{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Roman Kuzmenkov

Секс коров и булочник-монополист

Что такое сертификация? Вспомним классический пример Адама Смита. Допустим, вы тот самый булочник, который добросовестно печет свой продукт и старается сделать его вкуснее и дешевле, чем у конкурентов. Но рынок настолько большой и булочников так много, что у меня как у потребителя на определенном этапе появляется потребность отличить хорошего булочника от посредственного не пробуя булочки, а имея какой-то “сигнал”, “белую метку”, “звезду Мишлена”, видя которую я буду знать, что да, здесь булочки соответствуют тому высокому стандарту, на который я ориентируюсь. И тогда на рынке появляется третий участник, сертификатор - “раздатчик звезд”, тот, кому я как покупатель доверяю, или тот, кто заставил меня в это поверить - но это не суть важно. Важно то, что у меня как у покупателя булочек есть выбор: потратить мои пять рублей на булочку продавца с “белой меткой” aka “сертификатом” или рискнуть и купить булочку за те же пять рублей у обычного продавца без всяких “меток”/сертификатов/”звезд”. Но сертификатор - тот, кто раздает “звезды” - тоже хочет есть, и его существование на становится возможным, когда и я, и миллионы других покупателей булочек скидываемся по копеечке на его пропитание, потому что нам выгоднее дать ему копеечку, чем рискнуть своими пятью рублями и остаться с невкусной булочкой.

Тут я хочу отвлечься от булочек и рассказать вам другую историю (но обещаю, к булочкам мы еще вернемся).

Пятнадцать лет назад я устроился на новую работу. Дело было в Москве. В первый день меня и еще десять других новых коллег собрали в красивом зале гостиницы “Новотель” на Новослободской, где наш новый руководитель проводил для нас вводный курс - так называемый “индакшн”. Он начался со вступительного слова руководителя, а затем она попросила каждого новичка рассказать о себе. Я сидел где-то в середине овального стола и, пока первые несколько новых коллег рассказывали о себе, мысленно подбирал слова для своей речи (в общем, не слышал и не слушал, а ждал своей очереди). Когда до меня дошла очередь, я выступил, уложившись в отведенные мне три минуты, наконец-то успокоился и уделил уже полное внимание самопрезентации своей новой коллеги, сидевшей справа от меня.

Полина представила свои 10 лет опыта в профессии: 3 года в роли руководителя HR службы российского филиала международного рекламного агентства плюс работа в Международной Ассоциации Бизнеса в Женеве. За границей я на тот момент был один раз (в Америке по программе Work&Travel), и Женева мне представилась каким-то идеальным местом.

Полину уволили из той компании на год раньше, чем меня. Руководители двух смежных подразделений объединились в одно и сократили лишние административные издержки, оставив коллегу Полины, менее затратную для компании в плане зарплаты, возглавлять два отдела вместе. Полинины дела дальше сложились успешно: она продолжила карьеру директором по персоналу в известной юридической фирме.

За два года совместной работы мы подружились, и как-то в баре Полина рассказала мне историю про свои годы работы в той самой Международной Ассоциации Бизнеса в Женеве в начале 2000-х. Историю о сексе коров.

Полина родилась в Москве, закончила романо-германскую филологию Московского Педа и, поработав пару лет в столице, получила от знакомого знакомых, некоего Яши, предложение подработки в Женеве. Так в самом начале 2000-х Полина прилетела на неделю подработать - и в итоге провела в Женеве два с лишним года.

Из ее рассказов Женева уже представлялась такой: посреди гор стоит деревянный дом, в нем живет Полина, в доме большое окно, из которого видны луга, а на лугах происходит секс коров. Ведь именно так Полина резюмировала свои почти три года там: «Скукота! От нечего делать я месяцами смотрела в окно, и теперь я знаю все о том, как и сколько раз коровы делают это!».

Жила Полина не в центре Женевы, а недалеко от аэропорта. Рядом действительно были и фермы, и коровы. Но не только. Также рядом была гостиница Crowne Plaza, и именно в ней проходили нечастые мероприятия, на которых Полина работала по линии Международной Ассоциации Бизнеса. Почти сразу у нее возник роман с Яшей. Яша снимал тот самый деревянный дом, в котором жили еще несколько ключевых сотрудников, привлеченных к подготовке и проведению мероприятий в отеле. Именно из-за этого романтического поворота судьбы Полина задержалась в Женеве.

Чем именно она занималась? Она отвечала за других девочек, которых привозили из России для обслуживания гостей на мероприятиях, проходивших несколько раз в год. Прилетавшие девушки были в основном одни и те же. Подбирал их сначала Яша, а затем Полина в Москве. Критерии отбора были простые: английский и/или французский (а лучше оба) и привлекательная внешность. Девушки прилетали за некоторое время до начала мероприятий, их компактно селили в гостинице. Полина следила за униформой и проводила им брифинги. Платили девушкам посуточно, и после недели работы на мероприятии они разлетались по домам с конвертиками честно заработанных денег, а Яша и команда готовили следующее мероприятие, совещаясь в том самом доме недалеко от аэропорта. И так в течение двух с половиной лет в работе Полины были разные моменты - и яркие недели мероприятий на уровне аж самой ООН, и коровы за окном в остальное время - в месяцах ожидания и подготовки следующего мероприятия.

Чем же занимались девушки? Их работа заключалась в том, что они встречали уважаемых гостей в аэропорту Женевы, размещали этих гостей в Crowne Plaza, кормили-поили, возили на торжественную экскурсию в ООН, устраивали фото- и видео-съемку их деловых активностей. Также они работали на торжественных собрании в конгресс-холле Crowne Plaza и вручали гостям-номинантам подарки в конце всего мероприятия. Несколько раз в год из Женевы улетали довольные представители компаний СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, увозя с собой почетные дипломы, медали, золотые значки, подарочные наборы с эмблемами ООН и надписями Global Business Ethics Award, а также CD с видео- и фото самого участника-номинанта, сделанные в течение всего его пребывания в Женеве.

Но при чем же здесь роман Полины и Яши? А то, что если бы не роман, то не узнала бы Полина и не рассказала бы потом мне, что значки на самом деле были были всего лишь позолоченными, а заказывал их Яша в Москве - изделия готовил Яшин знакомый на отечественном монетном дворе.

А как же ООН? Был у Яши контакт и с неким местным женевским пенсионером, который вышел недавно на пенсию с той самой ООН, уже не работал, но обладал необходимой степенью седины и морщин, был импозантен, полон сил и азарта. Все совпало чудесным образом для всех: господин “экс-ООН” был счастлив выступить не только соучредителем Международной Ассоциации Бизнеса вместе с Яшей, но и с нужной регулярностью выступал с трибуны в конгресс холле той самой Crowne Plaza перед представителями крупных компаний развивающихся рынков. Помимо получаемого внимания под светом софитов, которые услада для многих сами по себе, эти выступления на мероприятиях господину экс-ООН Яша хорошо оплачивал. И успех Международной Ассоциации Бизнеса обеспечивал небольшой круг талантливых людей, объединенных вокруг Яши, и его блестящей идеей о бизнес-этике (business ethics)!

А как же выбирали номинантов этой престижной глобальной премии тогда, в начале 2000-х?

Этот же самый вопрос неожиданно возник в голове у почетного делегата от "Казакстан Желдорсы", он так удивился, когда получая пакет с подарочным набором в том же самом конгресс-холле, той же самой Crowne Plaza, все той же Женевы - его глаза посмотрели в глаза Полины уже второй раз в его жизни. Был тогда сентябрь месяц, а ранее в феврале того же года Полина вручала этому же делегату пакет другого цвета с надписью “Global Business Excellence award” - а сегодня это была уже “Global Business Ethics award”. Премии отличались не только по сути - ведь одно дело этика, а совершенно другое - business excellence! Да и форма на Полине и других девочках-хостесс в феврале была другая - те же строгие туфли-лодочки и юбки-карандаши, но другого цвета блузы, платочки-галстуки, бейджики, цвета декораций и так далее.

Получая из рук Полины сентябрьский набор почетный делегат из Казахстана прошипел: «Вы нас так теперь каждый год будете на@@ывать?!»

На что Полина продолжая улыбаться в соответствие со всей торжественностью мероприятия спокойно уточнила в ответ: «А что, в Казахстане уже год прошёл?» Лауреат молча взял пакет с подарком и продолжил фуршет.

Был ли этот случай с Казахстаном какой-то ошибкой? Да вовсе нет. Международная Ассоциация Бизнеса "под эгидой ООН” работала на поток! Помимо Полины, господина “экс-ООН”, у Яши еще был айтишник Костя, который тоже жил в доме с коровами за окном. Костя был техническим специалистом, и его роль в Международной Ассоциации Бизнеса была не видна, но от этого не менее ответственна. Костя помогал компаниям из развивающихся стран, узнать, о том, что именно они стали номинантами одной из престижных глобальных премий.

Как кристалл растёт от затравки-частички и перенасыщенного раствора, так и бриллиантовое предприятие Яши по global ethics/excellence выросло тогда, 20 лет назад, из смеси обыкновенного человеческого тщеславия и глупости, которыми были насыщены развивающиеся рынки. В качестве затравки этого Яшиного “бриллианта” выступала база данных с контактами и реквизитами компаний СНГ, Латинской Америки, Африки и так далее.

Так "Казакстан Желдорсы" посчастливилось быть тогда в Яшиной базе. Дальше для присуждения глобальной премии/награды жюри в составе: Костя.

Так вот, это жюри делало следующее: Костя направлял в адрес компании из базы имейл и факс из Женевы. На красивом бланке, с эмблемами премии и ООН шло лаконичное сообщение на локальном, английским и французском языках, о том, что мы, та самая международная ассоциация, мониторим дескать вообще бизнес по всему миру, общаемся с самыми-самыми экспертами, сами и есть эксперты, ООН у нас тут, ну и короче, в вашей стране, нам кажется, что именно ваша уважаемая компания объективно и бесспорно лучшие в завершившемся году в номинации Global Business Ethics/Global Business Excellence Award (нужное подчеркнуть). И вот раз вы такие молодцы, то мы приглашаем почетных представителей вашей уважаемой компании на торжественную церемонию вручения премии в Женеве.

Дальше технический талант Кости заключался в том, что через какой-то продуманный Яшей интервал времени на факс и имейл осчастливленной накануне компании из развивающейся страны прилетал счёт на десять-пятнадцать тысяч у.е. Счёт за участие в торжественной церемонии компании-счастливчики из развивающихся стран оплачивали без вопросов. И ведь действительно - радость от столь неожиданной, но, подумав на секунду-другую - неожиданной, но ведь заслуженной же!!! международной награды.. так вот эта радость так приятна, что все были счастливы: и победители, и организаторы. Особую престижность Яшины премии имели у африканских компаний. Здесь причиной стало не столько упоминание ООН, сколько дополнительная строчка к тому самому письму-известию о номинации к награде на трёх языках. Для ряда стран Яша добавил в пакет участника полную визовую поддержку, что способствовало повышению престижа премии в Африке. Полина говорила, что часто африканские делегаты пропускали часть мероприятий, чтобы не отвлекаться от шоппинга.

Почему Полина уехала из Женевы и стала HR-директором рекламного агентства? Ну точно не из-за похотливых швейцарских коров. Все из-за ... Кости. Он обладал не только техническими талантами, но и оказался человеком предприимчивым и авантюрным. Костя украл Яшину базу и пропал. Где сейчас Костя и как Яшина идея изменилась за последние двадцать лет - об этом я не думал, пока не прочел пресс-релизы пары-тройки корпоративных университетов все еще продолжающей развиваться родины.. Кстати, несколько лет спустя после знакомства с Полиной я побывал в Женеве и ходил на экскурсию в здание ООН. Правда, коров там не заметил. Да я и не особо их искал, так как видел их “романтические отношения” еще в детстве в Казахстане, когда проводил лето в деревне. Кто-то из вас, возможно, тоже наблюдал эту животную романтику, поэтому давайте вернемся к булочкам.

Что такое корпоративный университет? Это модное название отдела обучения и развития персонала. В отличие от классического университета, который работает на открытом рынке образовательных услуг и конкурирует за абитуриентов с другими высшими учебными заведениями, корпоративный университет - это “булочник”-монополист, ведь только у него/через него персонал компании может купить “булочки” (корпоративное обучение). Других специализированных “булочников” в вашей компании нет и быть не может. Конечно, вы можете обратиться к опытному коллеге и научиться чему-то от него/нее напрямую, без корпоративного университета, или самостоятельно найти какие-то курсы в интернете. Но в этих случаях в обучении и развитии персонала компания не участвует. И если в один прекрасный день корпоративный университет вашей компании радостно сообщает, что он получил ту самую “белую метку”, “звезду”, “международную сертификацию”, то что это меняет для вас, работника компании, который по прежнему может купить булочку у того же единственного “пекаря”-монополиста в вашей организации? Станет ли от этого его “булочка” для вас слаще?

Что ж, ешьте на здоровье и делайте выводы. Разница в том, что теперь ваш “пекарь” - с медалькой. Ему есть что показать руководству компании, которое, как правило, в “булочках” не разбирается, да и мучное вообще не ест! Более того, всегда интересно более внимательно посмотреть на того, кто заявляет себя тем самым сертификатором. Действительно ли этот участник глобального рынка выпечки тот, на пропитание которого вы готовы скинуться по копеечке забыв про монопольное положение вашего булочника? Разбирается ли сам сертификатор в выпечке?

Ну и конечно двадцать лет прошедшие с рубежа веков добавили в яшину затею некоторые коррективы - теперь жаждущие международного признания коллективы не только оплачивают счёт в десятки тысяч у.е, отправляют пару делегатов на торжественную церемонию, но и для более полного вовлечения самого коллектива (а не только пары счастливчиков-делегатов, которые полетят получать премию) - этот коллектив по заданию сертификатора выполняет сложные групповые упражнения - заполняет красивые анкеты на иностранном языке, вспоминает все, что было и чего не было. Короче потеет весь коллектив условного корпоративного университета, рефлексируя о себе в течение нескольких месяцев, чтобы предоставить уважаемому международному сертификатору информацию о своей работе. И это уже следующий уровень - теперь веру в заслуженность награды подкрепляет не только оплаченный счёт плюс вояж делегатов за наградой, но и потраченные всем коллективом усилия на подготовку к этой сертификации. Невольно вспоминается теория подкрепления Ивана Петровича Павлова...но это уже другая история.

А в этой, и в этой, и в этой, и вот в этой историях с корпоративными университетами, которые получают международную сертификацию, действуя по сути на закрытом рынке “булочек”, благодаря знакомству с Полиной и с работой Адама Смита, я слышу только мычание тех самых швейцарских коров.

{ "author_name": "Roman Kuzmenkov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0442\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0441\u0431\u0435\u0440\u0431\u0430\u043d\u043a","\u0440\u043e\u0441\u0430\u0442\u043e\u043c","\u0440\u0436\u0434","\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432","\u043a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0439_\u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442","hr"], "comments": 3, "likes": -1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 151250, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 19 Aug 2020 00:00:25 +0300", "is_special": false }
0
3 комментария
Популярные
По порядку
1

А что насчет корпоративного университета в целом? Мне кажется, что они сами по себе бесполезные структуры.

Ответить
0

Если в организации нет какой-то специфической экспертизы, как правило технической (например, инжинириг и т.п.), которой нужно обучать новых сотрудников самим, а не нанимать уже «готовых к работе» специалистов с рынка труда (т.к. готовых специалистов на рынке просто нет) то какой-то специализированный корп.университет - это скорее лишние издержки в погоне за модой, чем бизнес-необходимость.

Ответить
0

Я предполагаю, что лучше коллеги или начальника тебе никто не расскажет как и что нужно делать. Даже если это не в процессе, а организованное обучение

Ответить
Читать все 3 комментария
Hyundai после покупки Boston Dynamics начала использовать роботов на своём заводе вместо охранников Статьи редакции

Factory Safety Service Robot способен определять людей, измерять температуру в помещении и распознавать опасные ситуации.

Робот Factory Safety Service Robot во время патрулирования завода Kia Фото Hyundai Motor Group
Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Студенты из Нидерландов разработали электрический дом на колёсах, работающий на солнечной энергии Статьи редакции

Чтобы протестировать электромобиль, они отправятся в путешествие на 3000 км.

Электромобиль Stella Vita Ars Technica
Как Qiwi «легально» списали с моих кошельков 200 тысяч рублей

Всем привет. Поведаю вам историю о том, как в 2021 году один из крупнейших банков России может "легально" ограбить ваши кошельки, используя "подвох" в публичной оферте и умышленную блокировку ваших кошельков.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Несколько месяцев назад я уже проводила эксперимент, в рамках которого оценивала разные сервисы экспресс-доставки продуктов. Судя по количеству просмотров и комментариев, эта тема показалась интересной аудитории vc.ru. Поэтому я решила продолжить экспериментировать — и в этот раз сравнить конкретно качество собственной продукции таких сервисов.

Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

GitLab подал заявку на проведение IPO на Nasdaq Статьи редакции

И отчитался о росте выручки на 69% за год — до $58,1 млн.

Экипаж первой гражданской космической миссии опубликовал фотографии с орбиты Статьи редакции

Отдых за пределами Земли.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

null