Как профессионалу превратиться в коуча за три месяца: мой опыт ICF Level 1 от Iakuban Coaching Academy
Вот мой рассказ о том, как заявленные 65 часов обучения превратились в 75 и перевернули понимание не только коучинга, но и того, как я вообще помогаю и работаю с людьми.
Программа изначально звучала как очередное переобучение для тех, кто ничего не понимает. А я вроде бы понимаю - работаю в консультировании 10+ лет, помогаю людям разбираться с бизнесом, развитием, управлением. И коучингу, уже, учился… Что тут нового может быть?
Первый день программы развеял все иллюзии. Я ничего не знал. Правильнее сказать - знал неправильное. Потому что все эти 10 лет я советовал, я был экспертом, я знал ответ. А коучинг - совсем другое. Это когда ты не даешь ответ, а помогаешь человеку его найти внутри себя. Разница между этим - как между советом друга и собственным решением. Второе всегда крепче.
Предыдущая статья о том, Как один эксперт на бесплатное обучение попал
Содержание:
Глава 1. Как я попал на субботний марафон
Программа обещала трансформацию, а не просто обучение.
Слово "трансформация" обычно вызывает скепсис. Это же маркетинг. Но в описании было что-то честное: "Коуч должен быть продуктом своего продукта. Вы пройдете личностную трансформацию, иначе не получится". И еще - философия самой академии воспринималась как-то взросло: люди важнее процессов.
Я пришел в первую субботу с уверенностью профессионала. Уходил с ощущением, что мне нужно переучиваться с нуля. И это ощущение было именно то, что нужно.
Что внутри программы: структура, которая работает.
Level 1 - это 75 часов за три месяца. Не просто часы, а часы, которые сконструированы так, чтобы каждый день менялось понимание. Три месяца - это 10 практикумов по субботам. Каждый практикум - это отдельные компетенции ICF и новые навыки.
День 1. Философия и четыре элемента коуч-позиции
И было начало. И был Алексей Якубан, который подобрал классный звук (профессиональный микрофон), темп речи, паузы таким образом, чтобы ты превратился в слух (в конце курса Алексей произнесет эту фразу, которой он соответствовал весь поток, сам того не осознавая: на английском «I’m all ears» - как предопределена, все таки, судьба!).
Это было приятно, это было интересно. Спокойное начало настраивает на обучение, сильное восприятие. Когда ты с нетерпением ждешь не кидает вас сразу в практику. Сначала философия. Милтон Эриксон, пять принципов, которые потом становятся вашей мантрой:
- Со всеми людьми все в порядке
- У вас уже есть все необходимое для достижения целей
- Мы всегда совершаем наилучший выбор
- Всеми людьми движет позитивное намерение
- Изменения будут всегда и они неизбежны
Звучит просто? На практике это революция. Потому что обычно мы смотрим на клиента как на набор проблем. А тут нужно смотреть на него как на гения, который этот гений просто не видит.
Четыре элемента коуч-позиции.
Они разрушают все, что вы (и я) знали о взаимодействии с людьми:
- Безоценочность - перестать быть судьей. Вы не оцениваете клиента, вы наблюдаете.
- Недирективность - перестать советовать. Это противоположность наставничества. Вместо "делай вот так" вы спрашиваете "как ты это видишь?"
- Диссоциативность - смотреть на ситуацию со стороны, как зритель, а не участник. Это объяснили через метафору: вы стоите рядом с американскими горками, видите, как друг катается, сопереживаете, но не ассоциированы в процесс. В коуч-сессии - то же самое.
- Доверие - это слово с корнем "вера". Вы верите в клиента больше, чем он верит в себя. И эта вера работает, хотя для меня это было самым сложным (до сих пор верю не во всех – возможно, поэтому они и не становятся моими клиентами).
Первый день я прошел в состоянии, когда мозг трещит по швам. Потому что это не информация, которую можно впитать. Это позиция, которую нужно прочувствовать.
Самая главное неудобство
Которое я чувствовал до старта – это обучение по субботам. Несколько лет подряд для меня каждая суббота была священна – за почти 3 года я пропустил 3 встречи Книжного клуба по независящим от меня причинам. Я не понимал, как я буду пропускать то, к чему я так «прикипел». Думал, что постараюсь закончить обучение на час раньше, чтобы успеть на свое еженедельное непереносимое Собрание. Но как бы не так! Если вы не готовы к Трансформации, в первую очередь личностной, которая неизбежно «вас накроет», то вам нечего делать на Курсе.
Я думал, что меня может так «накрыть», уже, после завершения Курса, но все пошло не по плану…
Но об этом я напишу в заключительной статье, а перед этим еще много информации и эмоций, которыми я не могу не поделиться.
К тому же, первый день обучения прошел, а на вторую субботу началась первая жесть.
Глава 2. Живая практика: субботы, которые изменили все
День 2. Первая работа в тройке
Второй практикум - работа в тройках. Три человека: коуч, клиент, наблюдатель. Вы проводите 15-20 минут коуч-сессии, потом получаете обратную связь от наблюдателя.
Мне досталась роль коуча. Клиент - молодая женщина, не может принять решение по работе. Наблюдатель – тоже студент этого потока, твой коллега
Куратор - человек с жестким взглядом, который буквально писал каждое мое слово.
Я стартовал хорошо, потом забыл слушать и начал советовать: "А может быть, тебе стоит..." Клиент вежливо закрыла глаза (это онлайн, но психологически закрыла). Я почувствовал, что что-то не так. Перезагрузился, вернулся к вопросам.
Ближе к концу произошел инсайт. Я видел, как клиент встала с места (виртуально встала). Обратная связь: "Коуч очень быстро отреагировал на молчание клиента и переключился. Это профессионально."
Я понял: даже мой провал был прогрессом, потому что я его видел. И это видение - это начало мастерства.
Про кураторов - отдельно.
Сначала было просто объявлено, что в «Тройках» будут присутствовать кураторы. Не понятно, зачем? Это быстро прояснилось – кураторы (коучи ICF со стажем) давали обратную связь по каждой отработке.
Первая обратная связь была настолько прямо и жестко дана, без всякого «коучингового» подхода или, хотя бы, в формате конструктивной развивающей обратной связи.
Я был в шоке – я понимал, что этому профессионалу точно надо учиться корректному и эмпатичному общению с людьми.
Справедливо будет сказать, что он появлялся в течение еще одного или двух раз (следующих встреч), а потоп пропал – это, точно, к лучшему. За остальными кураторами такого в последствие не наблюдалось.
В дальнейшем – это оказалось настолько классной штукой – обратная связь от куратора, еще один взгляд от профессионала, что получив много полезного, я пошел в качестве такого же куратора на свое предыдущее обучение – это невероятный и развивающий опыт!
И если приглашение кураторов, это не ново, то одно ноу-хау было совсем необычным.
Во время практики (отработки материала в «Тройках») Алексей незаметно подключался к каждому залу и наблюдал. Мне было в моменте дико дискомфортно: ты работаешь с другим студентом (роли Клиент -Коуч), за тобой наблюдает Наблюдатель, еще следит Куратор (который потом скажет, почему ты не умеешь практиковать), и помимо этого, еще сам Алексей, создатель Курса, появляется. Я подумал, что он либо не доверяет, либо проверяет, либо переживает за такой процесс, что, впрочем, вполне естественно. Хотя на проверку оказалось совсем другое – после практики Алексей «вынес на свет» 2 десятка ошибок, которые успел собрать во время своих «похождений». Это была самая развивающая и полезная обратная связь в коллективном формате.
Хотя, один раз такой разбор привел к «разборкам» - об этом напишу в следующем материале, а то, и так, много получается.
С удовольствием выслушаю ваше мнение в комментариях.
Мои контакты здесь.