«День в стиле Ghibli»
Ручка в виде кредитки

Как начать и закончить разработку сайта? Чек-лист для заказчика.

3 месяца сверх срока, сайт не готов, подрядчик тянет сроки. Реальный кейс из личной практики.

Цифровые подводные камни.
Цифровые подводные камни.

Создание сайта чаще всего выглядит так:

  • Выбрали подрядчика для создания сайт.
  • Заключили договор, заполнили бриф, передали ТЗ.
  • Но оказывается, подрядчик делает не то что просили, не так красиво, как обещал. Появились доп. работы и расходы.
  • Потратили (сюда подставить любой срок или сумму), потратили время менеджера, руководителя, собственника.
  • Результат — сайт заказчику не нравится и не соответсвует поставленным целям.

Кратко про меня:
7 лет руководил и продолжаю возглавлять Digital отдел в крупной межрегиональной компании. Выступаю в роли консультанта, помогаю создавать новые продукты, продвигать товары и услуги.

Не рекламирую себя и компанию. Не скрываюсь, но и не афиширую проекты.

Для чего этот текст?

Написано много статей, но как правило, авторы пишут про проблемы, с которыми сталкивается заказчик. И мало где описано, как выстроить процесс и получить желаемый результат.

Предисловие:

Не так давно ко мне обратился коллега. У него есть друг, собственник компании со строительным бизнесом. Компания заказала новый сайт. В согласованный срок, подрядчик сдал работы, но результат не соответствовал ожиданию. Подрядчик пообещал внести изменения. Заказчик направляет правки, подрядчик переносит релиз и вырабатывает доп. часы.

Обещанный чек-лист для тех кто не любит читать:

Пусть это банально и очевидно, но для многих станет правильным шагом в следующем этапе развития компании.

  1. Пишите бизнес-требования. Опишите что хотите и какие задачи у сайта. Пишите своими словами, не нужно быть тех. писом или иметь специальный опыт. Прям вот так и пишите: хочу, чтобы с сайта звонили и отправляли заявки. Показывать карточки товаров. Продвигать в яндексе и запускать на сайт рекламу. Хочу такие разделы, и такие страницы …
    Для начала этого достаточно. Это не ТЗ, это ваши пожелания.
  2. Подробное ТЗ. Это звучит странно и противоречиво, но вам не нужно писать ТЗ, тем более вы не сможете учесть все требования. У подрядчика должен быть менеджер, а лучше аналитик, который проведет интервью, опишет и дополнит ваши требования и составлит ТЗ для команды разработки.
  3. Приоритезируйте задачи с точки зрения бизнес-целей. Т.е. можно месяц выбирать цвет иконок, забыв про каталог, цены и преимущества. А можно запустить с иконками которые не нравятся "боссу", но с готовым каталогом, преимуществами и уже получать с сайта заказы. Иконки вы позже согласуете и замените.
  4. Запросите у команды дорожную карту, с разделением процесса на этапы. Вам важно сколько времени потребуется команде на релиз сайта. Помните 200 часов работы и 3 месяца работы в общей сложности 200 часов, это разные меры и сроки.
  5. Назначьте точки контроля и проводите регулярные встречи, на которых команда показывает, что сделала, что будет делать и подтверждает сроки по задачам.
  6. Читайте договор внимательно, проверяйте, что результаты интеллектуальной собственности передаются заказчику. Иначе всё вложенное время и деньги, будут собственностью исполнителя.

Для тех кто дочитал ;)

Дальше опишу почему сместились сроки и что помогло решить проблемы.

Как начинали создание сайта?

Выбрали подрядчика.
Подрядчик предложил дизайн и структуру сайта, запросил контент. Заказчик передал фото и описание.
Конкретных требований описано не было, поэтому команда подрядчика сама разработала разделы, выбрала и залила контент.

Как велась работа?

Создали общий чат в Телеграм. В чат подключился собственник, руководитель продаж, менеджеры, еще несколько сотрудников (не стал выяснять, чем они занимаются) и все по очереди писали в чат пожелания и замечания. В начале команда подрядчика старалась следить за чатом и брала правки в работу, потом стала вносить изменения выборочно, позже стала смешать сроки доработок. Заказчику такая ситуация не нравилась, сотрудники еще усерднее писали в чат, команда что-то делала. Но, конечно не то, что ждал от неё заказчик.

Подключаюсь к процессу:

Бегло изучив чат и состояние сайта, напрямую обратился к менеджеру подрядчика, видит ли он, что нарушена коммуникация с заказчиком? Менеджер видел, но почему-то ничего не делал, ограничиваясь обещаниями и новыми сроками.

Ну что же Scrum — не scum, назначаю общую онлайн-встречу, выступаю в роли модератора. Проводим ретро между заказчиком и исполнителем, корректируем процессы.

Вторая встреча приоритезируем и формируем список доработок, команда определяет сроки, заказчик подтверждает.

Через 2 недели заказчик принимает результат работ. Наиболее важный функционал работает, сайт готов к запуску.

Дальше, уже по согласованному процессу, заказчик отправляет задачи, подрядчик берет в спринт или оперативно, в согласованные сроки, вносит правки и правит баги.

Так быстро не может быть — ты обманываешь!

Нет, всё без обмана. Я многократно проходил все этапы разными путями, знаю как настроить процесс, наладить договоренности, сделать быстрее и эффективнее.

Что изменил в процессах?

Согласовали приоритетные функции и доработки, которые нужно выполнить в первую очередь.

Назначили ответственного со стороны заказчика, кто передает правки и принимает результат (или идет согласовывать).

Составили список всех задач и утвердили сроки.

Согласовали даты контрольных точек и отчетных встреч, на которых аккаунт со стороны исполнителя показывает, что сделали, что будут делать, уточняет сроки.

Фактически стали работать по спринтам, но бизнесу далекому от IT понятнее формулировка, регулярные встречи или сверки по задачам.

Юридически заказчик платил не за свой сайт.

Домен сайта был зарегистрирован на собственника и заказчик считал, что сайт в любом случае принадлежит ему - это не так.

В договор не был включен пункт о передаче прав на интеллектуальную деятельность при исполнении Договора. То есть, де-юре все права на сайт оставались у исполнителя. Это значит, что распоряжается сайтом подрядчик, по своему усмотрению пожет изменить сайт, ограничить доступ, отвязать от домена или потребовать плату за передачу прав.

Составили и подписали доп. соглашение.

В заключение:

В любой работе много подводных камней.
Если у вас нет сотрудника с опытом, вы никогда не заказывали услуги, обратитесь к тому, кто этот опыт имеет. В каких то случаях лучше заплатить за совет, чем расходовать время и деньги.

Уверен, у вас остались вопросы, есть другое мнение или просто хотите оставить коммент, пишите )

44
реклама
разместить
2 комментария

Эту статью нужно прям в закладки брать, тем кто сайты заказывает. Я бы еще добавил пункт по то, каким сайт должен быть, когда выйдет в мир: гарантийный срок (и на что именно), лицензии (и стоимость их обслуживания), хостинг, домен (если еще не было), тарифы на поддержку и т.п. А то бывают случаи, когда сайт уровня среднего интернет-магазина, со сложной логикой и личным кабинетом разработают за условных 2-3 млн.₽, а потом за год поддержки оказывается он обойдется еще в 3-4 млн.₽ ))

1

Спасибо за дополнение.
Описал базовые моменты, почему ломается коммуникация и как это исправит.
Если кратко по хранению сайта и любого продукта разработки, код и базы нужно хранить с совсем гите и на своих серверах. Но это не для всех доступно.

Искусство доверия: как создать качественный сайт юридической фирмы

Приветствую! Меня зовут Сергей Колбин, я основатель студии веб-разработки, специализирующейся на создании сайтов для B2B и юридического сегмента.

Искусство доверия: как создать качественный сайт юридической фирмы
11
11
Собираетесь заказывать сайт для бизнеса? Вот, что важно понимать
Собираетесь заказывать сайт для бизнеса? Вот, что важно понимать
11
От воспитательницы в детском саду до работы в Яндексе, Тинькофф и Авито.

Наша сегодняшняя героиня — молодая феминистка, только что закончившая ВУЗ по специальности филолог, решает устроиться воспитательницей в детский сад за 20 000 рублей в месяц. Как ей удалось попасть на работу в крупнейшие IT-компании и построить там карьеру, а потом всё бросить и уехать в другую страну — читай прямо сейчас!

От воспитательницы в детском саду до работы в Яндексе, Тинькофф и Авито.
11
11
Хорошие специалисты читают ТЗ. Отличные — его пишут
Хорошие специалисты читают ТЗ. Отличные — его пишут
Фрилансер кинул, сроки горели… Как мы спасли проект по разработке сайта для крупной строительной компании

Вы доверяете фрилансерам, а не агентствам разработку сайта? Этот кейс покажет, к чему это может привести. Компания «Woodnext» заказала у нас сайт с продающей структурой и текстами, но под конец работы сотрудник-фрилансер сорвал все договоренности. Читайте до конца, как нам удалось спасти проект!

Почему сайты за 100 тысяч не работают? Разбираем реальную стоимость разработки

Один из клиентов пришёл к нам с фиксированным бюджетом — 100 тысяч рублей. Нужно было сделать сайт-визитку: несколько страниц, контакты, описание услуг. Никакой корзины, без цен, без SEO. Главное — просто «чтобы был». Мы сделали всё в рамках бюджета и изначальной задачи.

Почему сайты за 100 тысяч не работают? Разбираем реальную стоимость разработки
33
11
Почему ваш сайт не продает: 5 критичных ошибок предпринимателей

Инвестировать в сайт — это лишь полдела. Важно, чтобы он действительно продавал. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой: сайт есть, а клиентов нет. Разберем 5 распространенных ошибок, из-за которых ваш сайт не работает эффективно.

Почему ваш сайт не продает: 5 критичных ошибок предпринимателей
44
Фрилансер, агентство или штатный разработчик? Кого выбрать, чтобы сайт не превратился в головную боль!

Создание сайта — это не просто вопрос «сделать красиво», а стратегическая задача, которая напрямую влияет на продажи и имидж компании. Но выбрать подрядчика — это как найти хорошего врача: ошибки дорого обходятся. В этой статье я расскажу, как избежать подводных камней и выбрать исполнителя, который действительно создаст эффективный сайт.

Фрилансер, агентство или штатный разработчик? Кого выбрать, чтобы сайт не превратился в головную боль!
Как выбрать правильного специалиста под сайт и не обжечься
Как выбрать правильного специалиста под сайт и не обжечься
реклама
разместить
С какими трудностями можно столкнуться при создании сайта для дизайнера интерьеров: наш опыт

Сегодняшний кейс – это история о том, как мы с заказчиком можем по-разному видеть одну и ту же задачу, и что в таком случае делать.

С какими трудностями можно столкнуться при создании сайта для дизайнера интерьеров: наш опыт
Как мастеру выйти из хаоса и зарабатывать больше?
Как мастеру выйти из хаоса и зарабатывать больше?

Я получил огромное количество обратной связи, не только от начинающих мастеров, но и от профессионалов, работающих годами, а также прошел через это сам.