Законопроект обсуждался в рамках секции «Развитие медиа-сервисов и OTT-сервисов» (over the top – доставка видеоконтента по сетям интернет-провайдера). Докладчиком от МКС был заявлен руководитель правого комитета союза Виталий Соковнин, он же занимает пост директора по правовым вопросам провайдера «ЭР-Телеком» (входит в МКС, работает под брендом «Дом.ru»).
Однако Соковнин на встречу не явился, вместо него на секции выступила представитель МКС Анна Ландер.
«Мы готовы к диалогу, но ни в каком формализованном виде ни от кого из участников [интернет-бизнеса] МКС не получал предложений», — заявила Ландер.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян назвал заявление Ландер «неправдой» и сказал, что РАЭК направляла МКС официальное письмо с позицией ассоциации.
«Вам письмо принести? Сфотографировать, в рамочку поставить и журналистам показать? Я могу, мне не трудно», — заявил аналитик РАЭК. Казарян добавил, что «законопроект нужно выкинуть в мусорное ведро».
Ландер ответила, что МКС ждёт предметной критики, а не заявлений о том, что «закон плох и его нужно выкинуть в помойное ведро».
С инициативой ограничения деятельности онлайн-кинотеатров МКС выступил в начале 2016 года. В союз входят «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», «Мегафон», МТС, «Ростелеком» и другие крупные российские медиахолдинги и операторы связи. 1 ноября организация впервые опубликовала текст законопроекта на своём сайте, однако в тот же день был удалён.
Как писали «Ведомости», которым удалось ознакомиться с текстом документа, МКС предлагает обязать разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, ввести обязательную идентификацию пользователей и ограничить передачу запрещённой российским законодательством информации. В случае несоблюдения этих требований сервисы могут быть заблокированы в России.
Владельцев онлайн-кинотеатров законопроект фактически приравнивает к СМИ, ограничивая долю иностранного владения в таких сервисах 20%. Также видеосервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора и заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства.
Ещё до публикации законопроекта документ МКС раскритиковали участники рынка: «Яндекс», Mail.Ru Group, владельцы онлайн-кинотеатров и другие компании. Проект раскритиковал и экспертный совет при правительстве. Авторы документа мнение критиков не учли и сохранили основные пункты законопроекта в том виде, в каком они были в октябре, когда текст проекта получили представители отрасли, отмечают «Ведомости».
Заместитель гендиректора онлайн-кинотеатра ivi.ru по правовым вопросам Михаил Платов, выступая 3 ноября на RIW, предупредил, что принятие законопроекта МКС может привести к тому, что «фактически любой сайт с видео может попасть под регулирование».
«Законопроект не создаёт никакой привилегии или возможности для развития видеосервисов в России. Все существенные положения законопроекта основаны на ограничениях, обязательствах и запретах для этого сегмента бизнеса», — заявил Платов.
Представитель ivi.ru добавил, что рынок видеосервисов в России молодой и только развивается, в том числе за счёт вложений иностранных инвесторов. «Большинство сервисов, к сожалению, ещё не вышли на прибыль и строят бизнес на тех инвестициях, которые в них были сделаны», — резюмировал Платов.
Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян заявил, что МКС предлагает нормы, которые уже приняты российскими властями в рамках «антитеррористического пакета Яровой», который обязывает владельцев интернет-сервисов, в том числе мессенджеров, хранить факт переписки пользователей, а также передаваемые ими сообщения и файлы.
Зачем МКС предлагает по второму разу сделать то же самое? Ответ очень простой. Механизм идентификации, предлагаемый МКС, позволяет заключать операторам связи с OTT-сервисами платные договора. То есть, говоря по-русски, для того, чтобы мне зарегистрировать нового пользователя, я должен буду сделать платный запрос оператору связи, заплатить ему денег.
— Владимир Габриелян, вице-президент Mail.Ru Group
Топ-менеджер Mail.Ru Group также отметил, что большинство современных мессенджеров оснащены функцией end-to-end-шифрования. «То есть я даже не знаю, о чём переписываются Вася с Петей, и не могу этого узнать, потому что ключи шифрования находятся на телефонах или компьютерах этих пользователей», — объяснил Габриелян.
Тем не менее это вменяется мессенджерам в обязанность. То есть, очевидно, или нужно будет ухудшить безопасность, или нужно будет современные мессенджеры, которые позволяют безопасно общаться пользователям, чтобы даже я, как оператор, не узнал, о чём они переписываются, нужно будет просто запретить.
— Владимир Габриелян, вице-президент Mail.Ru Group
Директор по правовым вопросам «Яндекса» Екатерина Фадеева предупредила, что под действие законопроекта МКС попадает «практически любой сайт и практически любой сервис», хотя его авторы неоднократно заявляли, что речь идёт только о видеосервисах и мессенджерах.
Исходя из формулировок документа, оказывается, что и под аудиовизуальные сервисы, и под определение мессенджеров попадает практически любой сайт и практически любой сервис. Для обмена сообщениями — это любой обмен на форумах, электронная почта, то есть ничто не мешает любой способ обмена сообщениями подвести под определения закона.
Авторы законопроекта неоднократно заявляли, что «Яндекс» делает свой аудиовизуальный сервис. Проверили все сервисы — не нашли. У нас есть поиск — казалось бы, нас [законопроект] не касается, но там всё так описано, что если вы два видеоролика лёгким движением руки разместили у себя на сайте, то попадаете под определение аудиовизуального сервиса.
— Екатерина Фадеева, директор по правовым вопросам «Яндекса»
«Авторы законопроекта многократно в прессе говорили, что поиск исключён из сферы действия закона. На самом деле, это не так», — добавила Фадеева. Она объяснила, что из законопроекта МКС следует, что «поиск по видеоконтенту не считается поиском», а значит, попадает под ограничения.
Контентом мы не владеем, на наших серверах его нет, видео лежит на сайте-источнике. Мы не знаем, что там, мы его не контролируем, мы не можем на него влиять. При этом мы отвечаем за его содержание, судя по тексту законопроекта, и к нам применимы все ограничения, включая ограничение иностранного владения, ответственность за содержание и распространение информации.
— Екатерина Фадеева, директор по правовым вопросам «Яндекса»
Пидоры не хотят пидорские законы за своей подписью обсуждать. Вот это новость!
То есть, говоря по-русски, для того, чтобы мне зарегистрировать нового пользователя, я должен буду сделать платный запрос оператору связи, заплатить ему денег.То есть, говоря по-русски, сначала заплати крыше, или твой бизнес увидит небо из багажника.
За место того чтобы заниматься ИТ бизнесом, они будут его крышевать. Классика же.