реклама
разместить

СБП — головная боль или новые возможности для банков?

СБП — удивительно удобная штука для пользователя банковского приложения. Хоп, и вы моментально перевели деньги за стакан земляники или букет цветов бабушке у метро. Но для банков все обстоит не так просто.

Чтобы добавить этот внешне простой и понятный сервис в свое мобильное приложение, банку приходится лавировать между требованиями регулятора, удобством пользователя и логикой существующего мобильного приложения.

На сегодняшний день к СБП уже подключились 209 банков. Мы в Surf внедряли эту систему для банка «Зенит» и SBI и ещё одного крупнейшего российского банка, который, к сожалению, мы не можем называть. Сейчас работаем над проектом с СМП банком.

Рассказываем, как происходит внедрение СБП для банка, какие подводные камни встречаются при этом и как их можно преодолеть.

Что в статье?

Что такое СБП

Система быстрых платежей (СБП) — проект Центробанка, который начал действовать с начала 2019 года. Центробанк регламентирует использование системы. До 1 октября 2021 все системно значимые банки должны реализовать возможность оплаты по QR-коду через СБП, для банков с универсальной лицензией этот срок чуть больше — до 1 апреля 2022 года.

Обязательным является внедрение СБП и для бизнеса. До конца июня 2021 года прием оплат по QR-коду обязаны внедрить компании с годовой выручкой более 30 млн рублей, а с 1 июля это правило распространится и на компании с выручкой более 20 млн.

Как СБП влияет на основных участников

Для физлиц СБП очень выгодна. Количество безналичных расчётов сильно выросло благодаря этой системе, потому что с переводов по СБП до 100 тыс. руб. в месяц не взимается комиссия.

С 2019 года пользователями СБП стали 25 млн человек. Они совершили денежные переводы более чем на 2 трлн рублей. Растет и число покупок по QR-коду: с начала года оно выросло в полтора раза по сравнению с 2020-м и превысило 6 млрд рублей.

С 2019 года пользователями СБП стали 25 млн человек. Они совершили денежные переводы более чем на 2 трлн рублей. Растет и число покупок по QR-коду: с начала года оно выросло в полтора раза по сравнению с 2020-м и превысило 6 млрд рублей.

Для бизнеса СБП тоже выгодна. Через нее бизнес может принимать оплату за товары и услуги по QR-коду. Система позволяет бизнесу сэкономить на комиссии за безналичные платежи. При оплате банковской картой через терминал комиссия за эквайринг может достигать 4%, а при переводе по QR-коду через СБП — не более 0,7%.

Кроме того, Центробанк планирует разработать механизм возмещения этих комиссий бизнесу. В этом случае применять СБП будет еще выгодней.

Также с помощью системы юрлица могут переводить деньги между своими счетами или физическим лицам, платить налоги и другие платежи в бюджет.

Для большинства банков СБП скорее выгодна. Система может стать триггером для роста конкуренции между банками. Она нравится пользователям и упрощает безналичные переводы в любой банк. По сути, теперь пользователи меньше привязаны к конкретному банку, они становятся мультибанковскими клиентами.

Проект СБП стал серьезным конкурентом монополисту в сфере межбанковских переводов между физлицами — сервису «СбербанкОнлайн». До появления Системы быстрых платежей через сервис Сбера проходило до 90% таких переводов.

Сервисом могли пользоваться не только клиенты Сбера. Он начал подключать другие банки к своей системе и брать с них комиссию. В приложении «Сбербанк Онлайн» можно было перевести деньги по номеру телефона в «Тинькофф», Совкомбанк и СДМ, в 2020 году переговоры по подключению к системе начали Хоум Кредит и Зенит. Комиссия за такой межбанковский перевод была от нулевой до 2,3%. Число партнеров сервиса Сбера росло, но в этот момент появилась Система быстрых переводов.

В сервисе ЦБ перечисления до 100 тыс. рублей в месяц бесплатны, поэтому СБП оказалась для банков и клиентов выгоднее в плане тарифов, чем экосистема Сбербанка. Система упростила безналичную оплату, сделала ее доступной для большего числа участников рынка, вне зависимости от того, каким банком они пользуются.

