{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Предупреждение тем, кто задумывается о стартапе: где на самом деле находится зона вне комфорта

«…работаешь без перерыва, ругаешься с клиентами и инвесторами, переделываешь все по 10 раз. И оказывается, что это-то для тебя и был комфорт. А теперь надо из него выйти».

Почти каждый слышал о том, что чтобы достичь чего-то серьезного – «нужно выйти из зоны комфорта». Мое мнение: зона дискомфорта в стартапе совсем не там, где кажется на первый взгляд. Если об этом знать заранее, то кто-то решит вообще не ввязываться в стартап, а другому это поможет провести свой стартап к успеху.

Мне 45 лет, и из них 30 связаны с информационными технологиями. Мой опыт позволяет мне смотреть на ситуацию с разных сторон: я возглавлял ИТ банка, работал на стороне компании-вендора, был независимым консультантом, работал в компании-разработчике, развивал свои стартапы и консультировал чужие.

Мифы первый и второй про зону вне комфорта, распространенные и неважные: стартап – это мало денег и много работы

Где мы ожидаем найти зону дискомфорта?

· В стартапе мало денег – не платят совсем или платят ниже рынка. В Интернете можно найти много историй основателей про то, как они «питались одним дошираком и жили в офисе, т.к. не было денег на жилье». Это дискомфорт бытовой – но если Вы к этому готовы, то это не страшно. Намного хуже, если Вы готовы – а у Вашей жены терпение уже кончилось.

· В стартапе приходится работать без выходных и отпусков, иногда по ночам. На самом деле, это зависит от того – как вы как основатель организовали процесс. В традиционном корпоративном мире тоже приходится иногда работать без выходных, и от вас это зависит меньше.

Много работы и мало денег – это «игрушечный дискомфорт», если так можно сказать – «еще цветочки». Дальше расскажу про ягодки.

Миф третий: в стартапе каждый занимается тем, что у него хорошо получается и что ему нравится

Стереотип: в стартапах много работают и мало получают, но зато работаешь на себя, а не на дядю, и делаешь что хочешь.

Давайте разбираться. Чтобы проект приносил деньги, нужны продажи. Чтобы были продажи, нужно «попасть» в проблемы и ожидания клиента. Одного дядю-начальника вы сменили на другого дядю-клиента, только хороший начальник ставит задачу ясно и четко, а клиента еще «попробуй пойми».

Команды в стартапах небольшие, основателей обычно 2-4 человека и еще максимум 2-3 ключевых наемных игрока. Как правило, один человек играет несколько ролей. А что это за роли? – Есть много классификаций типов и ролей, наиболее близкая к жизни – классификация Белбина, английского психолога. Полное название инструмента - «Девять командных ролей Белбина (BTR, Belbin Team Roles)», и вот эти 9 ролей:

1. Аналитик – анализирует и раскладывает по полочкам;

2. Душа команды – обеспечивает командный дух, «тепло и уют»;

3. Шейпер – толкает всех к результату;

4. Координатор - распределяет задачи по исполнителям и делегирует задачи;

5. Исследователь ресурсов – собирает контакты клиентов, партнеров, экспертов, источников информации и устанавливает связи;

6. Генератор идей – генерит нестандартные идеи, креативит;

7. Реализатор – планирует, декомпозирует, превращает хаос в процесс и проект;

8. Педант – обеспечивает качество и не дает выйти неполнофункциональному MVP или некрасивой презентации. MVP (minimum viable product) - минимально жизнеспособный продукт, т.е. продукт, обладающий минимальным набором функций, но способный удовлетворить первых клиентов.

9. Специалист. Со специалистом почти детективная история. Сначала ролей у Белбина было 8. В результате апробации в реальных бизнес-условиях Белбин выяснил, что для успеха дела кто-то в команде все-таки должен глубоко понимать предметную область. В результате Белбин ввел девятую роль – специалист.

Это была очень вольная интерпретация подхода, если есть время - можно посмотреть вводный вебинар.

Хорошая команда должна быть сбалансированной, то есть включать представителей всех ролей. На практике все получается не всегда так: команду составляют друзья или выпускники одного курса или бывшие коллеги по отделу, которых мы выбрали по принципу «приятные и похожие на нас ребята». Часто все основатели выбирают одни и те же роли, в то время как другие, необходимые оказываются в дефиците.

Другая проблема - что делать, если у вас всего 2-3 человека? – Хорошая новость заключается в том, что обычно один человек может играть несколько ролей. Что-то у него получается лучше, что-то хуже – но что-то не получается совсем.

Например, я про свои роли догадываюсь: аналитик, генератор идей и специалист. Могу выступать в роли координатора или исследователя ресурсов. Но вот шейпер и педант из меня никакой. Что это значит на практике? – Если в проекте со мной не будет человека с такими ролями, то к конечному результату мы не придем, хотя заготовок и наработок будет море. Сейчас я это про себя знаю, но понял не сразу и на практике.

Когда людей мало и некоторых ролей нет совсем, кому-то приходится играть свою далеко не первую роль. Это значит - делать то, что у него получается без огонька и не очень хорошо, по принципу «А кто, если не я?».

