Приложение без приложения: сделали webapp в Телеграме для стоматологии. Оно сломалось в первые сутки
Мы ели кактус, тратя сотни тысяч рублей на дорогущие коммуникации через WhatsApp Business с кучей ограничений. А потом пришел Павел и всех спас.
Всем привет, меня зовут Артём Бандин, я сооснователь сети клиник Лёгкая стоматология.
В том году я захотел купить себе новые Найки — оказалось, что найти в РФ первые Эйрмаксы не так уж и просто. Потому решил заказать на Пойзоне через реселлера и попал в офигенское приложение прямо внутри Телеграма. Первый вопрос был «Ничоси. А что, так можно было?»
Понял, что мне нашим клиентам тоже такое нужно 🤩
Тогда же мы плотно сидели на официальном Вотсапе — это тот, который с галочкой и за сотни тысяч рублей, и с каждым счётом думали, как бы слезть с этих конфет.
Так сошлись все звёзды и мы решились вляпаться в эту захватывающую историю.
А чё Телеграмм, а не отдельное приложение?
А потому что приложение стоматологии никому не нужно 🤷🏻♂️
Хорошая знакомая — директор по маркетингу крупной сети клиник (Маша, хай!) — как-то мне сказала: «Самое сильное желание пациентов в наших клиниках — уйти отсюда поскорее и в идеале больше не приходить». И это правда — в чем кайф лечить зубы, да?
И ещё — приложения занимают память на мобиле и очень дорогое место на экране. Такую честь можно оказать банку или Инсте — но никак не клинике, в которую ты приходишь в лучшем случае раз в полгода (но нет) на гигиену. А ещё есть данные, что в целом по миру инсталлы падают от года к году. Так что заставить пользователя установить приложение — тот ещё челлендж.
А в Телеграме всё просто — чтобы открыть приложение, нужно просто зайти в диалог с ботом. Никаких иконок на рабочем столе. Диалог можно вообще закинуть в архив и вспоминать, только когда зуб разболится.
А ещё я верю в продуктовую гениальность Дурова. Поэтому очень вероятно, что когда-нибудь Телеграм станет как WeChat в Китае — многие наши приложения будут там. Только пусть интерфейс останется нормальным.
Как делали
Затея имела смысл только если этим кто-то будет пользоваться. Поэтому первым делом мы изучили, какие у нас тех. ограничения и насколько большие грабли они создадут для клиентов.
Вся информация о пациентах и приёмах у клиник лежит в МИС (медицинской информационной системе). У нас это 1С. Она хороша тем, что можно докручивать под себя, но некоторые вещи делать сложно и дорого. Например, ту же онлайн-запись, CRM и интеграции с мессенджерами.
Поэтому коммуникации мы ведем в Амо через официальный Вотсап и Телеграм Бот.
В Вотсапе можно писать первыми, но дорого. В Телеге — нельзя, но бесплатно.
Сверху всего этого — выстраданная интеграция между Амо и 1С, куча скриптов автоматических уведомлений: напоминалок о визитах, онлайн-заполнение документов, сбор фидбэка и т.д.
Очень хотелось собрать это добро вместе так, чтобы всё работало максимально бесшовно и для клиентов, и для команды. Чтобы захотел — написал в Вотсап, потом в Телеграм, а оно всё попало в Амо, а потом открыл там же приложение и сам выбрал время и записался.
Готовые решения все по-своему компромиссные – усложняют инфраструктуру, снижают надежность, повышают зависимость от сторонних вендоров. А это всё риски для бизнеса, потому что вероятности отказов каждой системы множатся друг на друга. Поэтому мы решили писать свою логику. Ну и какой разработчик не любит писать свою логику, правда?
Ещё был вариант сделать классический Телеграм-бот, но от этой потрясающей идеи бысто отказались. В боте сложно выстроить иерархию, поэтому запись на приём превращалась бы в ад.
Пусть надо попасть к врачу — на одной страничке будет не более 10 фамилий, поэтому листать придётся долго. А ещё даты, свободные слоты… В общем, это будет какая-то пошаговая стратегия — точно не интерфейс 2024 года.
Но сам Телеграм как платформа идеален — в том числе благодаря бесшовной авторизации. Никаких смсок, паролей — приложение авторизуется автоматически. Телеграм всё это берет на себя. А мы точно знаем, что пользователь тот, за кого себя выдает. Если, конечно, у него не угнали аккаунт.
Итак, мы собрали команду — дизайнер, фронт- и бэк-разработчик. У меня уже был опыт организации процессов разработки и инфраструктуры — скрам, деплой, вот это вот всё. Это сильно помогло построить слаженный процесс.
На работу ушло 3–4 месяца и 200–250 тысяч рублей — без учёта моих часов.
Если говорить про технологии, то бэкенд сделали на PHP, фронт на React. Для сборки и деплоя для скорости выбрали Vercel, ресурсы храним и ускоряем в S3 и CDN Яндекс.Облака. Но по-правде, с технической стороны это скорее сайт, чем приложение. Но кто будет читать статью про сайт, да?
Как всё работает
Мы приняли непопулярное решение давать доступ в приложение не всем. А только тем, кто хоть раз записался через человека — по телефону, в мессенджере или ещё как-нибудь. Иначе был риск, что наше расписание станет неуправляемым.
Сделали главный экран:
Тут можно посмотреть ближайшие записи, перенести или отменить приём, а ещё добавить мероприятие в календарь. Календарь — не глупый. Он выберет Эппл или Гугл в зависимости от девайса пользователя.
Сначала запись сделали полностью на автомате: выбрал свободное время — приходи. Но случилась дурацкая ситуация: поздним вечером девушка записалась на раннее утро следующего дня. Это, конечно, никто не увидел — и она зря потратила время на дорогу в клинику.
Вот так вот записываться в бета-тестеры.
Тогда мы стали показывать, что запись на согласовании:
Это значит, что запрос упал администраторам в Амо. Они проверяют, всё ли окей, и подтверждают запись. Статус в приложении меняется, а ещё приходит уведомление в мессенджер. И да, раньше это был бы Вотсап, а теперь — Телеграм 🤘
Записаться можно двумя способами. Первый — сразу выбрать врача. Тут есть раздел «Мои» — это те доктора, у которых пациент уже был.
Второй вариант — выбрать услугу по кнопке «Записаться на приём».
А вообще, почему онлайн-запись в общей медицине — уже стандарт, а в стоматологии — вообще не торт? Потому что у стоматологов непонятные услуги. Пациент не знает, какая понадобится процедура и сколько времени она займёт. В общей медицине все консультации детерминированы по времени — либо 30, либо 60 минут. А у нас всё очень по-разному. Никто же не ведёт учёт, сколько у него каналов в каждом зубе и сколько нужно на их лечение.
Поэтому мы оставили только самые понятные услуги — профгигиену, отбеливание и консультации. По ним можно заранее знать длину слота записи. Остальное через консультации. Либо в процессе согласования администратор скорректирует длину записи.
После приёма в приложении появляется план лечения со схемой, где и чего:
А ещё можно поставить оценку — мы потом всё считаем и смотрим динамику по клиникам и врачам. Как-то так:
Видите эту аватарку? С ней тоже был прикол.
Одна из пациенток пожаловалась на баг — что она не блондинка 💁♀️ Но у нас lean-стартап, поэтому пока по одной мужской и женской аватарке. Когда-нибудь подгрузим фотку из профиля Телеграма. Или сделаем две женские аватарки.
Самый кайф, что в боте параллельно с приложением можно переписываться с админом. Все вопросы падают в Амо, вместе с остальными заявками. Получилось супер-удобно — в одном диалоге сразу и приложение, и переписка с клиникой, и автоматические уведомления. Я очень боялся, что это не сработает, и придется делать двух отдельных ботов, запутаем клиента и всю затею придется похоронить.
Это была одна из самых сложных технических вещей — объединить работу одного бота с двумя системами — бэком приложения и Амо. Ребята, вы 🔥
Запускаться было страшно, поэтому сделали предрелизный анонс — пустили клич в канале клиники и спросили, кто хочет потестить приложение. Откликнулось почти тридцать человек — они отгрузили нам море обратной связи и идей новых фичей.
