Как один эксперт на бесплатное обучение попал
Меня зовут Дмитрий, я занимаюсь операционной эффективностью - работаю с предпринимателями и управленцами, которые хотят навести порядок у себя в компании. Помогаю понять свои собственные цели и прийти к ним. Мои контакты здесь.
Если вам интересна тема повышения саморазвития, менторства, коучинга и всего, что с этим связано, то подпишитесь на ТГ-канал, где вас будут ждать примеры и размышления во время этого тернистого и не всегда простого процесса.
В конце текста ссылки на другие статьи, которые будут полезны вам и вашим коллегам.
Содержание:
Пролог. Обучение длиною в жизнь.
С первых минут жизни мы все чему-то учимся. Первый крик. Первый шаг. Первое слово. Слезы начинаются и не факт, что в 40 не закончатся…
Школа и жизни, в том числе, учит всех по разному. Даже при наличии “программы”. Одних она учит “зубрить”, другие учатся “подстраиваться".
В какой-то момент процесс познания мира окружающего сменяется познанием мира внутреннего. И не важно, сколько тебе десятков лет: 10, 20, 30, 40, 50… Такой спусковой механизм у одних срабатывает мгновенно, у других длится годами. Чем сопровождается такое изменение? Новым. Зачастую, непонятным и некомфортным. И новое здесь не “хорошо забытое старое” (только если это не платоновский мир истинной реальности)!
Глава 1.История, приводящая к затоплению.
Дмитрий любил учиться с самого детства:
сначала залезать в шкаф и есть шоколадные конфеты “Осенний вальс”.
Причем, брал он не по одной-две штучки, а полкило за раз. И, естественно, запивал водой - чтобы было не слишком приторно было.
Однажды, по дороге в школу, он прошел посередине двух, росших рядом, деревьев - и в этот день получил “пятерку”. Волшебство, тем самым, было найдено! И вместо выполнения домашних заданий, можно было пройти “секретным” местом и надеятся на чудо. Но чудо, почему-то, случалось только тогда, когда “домашки” выполнялись…
Дальше - больше. Подготовка к поступлению в институт за год: трудный и, сложный период, без свободного времени. Здесь алгоритм был простым и тяжелым. Простым, потому что не высшая математика (которая, кстати, началась с первого курса - ужас!). Тяжелым, потому что надо было много “пахать” (ведь, без труда - не вытащишь и знания оттуда).
Кстати, так работало везде:
- в школе, институте
- в аспирантуре, МБА
- и на любой работе!!!
И почти всегда данный метод приводил к сбоям в процессе и результате.
Всегда было легко что-то начать. Вдохновиться на подвиги. Нарисовать себе радужные результаты. Но надеть “розовые очки” легко, а прийти к целям, поставленным до начала - иногда невозможно. Сбиться с пути, не имея навигационного оборудования очень просто. Выверенный план может стать той самой “путеводной звездой”. Только за время пути план начинает расти. Всегда. А расчет ресурсов и рисков делался без учета их изменений.
Таким образом, лет за двадцать, легко можно набрать целую “бухту затонувших” проектов.
Каждый выбирает свой вариант. Причем, сдаться, тоже, вариант.
Как в таком случае быть?
Глава 2. Попятное направление русской социал-демократии (1899)
Дмитрий любил учиться, но работать над собой не любил.Поэтому хорошая мысль всегда приходила после.
В упомянутой школе он был то отличником, то разгильдяем. Например, История была ему, просто, ненавистна. А после окончания школы он с удовольствием начал погружаться и изучать различные версии и мнения на значимые события далеких эпох.
Со второго курса начал работать - первой зарплаты хватало только, чтобы “зарядить” проездной на метро и пару раз пообедать в столовой.
И, конечно, весело жил от сессии до сессии.
Потом “пролет” с военной кафедрой.
Поступление в аспирантуру, тоже, удалось не с первого раза и не на “манящую” кафедру, на которой не оказалось свободных мест…
Все это время Дмитрий хотел учиться. На работе - повысить квалификацию. Дома - познать новое в технологиях, истории, психологии, заграничном языке.
Хотел, но что-то ему мешало. Нет, читать, как раз, время он находил, но дальше теории редко когда ноги, нет, руки доходили. Безумно много статей, времени, усилий было потрачено.
Причем, это очень отчетливо наблюдалось и в работе, повышении квалификации.
В далеком 2013 году первый раз значимые деньги были потрачены на обучение по программе mini-MBA (отдельный курс “Организационный менеджмент”).
Сначала все было интересно: новые знания, лекции, общение с одногруппниками. Но материала оказалось много. При рабочей пятидневке, найти время подготовку и сдачу промежуточных тестов после каждого модуля оказалось очень сложно. Время поджимало - на весь курс вместе с написанием и защитой диплома отводилось полгода.
Начались попытки найти свободное время для подготовки: оно было только по дороге на работу и обратно. Зачеты сдавались в выходные.
В какой-то момент он точно хотел все бросить. Помогло общение с другими “студентами”. Коллективно “проживать” сложности, которые были у всех, оказалось легче. Классно работала взаимопомощь, когда и тебе помогают, и ты помогаешь. Таким образом удалось получить свой первый диплом о повышении квалификации.
Только на работе это никак ему не помогало. Знания без практического использования, со временем, просто, терялись.
Также было и со вторым подходом к, уже, полноценному MBA через десять лет. Сначала ты платишь большие деньги и тебе кажется, что вот твой пропуск в светлое будущее, а потом ты не понимаешь, как и где это применять. Потому что в организациях свои правила, культура и “так исторически сложилось”. А когда ты пробуешь организовать, изменить сложившийся подход, внедрить нужные изменения, то натыкаешься не только на сопротивление, но и обесценивание, отсутствие бюджета, сил, времени, ресурсов и, главное, желания руководства менять сложившийся, затухающий, но такой родной “порядок”.
И, действительно, кажется, что выхода нет…
Глава 3. Новый метод обучения.
Дмитрий любил учиться познавать себя.
И это дало кардинальный качественный скачок после сорока лет обычного прямолинейного развития.
Для этого надо было “вырваться” из замкнутого круга: желание узнать новое - теория - неприменимость (в том числе, отсутствие практики).
Всю жизнь он сначала чему-то учился, а потом должен был это применять.
Скажите, насколько вам понадобились знания всех школьных и университетских предметов?
Бесконечные обучения, которые неизвестно, где и как применять!
Но до это еще надо было “дойти”.
Пару лет назад Дмитрий посмотрел в интернете курс, который читал бывший глава ЦБ одной из зарубежных стран, в университете Принстона по биткоину.
Вот, если бы Дмитрия так учили в университете!!!
Интересная креативная обстановка, где преподаватель спрашивает мнение студентов, искренне интересуется их ответами и на этой информации строит свой рассказ. Вовлечение в процесс обучение - это восхитительно! А не “зубрежка”, когда ты не всегда понимаешь, что изучаешь и потом не можешь применять полученные знания. И, даже, не знаешь, зачем они тебе.
Восхищение и разочарование одновременно. Какая классная атмосфера и как жалко, что такого в жизни не было. За несколько десятков лет Дмитрием было пройдено несколько десятков курсов, тренингов и других обучений, на которых давалась вполне ценная и, в целом, практическая информация. Но это было не для него: он не знал, как ее использовать на сто процентов (хотя бы, на пятьдесят). Можно бесконечно забивать свою голову знаниями и в какой-то момент может оказаться так, что там больше не останется места.
А ведь, так хочется развития! Узнать что-то полезное. Понять, как и для чего можно применять эти знания на практике. Менять их под себя, адаптировать под свой стиль, привносить что-то свое. Придумывать, работать легко. Развивать именно свои навыки. Осознанно и вовлеченно. Легко и интересно.
Но где можно такое найти?
Снова платить деньги, а бесплатный сыр только в мышеловке?
Неизвестно, сколько ждать результата?
А если и попадется, то где найти время на обучение?
Как и где потом все это применять?
Дмитрий долго перебирал курсы по развитию в “помогающей” нише. Предложений, конечно, масса. Одно лучше другого.
Но каждое стоит одно дороже другого.
Что выбрать? Как потом “отбить” потраченное? Где найти время?