И вот представьте: работает команда, в которой каждый немалую часть времени делает вот такую «не совсем свою работу». Один шейпит со словами «Почему я за вами должен бегать?», второй назначает встречи с клиентами и партнерами без всякого желания на них ходить. Стресс нарастает, взять человека с нужной ролью и компетенцией – нет денег. А иногда основатели просто не готовы видеть в команде «чужака с рынка».

Вот она, зона вне комфорта – делать не свою работу, да еще бесплатно и в сверхурочном режиме.

Вывод: знайте ограничения и «дыры» в своей команде и дополняйте ее нужными людьми. А для этого я советую разработать несколько кейсов и предложить кандидатам. Еще лучше – включить их в команду на один день и посмотреть, какая роль – «их». А если команду расширить не удается – распределите «дополнительные» роли и стройте стартап исходя из реального потенциала.

Вы же не делаете проект исходя из того, что у вас есть 100 миллионов инвестиций сразу? –Вот и с людьми также – пляшите от возможного. Если «не выходит каменный цветок», возможно проект надо «пивотнуть» – изменить его таким образом, чтобы он соответствовал профилю команды.

Но про пивот будет следующий миф.

Миф четвертый: стартап – место для фанатиков, увлеченных своим делом.

Есть такой ученый, Михай Чиксентмихайи. Он разработал теорию потока. Если совсем кратко – поток это состояние, когда работать вам просто по кайфу. Можно даже денег не платить. В таком состоянии 2 разработчика за выходные делают офигенный продукт, а data scientist без перерывов копается в данных, пока не найдет «инсайт на миллион».

Почитать про это подробно можно в книжке «Поток. Психология оптимального переживания». Тех, кто сторонится мистики и духовных практик, хочу успокоить – это про психологию и про бизнес. Обратите внимание на слово «оптимальный».

Характеристик состояния потока у Чиксентмихайи тоже девять, как и ролей у Белбина – но это случайное совпадение. Вот эти характеристики потока:

1. Ясные цели и устремления. Цели достижимы, а правила работы в целом понятны. Нет ситуации «Я не понимаю, с чего начать».

2. Недвусмысленная и немедленная обратная связь - результат виден сразу. Скомпилировали – и вот приложение уже можно загрузить на мобильный телефон. Есть ошибки – поправили и скомпилировали снова. А не то что «отдали документа на согласование и ждем полгода».

3. Отсутствие сомнения. Отключается «внутренний диалог». Вы уверены, что делаете то что должны.

4. Чувство контроля: есть ощущение, что все зависит от вас. Хочу – реализую один алгоритм, хочу – другой.

5. Нарушение чувства времени. Сидели-сидели над задачей, и вдруг утро наступило.

6. Внутренняя мотивация. Сам процесс доставляет удовлетворение, «работа по кайфу». В этот момент вообще неважно, удастся продать проект за сто тысяч или за миллион.

7. Концентрация внимания. Никакие другие задачи и события не могут вас отвлечь.

8. Единение действия и осведомлённости. То, что знаете – применяете на практике, «здесь и сейчас».

9. Навыки и знания позволяют подступиться к задаче, но она при этом достаточно сложная и новая – в этом заключается «вызов».

Я предполагаю, что каждый стартапер мечтает о том, чтобы команда работала в состоянии потока. Результаты – быстрые и интересные, денег можно почти не платить.

Но есть неожиданная проблема. Настоящий стартап – это проект с неподтвержденной бизнес-моделью. Весь проект строится на наборе гипотез. Гипотезы могут подтвердиться, а могут и нет. И что делать, если реальность опровергла гипотезу? – Пересматривать идеи, формулировать новые гипотезы. В этой точке кто-то принимает решение вообще отказаться от проекта, кто-то развивает идею для самореализации даже без коммерческих перспектив.

Там, где вы сможете прочитать про состояние потока – не будет фраз типа «все что мы сделали до сих пор, надо выкинуть, и начать сначала».

Вот она, еще одна зона вне комфорта – чтобы идти к результату, нужно наступать на горло своей песне. Причем наступать регулярно и методично.

Проверка гипотез как технология – мощная вещь, и нередко ведет к результату. Только про состояние потока можно забыть. Если вы сразу не попали в «яблочко» с вашей идеей, и вам пришлось все пересмотреть – креативный дух легко потерять, иногда безвозвратно.

Вывод: серебряная пуля – это сочетание состояния потока и технологии проверки гипотез. Увлеченно сделали, но если гипотеза не подтвердилась – выбросили и начали заново. Это идеальный принцип, сформулированный «на бумаге».

Я пока не нашел универсального подхода к его применению. Есть только наброски идей:

· Распределять роли для каждой идеи или темы. Один креативит в потоке, другой помогает ему сформулировать гипотезы для проверки.

· Кто проверяет гипотезы – сам автор или его визави? – Отличный вопрос. В идеальном случае – это командная работа. Проверять и не подтверждать свои идеи – путь к демотивации, «расстреливать» чужие предложения после проверки гипотез – путь к конфликту.

· Технология «от гипотезы к гипотезе» должна быть прозрачной внутри команды. Она болезненная, но команда должна видеть, что она ведет к результату. Для этого надо в начале сформулировать общую миссию про аудиторию и потребность, но не фокусироваться на способах решения.

· Мое наблюдение: некоторые команды ранняя проверка гипотез парализует. Генератор идей утрачивает мотивацию и стартап «ломается» на проверке гипотез. Спорный, но подтвержденный практикой совет: некоторым командам надо «допилить» MVP, чтобы проверять его как набор гипотез. В этом случае есть риск, что «не сойдется», команда потеряет время – но сохранить работоспособность. Из двух зол выбирайте то, что ближе вам.

Не знаю, была ли вам полезна статья – писал о том, что наболело.

А то: работаешь без перерыва, ругаешься с клиентами и инвесторами, переделываешь все по 10 раз. И оказывается, что это-то для тебя и был комфорт. А теперь надо из него выйти. Вы готовы?

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Pixel Lens
Намного хуже, если Вы...

...пишете "вы" с большой буквы. Ну хватит уже, ну серьезно, я считаю это унизительным. Поясню. У "них" с большой буквы пишется "я" - I. У "нас" с большой буквы пишется "вы". Блин, люди, начните хотя бы уважать себя, если вам пофиг на грамматику. Пишите "вы" с маленькой буквы и дайте себя обмануть.

Не граммар-наци, но блин вот такая хрень нормально так бесит. Пишите "вы"с большой буквы в личной переписке, где ваш стыд никто не увидит. На публику это не надо выносить.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Вы не граммар-наци, иначе бы знали, что писать "вы" со строчной буквы в личной переписке, это так же неграмотно, как и писать "Вы" с прописной при открытом обращении к аудитории.
http://new.gramota.ru/spravka/letters/51-rubric-88
(конечно, если мы говорим именно о русском языке)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Я и не говорил, что это грамотно в случае личной переписки.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

o_O
Тогда я не представляю, какой смысл был вложен в эту фразу:

Пишите "вы"с большой буквы в личной переписке, где ваш стыд никто не увидит.
Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

*и НЕ дайте себя обмануть.

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

Время стартапов на коленке прошло. Почти у любой идеи в интернете уже есть реализация, не то что 10-15 лет назад. Остался только жесткий хайтек, который требует больших инвестиций.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шлаин
Автор

Соглашусь про стартапы в интернете, не соглашусь про стартапы вообще. Нейроинтерфейс например - непаханное поле.

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

темный вопрос с рынком, не исключено что будет как с google glass -- сделали, а спроса нет

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yakov Filippenko

... или вы не поняли описываемые проблемы, потому что они вам не знакомы. Для тех, кому они знакомы, это довольно таки полезный текст.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yakov Filippenko

Если этот материал кому-то полезен, то в чем графоманство?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Хяккинен

Я могу ошибаться, но если вы заряжены идеей и ваша небольшая команда, то вы пройдете полосу неудач. Неудачи - это опыт. Неудачи - это еще один шаг к успеху. Нужно всегда идти и пробовать. Сейчас "не выстрелило" - значит еще не ваше время.
Что касается ролей - несомненно эти роли важны, но если вы уж упомянули Чиксентмихайи, то вам должно быть известно, что любую работу можно делать в состоянии потока. Даже ту, которая вам не близка.

PS: если из двух человек каждый будет подбадривать другого, хвалить, предлагать идеи, поддерживать, то пережить кризис можно. Это как семейная жизнь. Если ее не поддерживать, она увянет и будет пресной.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov
развивал свои стартапы и консультировал чужие

Сколько из них соответствует паре критериев:
- просуществовали более 3-х лет;
- принесли прибыль хотя бы 1 млн долларов.
Если нет таких, приходите позже.
+
Мой опыт чтения VC наводит на такую грустную мысль:
"успешный стартап" - это такая морковка, ради достижения которой многими уже угроблено немало лет жизни. Ведь действительно успешных стартапов раз-два и обчелся.
Пока на стартапах зарабатывают инфобизнесмены, которые "знают как надо", но своих успешных стартапов предьявить не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аа

В тему. Если знаешь свои сильные стороны, реализуешь их и при этом адекватен к критике, то поток становится естественным состоянием. Если нет - "любой результат есть шаг к мудрости и просветлению")))

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Васильев
Полное название инструмента - «Девять командных ролей Белбина (BTR, Belbin Team Roles)», и вот эти 9 ролей:

так, а работает то в итоге кто?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шлаин
Автор

Роли по Белбину - это не "должность". Т.е. например разработчик на питоне может быть специалистом (как первая роль), а тимлид в идеале и координатор, и педант, и немного инвестигейтор (давайте возьмем готовый сервис и не будем пилить сами). Тестировщика-непеданта представляют себе с трудом... То есть работают все. Даже "душа компании" работает, но периодически предлагает "устроить корпоративчик".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда