Неправильные предприниматели

Сейчас многие делают бизнес, чтобы просто заколачивать деньги. Им неважно, что они делают для общества: могут продавать колеса одной рукой, а другой – открыть бордель. Это не бизнес и не предпринимательство. Это только забота о своем кошельке и не более.

Недавно прочитал «Практику менеджмента» Друкера и, наконец, понял, что меня коробит в популярном тезисе «цель бизнеса — прибыль». Ранее никак не получалось объяснить себе, почему этот безобидный тезис вызывал у меня раздражение. Легко было подумать, что это из-за отсутствия меня в списке Forbes, но нет. Я буквально по пальцам одной руки могу перечислить предпринимателей, общаясь с которыми, я чувствую, что это «правильный» предприниматель. Теперь у меня есть критерий.

Подавляющее большинство людей беспокоит только одно: «как заработать денег», чтобы жить было проще. Соответственно, бизнес запускается из неверных предпосылок. В основном люди видят «тему» и начинают ею заниматься, чтобы заработать. Я никто, чтобы судить кого-то, но зато я смело могу сказать, что это не бизнес и не предпринимательство. Все дело в разных целях. Друкер все расставил по местам в моей голове.

Все мы находимся в обществе, бизнес — не исключение. Почему-то привычно думать, что такие социальные институты, как государство, образование, медицина и религия служат обществу. Бизнес тоже существует в обществе и живет за его счет, как и все остальные его члены. Далее процитирую Друкера.

Рынок создается не Богом, природой или экономическими факторами, он создается предпринимателями. Предприниматели удовлетворяют потребности, которые покупатель испытывал еще до того, как ему предложили способ их удовлетворения. Вообще говоря, потребность в чем-либо, как, например, желание поесть, может поглощать все мысли и чувства человека и не давать ему нормально жить. Но она остается теорией до тех пор, пока предприниматель не превратит ее в реальный спрос, вот тогда-то и появится клиент и рынок. Возможно, эта потребность безотчетна или она вообще не возникает, пока предприниматель не создаст ее с помощью рекламы, усилий торговых представителей или новых изобретений. В любом случае клиента создают определенные действия предпринимателя…

Поскольку главной целью компания ставит себе создание клиента, любое коммерческое предприятие выполняет две (и только две) основные функции: маркетинг и инновации. Это предпринимательские функции.

Маркетинг — отличительная, уникальная функция бизнеса. Бизнес отличается от других общественных организаций тем, что продает какой-либо продукт. Ни церковь, ни армия, ни система образования, ни государственный аппарат этим не занимаются. Таким образом, любую организацию, использующую в своей деятельности маркетинг для разработки и продажи продукта, можно назвать бизнесом. Организации, не занимающиеся маркетингом или прибегающие к нему изредка, нельзя считать бизнесом…

Вторая функция бизнеса — это инновации, или обеспечение более качественных и дешевых продуктов. Однако недостаточно производить просто дешевые продукты; при невысокой цене они должны становиться более качественными. Бизнесу недостаточно просто расти, в процессе роста он должен постоянно совершенствоваться.

Питер Друкер

Таким образом, задачи бизнеса — решение потребностей общества (его клиентов). Не нужно думать, что бизнес — это благотворительная организация, и прибыль для него не имеет смысла, вовсе нет. Прибыль — это отличный показатель эффективности бизнеса. Если принять во внимание вторую функцию бизнеса, то становится ясно, что сверхприбыли не может быть, так как за ее счет должны создаваться те самые инновации, а также резервные фонды для поддержки компании в кризисы. Недавно в Forbes писали про ритейлера HEB, которые готовились к «неожиданному» кризису эпидемии с начала года. Однако людям проще думать, что все это заговор мировой закулисы, а не импотентность менеджмента.

Топовые предприниматели, масштабные личности, понимают это, поэтому занимаются филантропией. Понимают, что именно общество позволило им добиться успеха, поэтому возвращают. Об этом очень ясно написано в принципах Далио.

Я думаю, что эта философия была воспитана во мне биофаком МГУ, биоэтикой и биополитикой, которые нам там давали.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Миша Магадан

Маркетинг — отличительная, уникальная функция бизнеса.
Ну а взять упомянутую в выдержке из Друкера церковь. Мне кажется, что её маркетингу позавидуют многие бизнесы. И она, кстати, довольна разнообразна - тут тебе и (вольно процитирую Друкера) и  "реклама и усилия торговых представителей и новые изобретения".

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Миша, думаю, что имеется в виду, что у церкви нету инноваций, нету пивотов — «услуга» одна и та же. И еще имеется в виду, что церковь закрывает духовную потребность , а бизнес «земные». То есть отношение к церкви, богу у Друкера принципиально иное — для него это не пустые слова. И действительно РПЦ реально превратилось в коммерческий институт. В РФ вообще все как то очень странно в социальном плане устроено: капитализации роснефти, напимер, меньше, чем ее кредиторка... И, ничего, живет, дотации продолжаются )  

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Ну не знаю, что Друкер имеет в виду, но его фраза "Маркетинг — отличительная, уникальная функция бизнеса." разбивается о церковь, поэтому дальше можно не читать :)
А отношение к богу у него (как и у любого из нас) может быть каким угодно, мы же не об этом, а исключительно об институте церкви, которому уже не первый год и маркетингу и предпринимательскому чутью которых позавидуют многие бизнесмены. И речь не о нашей стране, а о планете в целом: институты церкви разных стран похожи друг на друга так же, как и, к примеру, предприниматели разных стран.

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

если честно мне трудно судить, может быть. не знаю. 

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда