Оптимизируем затраты на облако: 4 лучшие практики FinOps

Одна из главных причин, почему компании переносят свою инфраструктуру в облако – экономия. В этой статье расскажем, как FinOps помогает бизнесу оптимизировать затраты на облачные решения, и дадим 4 практических совета, как избежать перерасходов.

Оптимизируем затраты на облако: 4 лучшие практики FinOps

Облачные затраты

По данным исследования State of DevOps Russia, в 2023 году 33% российских компаний увеличили ИТ-бюджет.

Классно, когда бизнес переходит на новый этап развития, масштабируется и стремится перенести свои системы на более эффективные платформы. Такими платформами являются облака — современные, гибкие, динамические среды.

Почему облака? С помощью миграции в облако компания решит много задач разом. Например, сможет поддерживать высокую производительность услуг, обеспечит должный уровень безопасности, надёжности и доступности данных. А ещё оптимизирует затраты на IT.

Переход на облачные сервисы позволяет избежать крупных капитальных расходов (CapEx) на покупку серверного оборудования и ПО. Облачный поставщик сам отвечает за поддержку, своевременные обновления и масштабируемость систем, благодаря чему затраты на управление снижаются. Таким образом вам останется платить только за фактическое использование ресурсов, и расходы на инфраструктуру станут операционными (OpEx).

У локальной инфраструктуры есть один положительный момент. Вы чётко и ясно ограничены: уже заплатив определённую сумму, вы можете пользоваться серверами до тех пор, пока просто не закончится место. Неконтролируемые траты в этом случае исключены. С облачными услугами всё иначе: счёт за них вы получите только в конце месяца. Поэтому заплатить больше, чем вы планировали, — реальный и нередкий сценарий.

Но увеличение затрат на облако — это не всегда плохо. Например, для организации, которая каждый месяц привлекает всё больше клиентов, вполне нормально видеть, как растут её счета за аренду облачной среды. Однако есть нюанс: важно понимать, коррелирует ли увеличение затрат с ростом компании, или она просто расходует больше, чем нужно.

Распланировать бюджет, проанализировать затраты и оптимизировать расходы всего, что связано с cloud-based решениями, поможет практика FinOps.

Контроль бюджета

FinOps (слово образовано из finance + operations) — симбиоз финансового управления и DevOps. В крупных компаниях контролем бюджета на облачные решения занимаются отдельные специалисты, но ответственность за принимаемые решения может взять на себя и команда DevOps-инженеров с PM-ом.

FinOps представляет собой нечто большее, чем бесконечные отчёты по расходам. Это внедрение культуры прогнозирования и best practices по осознанной оптимизации расходов. Учёт экономической ситуации в стране и мире, чёткое понимание бизнес-требований и потребностей рынка, знание брешей в системной структуре, а также уверенность в профессионализме своей команды — вот что определяет стоимость, которая вернётся бизнесу при грамотных затратах.

Практика FinOps учит бизнес не экономить ради экономии. Помните, что сэкономленные рубли не будут создавать ценность для бизнеса в тех же рублях. Нужно смотреть на общую отдачу от каждой сэкономленной копейки. К примеру, экономия в какой-то ситуации приведёт к снижению скорости производства, и в конечном итоге “сэкономленный рубль” превратится в потерянный.

Компании, следующие принципам FinOps, знают, как найти баланс между собственными интересами и реальными потребностями. Искать его нужно постепенно, начиная с небольших изменений. Сейчас мы расскажем о 4 лучших практиках, которые стоит внедрить в первую очередь.

Оптимизируем затраты на облако: 4 лучшие практики FinOps

1. Тщательно выстройте план миграции

Если вы только планируете переносить ваши инфраструктуру и данные из локального ЦОД в облако, то вам нужно построить подробную карту миграции, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Обязательно проанализируйте все риски и зависимости между вашим продуктом, базами данных и другими компонентами. Исходя из целей миграции и потребностей вашего бизнеса выберите стратегию миграции. Дальше — переезжайте, тестируйте и мониторьте улучшения.

2. Избавьтесь от ресурсов-зомби

Ресурсы-зомби (zombie resources) — это компоненты облачной инфраструктуры, которые существуют и работают бесцельно. Они могут возникнуть из-за сбоев в сценариях, неэффективно настроенных балансировщиков нагрузки или ошибок в базах данных SQL. Ещё одна причина, по которой могут воскресать такие зомби — ручная настройка: разработчик или администратор может, например, создать временный сервер для теста и забыть удалить уже ненужное хранилище. Получается, что с компании взимается плата за ресурсы, которые она больше не использует.

Ещё одна опасность простаивающих ресурсов заключается в том, что они расширяют ту зону инфраструктуры, которую могут использовать злоумышленники. Так как занятое, но не используемое место мониторится не так тщательно, как другие области, оно становится уязвимым. Соответственно, и в этой ситуации можно запросто потерять деньги.

Выявить ресурсы-зомби можно с помощью надёжно настроенной системы мониторинга, выходящей за рамки традиционных информационных панелей и ручной аналитики. Если вы вовремя обнаружите аномалии, то сможете скорректировать затраты.

3. Подключите автоскейлинг — облачное автоматическое масштабирование

Представьте ситуацию: магазин запустил крупнейшую за последний год распродажу. Запустил успешно. Неожиданно успешно. Клиенты за короткий промежуток времени оформляют заказы на сайте и в приложении настолько много, что нагрузкa стала превышать возможности IT-инфраструктуры. В итоге сервисы магазина начинают сбоить, запросы клиентов не выполняются, заказы не оформляются. Компания теряет прибыль, клиенты – доверие и желание что-то покупать в этом магазине. Чтобы такого не происходило, существует автоскейлинг.

Автомасштабирование регулирует объём задействованных IT-ресурсов в автоматическом режиме, чтобы привести их в соответствие с реальной нагрузкой в определённый момент времени. Здесь тоже важен качественный мониторинг серверов: если система заметит, что нагрузка выходит за рамки нормы, то она моментально подключит дополнительные мощности. Как только нагрузка снизится, система высвободит избыток ресурсов. Программа сама определяет, как лучше распорядиться ресурсами: задействовать их быстро или использовать экономно.

Получается, что вы платите только за те мощности, которые вы по факту использовали. А ещё вы предотвращаете те самые потенциальные финансовые потери, которые могли возникнуть из-за простоя систем, не выдержавших нагрузок. Подключив автоскейлинг, вы обеспечите вашему бизнесу непрерывность и отказоустойчивость.

Настроить мониторинг и автомасштабирование могут системные администраторы, которые умеют работать с облачной инфраструктурой.

4. Зарезервируйте облачные ресурсы

Зарезервированные инстансы (RI) — это серверные ресурсы, за которые вы вносите предоплату, получаете хорошую скидку и которыми вы обязуетесь воспользоваться в течение оговоренного срока. Например, у Yandex Cloud соглашение на резервируемое потребление (Committed volume of services, CVoS) действует 6 месяцев или 1 год, а у AWS от Amazon – 1 или 3 года. Чем дольше срок, тем больше скидка.

Эта практика — один из самых лёгких и очевидных способов сэкономить на облаке. Но перед тем, как принять решение зарезервировать серверы, нужно провести тщательный анализ использования ваших ресурсов и чётко определить, какой конкретно объём вам будет необходим. Команда DevOps-инженеров поможет разобраться с этим вопросом и максимально исключить все риски.

В сухом остатке

Путей решения проблемы перерасходов на облачные ресурсы на самом деле очень много. Практика FinOps помогает структурировать и анализировать всю информацию о ваших cloud-based решениях, чтобы вы могли максимально эффективно оптимизировать затраты на облако. Немаловажную роль в контроле бюджета играет качественный мониторинг ваших систем и умение планировать работу компании на месяцы вперёд.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам нужна помощь с миграцией в облако, переносом приложений в Kubernetes, внедрением DevOps, автоматизацией процессов CI/CD и поддержкой серверов, то наша команда — к вашим услугам.

А ещё приглашаем подписаться на наш блог Хабр и TG‑канал DevOps FM, также познакомиться с YouTube. Везде выходит разный, но интересный и полезный контент.

22
Начать дискуссию