17 типичных ошибок начинающих предпринимателей

Долбить по одному каналу, передавать ответственность, охранять успехи и другие любимые грабли новичков. Особенно актуально для образовательной сферы.

17 типичных ошибок начинающих предпринимателей

Всем привет! Меня зовут Оксана Селендеева, я основательница международной школы программирования для детей CODDY. У нас более 130 партнёров в 13 странах и многие начинающие франчайзи совершают одинаковые ошибки. Я проанализировала наш опыт и выделила самые популярные.

Маркетинг

Долбить по одному каналу

Часто новички думают, что сейчас бахнут рекламу по одному (якобы самому эффективному) каналу и получат кучу клиентов. Грубо говоря: «Я принёс 100 рублей, дайте мне 5 буханок хлеба». Так не работает.

Да, действительно, 20% действий часто приводят к 80% результата. Это относится и к рекламным каналам. Но чтобы найти эти 20%, зачастую необходимо время. В зависимости от города и тем более страны всё может сильно отличаться.

И вообще маркетинг — всеобъемлющая штука, нужно появляться везде. И PR нужен — статьи важны для формирования доверия к бренду.

Вложить денег на старте, а потом забить

Многие очень щедры на рекламу на старте, а потом прекращают вкладывать деньги. Например, кризис случился — режут все расходы на рекламу. Ну и что? И всё, позиции потерялись. :) Системность — это важно!

«И так сойдёт»

Плохой таргетинг, неэффективные тексты (от «не цепляет» до орфографических ошибок и отсутствия абзацев), кривые дизайны, непроработанность материалов контент-маркетинга и так далее. Почему-то многие игнорируют принцип «или хорошо, или лучше не надо».

Продажи

Ждать удобного момента, чтобы позвонить клиенту

Категорически нельзя заставлять клиента ждать больше часа. Ведь его заберёт кто-то другой! Нужно как можно быстрее реагировать и забирать клиента себе. А то бывает, рекламу классно настроили — пошли заявки, а это всё насмарку!

Знать продукт на троечку

Многие смутно представляют, что продают и что продукт даёт клиенту, зачем он нужен. Они в целом понимают, что да, это здорово и перспективно, но конкретных выгод назвать не могут. А это необходимо, особенно для новых и сложных продуктов, как программирование для детей. Представьте, если бы на первой презентации Apple Джобс пытался отделаться общими фразами!

Поэтому нужно копать поглубже. В нашем случае — разобраться, как именно проходят занятия и какие перспективы открываются с умением программировать. Нужно посмотреть вакансии, поговорить с преподами, поподключаться на занятия. Допустим, вы продаёте курс создания игр на Python. Какие игры? Змейку, шарики, танчики. Что после? Можно их развивать, а можно пойти на другой курс и создавать 3D игры, а потом и вовсе начать серьёзно развиваться в геймдеве.

Не любить продукт

Можно складно говорить, отвечать на вопросы, сыпать факты, но если не веришь в то, что ты говоришь, то на подсознательном уровне люди это считывают. Ведь большая часть коммуникации происходит на невербальном уровне. Важно любить продукт.

Оставлять клиентов с вопросами

Часто новички после продажи забывают прояснить важные нюансы — не расскажут как добраться, что на компьютер установить, что-то не вышлют, о чём-то не предупредят. Но продажа завершена не когда клиент перевёл деньги, а когда у него не осталось вопросов (на первое время!). Поставьте себя на место клиента и позаботьтесь о нём после продажи!

Общение с клиентами

Действовать по скрипту вместо эмпатии и человечности

Лояльный клиент купит ещё и приведёт других. Поэтому нужно стараться понять каждого, узнать ожидания и предложить именно то, что нужно. Например, мы выстраиваем индивидуальные траектории обучения детей, чтобы они хотя бы год-два с удовольствием и целенаправленно учились. У нас, конечно, есть готовые траектории — но ребёнок не коробочное решение. :)

Забивать на клиентов после продажи

Продали и забыли — после первого месяца обучения клиент уже не нужен. При этом тратится куча денег на рекламу, чтобы набрать новых клиентов. Не надо так! Коммуникация с клиентами — часть сервиса. Менеджеры должны собирать обратную связь, следить за уровнем удовлетворенности клиентов. А предприниматель должен всё это контролировать!

В образовательной сфере с клиентами просто необходимо общаться регулярно и системно. В нашем случае, рассказывать о результатах, перспективах, сильных и слабых местах. Ведь родители деньги платят, они хотят знать!

Команда

Игнорировать важные для должности качества

Помню, один из партнёров взял менеджером парня, который эмпатию вообще не включает. А организаторские навыки на уровне — пока преподаватели сами не спросят «а где ученики?», то ничего не будет. :) Нужно подбирать кадры под задачи, которые они решают! А не друзей и «хороших людей».

Передавать ответственность, а не делегировать

Многие «тычут пальцем в команду» — ставят задачи, которые сами не знают, как выполнить. Командуют, например: «Продай курс по машинному обучению». Ну понятная же задача? А на деле не понятно, что за курс, что за препод, как подавать, где искать клиентов, кому вообще продавать и ещё куча маленьких моментов. И получается, что либо не продано, либо клиент недоволен и отзывы негативные. Поэтому при делегировании важно знать процесс наизусть, до деталей! В противном случае — это передача ответственности. А это грозит фейлом.

Набирать кучу народу

Бывает, наберут кучу людей и всем по чуть-чуть платят, и со всеми по чуть-чуть общаются. В итоге люди разбегаются, потому что серьёзные ребята не хотят «лизать один чупа-чупс по очереди». Поэтому лучше набрать небольшую команду и обеспечить всем комфортные условия.

Не любить своих людей

В продолжение предыдущей ошибки — люди уходят, если ими не заниматься. Нужно, чтобы сотрудники понимали, что будет дальше. Нужно интересоваться, а чувствуют ли они себя позитивно, перспективно, в безопасности? Нужно помогать им развиваться «вширь» и «вглубь»! Когда у человека положительный эмоциональный настрой, то он думает: «Да, я, блин, горы сверну, чтобы здесь работать». Тогда всё хорошо.

Не объяснять, где начинаются и где заканчиваются обязанности

Если зона ответственности чётко не оговорена, то слишком оптимистично ждать, что люди догадаются сами. Многие новички думают: «И это проговаривать? Это же очевидно!». Да, во избежание хаоса необходимо объяснять всё от и до.

Например, в нашем случае, франчайзи должны предупредить преподавателей о том, что у них должен быть стабильный интернет, исправные ноутбуки, заблаговременно установленные программы. Что нужно не просто прийти и что-то рассказать. Нужно подготовиться к уроку, пообщаться с родителями — узнать их ожидания, особенности детей и только потом провести занятие. Домашку дать, проверить, помочь. И только потом второй урок! Если ребёнок пропустил — помочь ему догнать других ребят. Все «очевидности» надо проговаривать!

Финансы

Не считать

Проводили аудит у одного партнера, а там просто люди покупают что-то и всё. Так нельзя. Надо считать, когда в бизнес заходишь. Особенно в сложный высококонкурентный бизнес.

Надо следить за движением средств и обладать финансовой грамотностью. Элементарные вещи учитывать: сколько денег пришло, сколько ушло, какой прирост по отношению к предыдущему месяцу, к максимальному по прибыльности месяцу. Должно быть финансовое планирование, чтобы понимать как летом выжить — как команду удержать, людям же надо чем-то платить.

Когда не считаешь, могут быть глупые ошибки. Например, один партнёр купил CRM-систему, оплачивал несколько месяцев 1300 рублей и не пользовался ею. Почему от неё не отказаться?

Другой на коленке прикинул, кто за что будет получать деньги. Потом запрос пришел — денег не хватает, что делать? Начали смотреть, дырки находить. А почему вот этот чувак получает 8 тысяч рублей? Понятное дело, деньги небольшие, но если их умножить на 12, то прилично получается. Учитывая, что клиент стоит 1000 рублей, то ежемесячно теряется 8 клиентов. А дальше умножить на 12 месяцев, какая там чистая прибыль от каждого клиента.

Психология

Заниматься всем и сразу

Многим трудно сфокусироваться на одной задаче в определенный промежуток времени. У них на столе будто лежит очень много пазлов и они не могут сфокусироваться на одном углу. Чтобы либо с верхнего левого, либо с правого начать. Начинают метаться. А фокус — самое важное для предпринимателя.

Охранять свои успехи

Набили базу в 100 человек и поставили всё на стоп, полетели на Мальдивы отдыхать! Будто эти 100 человек с ними будут вечность. И будут всю жизнь приносить, скажем, 200 тысяч рублей и они будут удовлетворены этим. Нельзя охранять свои успехи! Тут либо развитие, либо спад.

Отмечать успехи — супер. Мальдивы — отлично. Но останавливаться и забрасывать бизнес не надо! А то было 100 клиентов, а в конце года окажется 20.

И напоследок

Сколько на чужих ошибках не учись — своих не избежишь. Особенно, если речь о бизнесе с нуля.

Покупка франшизы может сократить количество фейлов, ведь вы получаете бизнес с отлаженными процессами — за вас уже падали и поднимались много раз. Главное — не ошибитесь с выбором франшизы. Соберите отзывы от действующих франчайзи: поддерживает ли их головной офис, насколько они довольны качеством поддержки и продукта.

И помните, чрезмерная перестраховка — тоже ошибка. И ошибаться — это ок, не ок — наступать на одни и те же грабли. Уверена, и мы сейчас где-то набиваем новую шишку, сами того не подозревая. Но я знаю, что мы быстро среагируем, исправим и сделаем выводы. И даже найдём выгоду — например, напишем статью. :)

99
4 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

))))) Сергей))) Можно удалить эту строчку) скрытой или типа того рекламы не планировалось)) скорее это боль, которую мы сами испытываем, когда франчайзи при покупке франшизы считают, что деньги сами польются рукой, и ничего не нужно делать. 

3
Ответить