Типичные карьерные ошибки в 20, 30, 40 и 50 лет — взгляд предпринимателя

Основатель образовательного проекта Otus.ru Дмитрий Волошин разобрал самые распространенные карьерные ошибки, которые совершает человек в первых двух третях своей жизни.

Карьера. Само слово означает успех, продвижение вверх. Кто-то карьеру строит, кому-то она не дается, а кого-то мы даже с осуждением называем карьеристом. Так или иначе, карьера для многих остается притягательным и важным словом.

Многие хотят легкой карьеры для своих детей, планируя их путь со школы и выбирая работу «под вуз». Есть мнение, что карьера тем успешнее, чем больше на её пути тебя окружает, или даже ведет, знакомых людей. А некоторые говорят, что успешная карьера возможна тогда, когда занимаешься любимым делом. Потому что понятие успешности у всех разное, и разное представление об успешной карьере.

Как её измерять, эту успешность? Что это? Какие критерии важнее? Свободное время, власть, гармония с самим собой, деньги, привилегии, возможность влиять на других людей, известность?

Мы не будем углубляться в изучение понятия карьерной успешности. Давайте для простоты считать, что успешность – это положительная динамика по всем вышеупомянутым критериям. То есть мы с вами раз в год, например, сравниваем значения каждого из них с прошлогодним. Если оно выше – хорошо, мы на верном пути и строим успешную карьеру. Если нет, то мы… хотя, постойте! Ведь так не бывает? Не может всё расти одновременно и сразу, да?

Конечно не может, нам всё время приходится чем-то жертвовать ради другого. Да, бывают исключения, когда всё резко «выстрелило». Но, во-первых, это исключения, а во-вторых, знаем мы цену этим ситуациям. Тогда получается, что на каждом этапе нашей карьеры и жизни важно измерять не все параметры, а часть. Чтобы сделать вывод об успешности своей карьеры.

Отмечая в 20 лет Новый Год и анализируя первый опыт первой в своей жизни работы, странно измерять свою известность или оценивать возможности влияния на других людей по сравнению с предыдущим годом. Равно как и в 50 лет не всегда оказываются важным деньги. Важнее наличие свободного времени и возможность провести его с внуками, например.

Получается, что мы можем рассуждать об успешности карьеры по разным критериям в разные отрезки жизни. И то, что кажется достижением в один период, вполне может быть не значимо в другой. А значит, что в каждый период могут быть свои, специфические карьерные ошибки.

Не бойтесь экспериментировать

Строго говоря, выбор профессии перестал быть таким важным. Ещё 50 лет назад считалось, что единожды выбирая профессию, её не стоит менять. Было даже принято всю карьеру расти в одной организации, на одном и том же предприятии. И вся система высшего образования была заточена на решение этой задачи – дать оптимальный старт специалисту в определенной сфере, подготовить ему мощный фундамент знаний, которым он будет пользоваться всю жизнь.

Сейчас времена другие, и скорость смены технологий так велика, что человек вынужден менять профессии. Да и учиться всю жизнь стало скорее необходимостью, нежели блажью. Под эти обстоятельства начали изменяться вузы: стали задумываться о междисциплинарном обучении, проектном подходе, социальных навыках и прочем.

Таким образом, первая карьерная ошибка на старте — в выборе профессии, в которой рассчитываете работать всю жизнь. Полезнее будет попробовать себя в разных предметных областях, сочетая учебу и работу. Я бы даже сказал так: основная задача в этом возрасте – понять, что нравится делать больше всего. Понятно, что есть много соблазнов, да и просто хочется есть. Но всё же юность — пора экспериментов.

Это вполне нормально — поработать между школой и вузом (кстати, сходить в армию для молодого человека – тоже неплохо). И сменить один вуз на другой — тоже не трагедия. Ещё можно закончить бакалавриат и не пойти в магистратуру. А можно выбрать магистратуру не в продолжении бакалавриата, а попробовать себя в другой сфере. Море возможностей.

Следующая ошибка может быть примерно в 20 лет, когда очень хочется денег и надоело учиться. Здесь оно и происходит: молодой человек выбирает условно «простой» путь зарабатывания. Может быть, устраиваясь продавцом с дипломом технического вуза, может быть, приходя на работу в крупную компанию с жестко регламентированным поведением и процессами.

В любом случае, человек невыгодно тратит время, которое отведено на познание нового. До 30 лет мы учимся, постигаем новое очень быстро. Позднее это, как правило, становится невозможным. Дело не только в скорости нейронов — ещё есть привычки и обязательства, которые мы накапливаем в течение жизни. В этом смысле первую треть жизни лучше потратить на получение опыта, расширение кругозора, накопление связей. Того, что станет фундаментом резкого рывка второй трети.

Начните со стажеров

Типовая ошибка 30-летних в том, что они срываются в менеджмент. Кажется, что это единственный способ развития хорошего профессионала. Обычно рынок получает ещё одного средненького управленца вместо крутого и грамотного профессионала. Как можно снизить риск этой ошибки? Ну конечно, надо пробовать.

Может не стоит сразу идти управлять отделом таких же, как вы. А лучше взять одного-двух стажеров и попробовать наладить их работу в очень благоприятной обстановке. Ваш авторитет для них непререкаем, вот и попробуйте стать для них лидером, посмотрите, удастся ли.

Я думаю, что если большинство бизнесов начнет использовать такую схему для проверки способностей менеджера у своих ключевых сотрудников, тогда и кризис на рынке специалистов сбавит обороты. И трудоустроенность молодежи вырастет. Сплошные плюсы.

Не делайте резких движений

В 40 лет кажется, что пошел не туда. Начинаешь думать, а какие следы ты оставишь, кто и чем тебя запомнит. Это период резкого переосмысления, даже поиска смысла жизни. Самая большая ошибка этого периода — бросить что-то, бросить импульсивно.

Что-то изменить можно, но не стоит делать это вдруг, пугая и шокируя окружающих. Оптимальный период на осмысление – полгода, и для этого надо разгрузить себя. Поехать в долгий отпуск, сменить ритм жизни, заняться спортом. Хорошо помогает налаживание отношений с детьми.

Эти нехитрые приемы позволяют сохранить многое из того, что вы заработали в течение жизни. Правило о том, что не надо делать резкие шаги, универсально. Но именно в этом возрасте, именно на этом карьерном этапе оно становится самым важным.

Не переоценивайте свой страх

Самый сложный период наступает в 50 лет. Да, скажем честно, многие работодатели уже не воспринимают 50-летних людей как эффективных сотрудников. Об этом говорят пока шепотом, но кажется, что это проблема. Но это не так.

Человек в 50 лет может находится на пике своей формы. Он много знает, у него обширный опыт, уже не так много амбиций (либо всё, что надо, доказал, либо потерял смысл доказывания). Он спокоен и рассудителен, адекватен и дипломатичен в общении, у него устоявшаяся жизнь и рациональные запросы. И больше всего он боится, что другие, в том числе работодатели, этого не оценят.

Большая ошибка на этом этапе — прислушаться к такому страху. Выбрать первое попавшееся предложение, пойти на сделку с совестью или украсть время у семьи. Страх вообще не лучший советчик.

Ошибки людей, находящихся в так называемом «третьем возрасте», я описывать не буду. Это отдельный мир, он очень сложен и сам по себе является темой цикла статей.

Что касается ошибок первых двух третей жизни, то они бывают двух типов: поторопился и прогадал или испугался и прогадал. Цена этих ошибок – годы жизни. И достаточно иметь желание задавать вопросы и слушать ответы для того, чтобы сэкономить эти годы. И быть более счастливым.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Andy Avramenko

Даю карьерные советы по аватарке. Первые 10 человек, кто отметится под этим коментом - бесплатно!

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Сулейманов

Даже интересно стало)

Ответить
Развернуть ветку
Andy Avramenko

В профессии B2B продавца есть два важных аспекта, которые позволят тебе стать успешным - отношения и знания своего продукта / индустрии. При удачном стечение обстоятельств даже на одном из них можно стать звездой, но безусловно лучше "прокачивать" оба.

Oil & Gas очень гордится своей тусовкой и плохо принимает чужаков. Если твои намерения серьезны, закончи магистратуру в РГУ им Губкина

Лучший способ выстроить новые отношения с заказчиком - вместе куда-то поехать (конферецния, референс-визит, обучение и т.д.)

Помни, что аппетиты твоей компании всегда растут. Если ты хочешь зарабатывать деньги - очень аккуратно управляй ожиданиями собственной компании. Всегда говори о супер-рисках, сокращениях бюджета и злых конкурентах. Если будешь геройствовать - вхерачат такой план, что никогда не заработаешь.

Бизнес-партнеры / дистрибьюторы - твой ключ к деньгам, потому что достойную зарплату тебе никогда не будут платить, всё равно обманут. Выстраивай отношения с ними так же методично, как с заказчиком, если хочешь заработать.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда