{"id":13637,"url":"\/distributions\/13637\/click?bit=1&hash=6eb6f4cc0fd514248f67334eed9cf9b381eca4ced68925ecf0d4e37273ec5a7a","title":"Ozon \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0444\u044b \u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"7d00f3f0-9073-5cd7-b901-ee3a06a62041","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Илья Еремин

Почему инвестор не смотрит на прибыль

Что главное в бизнесе? Для руководителя бизнеса — прибыль. Если прибыли нет, то зачем вообще заниматься своим делом? А вот инвестору ваша прибыль не так важна. По ней он не может решить, инвестировать в проект или нет.

Уоррен Баффет не смотрит на вашу прибыль

Почему? У него на это три причины. О них рассказала финансовый консультант «Нескучных финансов» Анастасия Доронина.

Причина 1. Прибыль — это не обязательно деньги

Прибыль может быть зарыта в дебиторке, запасах или оборудовании. Три примера.

Сергей разработал умные чехлы для смартфонов. Взял у инвестора 10 млн для старта и запустил производство. Готовые чехлы отгрузил в сетевой магазин на 20 млн. Но магазин согласился закупить чехлы только с отсрочкой платежа в 2 месяца.

Эти 2 месяца Сергей сидит без денег. Когда магазины расплачиваются, он снова делает чехлы и снова продает с отсрочкой в 2 месяца. И так постоянно. На бумаге Сережа прибыльный, но инвестор не может взять у него деньги, потому что прибыль постоянно в дебиторской задолженности.

Настя производит косметику. Взяла у инвестора 5 млн, заполнила склад. Пошли продажи — Настя оплачивала аренду, налоги, зарплаты, немного брала себе. А на все, что оставалось, пополняла склад. В итоге вся прибыль оказывается в запасах, а инвестору не особо интересно получать дивиденды в виде увлажняющего молочка для тела и крема от морщин.

У Ромы типография. На инвестиции он купил два плоттерных принтера на 10 млн. Сумма активов не уменьшилась, и бизнес прибыльный. Ведь покупка оборудования — не расход, а просто перевод денег в другое агрегатное состояние. Рома прибыльный, но инвестору забирать нечего. Прибыль — в средствах производства.

Причина 2. Деньги дешевеют

Деньги завтра стоят дешевле, чем сегодня. Если предлагают 1 000 рублей сейчас или 1 200 рублей через год, еще не понятно, какой вариант лучше. Нужно считать. Почему так происходит ↓

Из-за инфляции. По официальным данным, за 2017 год деньги в России подешевели на 2,5%. Но это минимальный показатель за последние годы, а в 2015 году инфляция была аж 12,9%.

Из-за упущенной выгоды. Ведь вы можете эту 1 000 рублей использовать как-нибудь так, чтобы через год получить не 1 200, а 1 500 рублей.

Прибыль считают без учета удешевления денег. «Круто, получу 10 миллионов за 2 года». А сколько будут реально стоить эти 10 миллионов через 2 года — не знают.

Причина 3. Прибыль не учитывает риски

Чем больше рискует инвестор — тем большее вознаграждение он хочет.

Под 7% годовых он может положить деньги в банк и жить себе спокойно. Под 15% годовых он может вложиться в какую-нибудь стабильную франшизу. А когда к нему приходит стартапер с желанием за 3 года перевернуть мир своей гениальной крипто-нейронной идеей, он хочет 50% годовых.

Показатель, на который ориентируется инвестор — NPV

Вместо прибыли инвестор смотрит на показатель NPV. Он показывает, какую прибыль получит инвестор к концу инвестиционного периода с учетом удешевления денег и рисков.

NPV (Net Present Value) расшифровывается как чистая приведенная стоимость. Чистая — потому что показывает прибыль инвестора, то есть сколько он получил сверх вложенных. Приведенная — потому что ценность денег переводится на момент инвестиций, то есть учитывается их удешевление.

На NPV смотрят не только профессиональные инвесторы, но и собственники бизнеса, когда планируют открыть новый бизнес или направление. Ведь они — тоже инвесторы.

Как посчитать NPV

Чтобы посчитать NPV, понадобится финансовая модель. В ней планируют продажи, постоянные и переменные расходы, инвестиционную деятельность. На основе этих данных планируются денежные потоки по операционной и инвестиционной деятельности.

Операционная деятельность — это та, которая напрямую ведет к получению прибыли. Инвестиционная деятельность — это вложения в основные средства, которые приносят доход в будущем. Например, для строительной компании операционная деятельность — это затраты на покупку материала, а инвестиционная — покупка грузовика.

1. Узнать, сколько денег будет у компании в течение и на конец инвестпериода

Каждый месяц бизнес получает и тратит деньги. По движению денежных потоков инвестор определяет, сколько денег будет у бизнеса по итогам каждого месяца и года в инвестиционном периоде.

