Почему инвестор не смотрит на прибыль
Что главное в бизнесе? Для руководителя бизнеса — прибыль. Если прибыли нет, то зачем вообще заниматься своим делом? А вот инвестору ваша прибыль не так важна. По ней он не может решить, инвестировать в проект или нет.
Почему? У него на это три причины. О них рассказала финансовый консультант «Нескучных финансов» Анастасия Доронина.
Причина 1. Прибыль — это не обязательно деньги
Прибыль может быть зарыта в дебиторке, запасах или оборудовании. Три примера.
Сергей разработал умные чехлы для смартфонов. Взял у инвестора 10 млн для старта и запустил производство. Готовые чехлы отгрузил в сетевой магазин на 20 млн. Но магазин согласился закупить чехлы только с отсрочкой платежа в 2 месяца.
Эти 2 месяца Сергей сидит без денег. Когда магазины расплачиваются, он снова делает чехлы и снова продает с отсрочкой в 2 месяца. И так постоянно. На бумаге Сережа прибыльный, но инвестор не может взять у него деньги, потому что прибыль постоянно в дебиторской задолженности.
Настя производит косметику. Взяла у инвестора 5 млн, заполнила склад. Пошли продажи — Настя оплачивала аренду, налоги, зарплаты, немного брала себе. А на все, что оставалось, пополняла склад. В итоге вся прибыль оказывается в запасах, а инвестору не особо интересно получать дивиденды в виде увлажняющего молочка для тела и крема от морщин.
У Ромы типография. На инвестиции он купил два плоттерных принтера на 10 млн. Сумма активов не уменьшилась, и бизнес прибыльный. Ведь покупка оборудования — не расход, а просто перевод денег в другое агрегатное состояние. Рома прибыльный, но инвестору забирать нечего. Прибыль — в средствах производства.
Причина 2. Деньги дешевеют
Деньги завтра стоят дешевле, чем сегодня. Если предлагают 1 000 рублей сейчас или 1 200 рублей через год, еще не понятно, какой вариант лучше. Нужно считать. Почему так происходит ↓
Из-за инфляции. По официальным данным, за 2017 год деньги в России подешевели на 2,5%. Но это минимальный показатель за последние годы, а в 2015 году инфляция была аж 12,9%.
Из-за упущенной выгоды. Ведь вы можете эту 1 000 рублей использовать как-нибудь так, чтобы через год получить не 1 200, а 1 500 рублей.
Прибыль считают без учета удешевления денег. «Круто, получу 10 миллионов за 2 года». А сколько будут реально стоить эти 10 миллионов через 2 года — не знают.
Причина 3. Прибыль не учитывает риски
Чем больше рискует инвестор — тем большее вознаграждение он хочет.
Под 7% годовых он может положить деньги в банк и жить себе спокойно. Под 15% годовых он может вложиться в какую-нибудь стабильную франшизу. А когда к нему приходит стартапер с желанием за 3 года перевернуть мир своей гениальной крипто-нейронной идеей, он хочет 50% годовых.
Показатель, на который ориентируется инвестор — NPV
Вместо прибыли инвестор смотрит на показатель NPV. Он показывает, какую прибыль получит инвестор к концу инвестиционного периода с учетом удешевления денег и рисков.
NPV (Net Present Value) расшифровывается как чистая приведенная стоимость. Чистая — потому что показывает прибыль инвестора, то есть сколько он получил сверх вложенных. Приведенная — потому что ценность денег переводится на момент инвестиций, то есть учитывается их удешевление.
На NPV смотрят не только профессиональные инвесторы, но и собственники бизнеса, когда планируют открыть новый бизнес или направление. Ведь они — тоже инвесторы.
Как посчитать NPV
Чтобы посчитать NPV, понадобится финансовая модель. В ней планируют продажи, постоянные и переменные расходы, инвестиционную деятельность. На основе этих данных планируются денежные потоки по операционной и инвестиционной деятельности.
Операционная деятельность — это та, которая напрямую ведет к получению прибыли. Инвестиционная деятельность — это вложения в основные средства, которые приносят доход в будущем. Например, для строительной компании операционная деятельность — это затраты на покупку материала, а инвестиционная — покупка грузовика.
1. Узнать, сколько денег будет у компании в течение и на конец инвестпериода
Каждый месяц бизнес получает и тратит деньги. По движению денежных потоков инвестор определяет, сколько денег будет у бизнеса по итогам каждого месяца и года в инвестиционном периоде.
2. Определить годовую ставку дисконтирования
Ставка дисконтирования — это процент для пересчета будущих денег в нынешние. В него заложены удешевление денег и риски инвестора.
Ставка дисконтирования определяется так. Инвестор берет процентную ставку по банковскому вкладу — например, 10 %. И к ней прибавляет свои риски: от 0 до 5 % по каждому из следующих критериев.
- Команда проекта. Насколько квалифицированные специалисты, опытные менеджеры. Был ли у них опыт подобных проектов.
- Размер компании. Обычно, чем крупнее компания, тем меньше у нее конкурентов — а значит и риски для инвестора меньше. Хотя в некоторых отраслях преимущество бывает, наоборот, у небольших фирм.
- Финансовая структура: зависимость от кредиторов, доступность источников финансирования. Чем больше заемных средств в капитале, тем больше риск для инвестора.
- Товарное и территориальное разнообразие. Насколько проект зависим от одного товара или одного города.
- Зависимость от поставщиков. Сможет ли проект продержаться, если произойдет задержка поставок. Есть ли у него альтернативные поставщики.
- Предсказуемость выручки, отклонение рентабельности от средней по отрасли. Показатель зависит от того, есть ли у проекта маркетинговые показатели, на основании которых можно прогнозировать выручку — воронка продаж, конверсии и так далее.
- Прочие риски.
Чем хуже параметр у компании, тем больше процент.
Например, к инвестору приходит айтишник, который придумал крутое приложение для доставки еды в Москве. Он уже сделал версию для iOS, которую установили 500 тысяч человек. Теперь ему нужны деньги на рекламу, версию для Android и техподдержку.
Скорее всего, инвестор раскидает для него проценты примерно так:
- уровень менеджмента — 0%;
- размер компании — 5%;
- финансовая структура — 5%;
- товарное и территориальное разнообразие — 5%;
- зависимость от поставщиков — 0%;
- предсказуемость по выручке — 2%;
- прочие риски — 5%.
Потом инвестор прибавит к этому стандартную банковскую ставку в 10% и получит ставку дисконтирования, равную 32%.
Чем больше ставка дисконтирования, тем меньше в итоге NPV и тем меньше проект привлекателен для инвестора. Самое веселое — нет четких критериев, по которой накидывают эти проценты. Каждый инвестор оценивает риски сам.
3. Продисконтировать деньги компании
Теперь нужно продисконтировать деньги компании — то есть, пересчитать их ценность по ставке дисконтирования. Это и есть NPV.
Тут начинается математическая магия, которую мы описывать не будем. Сначала рассчитывается месячная ставка дисконтирования для большей точности, а потом по ней уже дисконтируются деньги компании. Благо в экселе есть для этого функция NPV.
Когда инвестор посчитал NPV, он может относительно точно оценить для себя привлекательность проекта. Относительно — потому что показатель все равно необъективный. Никто не может со 100-процентной точностью просчитать риски и удешевление денег.
NPV считают на конкретный срок
Инвестор просчитывает проект на конкретный срок — как правило, до трех лет. Проект и дальше будет работать, но для инвестора это уже другая история, приятное дополнение. Главное — точно все просчитать на старте проекта.
NPV — показатель, которым соблазняют инвесторов
1. Прибыль для инвестора важна, но от нее мало толку, если она в запасах и дебиторке. К тому же, прибыль не учитывает удешевление денег и риски.
2. Поэтому инвестор считает NPV, который показывает, сколько денег он заработает сверх вложенного. В этот показатель сразу заложены удешевление денег и уровень рисков инвестора.
3. Чтобы посчитать NPV, нужно составить финансовую модель. По ней инвестор планирует денежные потоки компании и видит, сколько денег будет на счетах.
4. NPV напрямую зависит от ставки дисконтирования. Ставкой дисконтирования инвестор оценивает компанию — насколько она надежная и целесообразная для вложений. Этот показатель субъективный, и разные инвесторы могут посчитать его по-разному.
Как пишет основатель Мосигры : Бизнес - это прибыль с первого дня. Нет прибыли - закрой бизнес и уходи.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Новость недавно проскакивала, что твиттер недавно впервые за 12 лет получил прибыль :)
Грубый пример "айтишник создал приложение, которое установили 500 000 человек в Москве" уровень менеджмента "0". Ну, просто сильно улыбнуло:)):
А вообще то стоило бы добавить, что разговор в статье идёт о раундах не ниже "А".
Алексей, 0 - это 0% риск, а не уровень. Вы упустили всю суть статьи. Перечитайте ещё раз внимательно, не лишайте себя полезных знаний.
Вы правы. Мельком читал и упустил. Спасибо!
Комментарий удален модератором