В предыдущих статьях мы разобрали консалтинговые ошибки и принципы системного подхода, разобрали методы сбора информации, которые повысят эффективность консалтингового проекта, а также как определить уровень зрелости компанииВ продолжении серии статей на тему работы консультанта обсудим:Основные инструменты консалтинга и их особенностиИнтервью в консалтингеЦели и задачи основных инструментовКаких результатов ожидать от использования инструментов консалтингаПодбор инструментов консалтингаВ проекте может использоваться как один из инструментов, так два и более. Последовательность их применения может адаптироваться под специфику конкретного проекта.Начало проекта — интервьюирование — бизнес-анализ — стратегические сессии — тренинги — разработка корпоративных стандартов — конец проекта.ИнтервьюИнтервью — это метод сбора информации, предполагающий живой разговор интервьюера с собеседником или с группой лиц.Типы интервью:Структурированные. Проводятся с использованием анкет, в которых содержатся предварительно подготовленный перечень вопросов. В дальнейшем полученные данные используют для количественного анализа.Частично структурированные. При проведении этого типа интервью у оппонента есть предварительный список вопросов. Но в процессе интервью могут меняться в зависимости от направления развития беседы.Неструктурированные (глубинное интервью). Их используют, когда консультанту нужно изучить вопрос глубоко, но в то же время у него нет представления об изучаемой проблеме.От качества интервью зависит ход дальнейших работ, начиная от формулировки гипотезы, заканчивая этапом внедрения улучшений.Этапы анализа результатов интервьюСоберите все проблемы в единое “дерево проблем”Обратитесь к источникам вторичной информации. Соберите данные о масштабах и последствиях каждой из проблемНа основе структуры и приблизительных данных выберите ключевые проблемы, в решении которых нуждается ЗаказчикЦели сессии интервью в производственной компании:Наладить эмоциональный контакт с конкретными людьми перед стратегической сессией по совершенствованию корпоративного тайм-менеджмента в компанииВыявить конкретные боли конкретных людей, которые в дальнейшем можно решить с помощью проектаВыявить очаги проблем в рабочих процессах на управленческом уровне и исследовать поле потенциальных возможностей их решенияБизнес-анализБизнес-анализ — процесс, в ходе которого аналитики тщательно исследуют все направления бизнеса. Они изучают числовые и другие показатели, оценивают состояние разных отделов, анализируют процессы, а затем складывают всё в единую систему.Бизнес-анализ позволяет понять, где в бизнесе уже есть проблемы, где скоро появятся, а где могут появиться.На основе бизнес-анализа можно делать выводы и планировать будущее компании.Задачи бизнес-анализа:Снизить расходы компанииНайти решение проблемыВовремя закончить проект — посмотреть, какие для этого нужно выделить ресурсы и что надо сделатьПовысить эффективность работы конкретного отделаНайти новые возможности для роста и развития компанииРазобраться, как именно разрабатывать новый продукт, в каком направлении двигаться, как сделать его удобным для клиентовОсновные методы анализа бизнеса:BPM5 почемуMoSCoWBPM (Business Process Management) — моделирование бизнес-процессовПрименение:Тщательно изучить процессВыявить его составные частиНайти разветвления (места, где процесс может пойти альтернативным путём из-за особых условий или проблем)Чётко обрисовать процесс в виде схемы, отметить проблемные местаМетод “5 почему” чаще всего применяют при возникновении проблем. Его суть в выстраивании цепочки из вопросов, которые помогают найти решение. Применение:Пользователи не скачивают приложение. Почему?У приложения непривлекательная обложка в PlayMarket. Почему?Обложку нарисовали наспех, за пару дней. Почему?В компании не уделяют достаточно внимания дизайну маркетинговых материалов. Почему?Непонятно, кто именно в маркетинге отвечает за дизайн, нет компетенций и понимания его важности. Почему?Метод MoSCoW – анализ через приоритизацию. Его применяют, когда в компании большой объем проектов и задач, с которыми нужно разобраться.Применение:Все задачи и проекты нужно поделить на четыре категории и решать в порядке приоритетности:Must. То, что нужно сделать обязательно — иначе бизнес перестанет существоватьShould. Важные вещи, которые ставят бизнес под угрозу, но могут немного подождатьCould. Желательные вещи, которые принесут бизнесу пользу, но не являются критически важнымиWould. То, что было бы здорово сделать, но без этого легко можно обойтисьРезультаты бизнес-анализаБизнес-анализ может показать:Финансовое состояние отдельных отделов компании или бизнеса в целомТочные показатели эффективности, например производительность или реальные KPIsТекущие издержки и затратыСуществующие активы и пассивы, в каком состоянии они находятсяКаких процессов не хватает, какие стоит лучше задокументироватьПочему возникла проблема, какие пути решенияПример бизнес-анализа в разработке ПОВводная информация: Стартап разрабатывает приложение — личный планировщик дел. После обновления пользователи стали массово покидать приложение после нескольких дней использования. Аналитикам поставили задачу — выяснить, что произошло.Ход решения:Выяснилось, что обновление не внесло значительных изменений в функциональность программы. Поэтому аналитики решили прибегнуть к анализу нефункциональных требований. Вместе с разработчиками они провели тесты и устроили опросы. (1) Результаты анализа:Обновление снизило производительность приложения. Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностью.Итог:Решено временно добавить авторизацию при выходе из спящего режима. Параллельно работать над производительностью приложения(2) Результаты анализа:Обновление снизило производительность приложенияЭто казалось некритичным, однако у людей с большими списками дел приложение стало ощутимо тормозить и даже вылетать, не сохраняя при этом последние изменения.Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностьюПриложение стало слишком долго загружаться, и люди решали его не закрывать. Однако незакрытое приложение при выходе из спящего режима не требовало пароль, поэтому данные о личных делах могли стать доступны посторонним.Итог:Был разработан план:Временно добавить авторизацию при выходе из спящего режимаПараллельно работать над производительностью приложенияВыводы:Интервьюирование, бизнес-анализ, стратегические сессии, бизнес-консультации, тренинги, разработка корпоративных стандартов – одни из основных инструментов реализации консалтинговых проектов.В зависимости от специфики проекта применяются различные инструменты в разной конфигурации и последовательности.#инструменты #развитиебизнесаЕсли у Вас во время прочтения статьи появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ruПодписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить в следующей статье о других инструментах консалтинга в управлении проектами. А также узнавайте больше о консалтинге в личном блоге нашего эксперта Цымбала Андрея.Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства заполняйте заявку и мы с Вами свяжемся.Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.Цымбал АндрейПреподаватель в вузах и консультант в области инноваций и управления https://mitman.ru/