вещи (константы, а не тренды).

Так что чем быстрей вы объясните бизнесу, что “UX-тренды” – такая же симуляция, как Дед Мороз, тем лучше. И для вас, и для бизнеса. Есть наука и методология – следуйте ей, а не копируйте что попало.

И пожалуйста, продолжайте писать статьи про тренды, только проводите научные исследования и подкрепляйте ваши выводы числами. Цены вам не будет!

1212
4 комментария

Длинная статья, есть о чем по спорить, но оставлю два комментария.

В статьях под 'UX трендами' часто подразумеваются тренды дизайна, но это не одно и то же. UX тренды касаются улучшения пользовательского опыта, а не только внешнего вида, а таких процессы происходят медленно. Если кто-то использует термин UX в статьях про тренды, то уже скорее по своей безграмотности или для просмотров, но уж точно не для того, чтобы обогатить мир новым смыслом. Поэтому наивно ожидать от таких материалов каких-то научных доказательств и обоснованности трендов. Можно просто читать статьи, как гороскоп, и находить или не находить в них что-то полезное.

И второй, вы высказались про разные «тренды UX/UI», и два абзаца меня задели: комментарии по Дизайн для маленьких экранов и про Темные темы.

Про Дизайн для маленьких экранов, как я понял, ваша идея, что такой тенденции нет. Но это важный аспект дижитал-дизайна, который не должен игнорироваться. Для тех, кто хочет глубже погрузиться в тему, можно начать с Luke Wroblewski, и рекомендую ознакомиться с тенденциями по Mobile Only.

Что касается Темных тем, то по ним есть статистика и материалы, а не только нерепрезентативные опросы. Не очень много, но есть данные от Apple по предпочтению пользователей на разных устройствах, у Apple есть обоснованные рекомендации по использовании темных тем. Есть статьи на разных источниках, например, у NNgroup «Dark Mode vs. Light Mode: Which Is Better?» или Bureau of Internet Accessibility «Dark Mode Can Improve Text Readability — But Not for Everyone», хорошая статья на Хабре « Раз и навсегда про тёмную тему или почему вам «на самом деле» нужна тёмная тема» https://habr.com/ru/articles/695468/ . Для тех, у кого нет времени читать, напомню только, что у людей с дислексией (5–17% от популяции) и астигматизмом (10–15%) могут возникнуть проблемы с чтением светлого текста на темном фоне. Поэтому об использовании темной темы нет простого ответа, но отмахиваться от нее тоже неправильно.

Таким образом, нужно различать «UX тренды» и тренды дизайна. И помнить, что к дизайну надо подходить с учетом пользовательских потребностей, а не абстрактных мнений, высказанных в каких-то статьях.

1

Всё верно. Я в первом же абзаце написал, что статьи неплохие, но вот названия у них неподходящие: либо слово "ux" лишнее, либо слово "тренды". И скорее всего авторы действительно преследуют цель хайпануть, а не поделиться реальными знаниями.

Про важность дизайна для мобильных устройств я не спорю. Противопоставление было между двумя "трендами": дизайн для больших экранов и дизайн для маленьких. Ещё два соседствующих "тренда" в моей подборке – гиперреализм и минимализм. Очевидно, взаимоисключающие пары не могут одновременно задавать "тренды" в одной и той же области. На самом деле, это просто разные интерфейсы для разных задач, разных ниш, разных пользователей, разных бизнесов. Их нужно рассматривать отдельно по нишам, и там уже выявлять тенденции.

Про тёмную тему я читал статью Apple – она не исследовательская, а рекламная. Им надо было красиво продать тёмную тему Mac OS как новую фишку. На самом деле, в профессиональных приложениях Apple использовали тёмную тему уже много лет. Аргументов за тёмную тему полно (как и аргументов против), но объективной статистики о склонности пользователей к тёмным темам я нигде не увидел.

1

Духота конечно зашкаливает, но к 88% статьи вопросов нет

1

За отсылку к ретро-играм респект, весь ux пришел из игр.
Стоит отметить, что тренд как понятие появился в FMCG — индустрии нужны были тренды для роста потребительского спроса, чтобы люди покупали новое, так маркетологи и журналисты всегда придумывали тренды для того, чтобы продать больше новой продукции. Привести в пример можно индустрию моды (fashion), где намеренно задаются тренды, чтобы продавать новые коллекции. Новый тренд года, лета, зимы, давайте покупать новую обувь, шубу, штаны — нам надо продать.
Мода, если спросить любого, в отличие от стиля достаточно коротка (сезон, два, иногда общий тренд может затянуться на несколько лет).

Также было с большими автомобилями 50-х в США, когда требовалось продавать больше бензина и делались автомобили просто огромные, которые «жрали» бензин сотнями литров за поездку. Зато красивые.

Сейчас в тренде (заменим это слово на тех. прогресс) электромобили, поскольку нефть не бесконечна, она просто кончается и властьимущие это понимают.

Про дизайн я писать не буду, это предмет вечных споров. Всегда были «модные дизайнеры/продукты» (например, Spotify, Snapchat которые не побоялись новых и смелых решений и после того, как людям это понравилось их стали повторять) и были те, кто консервативен и им на новые идеи, решения все-равно.

Если взять искусство, вспомните про импрессионизм, когда он стал популярен (нравится людям и за это хотели платить) а потом ушел в небытие и не нужен теперь никому. Трендов и правда нет, есть лишь изобретения или идеи, которые или принимаются обществом или нет, который или удобны и эффективны, или нет. Если нет, они отпадают.

1
В России вступил в силу закон о самозапрете на выдачу кредитов и займов
88
66
11
11
реклама
разместить
Думали, свихнёмся: Купили "шалаш" за 4 млн рублей и вложили ещё 3. Бизнес на посуточной сдаче загородных домов.

Как молодая пара путешественников решили купить дом в 2024 году для сдачи его в посуточную аренду и что из этого вышло.

Думали, свихнёмся: Купили "шалаш" за 4 млн рублей и вложили ещё 3. Бизнес на посуточной сдаче загородных домов.
1111
66
11
Вот так зарабатывают деньги, сынок! или как правильно выбрать подработку для вашего ребёнка

Даём максимально подробную инструкцию на случай, если ваш подросток собирается подрабатывать.

Вот так зарабатывают деньги, сынок! или как правильно выбрать подработку для вашего ребёнка
2020
⭐️ Доллар не настоящий! 💸Как заработать на укрепляющемся рубле?

Падение курса доллара создает невероятные возможности для его покупки. Но есть ли смысл покупать «валютные» облигации?

⭐️ Доллар не настоящий! 💸Как заработать на укрепляющемся рубле?
1313
Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и комментируем чужие! Площадка для самопрезентации стартапов и пет-проектов 👉 Product Radar

Субботний самопиар на vc.ru
1818
33
Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей

1 марта, значит пора жарить блины, лопать их с икрой и подводить итоги февраля. Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 44 месяца позади. Погнали!

Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей
2727
Где взять деньги на стартап: гранты, инвестиции, кредиты
Где взять деньги на стартап: гранты, инвестиции, кредиты
Метастратегия: что это и почему она вам нужна. Ч.1.

Было бы странно рассказывать вам здесь о таком глобальном понятии без примера на собственном опыте. Поэтому сегодня я познакомлю вас с феноменом Новой Русской Школы Психологии. А еще расскажу на нашем примере, как внедрена метастратегия в наш бизнес.

Метастратегия: что это и почему она вам нужна. Ч.1.
66
33
11
11