Инструкция: как отслеживать продажи через соцсети при помощи Google Analytics Статьи редакции

Редактор сервиса публикации и аналитики в SMM «Амплифер» Дарья Касаткина написала инструкцию по отслеживанию продаж через социальные сети при помощи Google Analytics и поделилась материалом с редакторами рубрики Growth Hacks.

Продажи не в интернете

Представьте, что вы владелец кофейни и хотите отследить, что клиенты приходят к вам из соцсетей — чтобы посчитать ROI и понять, хорошо ли поработал SMM-специалист.

Вот что можно сделать:

  1. Придумайте новый напиток и рекламируйте его только в соцсетях. Попросите спросить этот напиток за баром — например, «спросите у бариста тыквенно-пряничный соевый латте и получите скидку 20% на круассан».
  2. Дайте кассиру задание отмечать на его хипстерском кассовом терминале в айпаде все тыквенно-пряничные соевые латте. Будьте уверены — почти все покупатели соевых латте пришли к вам из соцсетей, или от знакомых клиентов, которые увидели рекламу в соцсети.
  3. Чтобы не менять меню так часто, придумайте для каждой соцсети скидочный промокод и проверяйте, какой код называют чаще.
  4. Чтобы нарастить аудиторию в соцсетях, попросите клиента не только назвать промокод, но и лайкнуть страницу кофейни, сделать репост или подписаться на нее в Instagram.

Продажи по телефону

Например, ваша кофейня выросла. Теперь вы принимаете заказы на обеспечение офисов кофе по телефону.

Купите у провайдера телефонных номеров ещё один номер, или сразу несколько — под каждую группу в соцсети. Используйте в соцсетях и рекламных объявлениях разные номера телефонов с переадресацией на основной номер или офис. Определитель номера должен показывать, через какой номер-шлюз звонят, а вам придется записывать, откуда звонили.

Можно настроить интеграцию с CRM, которая сама запишет канал и примет звонок, или воспользоваться calltracking-системой.

Если трафик приходит из соцсетей, а телефон написан на сайте, с помощью скрипта меняйте телефон на сайте на номер, который привязан к этому каналу. Вот как может выглядеть полезный скрипт для определения источника посетителей.

Посчитать клики по ссылкам поможет сокращалка ссылок (bit.ly, goo.gl). Обязательно ставьте UTM-метки, чтобы система аналитики различала рекламные каналы. Без меток всё смешается в одну кучу, и вы не поймете, какой канал работает, а какой — нет. Мы написали гид по UTM-разметке и нарисовали о ней плакат.

Продажи в интернете

Людям так нравится кофе, который у вас делают, что вы теперь не только варите в кофейне и доставляете в офисе — вы начали продавать в интернете зёрна под собственной маркой.

Вот как отслеживать продажи в таком случае:

  1. Используйте отдельные лендинги для кампаний в соцсетях и приводите на них трафик только из соцсетей. Если вы не можете сделать для каждой кампании отдельный лендинг, используйте специальные параметры в запросе, если вы при покупке сможете их потом передать в CRM. Если нет — продолжаем с Google Analytics.
  2. Обязательно размечайте все ссылки в соцсетях UTM-метками.
  3. Смотрите отчеты в разделе Conversions Google Analytics. Нас будут интересовать два отчета: Goals → Source/Medium и Multi-channel Funnels → Assisted Conversions.

Как настроить конверсии

Чтобы понимать, откуда идут продажи, настройте конверсии.

Цель — это полезное действие, которое происходит у вас на сайте. Таким событием может быть регистрация, подписка на рассылку, покупка, переход по определенной ссылке, время проведенное на странице ( подробнее о целях в Google Analytics).

Цели делятся на четыре типа:

  • Целевая страница: просмотр пользователем страницы или экрана.
  • Продолжительность: время, которое пользователь провёл на сайте или отдельной странице.
  • Количество страниц или экранов за сеанс.
  • Событие: целевое действие, которые пользователь выполнил с рекламой или с контентом на сайте.

Если событие — нажатие на кнопку покупки, на кнопку нужно добавить код, который будет выглядеть примерно так:

ga('send', 'event', [eventCategory], [eventAction], [eventLabel], [eventValue], [fieldsObject]);

Подробнее о событиях в Google Analytics.

Если компания продаёт через сайт, обязательно подключите к Google Analytics режим электронной торговли.

Короткие и ассоциированные конверсии

Предположим, ваша конверсия — покупка пачки кофе на сайте. Посетитель сайта может сразу что-то купить, а может уйти с сайта и потом на него вернуться.

Если посетитель купил что-то после того, как зашел на сайт впервые, конверсия прошла короткий путь — через один канал. Пользователь переходит на сайт через рекламный канал, выполняет целевое действие (делает покупку, регистрируется на сайте) и уходит. Чаще всего короткий путь проходит конверсия через контекстную рекламу и SEO.

Но покупатель может пройти долгий путь: от первой встречи с брендом и нескольких переходов на сайт до покупки. Тогда конверсия будет называться ассоциированной или многоканальной. Так чаще работает реклама в соцсетях — пользователь впервые узнает через соцсеть о компании и заходит посмотреть, чем она может быть ему полезна, но не обязательно выполняет целевое действие.

Важно смотреть отчеты и по одноканальным конверсиям, и по многоканальным.

Конверсии по последнему клику

В Google Analytics сразу видны короткие конверсии — когда пользователь соцсети увидел рекламу, зашел на сайт и сразу заказал кофе. Такие конверсии можно посмотреть в отчете Source/Medium. По `campaign` видно, что именно сработало. Вот именно по-этому так важно ставить на все ссылки UTM-теги.

Как зайти в отчет:

Goals → Overview → Source/Medium

Ассоциированные конверсии

Смотрите отчет в Google Analytics и видите, что из ста покупателей кофе из «ВКонтакте» пришло восемь, из Facebook — четыре, а оставшиеся — из поисковиков? Не нужно сразу ругать SMM-специалиста.

Клиент может перейти на сайт через рекламу кофейных зерен в Facebook, а на следующий день найти сайт кофейни через поисковик и купить несколько пачек. Система аналитики запишет это как покупку через поисковик.

Чтобы понять, какой путь прошел клиент от первой встречи с рекламой до покупки, посмотрите отчет Assisted Conversions в Google Analytics. Он показывает все конверсии, в которых поучаствовал рекламный канал. Если покупатель когда-то видел рекламу в соцсети, а потом купил пачку кофе, покупка попадет в отчет ассоциированных конверсий через эту соцсеть.

Вот как посмотреть отчет ассоциированных конверсий:

Multi-Channel Funnels → Assisted Conversions

Трафик и конверсии

В отчетах будет не только число конверсий, но и число переходов на страницу. Так вы поймете, сколько посетителей сайта из соцсетей выполняют целевое действие. Это важно, потому что нужно сравнивать конверсию из соцсетей с конверсией из поиска и конверсией в среднем.

Например, если в среднем конверсия 5%, а из соцсетей 10% — можно смело вкладывать больше сил и средств на SMM. Если конверсия нулевая, а трафика много — пора менять SMM-специалиста или контент-план.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Александр Багринцев

Понимаю, что цепляюсь за слова, но: "Google Analytics режим электронной торговли" - режим...
Если в целом, то подход очень поверхностный, можно было написать проще: Пометьте ссылки - посмотрите, как они сконвертировались.

Ответить
Развернуть ветку
Nate Gadgibalaev

К моему огромному сожалению, вокруг нас очень много чудесных маркетологов, которые не знают, что такое «ссылки сконвертировались» и как это проверить.

Мне кажется, именно такая фраза была бы поверхностной.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Багринцев

Возникает закономерный вопрос, почему эти люди считают, что они маркетологи? Видимо, им кто-то, когда-то рассказал, что если они умеют (они так думают, что умеют) генерировать "замечательные" идеи, значит они могут считать себя полноценными маркетологами.
Не увернет, что такие "специалисты" будут вникать написанный текст, т.к. они далеки от этого, а те кому интересна аналитика, думают для себя ничего нового не почерпнут, но это всего лишь гипотеза с моей стороны, которая может быть очень далека от действительности. Я же тоже ограничен свой "картинкой" мира.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Багринцев

А еще я умудрился наделать миллион грамматических ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Селецкий

А зачем плодить кучу лендингов? Разве не хватит ли просто грамотно настроенной utm-разметки, которая также будет интегрирована с CRM?

Ответить
Развернуть ветку
Nate Gadgibalaev

Ну кучу лендингов под разные аудитории надо плодить потому, что генерик-сайты плохо конвертят нишевые аудитории, и соцсетками и ретаргетингом можно очень круто нарезать аудиторию, и под них делать страницы, которые их очень хорошо конвертируют.

Пример:
- Генереник-лендинг с 10% конверсией
- Пять лендингов для нарезанной аудитории, которые выдают 15-25% конверсии.

Ну, что лучше? :-)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Багринцев

Трудоемко но оправдано на дистанции.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Селецкий

Я правильно понял, что идея в том, что после попадания на "нишевой" лендинг посетитель попадает в "нишевую" группу ретаргетинга?
А почему не использовать что-то типа Yagla + Google Tag Manager? Или для разных аудиторий Вы делаете принципиально разные лендинги?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда