{"id":13710,"url":"\/distributions\/13710\/click?bit=1&hash=50db11a9591bcc2b3c368ef206e8be1bfa71b94e4a12552ca4d858c954157b79","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u043f\u0430\u0437\u043b\u044b, \u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d36a44f7-e311-5ac9-95ed-4a8208550d01","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Просто собрать денег и разбогатеть на краудфандинге не получится»

Конспект лекции Евгения Иванова, сооснователя проекта Jollylook.

Евгений Иванов

В рамках курса лекций школы стартапов Russol Евгений Иванов рассказал, как собирать деньги через краудфандинг.

Краудфандинг — это финансирование толпой. Почему? Потому что когда вы хотите найти средства для реализации своей идеи не у одного инвестора, а у нескольких, — вы собираете аудиторию (толпу), которая маленькими кусочками может инвестировать в ваш стартап.

Статистика: проекты на Kickstarter собрали в общей сумме $3,34 млрд с 2009 года. Из 375 тысяч запущенных проектов собрали 133 тысячи, то есть, примерно треть проектов на Kickstarter успешны. 80% из этих успешных проектов — это те, которые собирают меньше $10 тысяч. Это не какие-то глобальные проекты — это художественные проекты, где суммы сборов не очень большие.

Кто такой бекер

Бекер — это «поддерживающий», то есть человек, который не покупает ваш продукт и не инвестирует в него, а поддерживает идею и разделяет с вами общие интересы. Очень важно изначально правильно построить отношения с бекером.

Мифы о Kickstarter

Миф первый: «поддерживающие» придут сами

Это самая большая ошибка, которую совершают большинство краудфандеров. Они запускают продукт и думают, что все начнут его покупать и поддерживать. Неправда. Это всё равно, что пойти в большой супермаркет и положить туда какое-то новое печенье. Его никто не увидит. Вы обязаны будете об этом везде рассказать, создать рекламу, рассказывать людям, чтобы они начали покупать.

То же самое происходит с любой платформой. На Kickstarter в день выпускается от 200 до 500 проектов. Это число увеличивается с каждым днём, потому что краудфандинг — это популярно.

Для того, чтобы вас заметили, вы должны попасть в десятку лучших, а ещё лучше — в пятёрку. На первой странице на Kickstarter всегда видны только первые 12 проектов, которые только что появились. То есть, ваш стартап «провисит» на первой странице несколько минут, а потом «уедет» вниз из-за большой динамики.

Миф второй: журналисты сами напишут статьи о вашем проекте, как только он станет успешным

Когда проект будет успешным — да, некоторые журналисты действительно напишут о вас статьи. Но это слишком поздно. Нужно, чтобы о вас написали в момент старта — это часть PR-кампании.

Миф третий: краудфандингом можно заработать

Многие хотят выйти на краудфандинг, чтобы собрать денег и разбогатеть. Не получится. Краудфандинг — это первые деньги на старт. Сразу продавать с высокой ценой вы не сможете.

Что делать, если хочешь собрать деньги на Kickstarter или на любой другой платформе

  • Поддержите проект, а лучше несколько. Если вы собрались создавать что-то на краудфандинге, сначала поддержите существующие проекты. Станьте «поддерживающими».
  • Изучите все проекты, которые похожи на ваш. Это поможет правильно презентовать его. Были успешные продукты, были и неуспешные — всегда полезно узнать причины возможных неудач.
  • Общайтесь с журналистами уже сегодня. Они помогают правильно запустить проект. Нужно находить журналистов, которые пишут по вашей тематике, и сразу же подписываться на их аккаунты в Twitter или Facebook. Даже если ваш проект запускается через год. Вы будете читать и комментировать их публикации — мелькать у человека перед глазами. Таким образом, когда вы обратитесь к одному из журналистов, он уже будет вас знать. Это поможет в дальнейшем сделать правильную PR-кампанию.
  • Начните собирать свою краудфандинговую страничку прямо сейчас: зайдите на любую платформу и зарегистрируйте аккаунт. Это очень важно. Вы увидите, чего вам не хватает, как долго займёт времени, нужна ли посторонняя помощь и так далее.

Что необходимо для успешной компании на Kickstarter

  • Хорошая идея. Она должна быть инновационной и должна иметь потенциально большой рынок. Если у вашей у идеи маленький и ограниченный рынок, то шансы на успех очень низкие.
  • Надлежащая подготовка. Начните готовиться к запуску проекта прямо сейчас: общайтесь с журналистами, зарегистрируйте краудфандинговую страницу и так далее.
  • Красивое описание. Очень много времени и внимания нужно уделять текстам. Не забывайте, что процессы краудфандинга происходят на англоязычных ресурсах, поэтому, если не знаете английский, найдите хорошего копирайтера. Тексты — это ваше общение с людьми, поэтому отнеситесь к этому внимательно.
  • Привлекательные награды. Важно, чтобы человек увидел реальную выгоду от того, что он вас поддержит. Иногда ко мне обращаются: «Мы дадим скидку 15%», — это никому не интересно. Желательно, чтобы скидка в первые дни была 50% или даже 75% для того, чтобы максимально привлечь средства. Потом уже можно будет постепенно повышать цену.
  • Эффективная PR-компания. Это комплекс совмещаемых методов и способов. Я на этом остановлюсь отдельно.

Что такое эффективный PR, и что нужно сделать, чтобы добиться классного результата

  • Лендинг-страница. В первую очередь мы должны сделать простую страницу, на которой представлены фотографии продукта и его краткое описание. Также на этой странице мы должны предлагать всем, кому это интересно, оставить свой email, чтобы оповестить их о запуске продукта. Также на этой странице должны быть обязательно ссылки на социальные сети. В первую очередь — Facebook, Instagram и Twitter. Важно общаться с будущими бекерами по-дружески, а не отправлять им спам и рекламу.
  • Медиакит. Он облегчает работу журналистов и даёт вам больше шансов на упоминание о себе в СМИ. Важно понимать, как работает журналист, для того, чтобы правильно с ним общаться. Поэтому нужно подготовить грамотный медиакит и назначить в нем дату старта кампании. Медиакит состоит из фото- и видеоконтента, GIF-изображений и правильно написанного пресс-релиза, который содержит в себе краткий анонс, время выпуска этого пресс-релиза, проблемы, решения, описание команды, технологии и контакты. Это все нужно написать заранее и так, чтобы журналист смог быстро его отредактировать. Важно указать дату запуска, чтобы журналист точно знал, когда статью публиковать.
  • Персональные письма журналистам. Перед написанием нужно прочитать несколько статей журналиста, просмотреть его аккаунты в социальных сетях. Письмо должно быть правильно составлено. Самая большая ошибка — это разослать письма сразу тысяче журналистам. Нет, письмо должно быть индивидуальным.

Пример письма журналисту:

«Привет, Том! Я читал твою статью о Polaroid. Мне очень понравилось твое мнение о том, что рынок ещё существует, а компания уже исчезла. Но все равно есть желающие покупать такие камеры. Мы создаем что-то подобное. Скажи, пожалуйста, было бы это интересно тебе и твоим читателям?».

В приложенном файле прикрепите медиакит. Таким образом вы не просите журналиста написать о вас статью, а просто благодарите его за труд, который вам действительно интересен. Потому что, если вы создаете продукт, вы должны любить этот продукт.

Что делать дальше

  • Момент старта. Как только вы запустились — пишите об этом везде: в Facebook, Instagram, Twitter и в других социальных сетях. Более того, в Facebook нужно создать событие, желательно за месяц до старта, о том, что проект будет запущен. Желательно иногда еще и менять время запуска в Facebook для того, чтобы людям приходило напоминание.
  • Попросите друзей вас поддержать. Причем их, как показывает практика, нужно просить об этом заранее. И напоминать. Желательно найти примерно 20-50 человек, чтобы попасть в топ проектов на Kickstarter.
  • Благодарите своих бекеров. Это нужно делать в социальных сетях на своем персональном аккаунте. И не забывайте ставить хештеги.
  • Делитесь новостями о вашем продукте во всех социальных сетях. Так вы благодарите журналистов.
  • Выкладывайте красивые обновления. Если вы за первый час, например, собрали 20% от заявленной суммы — напишите об этом.

После успеха

  • Не забывайте благодарить бекеров.
  • Когда ваша кампания на краудфандинге закончилась, правильно продолжать сборы где-то ещё. Для этого можно зайти на другую краудфандинговую площадку, на сайты компаний, которые помогают общаться с бекерами, брать адреса и продолжать делать дополнительные продажи. Также можно продавать с собственного сайта.
  • Выкладывайте регулярно обновления. Бекеры хотят знать, что у вас происходит. Они вас поддержали — будьте с ними честными.

Деньги тратятся, но сильное сообщество вечно.

Другие печатные версии лекций:

0
7 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Fedorov

Согласен с вами на все сто. Сам стою перед выбором сбора средств на СтарАп. Скорее всего придется привлекать крупных инвесторов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванцов

с крупными инвесторами наверняка придется делится по-крупному

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zhurakovskiy

Хочется чтобы вместо кикстартера были площадки с нашего рынка, спасибо за статью. Наблюдается тенденция, что люди в СНГ, многие, не знают возможности финансовых технологий сегодня. У многих прикованно внимание к криптовалютам и ICO, но на мой взгляд краудинвестинг - это прекраснейшая возможность для развития и заработка.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Klykov

Автор видимо не слышал об ICO. просто собирают деньги и все. получается

Ответить
Развернуть ветку
Maximka Eronin

Пофан)

Ответить
Развернуть ветку
Maximka Eronin

Ну эту статья актуальна была года три назад. Сейчас только ICO, т.к. проще отдать часть за разработку сайта под ICO и настройку токена, чем отдавать жирные куски от сбора, непонятно каким площадкам и не понятно за что?
За то, что они сделали страничку у себя на сайте и все этим заканчивается.
По мне, так подобные площадки уже прошлый век.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Zhurakovskiy

У меня реальный вопрос: Как относиться к ICO для стартапа, который вообще не занимается этим(то есть этот токен не является основынм продуктом компании, а лишь средством привлечения инвестиций)?
Сегодня такая неопределенность с регулированием, налогами и отношением регуляторов к этому, можно ли как-то подстраховать свой стартап? Не охота чтобы ассоциации с моим продуктом у пользователей были связаны с нестабильностью.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null