Лейблирование, соревнования, асинхронное обучение — как усложнить человеку образовательный процесс

Всем привет, на связи Валерия Розова. В июле закончился второй поток моего интенсива для менеджеров по продукту, а в октябре стартует третий. Я решила к нему подготовиться как следует и изучила вопрос того, почему образование может быть губительно для людей.

И, если в прошлый раз я писала статью про то, как сам студент может себе навредить — дипломом для бабушки, узкопрофильными курсами, монотонными форматами, верой, что курс сделает все за него — то сегодня я хочу поговорить про то, как этому самому студенту могут навредить образовательные учреждения.

Лейблирование, соревнования, асинхронное обучение — как усложнить человеку образовательный процесс

Нам кажется, что если кто-то назвался учителем или учебным заведением, то ему можно автоматически довериться. Ведь, наверное, их как-то аккредитуют, проверяют и контролируют. На самом деле оценки учреждений очень формальны, они редко включают в себя интервью с учениками или проверку их мотивации и настроения. Что уже и говорить про то, как оценивают образовательные платформы или отдельные курсы. Во всем полагаться приходится только на себя. И, чтобы вам полагаться на себя было проще, я приготовила список основных ошибок, которые могут допускать образовательные программы и учреждения — можете использовать их в качестве чек-листа при выборе программы.

#1 Монотонные форматы обучения — лекции, экзамены, повторить

Все уже поняли, что послушать лекцию на полтора часа — тяжелый труд. Дело не в том, что человек ленится или невнимательный, просто это реально тяжело. Вы же не новая серия любимого сериала, не используете захватывающие приемы для сторителлинга, вы рассказываете, так или иначе, теорию. Материал в таком виде усваивается плохо. Это как поход в музей без аудиогида, ужин в ресторане без вина. То же самое и с проверкой усвоенных знаний — экзамены перестали быть тем инструментом, который и правда помогает студенту взять себе на вооружение новые навыки.

Формат занятия должен меняться каждые 20-30 минут. То есть, если вы все же читаете лекцию, то через 20 минут вы даете упражнение, спонсируете обсуждения, переключаете людей на групповой проект. Динамичные форматы занятий позволяют разбить барьеры на пути к тому, чтобы начать применять знания, а также создают определенные таймкоды в голове у студентов — а по ним потом легче воспроизводить картину происходящего на уроке.

Помимо занятий, есть множество форматов, которыми можно обогатить учебную программу. Я уже писала про Holistic Education в прошлой статье — это такой комплексный подход к образованию, который помогает развивать не только академические знания, но и эмоциональный интеллект, навыки социального взаимодействия. На практике — к вашим занятиям в классе добавляются групповые проекты, написания кейсов, маленькие домашние задания, промежуточные тесты, исследовательские инициативы. Каждая из этих частей весит 5-10% итоговой оценки, а значит заслуживает внимания ученика. Именно в таком формате он учится поглощать знания всеми способами, именно так у него формируется навык.

В своем интенсиве я совмещаю лекции, практику на занятиях, домашние задания, решение кейсов, групповые проекты, разработку планов развития. И, даже в таком режиме, мне кажется, что есть куда стремиться — сейчас я планирую разбить все занятия на 30-минутные спринты, каждый из которых будет посвящен отдельному образовательному результату и подкреплен практикой.

#2 Недостаток взаимодействия с группой симпатичных людей или асинхронное обучение

Асинхронное обучение пришло в мир из идеи помощи тем, у кого нет возможности ходить в учебное заведение. И благодаря интернету и профессии разработчика распространилось — учиться программированию удобно в одиночку и в своем темпе. Звучит довольно гуманно — никакие отличники тебе не мозолят глаза, можно и работать, и учиться. Только вот у всего в жизни есть своя цена, и у асинхронного обучения эта цена — комьюнити, группа студентов, однокурсников и выпускников, как следствие. Ну и что тут такого?

Следствие того, что написано выше, и общее наблюдение — взаимодействие в группе это один из способов получения знаний, возможно, самый эффективный. Мы же все помним книгу Sapiens, которая говорит о том, что без сплетен не было бы человечества. Но, также, взаимодействие — это когда одногруппник рассказывает вам о своем опыте, объясняет предмет своими словами, тащит на себе часть группового проекта, обсуждает с вами впечатления от занятия. Это то, что учит вас думать, обрабатывать свежеполученные знания, не отходя от кассы. И, кроме того, это доступ к друзьям, к знакомым, которые в будущем станут вашими партнерами по бизнесу, топ-менеджерами в вашем стартапе, доступом к кому-то, очень нужному в конкретный момент времени.

Да, есть целые платформы, где обучение проходит асинхронно, и большой вызов у них сейчас — разработка форматов обучения, которые позволят людям получить полноценный опыт от взаимодействия.

#3 Почему мы должны слушать этого преподавателя? Что он о себе возомнил?

Личность преподавателя — как три агрегатных состояния вещества. Что ему необходимо в себе соединить?

  • Опыт, прикладные советы, которые он может передать своим студентам.
  • Теория, которая позволит сделать из опыта не просто разбор кейсов, а понятные правила, принципы действий.
  • Харизма и умение вести занятия так, чтобы всем было интересно.

Много вы таких людей в жизни встречаете? Вот и я тоже немного. Без какой-либо из этих составляющих человека или скучно слушать, или он становится в наших глазах «балаболом», или ему просто не хватает навыков, чтобы переделать опыт и крутой сторителлинг в понятные показания к действию.

Если провести отбор по всем этим критериям, выживут единицы. Именно поэтому наши рассказы об увлекательной учебе начинаются со слов «мой супер препод». ВУЗы полны теоретиков, образовательные платформы — тех, кто не знает теорию и не обладает харизмой.

#4 Поезд вышел из пункта А в пункт Б или теоретические задания

Все эти теоретические скучные задания никак не склоняют к действию. Уже давно все просекли тему, что надо бы давать какие-то кейсы. Только мало кто действительно разобрался, что такое кейсы, как их давать и что они должны основываться на глубоком контексте и реальных задачах.

Практические задания — работа со своими проектами, коллаборация с предпринимателями и стартапами, в конце концов, кейсы, позволяют нашим головам разрабатывать алгоритмы, которые потом остаются с нами надолго. А еще рождают истории, о которых можно рассказать работодателю на интервью.

На курсе International Entrepreneurship в RSM вместе с двумя однокурсниками мы писали самый настоящий полноценный бизнес-кейс. Писали мы его по компании Genesis Mining, которая тогда в 2014 была одним из ключевых игроков на рынке криптовалют. Нам нужно было брать интервью у основателей, разбираться в новой для нас области, выявлять бизнес-проблемы и подстраивать теоретическую базу под них, чтобы студентам было интересно разбирать наш кейс, и они могли получить реальные навыки. В итоге в эпоху крипты все из нас неплохо разбирались в происходящем, а один из моих напраников по проекту, Лукас, и вовсе основал свою крипто-консалтинговую компанию в Германии. Можно назвать это все совпадением, но суть в том, что чем больше будет практических заданий, тем больше вы пощупаете новых сфер и тем больше знаний поистине уляжется в голове.

#5 Прикладные навыки изучаются в отрыве от реальности

Допустим, вы учитесь на дизайнера. Сетки, композиции, фигма, иллюстратор — вы упакованы. Но вот незадача — ни одно интервью вы пройти не можете. Часто причина в том, что кроме прикладных навыков важны навыки социального взаимодействия, такие как «работа в команде», «коммуникация», «лидерство». Более того, эти навыки тоже должны быть не абстрактными, а приземленными на вашу область экспертизы. Как дизайнеру работать в команде? Да и какая у него вообще команда? Чего от него ждут?

Корочки часто блистают огромным количеством прикладных предметов — от международного права до философии, связей с общественностью и политологии. Но как эти навыки применить так, чтобы не быть слоном в посудной лавке? Как договориться с коллегой о том, кто и что делает? Как вести переговоры с боссом про его ожидания? Чаще всего это все остается за гранью учебной программы. Хорошо, если вне-образовательными активностями удается покрыть эти знания и умения, но, как правило, задача так и остается невыполненной.

#6 Бесполезная обратная связь

В английском языке есть прекрасное выражение 'actionable feedback' — если переводить дословно, то это обратная связь, которая располагает к действию. Обратная связь это не только «вау» или «фи» про вашу домашку или экзаменационную работу. Это в том числе вовлечение вас и вашего контекста во время занятий, это специальные отсылки к вашему опыту, на которые вы обращаете внимание и чуть больше чувствуете свою причастность к предмету и преподавателю.

Начнем с того, что чаще всего обратной связи нет вовсе — ни в обобщенном виде, ни в персональном. А если есть, то она говорит нам «плохо» или «хорошо», она не включает в себя глагола. Понятно, что уделить внимание всем и каждому тяжело даже в самой небольшой группе. Но есть разные инструменты — объединение основных проблем или ошибок в сегменты и их разбор, перелинковка студента с другим студентом для обмена опытом и просмотра работ друг друга, публичное комментирование работ с целью повышения насмотренности и эффекта «а что так можно было». Мало что из этого применяется в образовательных программах. Также как мало рекомендаций к действиям вида «переслушай то», «посмотри то», «переделай эту часть так-то».

#7 Лейблирование вместо подчеркивания индивидуальности

«Этот лодырь, тот — талант», — лейтмотив многих учебных групп. Всяко веселее и живее, чем полный игнор, но тоже нехорошее дело. Лейблы плохо работают на мотивацию, и их использование должно уйти.

Бывают супер отличники, которым не дается конкретная тема и надо переделывать все по пять раз — значит пусть переделывают. Бывают интересные истории тех, кто приходит с нулем вместо знаний и постепенно распускается. Поливать надо, учитывая его контекст — полный ноль. Но усилия и упорство должны быть оценены по достоинству. Многие припадают к истокам образования в том числе за верой в себя, и вы не можете ее не дать тем, кто старается и работает.

#8 На старт, внимание, марш — соревнование вместо созидания

Годовые баллы, рейтинги, относительная шкала оценок. Губительный навык сравнения себя с другими, чесотка и волнение — все это бичи и последствия того, что образовательные учреждения делают из невольных конных лошадей, спортсменов без желания. В этой атмосфере выживает сильнейший, который потом идет расталкивать всех на работе, вместо того, чтобы создавать, налаживать общий вклад в дело, объединять людей в одно. А многие другие талантливые ребята не выживают: они тухнут, теряют веру в себя решают, что «дела не для них».

Итак, этот задорный чек-лист, написанный в формате ошибок, должен помочь вам при выборе нового образовательного опыта. Будьте бдительны и не стесняйтесь тратить время на изучение и инспекцию — только так можно получить пользу, а не просто вложить свое время и деньги.

1616
2 комментария

Крутая это тема — проблемы обучения. Вопрос один: "Недостаток взаимодействия с группой симпатичных людей" ... А как быть не симпатичным людям, группам?

Автору статьи желаю осилить словосочетание "статистически значимая выборка" перед тем как указывать другим людям на их "ошибки"