«Мы постоянно искали лазейки, чтобы выйти на рентабельность» Статьи редакции

Основатель сервиса для создания и отправки открыток Postcardbox о бизнесе на путешественниках и эмигрантах, маркетинге без больших затрат и конкурентах.

Кирилл Казаков, основатель проекта Postcardbox

По данным Калининградского туристического центра, в 2016 году город принял более 1,3 миллионов туристов. Чтобы сделать их путешествие более комфортным, в ноябре 2014 года местный предприниматель Кирилл Казаков вместе с партнером запустил проект Join Kaliningrad. Сервис помогает покупать билеты и бронировать гостиницы, а также искать оригинальные сувениры от местных производителей — открытки, футболки и янтарное мыло.

Для увеличения прибыльности сервиса, летом Казаков открывал офлайн-точку по продаже сувениров. По словам предпринимателя, открытки пользовались наибольшим спросом. И чтобы сэкономить время покупателей, он установил возле прилавка почтовый ящик. «Мы получили хорошую обратную связь от людей — им было приятно, что они могут купить открытку и отправить ее у нас, без поиска почтовых ящиков», — рассказывает Казаков.

Ящик Join Kaliningrad для отправки открыток

Проект приносил прибыль, и Казаков решил развить идею с открытками. В январе 2017 года он создал отдельный веб-сервис для отправки открыток по почте — Postcardbox. Пользователи загружали фотографии на сайте, указывали город отправления и адрес доставки, а сотрудники сервиса печатали и отправляли открытку. Запустить сервис предпринимателю помог его партнер по бизнесу.

Сервис кастомизирован: пользователь может самостоятельно обработать открытку, используя фоторедакторы и фильтры на основе API сторонних приложений. В мае 2017 года предприниматель планирует добавить в сервис арт-фильтры на нейронных сетях.

«Мы взяли библиотеку JavaScript, которая поддерживается React, а дальше сами настраивали фильтры. Сейчас есть простенькие фильтры а-ля Instagram, будут арт-фильтры, blue saturation и контрастность. Некоторые камеры в телефонах не обладают нужным разрешением, и у нас будут фильтры, которые корректируют качество изображения на смартфонах», — рассказывает предприниматель.

Уже после запуска Postcardbox Казаков обнаружил похожие сервисы: Touchnote, Mypostcard.com. Однако они не были привязаны к туристическому рынку: с их помощью пользователь может создавать сувениры из фотографий — магниты и фотобуки. По оценкам Казакова, в мире у Postcardbox 10-15 косвенных конкурентов, но на туристическом рынке аналогичных сервисов нет.

На первом этапе воспользоваться сервисом могли только жители Калининграда — Казаков хотел оценить интерес к продукту у локальной аудитории, прежде чем выходить на другие рынки. Через три месяца, когда региональная версия подтвердила жизнеспособность идеи, авторы проекта стали планировать выход за рубеж.

Однако для организации глобальной маркетинговой кампании было недостаточно средств, вспоминает Казаков: «Мы начинали без сторонних инвестиций и богатых родителей. Стартовый капитал составил 2 миллиона рублей — сумма из личных накоплений и денег партнера. Командой из 12 человек двигал энтузиазм и необходимость постоянно искать лазейки, чтобы выйти на рентабельность».

По словам предпринимателя, основные расходы компании были связаны с разработкой веб-сервиса, фондом оплаты труда, покупкой материалов и арендой офиса. Параллельно команда создает собственное мобильное приложение Postcardbox.

География

Сервис позволяет отправлять открытки напрямую из шести городов: Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Барселоны, Калининграда и Москвы. Команда выбрала самые популярные туристические города, на которые приходится основная масса путешественников.

Несмотря на то, что фактическим адресом отправления становится один из городов присутствия сервиса, пользователь может отправить открытку практически из любого места: чтобы карточка была более аутентичной, сотрудники Postcardbox клеят на нее реплику марки (сувенирную копию) страны-пребывания туриста.

По словам Казакова, возможен и другой сценарий. Если человек путешествует по Нью-Йорку и отправляет открытку из Нью-Йорка, то и на конверте, и на открытке будет марка Соединенных Штатов. В будущем команда планирует сделать так, чтобы человек мог напрямую отправить открытку из любого города, находясь в нем.

Сотрудники сервиса отправляют открытки в конвертах. «Многие люди пишут достаточно личные вещи друг другу, поэтому мы подумали, что им будет приятнее, если никто не прочитает это», — поясняет Казаков.

В каждом из шести городов есть представитель — член команды, который заключил договор с местной типографией. Его задача — координировать печать, передачу и отправку заказов, а также продвигать проект на локальном уровне. Казаков планирует вывести сервис в 20 самых популярных городов мира и отказаться от представителей, чтобы удаленно работать с местными типографиями и службами доставки.

Бизнес-модель

Сервис зарабатывает на продаже открыток. Стоимость зависит от города отправления — цена открытки из Калининграда составляет 125 рублей, а из Нью-Йорка — 285 рублей. Казаков рассматривает дополнительные модели монетизации — введение платы за дополнительные функции и сотрудничество с крупными брендами.

Основной канал продвижения сервиса — это партнерства с отелями и музеями, например, с Ibis и Radisson. Представители сервиса размещают на ресепшене и сайте партнера плакаты с промокодами. Когда путешественник активирует промокод, партнеру выплачивается комиссия. И другой сценарий — клиент получает скидку, а на открытке печатается логотип партнера.

Используя такую модель, Казаков продвигает сервис в Калининграде без больших затрат. Для продвижения в Нью-Йорке предприниматель планирует сперва охватить русскоязычную аудиторию, затем — выйти на небольшие отели, хостелы, музеи и арт-площадки, а дальше — на более крупные отели и хостелы.

В будущем Казаков планирует сделать так, чтобы заинтересовавшиеся компании могли добавить функции Postcardbox к себе на сайт: «Хотим сократить расстояние между пользователем и сервисом», — поясняет он.

По словам предпринимателя, работать с головными офисами гостиничных сетей, чтобы покрыть сразу тысячи отелей, пока что не получается, — не хватает масштаба. «Сейчас мы сотрудничаем с региональными представительствами, так проще. На головные офисы выйдем, когда покроем всю Россию. Тогда сможем обосновать выгоду от сотрудничества с нами», — рассказывает предприниматель.

Казаков также продвигает сервис через блогеров, фотографов и путешественников: «Это широкие каналы продвижения. Главное — не распыляться и оставаться в туристическом направлении», — рассказывает он.

Предприниматель использует три ключевые метрики, чтобы оценить прогресс проекта: количество пользователей, частоту использования и lifetime value. Он говорит, что довольный клиент — это тот, кто в каждом путешествии открывает сайт и отправляет открытку.

По словам Казакова, команда проекта уже отправила около 1000 открыток, а всего сервисом воспользовались 600-700 клиентов.

Предприниматель отмечает, что ядро целевой аудитории проекта — это путешественники и люди, которые живут не в «родных» странах. «Русскоязычное сообщество — это не единственная аудитория проекта, но на сегодня самый доступный канал для продвижения без бюджета. Чаще всего, это эмигранты и студенты, которые живут не в России, и хотят отправить открытку своим родственникам на память», — замечает Казаков.

Копирование сервиса

В декабре 2016 года предприниматель читал студентам университета курс по бренд-менеджменту, а спустя месяц узнал, что один из слушателей решил скопировать его проект. Казаков понимает, что похожие сервисы будут появляться на рынке. Но предприниматель отказывается мириться с тем, что Postcardbox копируют, используя дизайн ключевых элементов.

Когда Казаков узнал, что конкуренты скопировали дизайн и логику сервиса, то разозлился. «Мы депонировали дизайн проекта, поэтому защищены с юридической точки зрения. Отправили конкуренту претензию с просьбой изменить дизайн в течение месяца, если этого не сделают, то подадим в суд», — рассказывает Казаков.

В начале мая 2017 года Казаков планирует выпустить мобильное приложение — о чем его регулярно просят пользователи. По словам предпринимателя, в приложении будут дополнительные функции — возможность выбрать шрифт для подписи или «приклеить» стикер.

«Когда мы запускались, думали с чего начать — с приложения или веб-сервиса. Предположили, что когда путешественник приезжает куда-то, отправить открытку — это ситуативное желание. Ему проще один раз зайти на сайт и отправить открытку, нежели скачивать приложение», — вспоминает Казаков.

По прогнозам предпринимателя, сервис начнет приносить прибыль к марту 2018 года. Планируя выход на безубыточность, Казаков опирается на данные исследования, проведенного компанией Ipk International, согласно которому мировой туристический рынок составляет более 1,2 млрд путешественников, и ежегодно прирастает на 10%. Каждый турист тратит около 100-150$ на сувениры, а 3 человека из 100 отправляют или покупают открытки.

За три с половиной месяца работы сервис принес около 130 тысяч рублей. По словам Казакова, с момента запуска прирост выручки составляет 150-200% ежемесячно. Он планирует превратить сервис в платформу для путешественников, которая поможет им сохранять воспоминания о поездках и использовать открытки как символы памяти.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Ярослав Сафьян

Зачем работать с местными типографиями? Какие типографии берутся за печать тиража 1000 различных открыток за 3 месяца? Почему нельзя поставить принтер, печатать фотки-открытки и упаковывать в конверт в одном из европейских городов и отправлять их например Deutsche Post по всему миру? Стоит 0.7 евро в любую точку! Ребята, вам нужно намного быстрее рости, выходить на китайцев, которые путешествуют по Европе толпами, а не пылесосить крохи с русскоязычных путешественников. Россияне, по понятным причинам, последние 3 года путешествуют намного меньше по миру и традиции отправки открыток не так развиты.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Ярослав, спасибо за комментарий. Мы не хотим завязываться на производстве, да и качество принтеров (скорость печати / расходники / бумага к ним не соответствует нашим требованиям. Поэтому работаем через мини-типографии. К Китаю готовимся. Российский рынок — не цель.

