реклама
разместить

Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов

Часто заказчики не хотят проходить этап ППО (предпроектное обследование), думая, что это лишние траты. В итоге при разработке всплывают подводные камни, поэтому раздуваются сроки и бюджет. Читайте в статье, почему ППО — это важный этап работы над проектом, как он проходит и как помогает сохранить ресурсы заказчика.

Виктор Рындин

Привет, меня зовут Виктор, я основатель Wemakefab. Мы занимаемся UI/UX-дизайном и разрабатываем лучшие в России онлайн-сервисы по версии отечественных диджитал-конкурсов.

В Wemakefab предпроектное обследование (ППО) — это обязательный первый этап при работе над любым IT-продуктом. Без него мы не пойдём в разработку. Дальше я расскажу:

Что такое ППО и как оно помогает снизить уровень неопределенности в проекте

Предпроектное обследование — это подготовительный этап работы над IT-проектами, который начинается с глубинного брифинга заказчика, чтобы выяснить его ожидания и требования. По ходу обследования специалисты анализируют проект со всех сторон: например, какие нужны интеграции, какой будет структура и архитектура сайта, продумывают прототипы.

Этот этап помогает оценить реальную стоимость, сроки реализации проекта, а также подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть.

Результат ППО — набор документов, которые дают более полное представление о проекте. Эти материалы обычно называют «Артефакты». Дальше в статье я тоже буду их так называть.

Без ППО невозможно:

  • Сформировать точную смету на разработку;
  • Зафиксировать риски и узкие моменты;
  • Составить техническую архитектуру проекта, выбрать оптимальное решение.

ППО делает работу над проектом предсказуемой для обеих сторон и значительно повышает шансы на успешную реализацию в срок и в рамках бюджета.

Проект без прохождения ППО: неизвестно, где и какие риски ожидают. 
Проект после ППО: есть понимание рисков и возможностей
Проект без прохождения ППО: неизвестно, где и какие риски ожидают. Проект после ППО: есть понимание рисков и возможностей

ППО особенно полезно для предпринимателей без экспертности в IT

В отличие от крупных корпораций с собственными IT- и аналитическими отделами, предприниматели малого и среднего бизнеса часто не имеют полного представления о конечном продукте. Без проведенных исследований и технической экспертизы им сложно сформулировать четкие требования к своему стартапу.

В результате ППО заказчики получат:

  • Детальный план разработки со сроками и стоимостью каждого этапа;
  • Понятное техническое задание, которое поможет избежать недопонимания с разработчиками;
  • Анализ потенциальных рисков проекта и рекомендации, как их избежать или минимизировать;
  • Варианты технических решений с оценкой их стоимости;
  • Прототипы ключевых экранов продукта, чтобы можно было «потрогать» будущее решение.

ППО превращает общую концепцию в детальный план разработки, понятный как разработчикам, так и заказчику. Это позволяет предпринимателям без IT-бэкграунда точно понимать, что будет происходить с проектом на каждом этапе, контролировать процесс разработки и принимать обоснованные решения.

В ППО есть 5 основных этапов

В нашем агентстве мы определили пять базовых этапов, которые подойдут к любому типу проектов. К этим этапам можно добавлять дополнительные в зависимости — от сложности и масштаба проекта.

Конечно, в других компаниях процесс ППО может быть организован иначе.

Ниже описал этапы, которые мы выделили как основные.

1. Глубинный брифинг и погружение в проект

На этом этапе мы детально изучаем ваш бизнес и проект, а вы знакомитесь с нами. Для этого проводим большое интервью или даже целую серию интервью, если потребуется. На глубинном брифинге мы стараемся понять все нюансы проекта и обсудим ваш продукт или услуги, целевую аудиторию, задачи, планы и сроки.

Чтобы провести глубинный брифинг, мы собираем команду ключевых специалистов. Например, если вам нужен онлайн-сервис, то в команде будут: тимлид, арт-директор, аналитик, веб-дизайнер, проджект-менеджер и разработчики.

Артефакт: документ с ключевыми моментами, выводами и требованиями к работе.

Часть таблицы с ответами на вопросы из глубинного брифинга
Часть таблицы с ответами на вопросы из глубинного брифинга

2. Разработка компонентной или концептуальной схемы архитектуры проекта

На этом этапе мы создаём «скелет» будущего продукта с технической точки зрения. Результат может быть представлен в виде детальной компонентной схемы или в виде более общей концептуальной схемы.