Тарифы в СБП регулирует Центробанк. Пока ЦБ запретил банкам взимать с клиентов комиссию за переводы до ₽100 тыс. в месяц и отменил плату для банков за проведение транзакций. Но после 2022 года комиссия вернется. И хотя ее максимум регламентирован ЦБ, размер комиссии тоже может стать одним из факторов в конкуренции банков за клиентов.

Кроме того, банкам интересно получать комиссии за переводы. Поэтому некоторые из них идут на хитрости, чтобы усложнить клиенту доступ к СБП и он выбрал другие формы переводов, с комиссией. Вспомним, например, как далеко спрятал СБП в своем приложении Сбер.

Хотя банки не несут затрат на сами переводы, внедрение СБП чревато для них дополнительными расходами. Ведь для подключения к сервису банку часто приходится переделывать инфраструктуру или менять логику мобильного приложения.

Как банку подключиться к СБП?

Банк России выполняет для СБП функции оператора и расчетного центра. Это значит, что он присоединяет банки к системе и обеспечивает ликвидность для расчетов 24/7.

НСПК (Национальная система платежных карт) — это операционный платежный и клиринговый центр. Она отвечает за информационный обмен между всеми участниками СБП. НСПК также следит за тем, чтобы банки выполняли регламенты и правильно внедряли систему.

СБП — головная боль или новые возможности для банков?

Если пользователю достаточно просто включить тумблер СБП в мобильном приложении своего банка (а у Тинькофф-банка, например, сервис включен по умолчанию), для банка процесс подключения к сервису гораздо сложней и включает несколько этапов.

  1. Заполнить заявление на присоединение к СБП и отправить его в НСПК с комплектом документов
  2. Заключить допсоглашение с Банком России и получить СКЗИ (средства криптографической защиты информации)
  3. Изучить документацию по СБП и доработать свое ПО так, чтобы оно соответствовало требованиям этой документации
  4. Активировать сервис СБП

Больше всего сложностей возникает у банка на этапе доработки своего ПО.

Как происходит перевод через СБП для банка?

Для пользователя перевод денег в СБП выглядит просто и понятно — выбрал оплату через СБП, ввел или подтянул из телефонной книги номер телефона, вписал сумму и подтвердил платеж. Всё — деньги моментально ушли получателю.

Для банка же этот же процесс не так прост. Вот что таится под капотом каждого такого перевода. С технической точки зрения пользователь делает несколько запросов. Они выполняются в строгой последовательности, которую нельзя нарушать, даже если она не совпадает с логикой работы мобильного приложения банка.

  1. Запрос на подключение пользователя к СБП -> Номер телефона регистрируется в СБП
  2. Запрос с номером телефона получателя на инициирование перевода. Здесь же указывается счет, с которого будет выполнен перевод, сумма, номер телефона отправителя -> Информация, установлен ли у пользователя банк по умолчанию
  3. Запрос на список всех банков получателя -> Список банков
  4. Запрос, можно ли отправить перевод с указанными данными -> Результирующая информация с данными получателя (ФИО) и размером комиссии
  5. Запрос на получение кода подтверждения операции (необязателен, на усмотрение банка) -> Код для подтверждения операции
  6. Запрос на подтверждение перевода средств клиенту другого банка в СБП -> Подтверждается выполнение перевода

Подводные камни на пути банка к СБП

Основная сложность состоит в том, что СБП нужно гармонично встроить в имеющееся мобильное приложение банка. Сделать это непросто по нескольким причинам.

Дизайн СБП строго регламентирован

ЦБ четко регламентирует дизайн, который используется для СБП. Есть подробный брендбук, в котором прописаны фирменные цвета, правила расположения логотипа, цвет фона, который можно для него использовать и многие другие аспекты.

Цвета фона, на котором может использоваться логотип, регламентированы и могут не совпадать с фоном мобильного приложения банка
Цвета фона, на котором может использоваться логотип, регламентированы и могут не совпадать с фоном мобильного приложения банка

Часто этот дизайн совершенно не сочетается с дизайном мобильного приложения банка. Простора для маневра почти не остается, и банку приходится придумывать варианты, как сделать так, чтобы оплата через СБП не разрушала единый UI мобильного приложения.

Скрывать логотип СБП нельзя, он должен отображаться на каждом экране процесса и точно соответствовать размерам, указанным в брендбуке.

Нельзя менять размер, пропорции, цвет шрифта у логотипа СБП. И еще много других «нельзя» можно найти в брендбуке
Нельзя менять размер, пропорции, цвет шрифта у логотипа СБП. И еще много других «нельзя» можно найти в брендбуке

Мы столкнулись с этим в одном из проектов: мы хотели изменить его размер логотип СБП, чтобы органично вписать его в дизайн банковского приложения,. Но этот вариант не прошел согласование НСПК, и нам пришлось вернуться к регламентированному размеру лого.

Каждый экран, где присутствует логотип СБП, должен быть согласован с курирующей организацией — НСПК. Число итераций может быть огромно. В одном из наших проектов по внедрению СБП только согласование дизайна заняло более 2 месяцев.

Так выглядит файл согласования с правками НСПК
Так выглядит файл согласования с правками НСПК

Особенно строго НСПК относится к результирующему экрану. Регламентировано все — формулировки текста, состав экрана.

<p>Результирующий экран. Если развернуть подробности операции, можно увидеть сумму, размер комиссии, номер операции и логотип СБП</p>

Результирующий экран. Если развернуть подробности операции, можно увидеть сумму, размер комиссии, номер операции и логотип СБП

История операций

Мы привыкли, что видим все свои переводы в общем списке истории операций мобильного приложения. Например, вот так.

СБП — головная боль или новые возможности для банков?

Каждый банк оформляет ее так, как ему удобно, никаких законодательных требований тут нет.

Однако с СБП дело обстоит по-другому. Все такие переводы в истории операций должны быть брендированы логотипом и оформлены по стандартам, прописанным НСПК.

Если развернуть операцию из истории, внутри должен быть логотип и номер операции в СБП
Если развернуть операцию из истории, внутри должен быть логотип и номер операции в СБП

На одном из проектов мы столкнулись со сложностями, связанными с историей операций. Бэкенд приложения банка не позволял соблюсти все требования НСПК к ее оформлению. А без этого НСПК не разрешала запускать СБП.

Чтобы не переписывать бэкенд и не нарушать логику приложения, мы предложили выход — вынести операции СБП в отдельную вкладку.

<p>Операции СБП не видны в общей истории операций. Это не очень удобно с точки зрения пользователя, но позволило банку запустить СБП без переделки бэкенда</p>

Операции СБП не видны в общей истории операций. Это не очень удобно с точки зрения пользователя, но позволило банку запустить СБП без переделки бэкенда

Логика СБП может не совпадать с логикой приложения банка

В СБП четко прописан флоу процесса и порядок экранов. Определены форматы данных и последовательность запросов для перевода. Изменить их банк не может, даже в том случае, когда СБП нарушает логику работы приложения.

Приведем пару примеров.

При обычном межбанковском переводе мы видим ФИО получателя сразу, как только указываем его номер карты или счета. Это привычно и сразу успокаивает, что перевод уйдет нужному человеку.

СБП — головная боль или новые возможности для банков?

В СБП ФИО получателя мы видим только на финальном экране, прямо перед подтверждением отправки денег. И поэтому до последнего сомневаемся, нужному ли человеку мы делаем перевод. Это неудобно и вызывает тревогу пользователя.

Это неудобно, ведь если вы ошибетесь в номере телефона, вы увидите это только в последний момент и процесс придется начинать сначала
Это неудобно, ведь если вы ошибетесь в номере телефона, вы увидите это только в последний момент и процесс придется начинать сначала

Но изменить этот порядок нельзя. Он связан со строгой последовательностью запросов в СБП. Только в предпоследнем запросе ваш банк получает ФИО получателя.

В СБП строгая последовательность запросов<br />
В СБП строгая последовательность запросов

С этим пытаются бороться многие банки. Например, мы в одном из проектов долго искали решение, чтобы клиент видел информацию о получателе раньше. Изменить порядок запросов НСПК не разрешил. Перепробовав несколько вариантов, остановились на следующем. Мы предложили подтягивать имя получателя из телефонной книги. В этом случае вы видите его ФИО сразу, когда вводите номер телефона для перевода.

Но у этого решения есть пара минусов. Нужного человека может не быть в телефонной книге, или он может быть записан не по ФИО, а как «мама Владика из 5Б» или «вредный сосед этажом выше».

В проекте с СМП банком мы столкнулись с другой неудобной технической особенностью СБП. У банка в мобильном приложении переводы собираются по принципу мозаики из динамических компонентов. Это значит, что пользователь может в любой момент гибко менять любой из них — номер телефона, номер карты получателя, сумму. Например, если нужно, вернуться на экран назад и исправить сумму.

СБП нельзя встроить в такую схему. В нем процесс происходит совсем по другой логике. Если пользователь начал переводить деньги, он должен идти по экранам строго последовательно:

СБП — головная боль или новые возможности для банков?

Он не может вернуться на предыдущий экран и исправить сумму.

Такая схема не совпадала с логикой работы приложения СМП банка, где все запросы собирались как пазл из гибких компонентов и могли легко меняться пользователем на любом этапе. Поэтому банку пришлось переделывать бэкенд.

Итог: через тернии к звездам — но СБП будет у всех банков

Для банков процесс внедрения СБП сложен и болезненен. Перевод через СБП — четко регламентированный процесс, который может ломать логику денежных переводов банка. Его адаптация в мобильном приложении каждого банка требует времени и сил. Жесткие требования к дизайну экранов СБП тоже заставляют банки ломать голову, как органично встроить их в единый дизайн мобильного приложения.

Но в перспективе СБП может стать важным фактором конкуренции за клиентов. Ведь именно эта система делает межбанковские переводы доступными, а пользователей превращает в мультибанковских клиентов. И совсем скоро наличие СБП станет обязательным. А значит, всем банкам придется придумать, как встроить этот процесс в свои мобильные приложения.

3434
11
реклама
разместить
53 комментария

Комментарий недоступен

37

Банки существуют лишь для того, что бы зарабатывать. И это логично, любой бизнес открывается только для этой цели.
С учетом этого странно слышать о том, что "Драть за это хоть процент, хоть полпроцента - это наглое мошенничество".

P.S И да, идиот появился, есть инфраструктура, ее нужно поддерживать, а еще зарабатывать. Проект по подключению к СБП задействует от 20 человек в банке с обратного конца топ-500, до 100-200-300+ человек на уровне Сбера/Альфы и займет от полугода, если делать самостоятельно, а не идти к вендорам. А потом еще ЦБ придет и говорит — а добавьте еще Me2Me pull/push  в СБП, при этом подвиньте все свои проекты. А еще b2b2c запустите, у нас план горит.

Все должны поработать за бесплатно, чтобы Александр делал все, что хочет, всегда и без комиссий? 

P.P.S Все услуги, товары и вообще все, что вас окружает, продается вам дороже, чем это есть. А порой и в десятки раз дороже. Квартира стоит 3 миллиона, вы ее покупаете за 10кк в Москве, а в Москве-Сити за 100кк. Машина стоит 500, после растаможки и всех платежей государству просто за то, что оно есть — миллион, а вы покупаете за полтора. При этом СБП в этой схеме почему-то особенный, там нельзя, все остальное норм.

Нельзя рассуждать в рамках "Все дорого/Все бесплатно". Должен быть баланс :) 

Но, если внезапно комиссия за СБП станет 3%, а не 0.5-1-1.5, я с удовольствием вас поддержу, что это перебор :)

11

 Банкам удобна роль паразита, который не делает абсолютно ничегоНу, если банки «не делают абсолютно ничего», тогда просто ими не пользуйтесь.

