Почему вымирают ГИПы

Если спросить у любого участника рынка, который хоть каким-то образом связан с проектированием, на каких специалистов распространяется основной дефицит, то большинство ответят – на главных инженеров проектов.

ГИПов не хватает заказчикам, генпроектировщикам и инженерным компаниям. Все без исключения отмечают явный недостаток квалификации существующих ГИПов.

Считается, что снижение объемов инвестиций в строительство в 90-е годы привел к развалу проектных организаций и оттоку квалифицированных специалистов из строительной отрасли, что в итоге вылилось в то, что сейчас остались единицы возрастных ГИПов старой формации, а профессионалов среднего возраста просто-напросто нет.

Наверняка те годы сыграли роль, но ведь прошло уже 25 лет, но даже намека на восстановление института ГИПов нет. За эти же годы Дубай и Шанхай из провинциальных стали ультрасовременными городами.

Поэтому делаю вывод, что дело не в событиях четверти века назад.

Рис. Не верю, что в отсутствии хороших ГИПов виноваты события 90-х годов. Не нужно говорить, как изменился Дубай за эти годы

Также нельзя говорить и о непривлекательности строительной сферы с финансовой стороны, ведь зарплаты в строительстве вполне могут сравниться с доходом самых модных и востребованных отраслей.

Решусь выделить две причины происходящего.

Первая – это фактически полное отсутствие накопления и передачи знаний от одного поколения другому. Раньше опыт передавался в процессе многолетнего ученичества под надзором опытного ГИПа, ведь люди работали бок о бок в одном учреждении десятки лет. Сейчас, когда период средней продолжительности работы в компаниях составляет пару лет (если судить по резюме), надеяться на ученичество не приходится.

Привычка иностранцев аккуратно собирать, документировать и бережно сохранять опыт, превращая его в ценнейший актив компании, нам не привилась. Об этой теме мы уже писали в нашей статье, поэтому повторяться не будем.

Сейчас я хочу поговорить о второй, совсем неочевидной причине.

Я отметил ее признаки в собственной организации, когда она была совсем маленькой, но тогда эту ошибку я отнес к моей личной неопытности и административной глупости, считая, что в других компаниях такого не бывает.

Но потом я стал налетать на подобную проблему у множества генпроектировщиков, в том числе топовых, и тогда осознал, что это никакая не случайность, а неотвратимость.

Открываем «Положение о главном инженере проекта», утвержденное Советом Министром СССР по делам строительства 31 декабря 1969 года и читаем:

«Основной задачей главного инженера проекта является обеспечение высокого технического уровня и высокой экономической эффективности проектируемых зданий … на основе максимального использования при проектировании новейших достижений науки и техники».

«В обязанности главного инженера входит техническое руководство проектированием, увязка всех частей проекта, … выявление наиболее целесообразных и экономичных проектных решений».

Выделяем три кита, на которых опирается деятельность ГИПа:

1. Высокий технический уровень проекта;

2. Целесообразные проектные решения;

3. Увязка всех частей проекта.

Давайте посмотрим на будущий проект глазами любого девелопера, который возлагает на себя риск, вкладывая в него миллиарды рублей, берет на себя обязательства перед многими людьми и запускает проект, на который потратит несколько лет своей жизни, и когда его работа будет завершена, здание будет существовать сотню лет.

Какой продукт он хотел бы получить от проектной компании?

Очевидно, что он рассчитывает получить документацию, в которой были бы приняты «целесообразные проектные решения», чтобы она была выполнена с «высоким техническим уровнем», а все части проекта были увязаны. Разве нет?

А теперь ответьте мне откровенно, многих ли вы знаете ГИПов, кто приходит утром в офис, допивает кофе и садится принимать проектные решения высокого технического уровня и делает это до обеда, а после него – увязывает разделы проекта?

Рис. ГИП из инженера, который принимает проектные решения, стал менеджером, раздавленный хаосом электронных писем

Я бы даже вопрос поставил иначе: Видели ли вы в своей жизни хоть одного ГИПа, который бы делал эту работу весь день?

Или даже так: знакомы ли вы хоть с одним современным ГИПом, кто занимался бы именно этой работой хотя бы полчаса в день?

Шансы получить положительный ответ невелики. По крайней мере, в структуре генпроектировщиков я таких людей, фактически, не встречаю.

И вот теперь ключевое, о чем я хотел бы сказать.

Дело не в том, что эти ГИПы не в состоянии реализовать замысел своей должности.

Причина в том, что у них нет абсолютно никакой возможности даже подступиться к своим задачам. Порой мне кажется, что как следствие ГИПы уже и не прочь забыть о том, ради чего они были задуманы природой.

Когда ГИП не занимается своей работой, то кто же это делает?

Разрозненные специалисты, зачастую сидящие в разных компаниях, при этом архитектор смотрит на проект с позиции эстетики, конструктор – прочности и геометрической неизменяемости, множество инженеров всех мастей – с позиции прокладки труб, воздуховодов и кабелей. И вся эта хаотичная масса людей пытается самоорганизоваться, не имея никого сверху, кто видит весь проект, обладая при этом необходимыми умениями.

Без ГИПа здание все равно будет спроектировано и построено, но в нем будут заложены изъяны – нерациональные и плохо увязанные решения, а то и очевидные ошибки.

Рис. Без ГИПа ответ на задачу 2+2 может оказаться 3,14…

Вы думаете, что без ГИПов невозможно спроектировать здание?

Только в этом году мы участвовали в проектировании объектов класса «А» площадью около 200 000 кв.м., где у генпроектировщиков вообще не было главных инженеров проекта, а были только руководители или координаторы проекта.

Нам за это пришлось заплатить героическими усилиями проектировщиков и поседевшими волосами руководителей. И я подозреваю, что архитекторы щедро заплатили тем же.

Так почему же ГИПы не выполняют свои обязанности?

Да потому, что они вынуждены занимаются всем подряд, кроме решения важных задач.

Сейчас ГИП – это не технический сотрудник высшего звена, а тот, кто с утра до ночи пересылает тысячи писем между исполнителями, зачастую их не открывая, отвечает на бесконечные электронные письма, тратит часы времени на бесполезных совещаниях и «пинает» подрядчиков.

Эту работу вполне способны и должны делать другие люди.

Возможно, перекладывание на ГИПа всей работы по проекту вошло в обиход не в последние годы. Если еще раз посмотрим упомянутое «Положение о главном инженере проекта», то увидим, что ГИП также:

- определяет стоимость проектирования,

- готовит задания для подрядчиков,

- распределяет работу между подрядчиками,

- решает все вопросы, возникающие у субподрядчиков и т.п.

Но сейчас, когда:

· зданиям лишились всяких признаков типового строительства и стали уникальными объектами (в градостроительном смысле);

· объем документации вырос многократно;

· над одним проектом работают десятки исполнителей из разных компаний;

· заказчик держит проектирование под неослабевающим контролем;

· и к тому же строители избавились от привычки думать.

Ни один ГИП не сможет выполнять технические и административные функции даже по одному проекту.

Рис. Ко всем проектным проблемам, строители добавляют свои. Надпись: «Будьте осторожны в использовании пометочных облаков на чертежах", на стройке вас могут не понять

А если на него падают сразу 3-5 проектов, то ему не остается ничего другого, кроме как просто пересылать письма.

Недостатки в административной структуре проектной компании сводят функции ГИПа до уровня координатора проекта или, в лучшем случае, до руководителя проекта.

По разным причинам, в том числе экономическим, компании вынуждены идти на такое «совмещение», но побочный эффект от него – кое-как спроектированное здание.

Задайте большинству ГИПов технический вопрос по проекту, скажем, «Как организовать систему зарядки и учета энергии для электрокаров?», он скорее всего задаст встречный вопрос: «А разве у нас предусмотрены зарядки?».

Вот пример, как проектируется здание на начальных этапах.

Архитекторы готовят концепцию здания и, естественно, одним из самых скучных, но важных вопросов является расположение технических помещений. Архитектор-исполнитель, не имея достаточного опыта и знаний, где разместить венткамеры, просит задание от инженерной компании. Та его готовит и возвращает архитектору. Тот переправляет конструкторам, которые расставляют пилоны, перекрывая всю венткамеру. Инженеры протестуют. Вся система заходит на второй круг. А потом подключаются пожарные консультанты, которые добавляют пожарные отсеки, что требует новых венткамер. В результате, принятие простого концептуального решения превращается в вихрь бесполезных писем между несвязанными между собой одним разумом людей.

Если бы у ГИПа было время и силы заняться тем, в чем и состоит его призвание, он разложил бы чертежи и уверенной рукой нанес основные конструктивные элементы, расставил технические помещения, назначил техэтаж, провел границы пожарных отсеков, дал рекомендации по проездам и так далее.

Он может это сделать не потому, что является гением, досконально знающим все разделы, а потому что он понимает их базовые принципы, которые и одаряют его возможностью размышлять. Если он знает, что длина горизонтальной ветки воздуховода не должна быть более 60 метров, он не позволит архитектору на большой автостоянке использовать лишь одну венткамеру, задвинув ее в самый дальний угол. Когда он видит, что колонны в надземной и подземной части не совпадают друг с другом, и как следствие появляется переходная плита толщиной в один метр в зоне проезда машин в подземной части, где к тому же будут проходить транзитные коммуникации, то он порекомендует архитектору подумать над планировками еще раз.

ГИП, у которого есть возможность выполнять свою работу, за один день примет больше правильных принципиальных решений, чем несколько разобщенных подрядчиков за месяц напряженной, но мусорной работы.

Я еще раз подчеркну, что девелоперы все чаще рождают планы на амбициозные проекты, которые перенаправляют в эстетический мозг смелых архитекторов, что выливается в образы, над реализацией которых неплохо бы как следует поломать голову.

И очень бы хотелось, чтобы ломал голову тот, кто для этого и был задуман – ГИП.

Но это автоматически означает, что его разум нужно освободить от хаоса ежедневных задач. Для этого не остается ничего другого, как тратить бюджет проекта на дополнительных людей.

По моему мнению команда ГИПа должна быть такой:

· ГИП – выполняет техническую работу, о которой я говорил выше, а также, как носитель технологии проектирования, правильно организовывает процесс выполнения работ;

· Помощник ГИПа – несет бремя решений постоянно падающих технических задач – ответы на вопросы заказчиков/подрядчиков/смежников, подготовка заданий участникам проекта, проверка строительных заданий, подготовка шаблонов и т.п.

· Координатор проекта (руководитель проекта) выполняет административные функции – все финансовые взаимоотношения с заказчиком, подрядчиками, управление ресурсами, вытягивание исходных данных из заказчика, ведение графиков, участие в совещаниях и т.д.

Рис. ГИП, его технический помощник и руководитель проекта могут втроем наладить работу над проектом

Ради интереса я посмотрел на количество писем, которые получил за время проектирования одного объекта. При этом, нужно понимать, что я – лишь один из подрядчиков на этом проекте. Кроме нас есть еще исполнители по конструктиву, по технологии, по противопожарной безопасности, дизайну, генплану, автополиву и другим.

Писем, касающихся лично меня насчитывается 15 455!

Сколько же их получил ГИП генпроектировщика, и сколько писем он написал, я даже боюсь представить.

ГИП – это не только ключевая должность в структуре генпроектировщика. ГИП со схожими задачами, но в более узкой сфере, должен быть у всех ключевых подрядчиков. И он также должен иметь свою команду.

Я не соглашусь с теми, кто считает, что компетентных ГИПов, кто мог бы выполнять описываемые задачи, нет на рынке. Их действительно не много, но они есть, и вполне достаточно перспективных инженеров, кто мог бы ими стать.

Проблема в том, что те, кто имеет желание, задатки и способности стать ГИПами в будущем, никогда ими не станут, потому что вместо развития технических навыков, они вынуждены концентрироваться на умении быстро пересылать письма и обосновывать перенос срока выпуска документации.

Александр Иванов, руководитель мастерской Траст Инжиниринг

0
23 комментария
Написать комментарий...
Андрей В

Большинство знакомых, кто ещё остался в проектном деле, хотят из него уйти в другие сферы. Достало всё.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Я очень хорошо могу их понять...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей В

Наблюдал диалог двух людей, один из них, - "А чего Вы ушли из ГИПов, непыльная работа то ?". Второй как-то растерялся и даже не смог сразу ответить. Второго я понял, а вот первого нет.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Да, мне трудно представить, что кто-то может назвать работу ГИПа "непыльной"...

Ответить
Развернуть ветку
Налоговый хот-дог

Врачи, учителя и десятки других профессий, тоже погрязли в бесконечных отчетах

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Конечно, у каждой должности есть основная работа и административная, в т.ч. отчеты, но если они начинают мешать основной деятельности, то очевидно, что это непроходимая глупость и трата ценных ресурсов на лишнюю работу.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Они почти в каждой должности только мешают.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

По моему так не только у нас, как то работал на одном международном проекте, как примерно все проходит.. Сначала появляется концепт, весь в "облаках", потом приходят изменения, одни листы заменяются другими, более свежими (порой после того, как по первым уже были выполнены работы), очень много чертежей( целая комната оригиналов ревизий), в спину дышат подрядчики, надо заказывать материалы и изделия, а что и сколько заказывать неясно, построенные конструкции и проложенные коммуникации конфликтуют с теми которые необходимо сделать после изменений проекта. Иностранные инженеры объясняли, что так плюс минус, но везде, это Стройка, она такая. А в России, с её раз***йством, необязательностью, попыткой где то украсть, где то накосячить, где то пойти против системы это происходит чаще и трагичней.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Конечно, очень интересно, как строят за границей. Насколько количество беспорядка и хаоса у нас и у них отличается...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Васильев

Очень "интересно" бывает, когда выдается техническое задание, а там по твоему разделу только копипаст из 87 постановления. И архитектурный план. Заказчик сидит в Москве, корпорация, без четких ответственных. Но сделай, вот срок вчера.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Да, проектировщики зачастую расплачиваются за то, что заказчики вовремя не подумали и упустили все сроки.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Вы в целом верно заметили проблему, и она усугубляется тем, что мало кто готов признать и уже тем более внедрить в организации разделение обязанностей не по штатному расписанию, а по психотипам: склонность к административной и инженерной работе редко совпадают в одном человеке, но в наших компаниях считают, что надо всего лишь поставить задачу и сотрудник её должен выполнить, а готов ли он к этому и сможет ли, никого не интересует.