При разработке компонентной схемы мы определяем конкретные программные модули, их функции и взаимосвязи, включая технологический стек. Для концептуальной схемы мы фокусируемся на высокоуровневом представлении системы, описывая основные блоки и принципы их взаимодействия без углубления в технические детали. Выбор между ними зависит от стадии проекта, его сложности и потребностей клиента.

Этот процесс похож на создание подробного чертежа дома перед строительством. Продуманная архитектура — основа для стабильной работы продукта и его будущего масштабирования.

Артефакт: компонентная или концептуальная схема архитектуры проекта.

Часть компонентной схемы архитектуры проекта: структура и взаимосвязи модулей
Часть компонентной схемы архитектуры проекта: структура и взаимосвязи модулей

3. Создание Use-case и User-flow

На этом этапе мы визуализируем, как пользователи будут взаимодействовать с системой, и структуру продукта. Это помогает лучше понять функциональность и навигацию будущего продукта.

Use-case диаграммы показывают, какие действия может выполнять каждый тип пользователя в системе. Это помогает определить основные функции продукта и убедиться, что мы учли потребности всех пользователей.

User-flow, или карта сайта, демонстрирует, как пользователи будут перемещаться по продукту, чтобы выполнить свои задачи. Это позволяет оптимизировать UX и выявить потенциальные проблемы в навигации на ранних этапах.

Создание этих схем помогает команде разработки лучше понять требования к продукту и может выявить неучтенные сценарии использования или функциональные пробелы.

Артефакты:

  • Use-case диаграммы для различных типов пользователей.
  • User-flow диаграммы, или карта сайта, отображающие структуру и навигацию продукта.
Часть user flow: схема взаимодействия пользователя с личным кабинетом
Часть user flow: схема взаимодействия пользователя с личным кабинетом

4. Разработка прототипов

Здесь мы создаём черновой вариант интерфейса вашего продукта — вайрфреймы (wireframes). Это схематичные макеты страниц или экранов приложения, которые визуализируют структуру и функциональность вашего продукта. Зачем они нужны?

  • Наглядно показать расположение основных элементов интерфейса.
  • Определить информационную иерархию.
  • Сфокусироваться на функциональности и структуре, не отвлекаясь на детали дизайна.

Вайрфреймы помогают проверить UX: нет ли ошибок в пользовательских путях и правильно ли выстроена иерархия контента. А также это способ внести правки на раннем этапе работы над проектом.

Артефакт: набор вайрфреймов ключевых страниц сайта или экранов приложения.

Прототипы ключевых страниц сервиса для риэлторов
Прототипы ключевых страниц сервиса для риэлторов

5. Формирование паспорта проекта

Паспорт проекта — это концентрированное изложение всей ключевой информации о проекте, которую мы собрали на предыдущих этапах. Он помогает всем членам команды понять, зачем нужен проект, что и как конкретно нужно сделать. В нём есть вся нужная информация.

Благодаря этому документу проще принимать решения. Если у команды или клиента появятся вопросы либо будут какие-то спорные моменты, — все ответы найдутся в паспорте проекта.

Кроме того, если к проекту присоединяются новые люди, этот документ поможет им погрузиться в проект и понять все его особенности.

Артефакт: паспорт проекта, куда входят результаты всех пройденных этапов ППО.

Паспорт проекта платформы для переговоров

Примеры проектов с разным составом этапов в ППО

Кроме базовых этапов, которые мы описали выше, ППО может также включать другие работы. Например, анализ конкурентов, анализ готовой системы и разработка BPMN-схемы.

Вот несколько примеров того, какие этапы может включать ППО для разных типов проектов:

Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов

Обычно ППО проводится за 2–6 недель

В основном время зависит от сложности проекта и количества артефактов, которые нужно разработать. Например, ППО для промосайта нового продукта займёт 2 недели, а для крупного интернет-магазина — 6 недель.

Кроме того, на продолжительность ППО влияет скорость реакции заказчика. То есть то, насколько быстро он отвечает на вопросы и утверждает промежуточные результаты.

Примеры, сколько времени может занимать ППО на разных проектах с разным составом этапов:

  • Небольшая промоигра — 1,5–2 недели;
  • Обучающая платформа — 4 недели;
  • Мобильное приложение для фитнес-центра — 6 недель.

Стоимость ППО в среднем — 800 тысяч рублей

Цены на ППО начинаются от 450 тысяч рублей. Но для сложных проектов может доходить до 3 миллионов. Цена зависит от масштаба проекта и количества необходимых артефактов — как и время проведения ППО.

Чтобы рассчитать стоимость предпроектного обследования, мы определяем нужных специалистов, умножаем их часовые ставки на количество необходимых рабочих часов и складываем результаты.

Примеры ниже — это не точные данные. Они нужны, чтобы наглядно показать, как рассчитывается стоимость ППО. Но опираться на них не нужно.

Примеры стоимости ППО на разных проектах, с разным составом специалистов и количеством часов:

Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов
Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов
Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов

Важно понимать, что инвестиции времени и денег в качественное ППО окупаются на этапе разработки. Тщательное планирование помогает избежать дорогостоящих переделок в будущем, обеспечивая более предсказуемый и гладкий процесс реализации проекта.

Разработка проекта без ППО — минус деньги и время

С 2011 года у нас скопилось достаточно факапов из-за того, что мы пропускали ППО. Все они шли по похожим сценариям и были с одинаковыми последствиями.

Вот один из примеров:

К нам обратилась компания для разработки онлайн-агрегатора автомобилей. У них уже были дизайн-макеты и бот с базовыми функциями. Они не хотели тратить время на ППО из-за сжатых сроков.

Мы оценили проект в 6 миллионов рублей и 5 месяцев разработки. Однако в процессе работы выяснилось, что клиент не до конца понимал, какие функции ему нужны и как они должны работать. Макеты противоречили функциональным ожиданиям, команды по-разному представляли реализацию функций. Пришлось постоянно менять требования, переделывать макеты и пересматривать функционал.

В итоге проект задержался на четыре месяца и ощутимо превысил бюджет. Если бы мы провели полноценное ППО, то смогли выявить все риски заранее, помочь клиенту реалистично оценить бюджет и сроки, структурировать его знания и требования к продукту.

Иногда ППО может привести к неожиданным, но более выгодным решениям

Показательный пример — наш опыт работы с туроператором «СканТур». Они обратились к нам с запросом на разработку кастомной CRM-системы. Мы предложили начать с ППО, чтобы лучше понять их потребности и оценить масштаб проекта. В процессе обследования выяснилось, что им вполне подойдёт готовое решение на «Битриксе».

В результате «СканТур» получил решение, которое удовлетворяет их требования и значительно экономит бюджет. А мы получили долгосрочного партнёра.

Вот что говорит о нашей работе руководство «СканТура»:

Как предпроектное обследование экономит время и деньги при разработке IT-продуктов

Если вы планируете разработку диджитал-продукта и хотите, чтобы реализация прошла без сюрпризов, начните с ППО. Свяжитесь с нами, и мы обсудим ваш проект.

Если вам интересно, как мы работаем с другими проектами, подписывайтесь на телеграм-канал Wemakefab.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал «Вожу рукой», если хотите узнать, как делать крутые продукты, нанимать сильных специалистов и зарабатывать деньги в диджитале.

3333
66
22
22
11
реклама
разместить
20 комментариев

Наверное, это самая подробная и понятная статья про ППО

5

Откуда такая уверенность?

Какая-то надуманная шляпа это ППО. Чисто бабок срубить. Что вы делаете, когда заказчик уже знает, что ему нужно и приносит готовое ТЗ?

1
1

Рады видеть вас в комментариях, Олег:)

ТЗ — это хороший старт, но даже самые подробные документы часто содержат неточности или пробелы. На этапе ППО мы их проверяем, уточняем и дополняем. Это снижает риск конфликтов и переделок на этапе разработки. То есть даже при готовом ТЗ ППО помогает избежать сюрпризов.

Почему обследование, а не исследование?

Ну, обследование — это более широкое понятие. Исследование же чаще подразумевает просто сбор информации. А обследование включает и диагностику текущей ситуации, и анализ, и создание решений на основе полученных данных. Например, мы не только изучаем проект, но и находим в нём узкие места, риски, плюс к этому разрабатываем архитектуру и прототипы. Это комплексный подход, поэтому «обследование» здесь точнее

3

А была ситуация, когда после ППО картина менялась радикально? Например, клиент планировал разработать систему за полгода, а в итоге выяснилось, что работа займет год из-за скрытых проблем?

Раскрывать всегда
Как вести десятки проектов и не сойти с ума

Управлять проектами — как разжигать костер. Следить за небольшим пламенем легко, но стоит чуть потерять контроль, и можно довести дело до пожара. Так и с проектами: если вовремя не спохватиться, задач будет всё больше и придется постоянно «тушить огонь». В статье расскажем, как этого избежать и какие инструменты вам помогут.

Как вести десятки проектов и не сойти с ума
22
реклама
разместить
Разработка IT-продукта в 2025: как сэкономить минимум в 2 раза и запустить проект без классических ошибок — 7 проверенных шагов
Разработка IT-продукта в 2025: как сэкономить минимум в 2 раза и запустить проект без классических ошибок — 7 проверенных шагов
44
🌱🍓 Саженцы цветов, плодовых деревьев и ягодных кустарников из Краснодарского края завоевали сердца садоводов по всей стране!
🌱🍓 Саженцы цветов, плодовых деревьев и ягодных кустарников из Краснодарского края завоевали сердца садоводов по всей стране!
11
3 вопроса, которые нужно задать разработчику, прежде чем подписать договор

Наконец-то созрели для разработки? Отлично! Осталось выбрать подрядчика, который не бросит вас с сырым продуктом и дырой в бюджете. В статье расскажу о том, как выбрать студию разработки и на что обращать внимание, даже если вы не разбираетесь в коде.

3 вопроса, которые нужно задать разработчику, прежде чем подписать договор
22
11
Перед стартом разработки цифрового продукта можно повысить шансы на успех

Речь пойдет про предварительную аналитику. Улучшаем качество взаимоотношений, экономим время, снижаем риски. Верхнеуровнево определяемся со стратегией и каналами лидогенерации.

Перед стартом разработки цифрового продукта можно повысить шансы на успех
Как строится работа над ИТ-продуктами в больших компаниях

Всем привет! Меня зовут Сергей, я TeamLead в крупной компании. В рамках реализации проекта «TechQuest» для новичков в ИТ, решил поделиться с вами о личных кейсах, лайфхаках и приемах, которые немного приоткроют дверь работы в большой компании.   Сегодня хотел поговорить о запуск ИТ-продукта. Как строятся процессы, погрузимся во все этапы разработки…

Midjourney. Топ-20 промптов для Midjourney. Создаем нереальные шедевры (+ примеры и полезные фишки)
Midjourney. Топ-20 промптов для Midjourney. Создаем нереальные шедевры (+ примеры и полезные фишки)

Наверное, каждый, кто начинает свое знакомство с Midjourney, сталкивается с одной и той же проблемой — как правильно сформулировать свой запрос, чтобы получить именно то изображение, которое видишь в голове? Хочу поделиться с вами коллекцией из 20 эффективных промптов, которые работают в Midjourney как лучший дизайнер!

Как понять, что вашему бизнесу нужна заказная разработка? Признаки, которые нельзя игнорировать

За время нашей работы я не раз видел, как цифровизация не только решала проблемы, но и помогала бизнесу расти. В этой статье разберу на наглядных примерах, в каких случаях нужна заказная разработка. Если в процессе узнаете себя — значит вашей компании пора задуматься о переменах.

Как понять, что вашему бизнесу нужна заказная разработка? Признаки, которые нельзя игнорировать
11
11
Как эффективно выстроить работу над сайтом: 5 советов для бизнеса
Как эффективно выстроить работу над сайтом: 5 советов для бизнеса

Работа с агентством/студией/специалистом — это совместный процесс, где успех проекта зависит не только от исполнителей, но и от заказчика. Расскажем, как правильно выстроить общение, чтобы результат оправдал (а лучше превзошел) ваши ожидания.

11
реклама
разместить
Индиана Джонс и искусство управления проектами: как выжить в непредсказуемых приключениях
Индиана Джонс планирует приключение

Когда мы слышим фразу «план проекта», в голове сразу возникает образ идеальной прямой линии, соединяющей нашу текущую позицию (точку А) и желаемый результат (точку Б). Но на практике всё гораздо сложнее. Мы сталкиваемся с неожиданными препятствиями, непредвиденными рисками и изменениями. В этой статье опишу, какой путь сможет выдержать все испытани…

33
Как мы запускаем проект: 6 ключевых этапов для достижения максимального ROI
Как мы запускаем проект: 6 ключевых этапов для достижения максимального ROI

Существует ли универсальный рецепт успешного запуска проекта? Мы уверены, что да! Сегодня мы поделимся с вами нашим проверенным подходом к этому процессу.

66
Этапы разработки сайта и приложения – что стоит за каждым шагом индивидуальной веб-разработки

Всем привет. Это третья статья цикла для IT-директоров и директоров по развитию/маркетингу про разработку сайтов и мобильных приложений. В предыдущей статье я рассказал про цели разработки сайта и приложения, а также пояснил, кому подходит индивидуальная разработка IT-решений. Сегодня речь пойдет именно о ней — это не просто удобство, а стратегичес…

Этапы разработки сайта и приложения – что стоит за каждым шагом индивидуальной веб-разработки
11
[]