СБП — головная боль или новые возможности для банков?

СБП — удивительно удобная штука для пользователя банковского приложения. Хоп, и вы моментально перевели деньги за стакан земляники или букет цветов бабушке у метро. Но для банков все обстоит не так просто.

Чтобы добавить этот внешне простой и понятный сервис в свое мобильное приложение, банку приходится лавировать между требованиями регулятора, удобством пользователя и логикой существующего мобильного приложения.

На сегодняшний день к СБП уже подключились 209 банков. Мы в Surf внедряли эту систему для банка «Зенит» и SBI и ещё одного крупнейшего российского банка, который, к сожалению, мы не можем называть. Сейчас работаем над проектом с СМП банком.

Рассказываем, как происходит внедрение СБП для банка, какие подводные камни встречаются при этом и как их можно преодолеть.

Что в статье?

Что такое СБП

Система быстрых платежей (СБП) — проект Центробанка, который начал действовать с начала 2019 года. Центробанк регламентирует использование системы. До 1 октября 2021 все системно значимые банки должны реализовать возможность оплаты по QR-коду через СБП, для банков с универсальной лицензией этот срок чуть больше — до 1 апреля 2022 года.

Обязательным является внедрение СБП и для бизнеса. До конца июня 2021 года прием оплат по QR-коду обязаны внедрить компании с годовой выручкой более 30 млн рублей, а с 1 июля это правило распространится и на компании с выручкой более 20 млн.

Как СБП влияет на основных участников

Для физлиц СБП очень выгодна. Количество безналичных расчётов сильно выросло благодаря этой системе, потому что с переводов по СБП до 100 тыс. руб. в месяц не взимается комиссия.

С 2019 года пользователями СБП стали 25 млн человек. Они совершили денежные переводы более чем на 2 трлн рублей. Растет и число покупок по QR-коду: с начала года оно выросло в полтора раза по сравнению с 2020-м и превысило 6 млрд рублей.

С 2019 года пользователями СБП стали 25 млн человек. Они совершили денежные переводы более чем на 2 трлн рублей. Растет и число покупок по QR-коду: с начала года оно выросло в полтора раза по сравнению с 2020-м и превысило 6 млрд рублей.

Для бизнеса СБП тоже выгодна. Через нее бизнес может принимать оплату за товары и услуги по QR-коду. Система позволяет бизнесу сэкономить на комиссии за безналичные платежи. При оплате банковской картой через терминал комиссия за эквайринг может достигать 4%, а при переводе по QR-коду через СБП — не более 0,7%.

Кроме того, Центробанк планирует разработать механизм возмещения этих комиссий бизнесу. В этом случае применять СБП будет еще выгодней.

Также с помощью системы юрлица могут переводить деньги между своими счетами или физическим лицам, платить налоги и другие платежи в бюджет.

Для большинства банков СБП скорее выгодна. Система может стать триггером для роста конкуренции между банками. Она нравится пользователям и упрощает безналичные переводы в любой банк. По сути, теперь пользователи меньше привязаны к конкретному банку, они становятся мультибанковскими клиентами.

Проект СБП стал серьезным конкурентом монополисту в сфере межбанковских переводов между физлицами — сервису «СбербанкОнлайн». До появления Системы быстрых платежей через сервис Сбера проходило до 90% таких переводов.

Сервисом могли пользоваться не только клиенты Сбера. Он начал подключать другие банки к своей системе и брать с них комиссию. В приложении «Сбербанк Онлайн» можно было перевести деньги по номеру телефона в «Тинькофф», Совкомбанк и СДМ, в 2020 году переговоры по подключению к системе начали Хоум Кредит и Зенит. Комиссия за такой межбанковский перевод была от нулевой до 2,3%. Число партнеров сервиса Сбера росло, но в этот момент появилась Система быстрых переводов.

В сервисе ЦБ перечисления до 100 тыс. рублей в месяц бесплатны, поэтому СБП оказалась для банков и клиентов выгоднее в плане тарифов, чем экосистема Сбербанка. Система упростила безналичную оплату, сделала ее доступной для большего числа участников рынка, вне зависимости от того, каким банком они пользуются.

Тарифы в СБП регулирует Центробанк. Пока ЦБ запретил банкам взимать с клиентов комиссию за переводы до ₽100 тыс. в месяц и отменил плату для банков за проведение транзакций. Но после 2022 года комиссия вернется. И хотя ее максимум регламентирован ЦБ, размер комиссии тоже может стать одним из факторов в конкуренции банков за клиентов.

Кроме того, банкам интересно получать комиссии за переводы. Поэтому некоторые из них идут на хитрости, чтобы усложнить клиенту доступ к СБП и он выбрал другие формы переводов, с комиссией. Вспомним, например, как далеко спрятал СБП в своем приложении Сбер.

Хотя банки не несут затрат на сами переводы, внедрение СБП чревато для них дополнительными расходами. Ведь для подключения к сервису банку часто приходится переделывать инфраструктуру или менять логику мобильного приложения.

Как банку подключиться к СБП?

Банк России выполняет для СБП функции оператора и расчетного центра. Это значит, что он присоединяет банки к системе и обеспечивает ликвидность для расчетов 24/7.

НСПК (Национальная система платежных карт) — это операционный платежный и клиринговый центр. Она отвечает за информационный обмен между всеми участниками СБП. НСПК также следит за тем, чтобы банки выполняли регламенты и правильно внедряли систему.

Если пользователю достаточно просто включить тумблер СБП в мобильном приложении своего банка (а у Тинькофф-банка, например, сервис включен по умолчанию), для банка процесс подключения к сервису гораздо сложней и включает несколько этапов.

  1. Заполнить заявление на присоединение к СБП и отправить его в НСПК с комплектом документов
  2. Заключить допсоглашение с Банком России и получить СКЗИ (средства криптографической защиты информации)
  3. Изучить документацию по СБП и доработать свое ПО так, чтобы оно соответствовало требованиям этой документации
  4. Активировать сервис СБП

Больше всего сложностей возникает у банка на этапе доработки своего ПО.

Как происходит перевод через СБП для банка?

Для пользователя перевод денег в СБП выглядит просто и понятно — выбрал оплату через СБП, ввел или подтянул из телефонной книги номер телефона, вписал сумму и подтвердил платеж. Всё — деньги моментально ушли получателю.

Для банка же этот же процесс не так прост. Вот что таится под капотом каждого такого перевода. С технической точки зрения пользователь делает несколько запросов. Они выполняются в строгой последовательности, которую нельзя нарушать, даже если она не совпадает с логикой работы мобильного приложения банка.

  1. Запрос на подключение пользователя к СБП -> Номер телефона регистрируется в СБП
  2. Запрос с номером телефона получателя на инициирование перевода. Здесь же указывается счет, с которого будет выполнен перевод, сумма, номер телефона отправителя -> Информация, установлен ли у пользователя банк по умолчанию
  3. Запрос на список всех банков получателя -> Список банков
  4. Запрос, можно ли отправить перевод с указанными данными -> Результирующая информация с данными получателя (ФИО) и размером комиссии
  5. Запрос на получение кода подтверждения операции (необязателен, на усмотрение банка) -> Код для подтверждения операции
  6. Запрос на подтверждение перевода средств клиенту другого банка в СБП -> Подтверждается выполнение перевода

Подводные камни на пути банка к СБП

Основная сложность состоит в том, что СБП нужно гармонично встроить в имеющееся мобильное приложение банка. Сделать это непросто по нескольким причинам.

Дизайн СБП строго регламентирован

ЦБ четко регламентирует дизайн, который используется для СБП. Есть подробный брендбук, в котором прописаны фирменные цвета, правила расположения логотипа, цвет фона, который можно для него использовать и многие другие аспекты.

Цвета фона, на котором может использоваться логотип, регламентированы и могут не совпадать с фоном мобильного приложения банка

Часто этот дизайн совершенно не сочетается с дизайном мобильного приложения банка. Простора для маневра почти не остается, и банку приходится придумывать варианты, как сделать так, чтобы оплата через СБП не разрушала единый UI мобильного приложения.

Скрывать логотип СБП нельзя, он должен отображаться на каждом экране процесса и точно соответствовать размерам, указанным в брендбуке.

Нельзя менять размер, пропорции, цвет шрифта у логотипа СБП. И еще много других «нельзя» можно найти в брендбуке

Мы столкнулись с этим в одном из проектов: мы хотели изменить его размер логотип СБП, чтобы органично вписать его в дизайн банковского приложения,. Но этот вариант не прошел согласование НСПК, и нам пришлось вернуться к регламентированному размеру лого.

Каждый экран, где присутствует логотип СБП, должен быть согласован с курирующей организацией — НСПК. Число итераций может быть огромно. В одном из наших проектов по внедрению СБП только согласование дизайна заняло более 2 месяцев.

Так выглядит файл согласования с правками НСПК

Особенно строго НСПК относится к результирующему экрану. Регламентировано все — формулировки текста, состав экрана.

Результирующий экран. Если развернуть подробности операции, можно увидеть сумму, размер комиссии, номер операции и логотип СБП

История операций

Мы привыкли, что видим все свои переводы в общем списке истории операций мобильного приложения. Например, вот так.

Каждый банк оформляет ее так, как ему удобно, никаких законодательных требований тут нет.

Однако с СБП дело обстоит по-другому. Все такие переводы в истории операций должны быть брендированы логотипом и оформлены по стандартам, прописанным НСПК.

Если развернуть операцию из истории, внутри должен быть логотип и номер операции в СБП

На одном из проектов мы столкнулись со сложностями, связанными с историей операций. Бэкенд приложения банка не позволял соблюсти все требования НСПК к ее оформлению. А без этого НСПК не разрешала запускать СБП.

Чтобы не переписывать бэкенд и не нарушать логику приложения, мы предложили выход — вынести операции СБП в отдельную вкладку.

Операции СБП не видны в общей истории операций. Это не очень удобно с точки зрения пользователя, но позволило банку запустить СБП без переделки бэкенда

Логика СБП может не совпадать с логикой приложения банка

В СБП четко прописан флоу процесса и порядок экранов. Определены форматы данных и последовательность запросов для перевода. Изменить их банк не может, даже в том случае, когда СБП нарушает логику работы приложения.

Приведем пару примеров.

При обычном межбанковском переводе мы видим ФИО получателя сразу, как только указываем его номер карты или счета. Это привычно и сразу успокаивает, что перевод уйдет нужному человеку.

В СБП ФИО получателя мы видим только на финальном экране, прямо перед подтверждением отправки денег. И поэтому до последнего сомневаемся, нужному ли человеку мы делаем перевод. Это неудобно и вызывает тревогу пользователя.

Это неудобно, ведь если вы ошибетесь в номере телефона, вы увидите это только в последний момент и процесс придется начинать сначала

Но изменить этот порядок нельзя. Он связан со строгой последовательностью запросов в СБП. Только в предпоследнем запросе ваш банк получает ФИО получателя.

В СБП строгая последовательность запросов

С этим пытаются бороться многие банки. Например, мы в одном из проектов долго искали решение, чтобы клиент видел информацию о получателе раньше. Изменить порядок запросов НСПК не разрешил. Перепробовав несколько вариантов, остановились на следующем. Мы предложили подтягивать имя получателя из телефонной книги. В этом случае вы видите его ФИО сразу, когда вводите номер телефона для перевода.

Но у этого решения есть пара минусов. Нужного человека может не быть в телефонной книге, или он может быть записан не по ФИО, а как «мама Владика из 5Б» или «вредный сосед этажом выше».

В проекте с СМП банком мы столкнулись с другой неудобной технической особенностью СБП. У банка в мобильном приложении переводы собираются по принципу мозаики из динамических компонентов. Это значит, что пользователь может в любой момент гибко менять любой из них — номер телефона, номер карты получателя, сумму. Например, если нужно, вернуться на экран назад и исправить сумму.

СБП нельзя встроить в такую схему. В нем процесс происходит совсем по другой логике. Если пользователь начал переводить деньги, он должен идти по экранам строго последовательно:

Он не может вернуться на предыдущий экран и исправить сумму.

Такая схема не совпадала с логикой работы приложения СМП банка, где все запросы собирались как пазл из гибких компонентов и могли легко меняться пользователем на любом этапе. Поэтому банку пришлось переделывать бэкенд.

Итог: через тернии к звездам — но СБП будет у всех банков

Для банков процесс внедрения СБП сложен и болезненен. Перевод через СБП — четко регламентированный процесс, который может ломать логику денежных переводов банка. Его адаптация в мобильном приложении каждого банка требует времени и сил. Жесткие требования к дизайну экранов СБП тоже заставляют банки ломать голову, как органично встроить их в единый дизайн мобильного приложения.

Но в перспективе СБП может стать важным фактором конкуренции за клиентов. Ведь именно эта система делает межбанковские переводы доступными, а пользователей превращает в мультибанковских клиентов. И совсем скоро наличие СБП станет обязательным. А значит, всем банкам придется придумать, как встроить этот процесс в свои мобильные приложения.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
M Y

Банки существуют лишь для того, что бы зарабатывать. И это логично, любой бизнес открывается только для этой цели.
С учетом этого странно слышать о том, что "Драть за это хоть процент, хоть полпроцента - это наглое мошенничество".

P.S И да, идиот появился, есть инфраструктура, ее нужно поддерживать, а еще зарабатывать. Проект по подключению к СБП задействует от 20 человек в банке с обратного конца топ-500, до 100-200-300+ человек на уровне Сбера/Альфы и займет от полугода, если делать самостоятельно, а не идти к вендорам. А потом еще ЦБ придет и говорит — а добавьте еще Me2Me pull/push  в СБП, при этом подвиньте все свои проекты. А еще b2b2c запустите, у нас план горит.

Все должны поработать за бесплатно, чтобы Александр делал все, что хочет, всегда и без комиссий? 

P.P.S Все услуги, товары и вообще все, что вас окружает, продается вам дороже, чем это есть. А порой и в десятки раз дороже. Квартира стоит 3 миллиона, вы ее покупаете за 10кк в Москве, а в Москве-Сити за 100кк. Машина стоит 500, после растаможки и всех платежей государству просто за то, что оно есть — миллион, а вы покупаете за полтора. При этом СБП в этой схеме почему-то особенный, там нельзя, все остальное норм.

Нельзя рассуждать в рамках "Все дорого/Все бесплатно". Должен быть баланс :) 

Но, если внезапно комиссия за СБП станет 3%, а не 0.5-1-1.5, я с удовольствием вас поддержу, что это перебор :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Евгений Трифонов
 Банкам удобна роль паразита, который не делает абсолютно ничего

Ну, если банки «не делают абсолютно ничего», тогда просто ими не пользуйтесь.

Банковский перевод сейчас - это компьютерный запрос в несколько килобайт. Стоимость его формирования, передачи, обслуживания бесконечно близка к нулю.

Раз стоимость «бесконечно близка к нулю», получается, содержать систему денежных переводов по карману любому. Ну сделайте тогда свою (закажите фрилансеру с Авито) и не мучайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Банки сделали бы всё возможное, чтобы замылить этот сервис, скрыть, сделать его незаметным.

И правильно делают. Как только все переедут на СБП - банки станут не нужны вообще, все будут обслуживаться сразу в ЦБ, все бабки будут ходить внутри ЦБ.

Перевод - бан всех ваших бабок по любому чиху.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krestovnikov

Полностью согласен.
А писать статью о том, как сложно интегрировать СПБ в банковское ПО - это по-моему зашквар.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Nekoval

Ну да, банковские услуги должны быть бесплатны, а банки не должны зарабатывать. Мне чизбургер и колу, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Random Dude

СБП тема. Еще понравилось что ЦП защемил сбер, заставил их использовать СБП.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Щербаков

Ну это пока. С 22 года комиссия будет

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Askar Samanchiev

СБП - одна из немногих годных вещей в этой стране. Имхо после того, как он подключился ко всем картам всех моих банков банкоматы для меня стали практически не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Ага, всё настолько классно и радужно, что от счастья расплакаться можно.

Но заходим на сайт центробанка, смотрим на тарифы, и видим, что в 22 году и банк плательщик и банк получатель будет платить комиссию за каждый перевод.

И расходы эти лягут на кого? (отгадайте с одной попытки)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Агафонцев

Божечки мой !!!! 6₽ комиссия за перевод в 600к!!! Грабят!!!!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рекорд Надоев

говножопа

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Система Платежей

Все для вас ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Щербаков

По описанию - очень многие банки не соблюдают. Тех же логотипов сбп на каждом экране много у кого нет. А все данные (номер телефона, сумма, сообщение) вводятся на 1 экране и могут быть исправленны в любом порядке

Ответить
Развернуть ветку
Антон

"Экран" это условность. Рисуем экран, на котором 3 поля: номер телефона, банк и сумма. Дальше скриним 3 раза и отправляем на согласование как 3 "экрана". СБП не говорит, что на экране ввода суммы должно быть ТОЛЬКО поле для ввода суммы.

Пользователь очухался после выбора банка и решил изменить номер телефона получателя? Ок, у нас просто новый платёж. Ни кто не заставляет человека, начав платеж через СБП обязательно его закончить, можно отказаться в любой момент, система допускает.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петушков

Почему получателю из Сбербанка я не могу отправить деньги по СБП?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Потому что это Сбер и по умолчанию он возможность получения/отправки по СБП для своих клиентов не включает. 
Получателю нужно самому нажать на пиктограмму человечка в приложении Сбера, перейти во вкладку Настройки, прокрутить в самый низ, выбрать пункт с пиктограммой СБП и включить входящие и исходящие переводы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бахтияров

Получается MCC коды совпадают на эти две операции.

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Про кредитки речи нет вообще. В СБП не платежи, а переводы, которые невыгодны банку, предоставляющему тебе кредитные деньги. Банк же хочет, чтобы ты своей кредиткой крутил обороты по карте через терминалы и приносил ему проценты за эквайринг, взимаемые с продавцов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Джек Гу

Самое прикольное, что очень много людей не в курсе вообще про СБП. У самого был случай, когда друзья переводили родственникам деньги с комиссией, имея карты других банков (Зенит). Очень удивились, когда рассказал им про СБП.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Samanchiev

Я недавно папане рассказал про сбп, скажем так, он был крайне удивлён самим фактом существования этой штуки.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав
Кроме того, банкам интересно получать комиссии за переводы. Поэтому некоторые из них идут на хитрости, чтобы усложнить клиенту доступ к СБП и он выбрал другие формы переводов, с комиссией.

Есть ещё такие паразиты как киви и юмани, по формальным основаниям съехавшие с регулирования ЦБ и введшие жлобский лимит в 3500 рублей в сутки. Остаётся надеяться, что до электронных кошельков в вопросе СБП ЦБ тоже доберется, а не остановится на одних банках.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

В чем проблема зарегить 10 кошельков и переводить в 10 раз больше?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
xxx xxx

Не знаю как у метро, но там где его нет, Вас точно бабушки пошлют куда подальше к банкомату.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Щербаков

Последнее время мало у кого с собой есть наличка и очень многие бабушки даже далеко от метро научились в переводы на сбер или сбп

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Игорь Корнев

почему нельзя из сбербанка сделать перевод по сбп также на сбербанк?!?

Ответить
Развернуть ветку
Система Платежей

Игорь, здравствуйте. Мы бы хотели пояснить, что СБП изначально предназначена именно для межбанковских переводов, поэтому переводы внутри одного банка проходят не через СБП.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Щербаков

Потому что сбер очень хочет взять комиссию за перевод внутри себя

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Не ответили на главный вопрос! Почему в Сбере по умолчанию СБП отключена?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Потому что Сбер за год на комиссиях за переводы физ. лиц заработал 71 миллиард рублей. СБП его части этих денег лишает.

А в 22 году Сбер ещё и станет должен платить ЦБ за каждый перевод по СБП.

Ответить
Развернуть ветку
Mikka Y

Друзья, можно ли переводить деньги по СБП внутри одного банка?
Регулярно требуется делать переводы внутри контура Сбера (Сбер и у меня, и у получателей). При выборе перевода через СБП приложение Сбера автоматически переключает на обычный перевод с комиссией
Межбанк - проблем нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Переводил нормально, главное чтобы у получателя СБП тоже был включен. Но пару месяцев уже не пользовался, может поменяли что-то.

Ответить
Развернуть ветку
Система Платежей

👍

Ответить
Развернуть ветку
Максим Филимонов

Вообще безусловная выгода для владельцев бизнеса, от выручки снимается гораздо меньший процент, а значит заработаешь больше. Не все клиенты могут платить таким способом, но все больше тех, кто пользуется СБП.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда