Как принять готовый IT-проект от аутсорсингового агентства, чтобы остаться довольным результатом

Заказчики разработки программного обеспечения зачастую испытывают трудности на этапе приемки, не обладая необходимой экспертизой для всесторонней оценки работы аутсорсингового агентства.

Совместно с ведущим проджект-менеджером IT Test Алексеем Коростелевым мы разработали рекомендации, которые помогут обеспечить соответствие итогового продукта первоначальным требованиям и добиться успешного завершения проекта.

Как принять готовый IT-проект от аутсорсингового агентства, чтобы остаться довольным результатом

Из каких шагов состоит приемка IT-проекта

Этапы приемки готового программного обеспечения зависят от продукта и компании. Понимание, какие процессы происходят на каждом шаге, важно для нахождения общего языка с командой разработки и формирования правильных ожиданий от приемки.

Агентство, как правило, сдает готовый проект под ключ, осуществив необходимые этапы тестирования. Вот самые распространенные шаги и ключевые моменты на каждом из них.

Первичное тестирование.

Цель: убедиться, что основные функции продукта работают, а программное обеспечение запускается без критических ошибок.

Ответственный: менеджер проекта или бизнес-аналитик.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • проверить базовую навигацию в интерфейсе;

  • убедиться, что основные функции продукта работают: пользователь может войти в систему, главные разделы открываются и т.д.;

  • проверить отсутствие явных ошибок или сбоев при запуске приложения.

Функциональное тестирование.

Цель: убедиться, что функции работают в соответствии с согласованными требованиями и спецификацией.

Ответственный: команда тестировщиков.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • проверить соответствие функциональности требованиям, описанным в технической документации;

  • удостовериться в возможности реализации всех функций, в том числе мелких и вспомогательных;

  • проверить все возможные сценарии использования, включая успешные и ошибки/исключения.

UX/UI-тестирование.

Цель: оценить визуальное и функциональное соответствие дизайну и удобство использования продукта.

Ответственный: команда дизайнеров и UX-специалистов, разработавших макеты.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • убедиться, что интерфейс соответствует утвержденным макетам и дизайн-гайдлайнам — проверить цвета, шрифты, расположение элементов;

  • проверить корректное отображение на разных устройствах и в разных браузерах;

  • оценить удобство использования: навигацию, интуитивность интерфейса, логику пользовательских сценариев.

Интеграционное тестирование.

Цель: проверить взаимодействие программного обеспечения с другими системами, например, базами данных, API, внешними сервисами.

Ответственный: интеграционные инженеры или системные администраторы.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • проверить корректность работы интеграций, например, правильно ли происходит обмен данными между системами;

  • оценить устойчивость интеграций к возможным сбоям, например, неработающему стороннему API;

  • изучить соответствие протоколов безопасности конечной реализации, например, шифрование данных при передаче.

Тестирование производительности.

Цель: оценить, насколько хорошо программное обеспечение справляется с нагрузкой, и определить ее пределы.

Ответственный: команда по тестированию производительности.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • проверить время загрузки страниц и выполнения основных операций;

  • оценить производительность под пиковыми нагрузками, например, при одновременном использовании большим числом пользователей;

  • удостовериться в устойчивости и плавном поведении системы при длительном использовании.

Тестирование безопасности.

Цель: убедиться в защищенности программного обеспечения от возможных угроз и нарушений безопасности.

Ответственный: специалист по информационной безопасности.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • проверить уязвимости в коде (SQL-инъекции, XSS-атаки, CSRF);

  • оценить корректность управления доступом и аутентификацией;

  • убедиться, что данные защищены.

Приемочное тестирование.

Цель: дать возможность конечным пользователям протестировать продукт в реальных условиях и убедиться, что он удовлетворяет их потребности.

Ответственный: бизнес-заказчик, владелец продукта, конечные пользователи.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • рассмотреть реальные сценарии использования, представленные конечными пользователями;

  • выяснить, насколько продукт интуитивен и удовлетворяет бизнес-потребности;

  • оценить реакции пользователей на поведение системы и предложения по улучшению.

Окончательное утверждение и приемка.

Цель: финальная проверка и утверждение готовности продукта к внедрению.

Ответственный: менеджер проекта, владелец продукта.

Что необходимо сделать на этом этапе:

  • убедиться в исполнении всех задач, указанных в техническом задании;
  • подтвердить исправление критических и важных багов, выявленных на предыдущих этапах;

  • оценить готовность продукта к запуску, включая проверку пользовательской документации и обучающих материалов, если они предусмотрены.

Как принять проект без глубоких технических знаний

Даже не обладая техническим бэкграундом, можно эффективно оценить качество готового цифрового продукта. Важно помнить, что вы являетесь конечным пользователем программного обеспечения, и ваша интуиция и здравый смысл могут стать надежными инструментами в процессе приемки.

Вот список действий, на который можно опираться, чтобы убедиться, что агентство предоставило именно тот результат, который вы ожидали получить.

1. Посмотрите на продукт глазами пользователя, представьте самые популярные пользовательские пути и попробуйте их пройти. Например, если это интернет-магазин, то зарегистрируйтесь, найдите товар в каталоге, добавьте его в корзину, оформите заказ, оцените удобство и понятность интерфейса.

2. Сравните готовый продукт с тем, что нарисовано в макетах и описано в техническом задании. Проверьте наличие всех заявленных экранов и функций.

3. Воспользуйтесь программным обеспечением из разных браузеров и операционных систем. Убедитесь, что продукт везде работает одинаково хорошо.

4. Оцените быстродействие продукта: с какой скоростью загружаются страницы сайта или открываются страницы мобильного приложения — вызывает ли что-то сомнения?

5. Убедитесь, что в интерфейсе размещена вся необходимая информация, нет пустых страниц или тестовых данных.

6. Проверьте, что необходимые внешние сервисы подключены и работают, например, можно провести оплату по банковской карте и оформить доставку.

Что должно насторожить в ходе приемки

В процессе приемки готового продукта могут возникнуть моменты, которые должны насторожить и вызвать сомнения в качестве выполненной работы. Важно быть внимательным к деталям и не игнорировать даже мелкие недочеты, так как они могут свидетельствовать о более серьезных проблемах.

Пять пунктов, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

  1. Видимые баги и ошибки, некорректная работа на разных устройствах и в браузерах.

  2. Очевидное несоответствие интерфейса дизайну.

  3. Непонятный, неудобный интерфейс.

  4. Отсутствие необходимого содержимого или его неполнота, ошибки в текстах.

  5. Отсутствие проектной документации, отказ от передачи доступов к исходным кодам.

Если замечания к готовой работе появились после завершения приемки, стоит связаться с командой разработки и понять, являются ли замечания ошибкой или такая функциональность была запланирована на этапе разработки. Если появляются разногласия, можно привлечь третью сторону для экспертизы.

Обычно в договоре на разработку прописываются гарантийные обязательства. Чаще всего ошибки исправляются бесплатно в рамках этих договоренностей, а для изменения или расширения функциональности, возможно, потребуется запланировать новый этап работ.

Бывает так, что за оговоренное количество итераций так и не удается получить от агентства желаемый результат. Чаще всего причина заключается в следующем:

  • недостаточно четко сформулированные требования и критерии приемки, нечеткое техническое задание;

  • недостаточное погружение заказчика в проработку проекта и нехватка коммуникации с командой разработки;

  • изменение требований в процессе работы;

  • неверное планирование жизненного цикла проекта и этапов приемки;

  • разное понимание конечного результата у агентства и заказчика.

Какие артефакты нужно запросить у агентства по окончании работ

При передаче готового IT-проекта аутсорсинговое агентство должно обеспечить заказчика всеми необходимыми артефактами, которые гарантируют успешное дальнейшее использование и поддержку продукта. Эти артефакты не только подтверждают завершение работ, но и служат основой для дальнейшего развития проекта.

Список документов и материалов, которые следует запросить у агентства, чтобы убедиться в полноте и качестве передаваемого продукта:

  • исходные коды — полные доступы ко всем репозиториям и, желательно, права владельца;

  • доступы к инфраструктуре — это может быть серверная инфраструктура, аккаунты сервисов, которые используются в приложении, аккаунты в сторах;

  • документация проекта — техническое задание, руководства по эксплуатации;

  • тестовая документация — тест-кейсы, чек-листы;

  • документация для технических специалистов — инструкции по развертыванию;

  • макеты дизайна и разработанные материалы;

  • юридические документы — акт приема-передачи, гарантийные обязательства.

Резюмируя, можно выделить общие рекомендации по приемке IT-проекта, соблюдая которые, вы с большей вероятностью останетесь довольны результатом:

  • детально проверяйте соответствие требованиям: следите, чтобы функциональные возможности, описанные в техническом задании, были реализованы и работали корректно;

  • тщательно тестируйте и не пренебрегайте этапами проверки, даже если продукт кажется рабочим на первый взгляд — в процессе использования могут возникнуть неочевидные баги или недочеты;

  • убедитесь в финале, что вам передана вся актуальная техническая и пользовательская документация;

  • постоянно держите связь с агентством-подрядчиком, чтобы быстро решать вопросы и вносить необходимые корректировки.

Больше экспертных материалов о заказной разработке читайте в Telegram-канале IT Test.

2424
Начать дискуссию