На этапе тестов серьезных проблем не было — кроме той девушки, которая пришла в клинику в десять утра. Но они начались после 🤪
В воскресенье утром (почему не в понедельник) мы объявили, что приложение официально запущено — а уже вечером увидели, что всё сломалось. Бот отвечал дампами ошибок SQL-запросов. А люди постили их в комментариях в нашем канале. Я в тот момент плавал на сапе. И это вообще было не то, что хотелось бы видеть с веслом в руках.
Хороший урок: все релизы и анонсы с понедельника по четверг 😄
Что дальше
Приятно удивило, что нашу штуку очень тепло встретили: четверть пациентов в процессе лечения зарегались в приложении и перенесли коммуникации в Телегу.
А мы сразу собрали план по внедрению новых штук:
- Выгружать снимки и документы — договоры, справки для вычетов и всё такое.
- Программа лояльности.
- Подробные карточки врачей
- Рекомендации перед и после приёма.
- И чтобы можно было задавать вопрос своему доктору.
Сам недавно убедился, как нужна эта фича. Я был у врача, а после мне понадобилось кое-что ещё уточнить — я позвонил в клинику, попросил врача связаться со мной. Сказали ждать в течение трёх дней. Я ответил на все звонки с незнакомых номеров. А позвонили в итоге во время Зума, когда ответить не смог… В общем, асинхронные коммуникации — one love.
Будет супер-ценно, если в комментариях поделитесь идеями, что ещё было бы круто добавить в приложении клиники. И что вообще думаете о приложениях в Телеге — есть у них будущее?
Разоблачение рынка маркетинговых услуг для стоматологии
Расскажу, как мы от ИИ докатились до медицины, быстро прошли путь от идеи до работающего продукта и почему потом всё равно пришлось пришлось переделывать всю концепцию на ходу.
Открываем новые горизонты в управлении событиями информационной безопасности вместе с ТеДо
Меня зовут Ольга Чугайнова, я руководитель команды агенства медицинского маркетингового «IntellMed», занимаюсь медицинским маркетингом с 2019 года. Поделюсь кейсом о продвижении многопрофильной медицинской клиники во ВКонтакте.
Привет! Меня зовут Никита Толстов, я основатель агентства Толстов груп — делаем комплексный маркетинг для сферы услуг. Согласование контента — частая боль в рабочем процессе. Компании хотят показать свою экспертность, поэтому просят уходить в серьезные тексты с тяжелой терминологией и сложными предложениями. При этом целевая аудитория хочет, чтобы…
На прошлой неделе наш телеграм-бот сдал врачебный экзамен на 92%. Но куда важнее то, как его ПРО версия помогает врачам в реальной практике.
Вирусный эффект — то, чего часто хотят добиться от рекламной акции. И мерч уже стал базой для таких запусков. Но как это работает? Приведу примеры нескольких успешных вирусных мерч-кампаний.
Тем, кто пересек порог 30-ти лет, это чувство знакомо: ноющая спина по утрам, сковывающие движения и тихая мысль: «Надо бы заняться здоровьем... но не сегодня». Клиника TEMED специализируется на лечении без операций, но несмотря на высокую популярность, их маркетинговые кампании не приносили ожидаемых результатов.
Почему? Давайте разберем этот увлек…
Даешь запрет WABA в РФ. Их тарифы - явное проявление экстремизма ) все в телеграм
Очень крутой кейс по разработке и интеграции. Связка с Телеграмом – очень удобно!
А как система поймёт что я записывался, если не знает мой номер телефона?
При авторизации в боте, к которому привязан апп, телега попросит пошерить номер телефона.
Примерно так:
Круто, расскажите, пожалуйста, а у кого вы заказали такой проект?
Я не уверен, что при разработке на заказ получится достаточный результат при вменяемом бюджете — много издержек и потерь в цепочке коммуникаций между менеджерами и разработчиками. Поэтому собирали свою команду, сами выбирали стек, и вели проект.
Комментарий удалён модератором
телега и открывает браузер, вы думаете они сами что ли движок пилят?