Консалтинговые инструменты: методы и этапы подбора для управления проектами

В продолжении серии статей на тему работы консультанта обсудим:

  • Основные инструменты консалтинга и их особенности

  • Интервью в консалтинге
  • Цели и задачи основных инструментов

  • Каких результатов ожидать от использования инструментов консалтинга

Подбор инструментов консалтинга

В проекте может использоваться как один из инструментов, так два и более. Последовательность их применения может адаптироваться под специфику конкретного проекта.

<p>Начало проекта — интервьюирование — бизнес-анализ — стратегические сессии — тренинги — разработка корпоративных стандартов — конец проекта.</p>

Начало проекта — интервьюирование — бизнес-анализ — стратегические сессии — тренинги — разработка корпоративных стандартов — конец проекта.

Интервью

Интервью — это метод сбора информации, предполагающий живой разговор интервьюера с собеседником или с группой лиц.

Типы интервью:

  1. Структурированные. Проводятся с использованием анкет, в которых содержатся предварительно подготовленный перечень вопросов. В дальнейшем полученные данные используют для количественного анализа.
  2. Частично структурированные. При проведении этого типа интервью у оппонента есть предварительный список вопросов. Но в процессе интервью могут меняться в зависимости от направления развития беседы.
  3. Неструктурированные (глубинное интервью). Их используют, когда консультанту нужно изучить вопрос глубоко, но в то же время у него нет представления об изучаемой проблеме.

От качества интервью зависит ход дальнейших работ, начиная от формулировки гипотезы, заканчивая этапом внедрения улучшений.

Этапы анализа результатов интервью

  1. Соберите все проблемы в единое “дерево проблем”
  2. Обратитесь к источникам вторичной информации. Соберите данные о масштабах и последствиях каждой из проблем
  3. На основе структуры и приблизительных данных выберите ключевые проблемы, в решении которых нуждается Заказчик

Цели сессии интервью в производственной компании:

  1. Наладить эмоциональный контакт с конкретными людьми перед стратегической сессией по совершенствованию корпоративного тайм-менеджмента в компании
  2. Выявить конкретные боли конкретных людей, которые в дальнейшем можно решить с помощью проекта
  3. Выявить очаги проблем в рабочих процессах на управленческом уровне и исследовать поле потенциальных возможностей их решения

Бизнес-анализ

Бизнес-анализ — процесс, в ходе которого аналитики тщательно исследуют все направления бизнеса. Они изучают числовые и другие показатели, оценивают состояние разных отделов, анализируют процессы, а затем складывают всё в единую систему.

Бизнес-анализ позволяет понять, где в бизнесе уже есть проблемы, где скоро появятся, а где могут появиться.

На основе бизнес-анализа можно делать выводы и планировать будущее компании.

Задачи бизнес-анализа:

  • Снизить расходы компании
  • Найти решение проблемы
  • Вовремя закончить проект — посмотреть, какие для этого нужно выделить ресурсы и что надо сделать
  • Повысить эффективность работы конкретного отдела
  • Найти новые возможности для роста и развития компании
  • Разобраться, как именно разрабатывать новый продукт, в каком направлении двигаться, как сделать его удобным для клиентов

Основные методы анализа бизнеса:

  • BPM
  • 5 почему
  • MoSCoW
Консалтинговые инструменты: методы и этапы подбора для управления проектами

BPM (Business Process Management) — моделирование бизнес-процессов

Применение:

  1. Тщательно изучить процесс
  2. Выявить его составные части
  3. Найти разветвления (места, где процесс может пойти альтернативным путём из-за особых условий или проблем)
  4. Чётко обрисовать процесс в виде схемы, отметить проблемные места
Консалтинговые инструменты: методы и этапы подбора для управления проектами

Метод “5 почему” чаще всего применяют при возникновении проблем. Его суть в выстраивании цепочки из вопросов, которые помогают найти решение.

Применение:

  1. Пользователи не скачивают приложение. Почему?
  2. У приложения непривлекательная обложка в PlayMarket. Почему?
  3. Обложку нарисовали наспех, за пару дней. Почему?
  4. В компании не уделяют достаточно внимания дизайну маркетинговых материалов. Почему?
  5. Непонятно, кто именно в маркетинге отвечает за дизайн, нет компетенций и понимания его важности. Почему?
Консалтинговые инструменты: методы и этапы подбора для управления проектами

Метод MoSCoW – анализ через приоритизацию. Его применяют, когда в компании большой объем проектов и задач, с которыми нужно разобраться.

Применение:

Все задачи и проекты нужно поделить на четыре категории и решать в порядке приоритетности:

  • Must. То, что нужно сделать обязательно — иначе бизнес перестанет существовать
  • Should. Важные вещи, которые ставят бизнес под угрозу, но могут немного подождать
  • Could. Желательные вещи, которые принесут бизнесу пользу, но не являются критически важными
  • Would. То, что было бы здорово сделать, но без этого легко можно обойтись

Результаты бизнес-анализа

Бизнес-анализ может показать:

  • Финансовое состояние отдельных отделов компании или бизнеса в целом
  • Точные показатели эффективности, например производительность или реальные KPIs
  • Текущие издержки и затраты
  • Существующие активы и пассивы, в каком состоянии они находятся
  • Каких процессов не хватает, какие стоит лучше задокументировать
  • Почему возникла проблема, какие пути решения

Пример бизнес-анализа в разработке ПО

Вводная информация:

Стартап разрабатывает приложение — личный планировщик дел.

После обновления пользователи стали массово покидать приложение после нескольких дней использования.

Аналитикам поставили задачу — выяснить, что произошло.

Ход решения:

Выяснилось, что обновление не внесло значительных изменений в функциональность программы. Поэтому аналитики решили прибегнуть к анализу нефункциональных требований.

Вместе с разработчиками они провели тесты и устроили опросы.

(1) Результаты анализа:

Обновление снизило производительность приложения. Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностью.

Итог:

Решено временно добавить авторизацию при выходе из спящего режима. Параллельно работать над производительностью приложения

(2) Результаты анализа:

Обновление снизило производительность приложения

Это казалось некритичным, однако у людей с большими списками дел приложение стало ощутимо тормозить и даже вылетать, не сохраняя при этом последние изменения.

Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностью

Приложение стало слишком долго загружаться, и люди решали его не закрывать. Однако незакрытое приложение при выходе из спящего режима не требовало пароль, поэтому данные о личных делах могли стать доступны посторонним.

Итог:

Был разработан план:

  • Временно добавить авторизацию при выходе из спящего режима
  • Параллельно работать над производительностью приложения

Выводы:

  1. Интервьюирование, бизнес-анализ, стратегические сессии, бизнес-консультации, тренинги, разработка корпоративных стандартов – одни из основных инструментов реализации консалтинговых проектов.
  2. В зависимости от специфики проекта применяются различные инструменты в разной конфигурации и последовательности.

Если у Вас во время прочтения статьи появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ru

Подписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить в следующей статье о других инструментах консалтинга в управлении проектами. А также узнавайте больше о консалтинге в личном блоге нашего эксперта Цымбала Андрея.

Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства заполняйте заявку и мы с Вами свяжемся.

Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.

Цымбал Андрей
Преподаватель в вузах и консультант в области инноваций и управления https://mitman.ru/
44
Начать дискуссию