В одном из ТГ-каналов он наткнулся на очередное объявление про “Введение в новую профессию”.
Очередной “развод”?
Зачем это мне, если я не новичок в профессии?
Впрочем, зацепило описание по делу. Детально прописанный подход, удобное время занятий по субботам, понятный срок в три недели, сертификат при посещении всех занятий. И, самое главное, бесплатно.
Причем, это не было похоже на очередную “продажу” - каждое занятие по три часа. После этого еще подробные ответы на вопросы Это говорило о том, что точно будет польза.
Дмитрий отправил заявку. Оказалось, что условием доступа на бесплатный курс являлось публикация о нем в любом своем медиа-пространстве. И это оказалось не препятствием, а возможностью обновить свой “заржавевший” ТГ-канал. Пришлось побороть внутреннее сопротивление. Интересное решение, которое еще и оказалось полезным.
Подход к организации обучения немного удивил: с одной стороны все четко - начало, структура, позитивное отношение; но с другой - необходимо присутствие все время с включенной камерой. Дмитрию показалось это излишним требованием. Но потом он понял, что таким образом его вовлекают в процесс. Немного тяжело, но интересно. К тому же, контроль присутствия со стороны организаторов говорил о том, что это не просто сертификат всем желающим (которых пришло более 300), а классный способ вовлечения, чтобы по-максимуму получить полезную информацию.
Что же касается информации, то Дмитрий приходил с уверенностью, что он, уже, все это знает. Но на первом же часе занятия стали выясняться увлекательные подробности и авторский взгляд организаторов. Что до начала казалось обычной информацией, на обучении было очень емко структурировано целая глава про отдельную методику не понятно как поместилась на один лист А4. Как такое может быть? Причем этот лист можно сразу и просто применять.
Дальше - больше. За следующие 9 часов (3 еженедельных занятия) было множество примеров (простых, понятных, и самое главное применимых), демонстрация результатов применения различных методик, удобные и, что немаловажно, красиво оформленные методические материалы (казалось, над ними поработал не просто дизайнер, а архитектор, который смог создать на пространстве листа А4 понятную, компактную и наглядную модель каждой затрагиваемой методики).
Сразу были объяснены возможности упрощения, чтобы было легче применять их на практике.
Когда тебе объясняют ценные вещи простым и понятным языком; не просто говорят, а показывают, как их применять на практике, то складывается впечатление, что ты - гений. И как ты раньше этого не понимал.
Естественно, после занятий были продажи. Но вместо “втюхивания” доносилась ценность и применимость следующего обучения.
Причем применимость знаний каждый мог попробовать сам в малых группах, объединяясь в удобное время между занятиями.
К тому же, в четвертую субботу было интересное дополнение: не просто награждение (до конца дошли около 200 участников), а целый групповой мастер-класс!
Поэтому за месяц Дмитрий не просто прошел все этапы обучения, а осознал, как классно чувствовать причастность к интересной команде, которая создает такой бесплатный продукт; а также, практическую ценность и моментальную применимость полученных знаний и увиденных практических демо.
P.S. Во избежания отнесения данного текста к прямой рекламе чего-либо, сертификат и скриншоты можно найти в ТГ-канале.
Вместо эпилога - результат.
Классное обучение очень похоже на процесс, описанный Платоном в диалоге “Θεαίτητος” (приблизительно CCCLXIX г. до н.э).
Ты, как будто, “вспоминаешь”, т.е. чужой опыт становиться полностью твоим, ты его “проживаешь”. И он становиться индивидуальным: ты замечаешь, впитываешь только то, что важно тебе в данный момент. Ты не пытаешься “забить чердак” очередным ненужным мусором. Ты воспринимаешь знание как свой опыт посредством практики. Твои действия машинально записываются на “подкорку”, применяя новые знания тут же, ты формируешь новые связи (одновременно, и нейронные, и “нетворк”).
Продолжение следует...
Сохраните в закладки и перешлите знакомым, если материал понравился.
Подпишитесь на автора, чтобы не пропустить следующую статью.
Напишите в комментариях свое мнение об обучении, которое вы прошли.
Вполне возможно, вас заинтересуют и другие темы: