Когда все в компании знают, сколько ты зарабатываешь

Finder.work о феномене «открытых зарплат».

Прозрачность оплаты труда — одна из самых горячих тем в бизнесе. Для одних работодателей «прозрачность» сводится исключительно к объяснению того, на основе чего формируется доход работника. Для других — полное раскрытие окладов и вилок для каждой должности. Должны ли сотрудники знать зарплаты друг друга? Давайте разбираться.

В последние годы в США наметился устойчивый запрос на так называемые transparent salaries. В Калифорнии в начале года вступил в силу закон о прозрачности оплаты труда, согласно которому компании должны указывать вилку в каждой вакансии. Буквально месяц назад в Нью-Йорке начал действовать закон, обязывающий работодателей раскрывать информацию об оплате труда и диапазонах зарплат для всех должностей.

Согласно данным PayScale, там, где руководство раскрывает зарплаты коллег, текучка кадров минимальна — около 82% сотрудников удовлетворены таким подходом.

Кто сколько стоит?

Платформа Buffer стала пионером концепции открытых зарплат. Компания c 2013 года публикует на своем сайте заработную плату всех сотрудников, включая CEO — сейчас его доход составляет порядка $300 тысяч. Сначала идея Buffer была в том, чтобы команда могла знать, сколько зарабатывает каждый сотрудник. Получив позитивную обратную связь, компания решила пойти еще дальше и максимально опубличить зарплаты.

По мнению основателя Buffer, с таким подходом повышается уровень доверия в коллективе. Поскольку оплата труда прозрачна, в компании нет финансовых различий для сотрудников, занимающих одинаковые должности.

В сети супермаркетов Whole Foods считают, что работники должны быть максимально информированы об оплате труда. Позиция компании — любой сотрудник может узнать размер зарплаты или премии любого члена команды — вплоть до генерального директора.

В книге «The Decoded Company» один из основателей Whole Foods Джон Мэкки объясняет, что его первоначальная цель состояла в том, чтобы помочь сотрудникам понять, почему одним людям платят больше, чем другим. По его мнению, если бы работники понимали, за какие результаты и достижения получают больше денег, то, возможно, тоже были бы более мотивированы.

Примеры в России

В 2017 году российская IT-компания Mindbox разослала сотрудникам ссылку на файл в Google Docs — в нем были указаны зарплаты всех сотрудников. С тех пор компания взяла курс на прозрачную систему управления.

Каждый сотрудник Mindbox может повысить себе зарплату. Он заводит карточку в Trello, обосновывает, почему должен получать конкретную сумму денег. Затем приходят коллеги и дают фидбек. Любой, кто работает с этим сотрудником, имеет право наложить вето, обосновав свое решение. Если за 20 дней никто этого не делает, карточка о повышении отправляется в бухгалтерию.

В Mindbox считают, что «открытый подход к зарплате избавляет от иллюзии, что в компании есть кто–то большой и взрослый, который управляет твоей жизнью. Сотрудник должен сам принимать решения о том, какие задачи выполнять, как развиваться и сколько зарабатывать».

Позиция: открытые зарплаты губят бизнес

В 2017 году в одном из интервью Тёма Лебедев признался, что увольняет сотрудников «Студии» за разглашение зарплаты. По мнению Лебедева, неразглашение зарплат — один из самых простых секретов управления творческим коллективом.

«Как только люди начнут произносить друг другу свои зарплаты, вместо работы начнется серпентарий: будут гадюки в банке, которые станут думать: «Ага, Петров сделал в пять раз меньше, а зарплата у него на 5 тысяч больше!» Это превратится в абсолютное говнище, примерно как в индустрии кино».

А вы бы хотели знать зарплаты своих коллег?

0
194 комментария
Написать комментарий...
Alexander

Как руководитель с многолетним стажем, я за позицию максимальной закрытости этой информации.

Приведу пару главных причин, хотя их больше:
1. В условиях дефицита специалистов (например в IT) вы регулярно вынуждены брать человека с рынка на большие деньги, чем платите сотрудникам на аналогичной позиции. Как думаете что произойдет когда вы опубликуете его з.п.? Все работники на этой позиции придут к вам за повышением. Компания не станет зарабатывать больше, а тратить станет существенно больше. А с учетомо того что в IT ФОТ - это главная статья расходов, это путь к потере маржи и разорению.
2. Сотрудники не всегда понимают ценность не связанных с ними позиций: инженер с производства никогда не поймет с чего вдруг какой-то account-manager Газпрома получает в разы больше него, инженера с 20 годами опыта и кандидатской диссертацией. И объяснить ему это невозможно. (уверен даже в коментах будут люди, с несогласные с таким положением дел)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Belov

Как же это жалко звучит. Но мы тут не инженеры с 20 летним стажем - объясните нам пожалуйста почему менеджер получает в 20 раз больше, может кто-то поймёт

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
объясните нам пожалуйста

Менеджер приводит ключевых клиентов и многомиллионные контракты. Не готовы платить за это много - он приведет их тому кто готов, вот и весь ответ 🤷

Ответить
Развернуть ветку
Илья Голиков

Ага, на хододных звонках сидит 😂🤣😂🤣 и если его убрать то все. Кабзда.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

А кто будет продавать? Разработчики?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Account-manager не занимается холодными звонками и вообще холодными продажами.
А потеря ключевого клиента - это и правда кабзда для почти любой B2B - компании, грань выживания.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Belov

Какие у газпрома клиенты? Сколько нужно менеджеров чтобы обеспечить нулевой поток клиентов, которые не меняются десятилетиями?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Не, все не так. У Газпрома куча B2B поставщиков, например по IT услугам. Все хотят что-нибудь туда поставлять, потому что у Газпрома очень много денег. Account manager Газпрома - это человек который работает в каком-нибудь поставщике Газпрома и продвигает в Газпроме этого поставщика, обеспечивает ему контракты

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Belov

Я кажется вас не понял до конца. Для меня менеджер - это управленец а не продажник. Вы рассказываете про элитных продажников которые приводят каких-то клиентов и благодаря правилам компании получают свой процент. Для меня слова «менеджер» все таки обозначает человека, который занимается управлением. Командой или проектом или другими менеджерами. Для примера в такой компании как Microsoft существует сотни грейдов. Сотрудники на одном уровне там имеют одинаковый доход и не важно это человек который занимается управлением или разработкой или это просто уборщица. То есть крупная и достаточно успешная компания сумела оценить насколько для них одинаково важен и технический персонал и управляющий. Вы же нас убеждаете что тот кто на виду или тот кто рядом с деньгами важнее чем тот кто непосредственно делает продукт. Надо просто держать в неведеньи тех кому можно платить меньше и кто с деньгами не взаимодействует

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Для меня менеджер - это управленец а не продажник

Ну вы же и без меня прекрасно знаете, что в России понятие "менеджер" искажено по сравнению с оригиналом, и чаще не имеет отношения к менеджменту, т.е. управлению.

То есть крупная и достаточно успешная компания сумела оценить насколько для них одинаково важен и технический персонал и управляющий.

Я рад за Microsoft, но у нас в стране нет таких компаний. Опыт Майкрософта в части грейдирования не применим ни к среднему ни тем более к малому бизнесу, особенно в России.

Да и откровенно говоря, Microsoft просрали свое лидерство еще 20 лет назад, стоит ли на них ориентироваться?

Ответить
Развернуть ветку
191 комментарий
Раскрывать всегда