«Готов предоставить для встречи площадку в Грозном» Статьи редакции

Как отреагировали на ультиматум Роскомнадзора к Telegram российские чиновники, эксперты и Павел Дуров.

Павел Дуров, фото из личного профиля в Instagram

23 июня 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров, как и обещал, обратился с личным письмом к основателю Telegram Павлу Дурову. Чиновник потребовал от Дурова предоставить данные для внесения сервиса в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) и последующего сотрудничества, в ином случае мессенджер будет заблокирован в России.

В случае фактического отказа от исполнения обязанностей организатора распространения информации, Telegram в России должен быть заблокирован. До тех пор, пока мы не получим требуемые сведения.

Время, отведённое Роскомнадзору законом на принятие решения, истекает.

Поэтому я публично обращаюсь к команде Telegram и лично Павлу Валерьевичу Дурову: исполните российское законодательство!​

— Александр Жаров, глава Роскомнадзора

Закон об ОРИ касается мессенджеров и любых других сайтов и сервисов, где пользователи могут общаться друг с другом. Добавление в реестр — это знак, что компания формально согласилась сотрудничать с Роскомнадзором.

ОРИ должны хранить метаданные обо всех действиях участников сервиса в течение полугода (и предоставлять их по запросу ФСБ), а также согласиться с российскими правилами хранения персональных данных и подключиться к оборудованию СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий) интернет-провайдеров.

Роскомнадзор пытается добиться ответа от Telegram больше месяца: информация о том, что ведомство отправило первый запрос руководству компании, появилась ещё 16 мая, а 25 мая Жаров подтвердил, что мессенджер хотят включить в реестр ОРИ. При этом процедура включения в реестр ОРИ, которую пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский описывал TJ, должна занимать около 20 дней — сервису дают пять дней, чтобы ответить на первый запрос, ещё 15, чтобы отреагировать на второй, а затем, если реакции не будет, блокируют.

С начала 2017 года Роскомнадзор отработал технологию блокировки мессенджеров на нескольких проектах — например, была заблокирована онлайн-рация Zello и мессенджеры Vchat и BlackBerry Messenger. Также доступ ограничивался к американскому Imo и популярному в Китае WeChat, однако они потом согласились войти в реестр ОРИ.

Редакция vc.ru проследила, как реагировали на угрозу блокировки Telegram российские чиновники, эксперты и сам Павел Дуров.

Чиновники

Надеюсь, что [проблемы] не будет. По крайней мере, я точно знаю, что в психиатрии такой болезни как «неизлечимая зависимость от Telegram» нет. Что касается замены Telegram на что-то другое, то в России только их функционирует более 30. Самый известный из них ICQ. Я пользовался Facebook и вполне сейчас использую «ВКонтакте», ICQ (цитата по РИА Новости).

Герман Клименко, советник президента России по вопросам интернета

​Незаменимых у нас нет (цитата по «Интерфаксу»).

Алексей Волин, замминистра связи

​Если делать предварительные комментарии, речь идет о соблюдении российского законодательства, я не вижу здесь ничего иного. А сам факт публичного обращения — это не столько дань уважения менеджерам Telegram, сколько понимание того, что этим сервисом пользуются миллионы граждан нашей страны.

Хотелось бы, чтобы Павел Дуров проявил себя не только как талантливый бизнесмен и разработчик, но и как взрослый ответственный человек, прошедший этап правового нигилизма. От крупного сервиса естественно ожидать соблюдения интересов этих многочисленных пользователей, а не игнорирования регулятора (цитата по ТАСС).

Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи

​В интернете сейчас активно обсуждается тема блокировки Telegram, так как Павел Дуров и глава Роскомнадзора Александр Жаров не могут найти общий язык. Не хочется, чтобы Telegram блокировали, но и соблюдать российское законодательство необходимо. Я, как один из активных пользователей мессенджера, считаю, что стороны должны сесть за стол переговоров, а не игнорировать друг друга. Со своей стороны готов в Грозном предоставить площадку для встречи (из канала в Telegram).

Рамзан Кадыров, глава Чечни

Эксперты и интернет-сервисы

​Относительно линии поведения Дурова, которой он достаточно жестко придерживается, я думаю, что он не пойдет на компромиссы, и не будет давать возможность каким-либо спецслужбам или неизвестным третьим лицам вмешиваться в работу сервиса.

[Удобство в обмен на безопасность] позволяет развиваться его продукту и завоевывать популярность среди пользователей по всему земному шару. Всегда люди будут предпочитать удобство безопасности (цитата по ТАСС).

Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен

​Полная блокировка Telegram невозможна. Только планомерная работа и давление на магазины приложений, в первую очередь Google Play и App Store — в случае «успеха» перестанут работать некоторые функции мессенджера, его не смогут установить новые пользователи, у которых он не стоял уже на момент блокировки.

В новой версии приложения поддерживается обход потенциальной блокировки через поддержку прокси-серверов по протоколу SOCKS 5, пока в Android-версии (цитата по ТАСС).

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)

Сразу после публикации открытого письма Жарова количество запросов о Telegram в «Яндексе» выросло в 1,6 раза, самыми популярными стали вопросы о том, как обойти блокировку и почему сервис хотят заблокировать. В ICQ сказали, что готовы к «наплыву» пользователей в случае блокировки Telegram.

Павел Дуров

Основатель Telegram до открытого письма Жарова не реагировал на требования Роскомнадзора, однако в самой компании говорили, что не отдадут «ни бита» информации государственным органам любых стран. 23 июня Дуров впервые публично ответил Роскомнадзору, обвинив его в саботаже национальных интересов.

Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США WhatsApp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России.

Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp и Viber перейдут в подконтрольные Америке «облака» Apple iCloud и Google Drive.

Какой в этом смысл с точки зрения национальной безопасности России? Со стороны выглядит как некий саботаж государственных интересов.

Павел Дуров, основатель Telegram

В ответ на это Жаров сказал, что Дуров ставит под угрозу всех пользователей и не заботится о том, что мессенджером могут пользоваться террористы.

​​К сожалению, мы не услышали ответа по существу вопросов, поставленных в моем обращении к команде Telegram и Павлу Дурову.

Если говорить по существу ответа Павла Валерьевича, я должен сказать, что он, к сожалению, нейтрален по отношению к террористам и преступникам, которые пользуются его мессенджером, и абсолютно игнорирует безопасность простых пользователей Telegram.

Александр Жаров, глава Роскомнадзора

В 2014 году Дуров уже говорил, что Telegram не выделяет российский рынок в качестве основного, а Роскомнадзор решит заблокировать мессенджер сразу после того, как в нём соберётся «ощутимая масса» местных пользователей.

По данным компании Mediascope (ранее — TNS Russia), к марту 2017 года в городах с населением свыше 700 тысяч человек аудитория Telegram составляла около 2 млн человек в месяц и 575,7 тысяч в день. Лидером был WhatsApp (10,6 млн человек в месяц и 5,7 млн — в день), следом за ним Viber (8,6 млн в месяц, 3,9 млн в день), на третьем месте Skype (3,5 млн в месяц и 728 тысяч — в день).

0
83 комментария
Написать комментарий...
Илья Романов

Герман Клименко
советник президента России по вопросам интернета.Самый известный из них ICQ. Отличный советник)

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Гусейнов

Во во, при прочтении приложил руку к лицу

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда