Психология тяги к «запретному»

Психология тяги к «запретному»

Психолог и преподаватель НАДПО рассказывает, почему познание через нарушение – это двигатель прогресса и чем обусловлено желание делать вопреки.

Поговорку «запретный плод сладок» хоть раз ощущал на себе каждый – будь внезапно проснувшееся желание помыть руки до локтей ровно в момент, как медсестра в школе сказала не мочить прививку, заветная бутылка вина сразу по окончании диеты для восстановления ЖКТ или особенно приятное ощущение в тот выходной, когда все думают, что вы болеете, а вы просто восстанавливаете ресурсоемкость.

И это абсолютно нормально – с точки зрения психологии люди действительно «запрограммированы» идти наперекор правилам, даже (и особенно) они сами их придумали. Диссонанс как он есть.

Грани запретов разнообразны, поэтому нарушением некой нормы одинаково станет и круассан при язве, и измена в отношениях – поскольку, как ни прискорбно, в основе любых стремлений к пересечению черты дозволенного лежит примерно один механизм.

Итак, почему же так хочется дернуть дверь с табличкой «закрыто», совместить с алкоголем несовместимые с ним лекарства или пойти сблизится с занятым коллегой?

1. Фокус внимания

Первое и очевидное – формулирование табу повышает интерес к объекту запрета. Если объект до этого не представлял интереса – например, врач на какое-то время запрещает вам бегать, но бегуном вы никогда не были – скорее всего, захочется узнать, что именно нельзя: считается ли пробежка до автобуса, что будет если нарушить и т.д. В ходе ресерча мозг рано или поздно приходит к мысли «а что будет, если пробежаться?», после чего, во имя снижения тревоги, проще уже проверить и успокоиться от того, что результат не такой драматичный, как вы уже себе надумали по мотивам листания статей в гугле. Бонусом – выброс дофамина от того, что вы немножко нарушитель.

Если интерес был до возникновения запрета – он естественным образом возрастет: чувство несправедливости станет хорошим двигателем к реализации нежелательных поведенческих стратегий. Так, в случае с новым знакомым, чье семейное положение вы узнали уже после того, как заинтересовались, может невольно возникнуть мысль продолжить общение и посмотреть, что будет.

2. Эмоциональное напряжение

В поле «нельзя» очень много почвы для тревоги и тревожности: сразу появляется сфера, которую мы не в состоянии контролировать. Мозг же, с его склонностью к контролю, упорядочиванию и упрощению, начинает ощущать когнитивный диссонанс, поскольку многие вопросы остаются без ответа здесь и сейчас. Почему было можно, а стало нельзя? Почему можно другим? Какие будут последствия и можно ли на них повлиять?

Для снятия этой тревоги, убеждения в своей правоте или возвращения себе ощущения контроля проще пойти и проверить, «что будет, если…», чем продолжать фантазировать на тему – фоновая тревожность отнимает очень много ресурса.

3. Гормональная регуляция

Из первых двух пунктов вытекает следующий: чем больше препятствий стоит на пути к обхождению запрета, тем большее удовольствие и удовлетворение будет получено в конце пути. Мощный выброс дофамина от «проступка» обеспечен – вспомните себя в юности на какой-то страшной заброшке, где вы бегали от недовольного охранника по шатким балкам с чувством собственного превосходства. Мудрости с возрастом прибавляется, но физиология все та же.

4. Прощупывание границ

Социокультурный феномен человека и общества: порой хочется показать свое превосходство, реальное или мнимое, через обладание чем-то запрещенным. Обмануть систему. Проверить, как далеко можно зайти после мысли «а что вы мне сделаете?».

Подобное хождение по тонкому льду часто можно наблюдать в ситуациях, когда в систему уже вмешался кто-то третий: например, любые конфликты бывших супругов с детьми, переданные в руки юриста, интересуют ушедших партнеров куда больше чем те, которые находятся в устном обсуждении. Возникает очень много эпатирующий нарушений чтобы показать своё превосходство и безнаказанность – внезапно забрать ребенка, настроить его против второго родителя, ворваться в дом, который по документам ещё общий, чтобы убедиться, что так тоже можно…

Вместо заключения:

Запреты, табу, условные и безусловные ограничения – это неотъемлемая часть культуры: за счет неких рамок можно как минимум защитить от опасности и найти людей со схожими ценностями. Так, ни у кого не возникает сомнения в том, что нельзя убивать, а детей поколениями учат не трогать горячий чайник и утюг, потому что можно обжечься.

Тем не менее, нарушение запретов во все времена – буквально двигатель прогресса: если бы люди периодически не осмеливались проверять, что находится за границами установок предшественников, никто не знает, на каком этапе своего развития находилось бы общество сейчас.

Начать дискуссию