В феврале и марте инвестор покроет минус, чтобы бизнесу было, на что существовать. В апреле уже может что-то забрать

2. Определить годовую ставку дисконтирования

Ставка дисконтирования — это процент для пересчета будущих денег в нынешние. В него заложены удешевление денег и риски инвестора.

Ставка дисконтирования определяется так. Инвестор берет процентную ставку по банковскому вкладу — например, 10 %. И к ней прибавляет свои риски: от 0 до 5 % по каждому из следующих критериев.

  • Команда проекта. Насколько квалифицированные специалисты, опытные менеджеры. Был ли у них опыт подобных проектов.
  • Размер компании. Обычно, чем крупнее компания, тем меньше у нее конкурентов — а значит и риски для инвестора меньше. Хотя в некоторых отраслях преимущество бывает, наоборот, у небольших фирм.
  • Финансовая структура: зависимость от кредиторов, доступность источников финансирования. Чем больше заемных средств в капитале, тем больше риск для инвестора.
  • Товарное и территориальное разнообразие. Насколько проект зависим от одного товара или одного города.
  • Зависимость от поставщиков. Сможет ли проект продержаться, если произойдет задержка поставок. Есть ли у него альтернативные поставщики.
  • Предсказуемость выручки, отклонение рентабельности от средней по отрасли. Показатель зависит от того, есть ли у проекта маркетинговые показатели, на основании которых можно прогнозировать выручку — воронка продаж, конверсии и так далее.
  • Прочие риски.

Чем хуже параметр у компании, тем больше процент.

Например, к инвестору приходит айтишник, который придумал крутое приложение для доставки еды в Москве. Он уже сделал версию для iOS, которую установили 500 тысяч человек. Теперь ему нужны деньги на рекламу, версию для Android и техподдержку.

Скорее всего, инвестор раскидает для него проценты примерно так:

  • уровень менеджмента — 0%;
  • размер компании — 5%;
  • финансовая структура — 5%;
  • товарное и территориальное разнообразие — 5%;
  • зависимость от поставщиков — 0%;
  • предсказуемость по выручке — 2%;
  • прочие риски — 5%.

Потом инвестор прибавит к этому стандартную банковскую ставку в 10% и получит ставку дисконтирования, равную 32%.

Чем больше ставка дисконтирования, тем меньше в итоге NPV и тем меньше проект привлекателен для инвестора. Самое веселое — нет четких критериев, по которой накидывают эти проценты. Каждый инвестор оценивает риски сам.

3. Продисконтировать деньги компании

Теперь нужно продисконтировать деньги компании — то есть, пересчитать их ценность по ставке дисконтирования. Это и есть NPV.

Тут начинается математическая магия, которую мы описывать не будем. Сначала рассчитывается месячная ставка дисконтирования для большей точности, а потом по ней уже дисконтируются деньги компании. Благо в экселе есть для этого функция NPV.

Когда инвестор посчитал NPV, он может относительно точно оценить для себя привлекательность проекта. Относительно — потому что показатель все равно необъективный. Никто не может со 100-процентной точностью просчитать риски и удешевление денег.

NPV считают на конкретный срок

Инвестор просчитывает проект на конкретный срок — как правило, до трех лет. Проект и дальше будет работать, но для инвестора это уже другая история, приятное дополнение. Главное — точно все просчитать на старте проекта.

NPV — показатель, которым соблазняют инвесторов

1. Прибыль для инвестора важна, но от нее мало толку, если она в запасах и дебиторке. К тому же, прибыль не учитывает удешевление денег и риски.

2. Поэтому инвестор считает NPV, который показывает, сколько денег он заработает сверх вложенного. В этот показатель сразу заложены удешевление денег и уровень рисков инвестора.

3. Чтобы посчитать NPV, нужно составить финансовую модель. По ней инвестор планирует денежные потоки компании и видит, сколько денег будет на счетах.

4. NPV напрямую зависит от ставки дисконтирования. Ставкой дисконтирования инвестор оценивает компанию — насколько она надежная и целесообразная для вложений. Этот показатель субъективный, и разные инвесторы могут посчитать его по-разному.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Карнаух

Как пишет основатель Мосигры : Бизнес - это прибыль с первого дня. Нет прибыли - закрой бизнес и уходи.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Еремин
Автор

Новость недавно проскакивала, что твиттер недавно впервые за 12 лет получил прибыль :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аа

Грубый пример "айтишник создал приложение, которое установили 500 000 человек в Москве" уровень менеджмента "0". Ну, просто сильно улыбнуло:)):
А вообще то стоило бы добавить, что разговор в статье идёт о раундах не ниже "А".

Ответить
Развернуть ветку
Дария Шадрина

Алексей, 0 - это 0% риск, а не уровень. Вы упустили всю суть статьи. Перечитайте ещё раз внимательно, не лишайте себя полезных знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аа

Вы правы. Мельком читал и упустил. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null