Ответить
Развернуть ветку
Внимание к деталям

Рассказ о проекте вызвал какие-то очень приятные и тёплые чувства.
Единственный момент, который "царапает" - неаутентичность открыток из других стран (история с имитацией местных марок и проч.) Мне кажется, пусть этот момент (если он до сих пор имеет место) остаётся за рамками публичности, не стоит о нём рассказывать.
В целом же, повторюсь, ощущение небольшого, но приятного дела. Кириллу - искренне удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Никита, спасибо большое за комментарий и мысль. Наверное, вы правы и есть повод подумать.
И спасибо за пожелание успеха. Будем стараться. Нам всем очень приятно, что в проекте передаётся "тепло". Мы во внутренних коммуникациях, когда получаем какой-либо отзыв, так и пишем: "Тепло от клиента" :)

Ответить
Развернуть ветку
Внимание к деталям

Надо же! Как здорово ))

Ответить
Развернуть ветку
Nekto Nikto

Интересный сервис.
Небольшое замечание по статье - мне не хватило фотки обратной стороны открытки (конечно, заполненной для образца, с нейтральным текстом). Там какой дизайн? Как у настоящей открытки? Придет с марками и штемпелем? А то без этого она воспринимается просто как фотография, отправленная по почте.

P.S. Конверты классные! Аж потрогать захотелось. У нас на почте таких не видел...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Спасибо большое за сообщение. Задняя сторона выглядит так, как и должны выглядеть открытка :) https://www.instagram.com/p/BS0diN1AkAk/?taken-by=mypostcardbox Всё приходит с марками и штемпелями, да

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Чикунов

Респект!

Крутая идея. Не отказался бы получить из Нью-Йорка)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Виктор, спасибо! Будете в Нью-Йорке — обязательно пользуйтесь сервисом. Хотя да, не обязательно там находиться, чтобы получить от туда открытку :)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Spesyvets

Где же вы были раньше то? Жил летом в США, хотел отправить открытку родственникам, но не понял где там международные марки (на запрпвках только местные) и забил... А так бы отправил)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Loginov

Запускали похожий сервис по идентичной модели + возможность добавлять фото. Основная проблема - почта России. Успехов ребята!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Спасибо, Роман! Всегда держим скрещенными пальцы при отправке :))

Ответить
Развернуть ветку
Pawel

Кирилл, хороший позитивный проект. Вопросы:

/ почему не развиваетесь на чужие деньги? Без них не будет быстрого роста, а, следовательно, вас могут обогнать соперники. Идея хоть оригинальная, но легко копируемая: именно скорость все решит.

/ когда на сайте добавите английский? вы уже работаете за пределами РФ, пора попробовать получить иностранных клиентов. Или здесь как раз удерживает опасение, что кто-то из иностранцев украдет идею?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Здравствуйте. Отвечаю на вопросы. 1. Деньги, конечно же, будем привлекать. Пока рассматриваем различные варианты, занимаемся поиском партнёров. Прекрасно понимаю, что масштабироваться будет не легко без допювливаний. 2. Идея не оригинальная, но бизнес-модель наша вполне конкурентоспособная. Детали раскрывать не буду, всему своё время. :)). 3. Наш сайт переведён на 4 языка: Русский / Английский /Французский / Испанский, мы стартанули из России, но наш проект, конечно, рассчитан на мировую аудиторию. Мы не просто так присутствуем в 6 городах. В том числе, занимаемся продвижением на локальном уровне. Всё ещё впереди. Мы, можно сказать (несмотря на то, что русская версия работает с Января), новорожденные.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Открытка физически отправляется через почту (Почту России)?
Если да, бывали ли случаи, когда открытка терялась или не доходила до получателя, потому что был неверно указан адрес?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Анна, здравствуйте. Открытки отправляются почтовыми службами стран отправления, то есть не только Почтой России, но и Royal Mail, U.S.P.S, La poste и Correos. Пока, тьфу-тьфу-тьфу у нас было зафиксировано всего 3 случая, когда открытка не дошла. Но мы в таких случаях (издержки, связанные с возможными косяками почтовых служб) позволяем пользователям отправиться открытку ещё раз за наш счёт или возвращаем деньги за отправленную открытку. Но это только в том случае, если пользователь правильно указал адрес :) От правильности введенных данных, конечно, зависит результат.
Мы работаем над тем, чтобы минимизировать риск, связанный с не правильным заполнением данных. На первом этапе в ручную корректировали данные, а скоро будем вводить интерактивные подсказки.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Сейчас большое разнообразие открыток/магнитиков с достопримечательностями посещаемого города. Но... ты не всегда посещал эти популярные достопримечательности) И вот меня всегда одолевают сомнения: правильно ли это, отправлять открытку с достопримечательностью, до которой я не добралась?)
Круто, что сервис позволяет создать и отправить свою открытку. То есть на неё попадёт не просто что-то из посещённого города, а именно то, что тебя восхитило и сподвигло поделиться.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Анна, спасибо большое за комментарий. Мы всей командой очень ценим тёплые комментарии. Это для нас — топливо двигаться дальше. ))

Ответить
Развернуть ветку
Анна

На сайте (выбран русский язык) в разделе "Стоимость" вместо символа рубля отображается квадратик.
Браузер Chrome 57.0.2987.133

В этом же разделе, когда выбран французский язык, может как вариант показывать цены в евро?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Пока цены указаны только в рублях и в долларах. Но спасибо за комментарий. Возможно, действительно стоит ввести Евро для Европейских языков..

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Narushev

Кирилл, спасибо за статью. Удачи вам в продвижении сервиса!
Мы тоже работаем на сувенирном рынке и пытаемся создать и продвинуть новый, оригинальный сувенир...
И поэтому ваша история даёт дополнительный заряд бодрости)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Андрей, и Вам спасибо! Взаимно желаю успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фоминов

классно, надеюсь у Вас все будет хорошо. Единственное не думали открыть кучу представительств через партнеров во всех городах где только удастся. Т.к выбрав 6 городов Вы сами себе рынок и ограничиваете. Если по честному делать, то сервисом могут пользоваться только посетители 6 городов:) Думаю не так много людей может в Нью Йорк съездить (если на соотечественников ориентироваться, хотя у Вас проект и международный).

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

есть компании, которые занимаются печатью и рассылкой самостоятельно, им только файлы через API отправляй. У них есть представительства во всех странах.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Денис, спасибо за комментарий и пожелания. Города, конечно, будем расширять. У нас в планах выйти в 20 крупнейших туристических городов до 2017 года.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Несколько лет делали похожий сервис, но более общий, без туристического уклона: CleverCards (Cleverbug), лично отвечал за iOS-приложение. Подняли инвестиции, но идея не показала нужного роста, сделали pivot (ушли в B2B).

Да, печатали и посылали через компании CGX Printing и PBM Graphics. Гляньте, может пригодится.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Смотрю там рейтинги хреновые стали ставить в App Store, т.к. мы отрубили возможность отправлять физические открытки и закрыли контракты с принтерами %) Но приложение еще работает, осталась отправка электронных открыток.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Владимир, здравствуйте. Спасибо за комментарий. Только сегодня с коллегами обсуждали CleverCards и их историю с подъёмом инвестиций.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Макаров

Вечно вводят в заблуждение людей такими заголовками и статьей. Без "богатых родителей" и больших инвестиций. Возникла идея сервиса...бла бла бла, появилось 2 млн и все заработало. Знаете, за 2 млн можно много чего серьёзного открыть, а те кто наивно читают, думая увидеть реальную историю как человек своими знаниями, с интересным подходом в маркетинге, почти без инвестиций сделал такой ресурс, чувствуют только потраченное время.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Антон, здравствуйте. Спасибо за комментарий. 2 млн — не большая сумма для международного проекта. Если пробежаться по косвенным конкурентам в мире, то там инвестиции составляют от 500 000 до 8 500 000 $ на старте. Можно сделать магазинчик за 2 млн рублей. Но тут, как говорится, у кого какие амбиции. А по части маркетинга - у нас хорошая бизнес-модель. Надеюсь, вскоре вы по другому взглянете на нашу историю. Хотя, как говорится, насильно мил не будешь. Да и мы только в начале пути. Здесь никто не застрахован от провалов. Посмотрим, что будет дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Макаров

Претензии не к вам. Хотелось бы, читая статьи, где без большого бюджета можно открыть бизнес, хоть и международный, были реальные интересные Советы и кейсы. Не секрет что существует много стартапов где без вложений с правильными маркетингом, можно добиться больших результатов.
Хотя, вы данной статьёй, понятное дело что хотите привлечь себе пользователей, но любой вам скажет, что выражение "без богатых родителей" значит всегда что человек стартовал практически без капитала, а 2 млн в любом случае сумма. Просто Статья выглядит "грязной", как будто вам дали один шанс для описание своей компании и вы решили привлечь абсолютно всех и начинающих предпринимателей тоже, только для них информации никакой.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Таширева

Где Питер? ;) срочно-срочно! Пусть мы и не в 20ке.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Питер будет :).

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда