Кальянный бизнес спустя 10 лет антитабачного закона: как развивалась индустрия лаунж-баров тогда и сейчас

Более 10 лет в России в полную силу действует антитабачный закон. С 1 июня 2014 года запретили курить в поездах, на вокзалах, в гостиницах. Но для бизнеса ощутимее всего стал запрет на курение в кафе и ресторанах.

Пока потребители привыкали к тому, что в барах придётся отдыхать без сигарет, а бизнесмены боялись, что их точки станут работать в убыток, заведения, где можно покурить, продолжали существовать. И это были кальянные.

Фото: freepik
Фото: freepik

Именно ужесточение антитабачного закона считается одной из главных причин роста популярности кальянных, которые уже образовали отдельную категорию заведений. Некоторые из них сегодня уверенно конкурируют с топовыми ресторанами и барами.

Чтобы понять, как кальянные выросли до такого уровня, вспомним, что происходило в сфере общепита до ужесточения антитабачного закона. Ведь кальян в России был популярен ещё до самих кальянных.

Что было ДО и ПОСЛЕ

До принятия антитабачного закона кальян можно было заказать в большинстве заведений, как опцию. Качество табака и забивки тогда мало кого волновало, поэтому в вопросе: «Где покурить кальян?» гости были непредвзяты.

С введением запрета на курение, когда основная масса посетителей перебралась в кальянные, вырос и уровень знаний о кальянной культуре. Потребителю уже не хотелось возвращаться за кальяном в те заведения, где он курил раньше. Даже если бы это было разрешено законом. Ведь он теперь знал, что значит качественный кальян.

С запретом на курение в заведениях люди перебрались в кальянные, и у аудитории вырос уровень знаний о кальянной культуре. Им уже не хотелось возвращаться в заведения, где они курили раньше, даже если бы это было разрешено. Ведь в лаунжах они узнали, что значит качественный кальян.

Продажи в заведениях общепита упали на 15-20% уже через месяц после ужесточения антитабачного закона, писало ТАСС. Ресторанам и кафе не помогло даже переименование в меню «кальяна» в «паровой коктейль».

А вот выручка лаунжей увеличилась в несколько раз, из-за чего кальянные стали открываться на каждом углу. Они конкурировали уже не с ресторанами или кафе, а между собой. Поэтому предпринимателям пришлось думать о том, как выделиться из толпы и предложить гостям что-то уникальное.

Сеть кальянных HookahPlace, например, стала первой, кто не стал прятать рабочую зону кальянного мастера. Человек работал в зале, где сидели гости: общался с ними, обсуждал заказы по кальяну.

Впервые гости лаунжа открыто общались с персоналом заведения. Такую дружелюбную и уютную атмосферу полюбили многие, а HookahPlace задала новый тренд и определила главную концепцию каждой современной кальянной — открытое и искреннее общение с гостями.

Так, кстати, выглядят современные кальянные

Многие мастера тогда уже умели профессионально работать с табаком. Кальян получался дымнее и вкуснее, чем те, которые люди раньше курили в ресторанах. Уютная атмосфера, качество и доступность: это сочетание привлекало людей как никогда.

Популярность кальянных взлетела настолько, что в России их количество выросло на 130% с 2017-2020, писал Коммерсантъ. Лаунжи открывались чаще, чем кофейни.

Новые ограничения

Такой бурный рост количества кальянных и их популярности постарались остановить в 2020 году, когда в антитабачный закон внесли новые поправки. По ним кальянные должны полностью были отказаться от еды.

Вот только собственной кухни у кальянных не было, поэтому новые ограничения не сильно ударили по лаунжам. Кальянные представляли из себя что-то вроде закрытого клуба, где не подают еду, а все посетители — курящие люди старше 18 лет.

К 2020 году кальянную индустрию было не узнать. Лаунжи выглядели такими, какими мы привыкли видеть их сегодня: необычными, с запоминающейся концепцией и собственным стилем.

С качеством кальянных выросли и запросы аудитории. Вкусные миксы удивляют всё реже, а в яркий и уникальный проект нужно вложить не один десяток миллионов рублей.

Но предприниматели в сфере лаунж-баров снова нашли, чем удивить гостей. Сегодня в кальянных активно развивают барную историю и делают упор на коктейльную карту.

Из кальянной в кальянный бар

Пожалуй, это главный тренд в кальянной индустрии сегодня — превращение кальянной в кальянный бар. Просто наличие алкоголя в меню не в счёт. Имеются ввиду проработанные сочетания коктейлей с кальяном.

Из тех, кто активно развивается в этом направлении, я бы выделил две сети лаунж-баров: HookahPlace и Timeless.

Коктейли от HookahPlace
Коктейли от HookahPlace

В заведениях HookahPlace коктейли не только хорошо подобраны под кальяны, но и отражают концепцию заведения. Если это азиатские акценты, то скорее всего в барной карте вы найдёте коктейли на основе цветов или узнаваемых восточных ягод и фруктов. Как, например, в HP Zen или HP Wild.

А в основе меню HP Futura 2.0 лежат скандинавские мотивы: северные ягоды, травы и коренья. В HP Avangard вовсе представлены коктейли с нотками табака и с кедровой пенкой.

Сеть лаунжей Timeless тоже креативно подходит к созданию барной карты. Например, ребята собирали несколько групп коктейлей и разделяли их по музыкальным стилям, делали коктейли по ассоциациям с картинами известных художников, работали над сочетаниями с ИИ.

Можно сказать, что во многих топовых барах тоже есть своя авторская коктейльная карта, но это всё равно не ставит их в один ряд с кальянными. Отличие даже не в том, что в лаунжах можно курить. В них можно играть в настолки или приставку, участвовать в разных интерактивах, которые устраивают заведения. В некоторых лаунжах играет живая музыка, выступают комики, проходят дегустации и презентации новинок кальянной индустрии.

Что в итоге

Что касается антитабачного закона, свою роль он выполнил. За 10 лет с его принятия доля курящих россиян снизилась с 41% до 30%, сообщал ВЦИОМ. При этом со временем и ростом популярностей лаунжей люди, по всей видимости, приобщились к кальяну даже вне заведений. По данным аналитиков, в 2023 году жители России купили на 3% больше упаковок табака, чем в 2022 году.

Кальянные же образовали самостоятельный сегмент рынка, который по качеству идёт вровень с лучшими барами и заведениями общепита. Индустрии лаунж-баров удалось сформировать вокруг себя лояльную аудиторию, которую главные игроки рынка регулярно удивляют новыми решениями и идеями.

Здесь, на мой взгляд, главное, что лаунж-бары всегда готовы и хотят развиваться, постоянно ищут новые пути для апгрейда и привлечения новой аудитории. В этом плане у бизнеса кальянных точно есть чему поучиться.

P.S. Ни к чему не призываю, ничего не навязываю и не оправдываю. Сам я против курения. Текст написал исключительно для ознакомления: так сказать, решил рассмотреть кальянный бизнес в ретроспективе.

22
8 комментариев

в общем, атмосферно, хоть и кальян я не люблю но посидеть можно и даже нужно

1
Ответить

Люблю атмосферу кальянным, хоть и не курю, с друзьями часто бываем

1
Ответить

да, в кальянных они создают особую атмосферу

Ответить

Для меня кальян в принципе как один из предлогов собраться вечером с друзьями провести время

1
Ответить

Сейчас некурение в барах и ресторанах считаем за норму. Недавно оказалась в баре, где есть зал для курящих…сигареты.

Вот уж воистину на контрасте поняла всю прелесть антитабачного закона!

Ответить

кальянная индустрия претерпела не мало изменений и запретов , но по маленьку мы видим теперь ту концепцию сегодня , которую постепенно создавали не один год

Ответить

за последние несколько лет , кальянные и вправду приобрели большую популярность , эта ниша стала самостоятельной и пользуется спросом среди людей

Ответить