Когда DDD превращается в спагетти на стероидах: типичные ошибки в Aggregates и Entities
Domain-Driven Design (DDD) — мощный подход к проектированию сложных систем, который обещает порядок в сложных бизнес процессах, однако он также скрывает ряд ловушек, связанных с проектированием агрегатов (Aggregates), сущностей (Entities). Без должного внимания к процессу легко допустить ошибки, способные привести к спагетти коду на стероидах. Рассмотрим основные типы распространенных ошибок формирования агрегатов и сущностей.
🧨Основные ошибки проектирования
Слишком большие агрегаты ("God Objects")
Часто встречается ситуация, когда один Aggregate содержит слишком много логики и объектов, это приводит к:
- Повышенной сложности поддержки и внесения изменений в структуру системы.
- Нарушению принципа единственной ответственности (Single Responsibility Principle, SRP).
- Конфликтам при параллельных изменениях.
- Падению производительности (тяжёлые операции чтения/записи)
Симптомы:
- Агрегат редко загружается целиком, обычно нужны только его части.
- Изменение даже небольшой части агрегата требует тщательного анализа всех последствий.
- Частые deadlock’и или оптимистичные блокировки в БД.
Объединение независимых объектов в единый агрегат
В агрегат включаются сущности, фактически не зависимые друг от друга.
Симптомы:
- В пределах одного агрегата отсутствуют явные и прямые отношения между отдельными объектами.
- Сущности редко обновляются совместно или параллельно.
- Наблюдается множество ненужных зависимостей и связей между объектами, не имеющих смысла с точки зрения функциональности.
Неправильные границы агрегатов
Граница агрегата определяет единицу изменения данных. Когда граница определена некорректно, возникает риск потери контроля над целостностью данных. Это приводит к следущим последствиям:
- Частичные обновления – система остается в несогласованном состоянии.
- Сложные компенсирующие операции – приходится вручную откатывать изменения.
- Растет число запросов между агрегатами.
Симптомы:
- Увеличивается взаимозависимость между различными агрегатами.
- Сложность с обеспечением согласованности данных в рамках отдельных транзакций.
- Много "внешних" проверок перед сохранением.
- Часто используются JOIN между таблицами разных агрегатов в прикладном коде.
Отсутствие бизнес-логики при создании сущностей
Целью каждой сущности (Entity) является реализация определенного поведения, характерного ее предметной области. Но нередко встречаются случаи, когда бизнес-логику намеренно выносят за пределы самой сущности, делегируя её внешним сервисам. Это приводит к:
- Существованию объектов в недопустимых вариациях и состояниях.
- Дублированию проверок – валидация повторяется в разных слоях.
Симптомы:
- Бизнес логика вынесена наружу, не встроена непосредственно в сам объект.
- Отсутствует очевидная связь между поведением объекта и внешними функциями.
- Много сеттеров (setXXX()), а не методов с осмысленными именами (completeOrder()).
✅ Как избежать перечисленных ошибок?
Чтобы правильно спроектировать Aggregates и Entities, рекомендуется следовать нескольким важным принципам:
- Совместно с представителями бизнеса формулировать требования и выделять ключевые концепции предметной области.
- Применять Ubiquitous Language. Определить чёткий словарь терминов и использовать его всеми участниками команды, для обеспечения единообразия в понимании ключевых понятий.
- Контролировать границы транзакций. Грамотно организованные агрегаты содержат ровно столько данных, сколько нужно для поддержания целостного состояния.
- Снижать уровень зависимость. Минимизировать количество ссылок и отношений между разными частями приложения.
- Соблюдать принцип единой отвественности (SRP). Каждая сущность должна отвечать строго за ограниченный круг задач.
📌 DDD — это про то, как структурировать бизнес-логику так, чтобы она была надёжной, гибкой и понятной. И агрегаты, и сущности — одни из ключевых строительных блоков этой архитектуры.
Мой канал в telegram