Забавный случай: В одной знакомой компании вместо расширения штата инженеров в помощь главному инженеру, наняли девочку, которая должна была от имени директора ставить задачи главному инженеру проекта, потому как директор устал подгонять ГИПа, чтоб он быстрее работал. Осознать факт того, что у ГИПа за год проектов увеличилось в два раза и он и его два подчиненных тупо не успевают мозгов не хватило. Через год наняли ещё девочку. Через год ГИП послал их всех и уволился.
Это было бы смешно, но во многих компаниях так: расширяют штат задачеставителей-пересыльщиков, а тех кто реально тянет компанию нагружают пока они не сбегают.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Да, полностью согласны. Зная, как растет объем работы, ГИПов нужно усиливать, дав ресурсы, если руководитель не понимает этого, то он будет разочарован.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

И обречён...

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

Наверное ситуация когда ГИП - один за всех, это всё же не причина, а следствие.
Проекты надо делать быстро, переделывать ещё быстрее, стадия П автоматом превращается в Р, а потом ещё экспертиза и доработки. И каждый этап требует денег и наверное хорошо бы разгрузить ГИПа, но это потребует новых людей и как следствие дополнительных денег. А когда всё можно возложить на одного человека это экономит деньги и появляется возможность выигрывать заказы, что естественно крайне важно собственнику.
Вот такой в целом вижу ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Да, вы правы. Пока на проектирование заказчики не готовы выделять столько, сколько это действительно стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

Здесь уже можно рассуждать о кривой спроса и предложения, то есть если кто-то готов работатт за n-сумму, а кто-то её готов платить, то всё сошлось. В целом все стараются экономить, но бывают и те кому это выходит боком.

Ответить
Развернуть ветку
Траст Инжиниринг
Автор

Да, сейчас те, кто проектирует в BIM, вроде перестают демпинговать, надеюсь, это поможет рынку.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

причина еще выше по иерархии - в заказчиках:

1) как правило, это большая структура, где ЛПР - это финансисты, для которых главное прибыль и сроки возврата инвестиций.

2) касательно прибыли: финансистов не волнует как именно будет выполняться проект и самое главное: они не способны понять и оценить как построенный проект потом будет эксплуатироваться, какие риски могут быть, если нанять дешевого проектировщика и строителя (именно у них проблемы с ГИПами и средним управленческим звеном) - у нас ведь даже на уровне обычая не принято так долго планировать и рассчитывать, и тем более зачем это делать, если для финансиста главное получить квартальную премию за экономию "здесь и сейчас".

3) касательно сроков: внутри заказчика первое полугодие чай/кофе гоняют и витают в облаках, согласовывая до потери пульса каждый счет на 10 т.р. от технических отделов, а когда сверху всем надают по шапке за срыв сроков, начинают искать подрядчиков, способных сделать "еще вчера" со всеми вытекающими и никто не проводит расследование внутри компании на тему "почему сорвали сроки" и "почему построили такое г..но".

а если копнуть еще глубже, то вся вышеописанная ситуация -
это следствие того, что в больших компаниях ввиду снизившихся доходов усилилась внутригрупповая борьба и в ней, к сожалению, побеждают, чаще всего социопаты, а с ними остаются чаще всего "удобные и лояльные" сотрудники.

А грамотные инженеры, которые не могут или не хотят тратить силы на внутрикорпоративные войны, уходят или деградируют, опустив руки.

эту ситуацию наблюдаю с 2006 года в строительстве, и начиная с 2017 года деградация идет постоянно усиливаясь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

По моему так во всех сферах. Большинство пьёт чай до обеда, а там глядишь скоро 6-й час, пора домой собираться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

"«Положение о главном инженере проекта», утвержденное Советом Министром СССР по делам строительства 31 декабря 1969 года"

Зачем приводить в пример такой устаревший документ, когда есть более новые? Например, от 1985 года.

Вообще, часто попадаются в руки проекты, где никто из проектировщиков не удосужился обновить информацию в разделе "Ведомость ссылочных документов" - копипастят из прошлых проектов, даже не пытаясь понять, что почти каждый год выходят обновления нормативных документов.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null