{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Большие изображения, комментарии и мемы

За что «Медуза», РБК, «Science|Наука» и другие сообщества хвалят и ругают «умную» ленту «ВКонтакте».

Социальная сеть «ВКонтакте» запустила алгоритмическую ленту новостей, основанную на предпочтениях пользователей, при редизайне в апреле 2016 года. В июне того же года «умная» лента стала доступна пользователям мобильного приложения «ВКонтакте».

По данным компании, сейчас 80% пользователей включили «умную» ленту. Руководитель направления машинного обучения и анализа данных «ВКонтакте» Андрей Законов рассказал vc.ru, что активность участников соцсети в разделе новостей увеличилась на 30% относительно показателей прошлого года.

По его словам, с развитием алгоритмической ленты вырос охват не только у пользовательского контента, но и у 55% сообществ.

Охват и обратная связь теперь сильно зависят от качества записи и её актуальности для аудитории. Качественный и уникальный контент показывается выше в новостной ленте и получает больший отклик, неинтересный контент пользователи видят реже. Также мы внимательно следим за балансом новостей от друзей и от сообществ.

Андрей Законов, руководитель направления машинного обучения и анализа данных «ВКонтакте»

Что влияет на ранжирование

В июле 2016 года «ВКонтакте» объясняла в своем блоге, какие факторы влияют на ранжирование контента в ленте новостей.

  • Уникальность контента.
  • Выбор формата записи — длинный или короткий — в зависимости от предпочтений своей аудитории.
  • Медиаконтент в хорошем качестве. Размер иллюстрации в горизонтальной ориентации — не менее 700 пикселей по ширине. Качество видео должно быть 720p или 1080р.
  • Наличие комментариев.
  • Частота публикаций.
  • Актуальность новостей.
  • Добавление собственных комментариев при публикации контента из других сообществ.
  • Инструменты продвижения.
  • Подробная статистика охвата записей.

Предпочтения отдаются записям с тем типом контента, с которым пользователь чаще взаимодействует. В целом «ВКонтакте» советует администраторам сообществ экспериментировать с форматами и тематиками записей и анализировать статистику, чтобы понять интересы своей аудитории.

Сообщества с приростом подписчиков

По данным «ВКонтакте», введение «умной» ленты повлияло на рост аудитории в сообществах образовательного проекта «Саморазвитие» (214%), интернет-издания «Медуза» (67%), поп-культурного проекта Clique (77%), художника Антона Гудима (106%), а также страницы певиц Нюши (69%), Елены Темниковой (49%) и видеоблогера Яна Го (45%).

При этом пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников уточнил, что на показатели может влиять не только алгоритмический принцип отображения новостей.

Редактор отдела дистрибуции «Медузы» Алексей Пономарев рассказал vc.ru, что не заметил резкого прироста после подключения «умной» ленты. При этом администраторы сообщества стараются учитывать принципы работы алгоритмической ленты, которые озвучили представители «ВКонтакте». Однако коренным образом на стратегию поведения «Медузы» в соцсетях эти рекомендации не влияют, отметил Пономарев.

Число подписчиков сообщества действительно растет, но это довольно плавный, органический рост страницы, а всплески связаны не с техническими тонкостями, а скорее с повесткой, например, антикоррупционными митингами весной 2017 года.

Алексей Пономарев, редактор отдела дистрибуции «Медузы»

Ян Гордиенко (Ян Го) рассказал vc.ru, что обратил внимание на приток новых подписчиков в конце 2016 года. Вместе с этим увеличился охват записей.

Как блогеру мне всё нравится — активность, охваты и количество подписчиков растут. А как пользователю мне стало удобнее следить за лентой новостей — у меня почти 600 друзей, читать все их записи каждый день невозможно. С «умной» лентой мне автоматически показываются самые интересные публикации от важных друзей.

Ян Го, видеоблогер

После введения алгоритмической ленты Гордиенко не проводил крупных изменений на своей странице, так как и раньше старался публиковать разные материалы напрямую во «ВКонтакте». Также он использует различные виды контента — видео, изображения, аудио и опросы для подписчиков.

Сообщество Clique тоже не меняло собственную контент-стратегию после запуска «умной» ленты «ВКонтакте», рассказал vc.ru создатель проекта Василий Конад. Но сейчас администрация группы планирует дополнять контент «информативными записями». По словам Конада, это связано только с потребностями аудитории и представляет собой естественный эволюционный процесс любого сообщества.

Художник Антон Гудим в разговоре c vc.ru назвал себя «плохим администратором, который следит за количеством подписчиков краем глаза».

Да, рост подписчиков в последнее время стал ощутимее, но его причины я не анализировал. Дело в том, что сейчас многие сообщества стали публиковать мои работы со ссылкой на меня, и это дает мне некоторый прирост аудитории.

Единственное, как подстраивался под рекомендации для «умной» ленты — на всякий случай увеличил размеры своих рисунков.

Антон Гудим, художник, автор сообщества Gudim

Сообщества с оттоком подписчиков

Среди сообществ, чье количество пользователей, по данным «ВКонтакте», уменьшилось после введения алгоритмической ленты, оказались группы «Разрушители легенд видеоигр» (44%), издания РБК (23%), «Science|Наука» (44%), «Гифок.нет» (22%) и страница певицы Виктории Дайнеко (82%).

Красников в разговоре с vc.ru уточнил, что профиль Дайнеко не ведется с декабря 2016 года. «Это даже история не про падение, а про остаточный трафик. Пользователи всё равно ищут её и что-то смотрят на странице», — отметил представитель соцсети.

SMM-редактор холдинга РБК Арсений Бобровский рассказал vc.ru, что сообщество во «ВКонтакте» следует части рекомендаций руководства соцсети. В частности, по качеству изображений и видео.

Сейчас обсуждаем вопрос возврата комментариев и их модерации с помощью инструментов «ВКонтакте». Но в целом мы достаточно ограничены в адаптации, потому что следуем повестке сайта и, согласно догме РБК, должны придерживаться нейтрального тона, что часто снижает виральность.

Арсений Бобровский, SMM-редактор РБК

Администратор сообщества «Science|Наука» Александр Пулимов в разговоре с vc.ru отметил, что снижение числа подписчиков происходило поэтапно. Также группе пришлось подстраиваться под рекомендации для работы с алгоритмической лентой.

Если бы мы продолжали публиковать контент так же, как раньше, то статистика была бы в два раза хуже, чем сейчас. Отказались от новостей науки в пользу мемов почти полностью, благодаря чему у нас всё еще есть хоть какая-то аудитория.

Александр Пулимов, администратор сообщества «Science|Наука»

Сообщество, по словам Пулимова, будет менять контент-стратегию, как только команда «Science|Наука» поймет принципы «умной» ленты.

Сейчас алгоритмическая лента работает непонятно как, а что делать — никто не знает. Никаких преимуществ у нее нет, лента была запущена с целью увеличения прибыли «ВКонтакте». Алгоритмическая лента не нравится ни пользователям, ни администраторам.

Александр Пулимов, администратор сообщества «Science|Наука»

Еще одним пострадавшим от алгоритмической ленты сообществом о науке стало издание Naked Science. В конце июля 2017 года проект покинул «ВКонтакте» после конфликта с представителями соцсети.

Генеральный директор Naked Science Руслан Зораб заявил, что из-за алгоритмов «ВКонтакте» упал охват его сообщества и количество переходов на сайт, ссылки на который публикуются в записях группы.

Сообщество часто публиковало записи со ссылкой на собственный сайт, что, судя по рекомендациям «ВКонтакте», негативно сказывается на охвате публикаций.

Согласно статистике группы, с начала 2017 года охват группы упал с 2 млн до 1,1 млн пользователей в день.

На вопрос Зораба к разработчику «ВКонтакте» Олегу Илларионову о падении охвата тот ответил: «Сообщество очень спорное — точно нельзя называть это качественным контентом». После этого Naked Science, по словам Зораба, исчезло из списка рекомендаций. В свою очередь Илларионов заявил, что непричастен к удалению сообщества из списка рекомендованных.

27 июля 2017 года в Naked Science появилась запись с инструкцией, как сделать из мужских трусов женский лифчик. Публикация набрала больше просмотров, чем другие.

6 августа 2017 года Зораб сообщил, что представители техподдержки извинились и объяснили причину удаления из списка рекомендаций. Также основатель Naked Science принял решение о возвращении сообщества во «ВКонтакте», но отметил, что оно теперь не будет приоритетным направлением для проекта.

Зораб рассказал vc.ru, что падение началось сразу после запуска алгоритмической ленты. По мнению руководителя Naked Science, «умная» лента не нравится пользователям и администраторам сообществ. «Жаль, не все администраторы об этом открыто говорят. А к тем, которые говорят, применяют силу и ничуть не стесняются», — утверждает Зораб.

Вместо того, чтобы индивидуально подходить к каждой тематике паблика, применяется единый фильтр для всех. Не учитываются интересы пользователя или учитываются плохо, так как мемы гарантированно набирают больше охвата практически везде.

У Facebook алгоритмическая лента лучше и намного чище.

Руслан Зораб, генеральный директор и главный редактор Naked Science
0
27 комментариев
Написать комментарий...
AS
> образовательного проекта «Саморазвитие»

Лол, там одни цитатки уровня "брат за брата", "успешные люди ходили в магазин со своим пакетом" и т.д., написанные красивым языком, каким хером он образовательный-то?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алтан Надвидов

«умная» лента втирает мне какую-то дичь

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Matveenko

У меня не так много пабликов, зачем мне включать умную ленту?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Её вроде автоматом включают и не все знают, как отключить.
Кстати полно сообщений, что после отключения она иногда снова включается.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

да, в этом и есть их бахвальство, что «умная лента» включена у 80% юзеров

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зораб

Смешно читать, как ВК присваивает заслуги пабликов (той же Медузы) умной ленте. То есть Медуза начала расти только благодаря умной ленте и ничуть не благодаря своим материалам. Кстати, на той же Медузе посты только со ссылками, что плохо для умной ленты вроде.

И еще: посмотрел охваты записей на Медузе сейчас и сравнил их с началом года. Подписчики растут, но охват записей падает или на том же уровне. Средний охват тогда - https://vk.com/wall-76982440?own=1&offset=7060), сейчас - https://vk.com/wall-76982440?offset=140&own=1

Подписчики растут, а охват нет. Почему? Олег бы ответил, что контент спорный.

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Отказались от новостей науки в пользу мемов почти полностью, благодаря чему у нас всё еще есть хоть какая-то аудитория.

Почему тогда не переименовались в «Science|Мемы»?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К

Вот именно поэтому у них такой отток аудитории, а вовсе не из-за умной ленты.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пулимов

Андрей, был охват 1,5 млн. Ввели умную ленту охват начал падать (сильно), отказались от научных новостей и начали постить мемы, чтобы как-то поддержать охват. Кто на моем месте не сделал бы так же? Какой лицемер скажет, что нет? И не умная ли лента виновата тогда в этом? Логику уловили? Или только кококо и можете?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пулимов

Тупица, забанят же.

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

За что? За смену названия? Тематику вы не меняете же

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пулимов

ага буду я потом это ТП объяснять

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зораб

Вот еще статистика Медузы за последние 4 месяца, никакого роста.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Гимнопуло

Я очень надеюсь что разработчики оставят возможно отключить эту бесполезную умную ленту! Как только её ввели, тут же отключил, потому что начали пропадать интересные мне посты, за то вся лента была забита мемами под чистую!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Суворов

На самом деле мнение не изменил, умная лента вконтакте это как раз та популярная шутка про "режим пидора".

Когда начинаешь ей пользоваться понимаешь на сколько этот алгоритм тупорылый. А его понимании сначало интересное - это то равно, которое меня не интересует и только в лучшем случаи потом он мне покажет что-то интересное.

Лучше вообще пользоваться списками из источников составленные самостоятельно. Это и есть умное решение и контент вы настраиваете сами. Ну по крайней мере, пока администрация не деградирует до идеи внедрить алгоритм и в списки, чтобы и там всё похерить.

В моем представлении умная лента - это как чувак, который доказывает, что он самый умный и бьёт себя в грудь. А со стороны посмотришь - феерический тупица.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Суворов

Больше всего раздражает кстати, что у новых пользователей, вроде как эта умная (на самом деле нет) лента включается по умолчанию. Я думаю при оглашении статистики это работает как хорошее оправдание этой ерунде с щепоткой цинизма, что мол включили и пользуются. Мне кажется некоторые удивятся, если разберутся как отключить и увидеть весь контент, который от них прячут. Может так получится, что там интереснее и нужнее, да ещё и в нормальной хронологии.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Она и у старых иногда сама по себе включается. У меня на одном из акков взяла и сама включилась ни с того ни с сего.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Богданов

Будто в Science до этого был научный контент. Вообще ВК должен банить за смену тематики сообщества.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дима Зезюля

Вк просто решила заработать денег, но сказать правду не могут. Заместо этого выдумали какую-то дичь, в которую мы должны поверить) теперь все кто так долго собирал свои аудитории будте любезны заплатите ещё раз, чтобы своей аудитории что-то показать) ведь "умная"(на самом деле нет) лента работает для вас)

П. С. Ну а считать нас дегенератами, которые подписались на много людей и пабликов, не успевают всё читать и не могут самостоятельно очистить свою ленту от того что не нравится это просто смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Дизайн все также несуразный. Приходиться уменьшать масштаб чтобы все не выглядело НАЛЕЗАЮЩИМ на глаз через жопу.

Умная лента помнится навязывалась, впрочем как и дизайн и все что было внедрено. Нет права выбора.

Не юзерфрендли.

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Zemlyanukhin

В фейсбуке та же умная лента и тоже никто особо не спрашивал у пользователей, нужна она или нет. Так что здесь вк ничем не отличается ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

В умной ленте посты людей ранжируются лучше, чем паблики! Всякие магазины вместо групп заводят личные страницы и добавляются ко всем в друзья. И хоть это всё запрещено правилами, ВК их никогда не банит! А ведь ВК ещё суёт тебе в ленту "возможных друзей".И всё время тебе показывают эти магазины/клубы/парикмахерские, ведь у вас общие друзья!

#ВернитеДурова

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Дуров хотя-бы думал о пользователях и их удобстве...

Ответить
Развернуть ветку
Feduard Klimkin

Публикуйте больше memes и не будет problemes

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я когда умную ленту включаю, у меня анонсы статей vc.ru практически полностью пропадают. Это из-за ссылок на свой сайт?

Ответить
Развернуть ветку
Вера Журавлева

Везёт. У меня при включении алгоритмической ленты только vc и остаётся, прям за все дни, листать не перелистать. Ну и чуть-чуть КВНа :)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Интересно, учитывается уникальность для медиаконтента, да хоть тех же гифок/видео, при условии что источник не один. А в некоторых случаях это может быть в одном посте гифка, а в другом видео

Отображение мелких гифок решили и не фиксить вообще.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда