Нам прислали полное любви и дружбы письмо от одного из основателей Dream Industries (электронная библиотека Bookmate, музыкальный проигрыватель Zvooq и образовательный проект «Theory And Practice») Алексея Остроухова.
Вот оно:
Друзья, cпешим сообщить вам последние новости.
Как многие из вас знают, имея в партнёрах людей, которые делают бизнес в России с начала 90-х, мы не сумели должным образом обезопасить всех нас от их преступных наклонностей. Под их влияние, выражающееся угрозами и психологическим давлением, также отчасти попали, среди прочих, представители финского фонда Essedel и потенциально другие наши соратники (будьте бдительны), также являющиеся акционерами. Несколько недель назад был произведён неправомерный захват наших банковских счетов, а в прошлый четверг захвачен административный контроль над наши российскими компаниями, захвачен офис на Лубянке. По нашим сведениям сейчас там находится вооруженная охрана с представителями рейдеров.
Инициатором и идеологом захвата является наш главный инвестор Дмитрий Костыгин, хотя оригинальный сценарий принадлежит его давнему партнёру Августу Мейеру. Громче всего они "прославились" не совсем удачным захватом сети супермаркетов "Лента" в 2010–2011 годах, но похожие схемы применяли ещё не раз. Каждый из нас без труда может найти в интернете исчерпывающую информацию про этих людей. Ключевым инструментом выступил также давний знакомый Костыгина, наш бывший CFO Виктор Фрумкин. Злоупотребив нашим доверием, он стал одним из ключевых инструментов в руках рейдеров.
За этот год нам удалось построить компанию, которая полностью принадлежит и управляется вами. Под разными предлогами несколько партнёров, неспособные принять эту идею, сейчас пытаются в корне переломить это, и вернуть определённые иерархии. У нас есть все основания полагать, что в процессе они нарушили и продолжают нарушать законы нескольких стран. Сейчас мы и наши друзья боремся, чтобы прекратить преступление и возобновить работу компании в достигнутом ключе. Если среди ваших друзей, есть влиятельные журналисты, которым не безразлично наше с вами будущее, будущее цивилизованной работы в стране, вы знаете что делать.
Если вам будут поступать различные предложения, проявляйте особую бдительность и не доверяйте на вид логичным и благоприятным доводам. Если будут поступать угрозы в ваш адрес, если будут осуществляться попытки психологического давления, без отлагательств сообщайте руководителю нашей службы безопасности Михаилу Катышеву (89031306259). Любые неправомерные действия против вас будут решительно пресекаться.
С любовью, ваши друзья
[caption id="" align="aligncenter" width="600"]
Дмитрий Костыгин[/caption]
ComNews Остроухов
сообщил, что сообщил, что пытался вести переговоры с партнерами и даже предложил продать компанию, но они отказались.
Финский фонд Essedel, еще один наш инвестор, в конфликт не вмешивается, опасаясь, что пострадают его интересы, и занимает нейтральную позицию. Офис Dream Industries в Москве в четверг был захвачен вооруженными людьми, сотрудникам перестали платить зарплату. Сейчас я вместе с сотрудниками компании планирую отстаивать права в суде.
Сам Дмитрий Костыгин описал сложившуюся ситуацию так:
Прежде чем вложить средства, мы обговорили с владельцами компании, на что они будут направлены. Согласно договору, Dream Industries должна была запустить проекты в коммерческую эксплуатацию в марте-апреле 2012 г. Сроки запуска затем были перемещены на июнь-июль 2012 г. В сентябре-октябре 2012 г. мы совместно с другим инвестором, Виктором Фрумкиным (владеет около 30% компании), и фондом Essedel (6%) потребовали от основателей планов о дальнейшем развитии проекта. Внятного ответа мы не получили.
У его партнера Фрумкина, по словам Костыгина, есть доверенность от Dream Industries на смену гендиректора без созыва совета директоров. Эта опция и была использована.
Причиной такого шага, помимо неэффективного управления компанией, стало злоупотребление: мы обнаружили, что $200 тыс. были отправлены на счет Алексея Остроухова, а это уже прямое нарушение договора. Мы пытались вести переговоры с основателями: предполагалось, что Алексей Остроухов возглавит отдел проектных разработок, а Саймон Данлоп останется содиректором. Но эти переговоры ни к чему не привели. Свои интересы мы готовы защищать в суде.
Фрумкин, Костыгин и Новицкий (Essedel Capital) написали обращение к сотрудникам раздираемой противоречиями компании:
Менеджмент компании в лице ее же акционеров, обладающих миноритарной частью капитала (Алексей Остроухов и Саймон Данлоп), на фоне невыполнения обязательств израсходовал уже больше половины от привлеченных инвестиций.
Пока Остроухов отрицает наличие доверенности на смену генерального директора без созыва совета директоров, новым главой проекта стал Михаил Ильичев (экс-RuTube).
Экспертный комментарий
по просьбе издания Hopes&Fears:
Признаков рейдерства как совокупности противоправных действий в данном случае нет. В случае с компанией Dream Industries это разногласия между акционерами, творческая часть конфликтует с административной.
Пару дней назад в интернет была выложена нарезка разговора с Костыгиным
Сотрудник DI
Дмитрий Смолин рассказал на своей странице в Фейсбуке о том, что же творилось в четверг и ответил на некоторые вопросы:
- Как главный инвестор может "захватить компанию", разве не ему принадлежит основная ее часть?
- Нет, не ему. По количеству акций главный инвестор - миноритарий. Только участие в "перевороте" двух других миноритариев дало им совокупный пакет в 50% акций (по их словам, информация не проверена).
Прим. редакции: структура собственности компании, по разным данным:
- Виктор Фрумкин 22%
- Саймон Данлоп 22%
- Алексей Остроухов 22%
- Дмитрий Костыгин 22%
- Essedel Capital 6%
- Другие 6%
- Разве инвестор не имеет права сменить руководство компании, если ему не нравится, как тратятся его деньги?
- Инвестор участвует в управлении компанией согласно количеству акций с правом голоса, которыми он владеет. В нашем случае даже самый главный инвестор - миноритарий. Кроме того, инвестор заранее знает, на что дает деньги. Если ему важно как-то ограничить область трат, это делается заключением соглашений на этапе инвестирования, а не сменой руководства в процессе. Никто не позволит грабить несчастного инвестора и тратить деньги в обход этих соглашений.
Конечно, по ходу могут возникать разногласия. В этом случае инвестор может созывать акционеров, продвигать свои предложения, требовать ограничить траты по каким-то направлениям. Здесь он также участвует в управлении соответственно своей доле акций, а вовсе не как единоличный хозяин.
Если договориться ну никак не получается - да, может быть поднят вопрос о смене руководства или о выходе инвестора. Все это в идеале должно происходить максимально открытым для всех акционеров образом, в процессе переговоров, и не быть ни для кого сюрпризом. В нашем случае проводится ряд отвлекающих маневров и, неожиданно для всех, как кролика из шляпы, достают нового гендиректора.
Характер действий инвестора позволяет предположить, что его вход был выполнен только для того, чтобы в какой-то момент провернуть этот фокус. Возможно, присутствовал сговор с другими участвующими в захвате миноритариями еще на этапе обсуждения инвестирования. Может быть, на кого-то надавили. Также надо понимать, что существуют юридические документы и соглашения, которые регламентируют описанные выше процессы, не позволяя случаться совсем уж внезапным вещам. В нашем случае они, вероятно, были нарушены или же их каким-то образом сумели обойти.
- Что вообще можно захватить в IT-компании? Главное же - команда, а как ее удержишь?
- Совершенно верно. Захватчикам досталось юрлицо, пустой арендуемый офис, некоторое количество компьютерной техники, обязательства перед нашими партнерами и запущенные сервисы, нуждающиеся в поддержке и развитии. Все это не имеет никакой ценности при отсутствии команды, а команда отказывается сотрудничать с этими людьми. Судя по всему, это оказалось сюрпризом для захватчиков. Они явно ожидали, что на объявление о смене руководства люди пожмут плечами и продолжат работать. Наверное, при захвате торговых сетей примерно так и происходит.
Но в IT компании лидер - это не бумажка, говорящая, что ты гендиректор, а в первую очередь человек, которому ты доверяешь, чье мировоззрение разделяешь и за которым готов идти. Бумажку можно подменить каким-нибудь юридическим фокусом. Лидера - невозможно.
Еще один сотрудник DI многозначительно поделился с общественностью:
Иван Засурский, глава «Часкора», на страницах которого
было опубликовано мнение Смолина, на своей странице в ФБ опубликовал открытое письмо на имя премьера Медведева:
Под письмом высказался нынешний гендир Ильичев:
Алена Владимирская:
Еще из интересного:
Прим. редактора:
Очень темная история. Много непонятного.
№1. Почему в этой истории так активно участвует Иван Засурский?
№2. В 2011 Dream Industries привлекли инвестиции в размере $30 млн - огромные для российских стартапов деньги. На что они тратились?
№3. При этом - последняя активность на Фейсбуке Zvooq - в мае этого года.
Связаться с бывшими сотрудниками/основателями DI у нас пока не получилось.
UPD: свежая история от Афиши