Банковский перевод сейчас - это компьютерный запрос в несколько килобайт. Стоимость его формирования, передачи, обслуживания бесконечно близка к нулю.Раз стоимость «бесконечно близка к нулю», получается, содержать систему денежных переводов по карману любому. Ну сделайте тогда свою (закажите фрилансеру с Авито) и не мучайтесь.

7

СБП тема. Еще понравилось что ЦП защемил сбер, заставил их использовать СБП.

8
Раскрывать всегда
Овладеть ИИ-инструментами — «очевидная тактика» для старта карьеры: глава OpenAI — коротко о замене программистов нейросетями и успехе ChatGPT

Несколько тезисов из разговора Сэма Альтмана с предпринимателем и бывшим продакт-менеджером Windows Беном Томпсоном.

Глава OpenAI Сэм Альтман. Источник: Joel Saget / Getty Images
22
22
11
11
"Золотые" 90-е: как мы делали бизнес на игровых автоматах и даже остались живы.

Предприниматель из 90-х делится своим опытом в бизнесе в это интересное, но опасное время. Погони, перестрелки, бандиты и большие деньги на игровых автоматах...

Фото из открытых источников интернета, ибо своих у рассказчика сохранилось мало... А без фото, согласитесь, не совсем то)
88
11
10 лучших аппликаторов Кузнецова - Рейтинг 2025

Ищете эффективное средство для улучшения здоровья и снятия стресса? Аппликаторы Кузнецова — это уникальные устройства, которые помогут справиться с болями в спине, головными болями и напряжением в мышцах. В этой статье мы расскажем о лучших моделях аппликаторов, которые завоевали доверие пользователей. Выбор за вами — выберите тот, который максимал…

Выбор лучших аппликаторов Кузнецова
«Если честно — ********»: создатель «Глаза Бога» рассказал, что закрыл Telegram-бота «до момента, пока не станет понятно, можно ли возобновить работу»
4646
99
33
33
Он так и не понял, что занимается незаконной деятельностью, даже в случае когда это "официальный" запрос.
«Точка» представила бесплатный сервис для создания интернет-магазинов с эквайрингом и доставкой

Пока он доступен клиентам банка, в будущем доступ планируют открыть всем.

Пример витрины. Источник: «Точка»
3939
66
"F* you Маркетплейс" надо было слоган сделать
Страны без виз для россиян: куда можно отправиться прямо сейчас
Страны без виз для россиян: куда можно отправиться прямо сейчас
1919
33
Вложился в телеграм и потерял все деньги. Как это было и почему: разбор на личном опыте.

Всем вам уже надоели эти Телеграм эксперты, которые трубят из каждой подворотни о том, что Телеграм - это лучшая ниша. Но лично я на своем опыте убедился в обратном, и давайте разберем, как же это было

Вложился в телеграм и потерял все деньги. Как это было и почему: разбор на личном опыте.
77
Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода

Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про каналы — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день

Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода
1414
11
11
Компания Light представила обновлённую версию телефона Phone — без магазина приложений и с кнопкой для съёмки фотографий

Стоит $599.

Источник: The Verge
3636
2727
22
22
Стартаперы переизобрели бабушкофон
реклама
разместить
4 стратегии маркетинга: Как фриссон и гемофобия влияют на эмоции аудитории

Эмоции — мощный инструмент влияния на аудиторию. В маркетинге особенно эффективны два противоположных состояния: фриссон (озноб от эмоционального всплеска) и гемофобия (страх крови). Первое вызывает позитивные ассоциации, второе — тревогу. Умелое сочетание этих реакций может усилить вовлечённость и запоминаемость бренда. Разберу, как их применять.

Великолепный Джим, кто как не он передаст эмоции.
66
22
11
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
3535
2727
55
44
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
Закон о запрете рекламы в Instagram: где продавать в 2025 году?

С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон, запрещающий рекламу в Instagram. За нарушение — штрафы до 500 тыс. рублей. YouTube работает с перебоями, а просмотры в VK остаются нестабильными. В условиях изменений в цифровых платформах и новых законодательных ограничений бизнесу важно находить надёжные и эффективные способы взаимодействия с…

Закон о запрете рекламы в Instagram: где продавать в 2025 году?
55
44
11