{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как торговым центрам реагировать на ЧП в социальных сетях?

Как поступать компаниям, когда случаются трагедии? Что писать? О чем говорить? Как себя вести?

Я уже много лет работаю с развлекательными центрами, такими как аквапарки и батутные парки — места, где постоянно кто-то травмируется и приезжает скорая. То подростки ломают руки и ноги, то реанимация приезжает за школьницей, захлебнувшейся водой. И каждый раз региональные СМИ ищут повод, чтобы раздуть скандал и обвинить во всем российский бизнес и повсеместную коррупцию. Начинаются проверки, наведывается следственный комитет и нередко закрывают центр на неопределенное время до выяснения обстоятельств.

Для меня, как для исполнителя, самое сложное -- не повестись на общую панику и нервные срывы владельцев бизнеса, а сохранить рассудок и отстоять свою точку зрения. Поэтому всегда в договор вношу пункт, в котором стоит запрет на ответы от имени бренда и сотрудников бренда в социальных сетях, чтобы никто не сказанул лишего. Приходится не только искать негатив в интернете, но и следить, чтобы какой-нибудь инструктор парка не решил на добровольных началах бороться с обидчиками компании.

В октябре прошлого года в батутном парке прыгнул насмерть один смельчак, который пренебрег требованиями безопасности. Мужчиной, погибшим во время прыжка в развлекательном комплексе торгового центра «Планета» в Красноярске, оказался 54-летний депутат. И никому не докажешь, что человек нырнул головой вниз, когда правила строго это запрещают. Повод есть -- начались проверки, парк, который я продвигала закрыли и встал вопрос: что говорить? что писать? как объяснить? Сложности добавил факт того, что руководство замалчивало и не давало обратной связи по ситуации, приходилось объясняться с подписчиками вслепую.

ТРК "Планета", Красноярск

Ситуация произошла в Сибири, а закрывать батуты стали по всей России, включая парк в Санкт-Петербурге. Никто не знал, когда откроют, что хотят и чего ждать. Но спустя несколько дней подписчики группы стали активно писать о проблеме.

Приходилось отшучиваться, что скоро откроемся, что планово проверяют и всё у нас отлично и мы молодцы. Взаимоотношения с клиентами были выстроены дружески и ситуация разрешилась быстро, нашего открытия ждали, поддерживали, переживали. Трагедию мы не упоминали, так как о ней в северной столице не знали. Сделали упор на том, что парк прошел все плановые проверки и есть подтверждение, что в центре безопасно для детей и взрослых.

Но так легко и красиво не вышло, когда в Нижнем Новгороде СМИ вспоминили ситуацию годовой давности и все новостные паблики ВКонтакте начали писать об опасностях и травмах в парках развлечений. Играть на страхе ранимых матерей проще всего, в комментариях собирались активисты и кричали, что надо закрыть к чертям все батутные центры.

И единственно верным решением в такой ситуации -- молчать, пока не потребуют объяснений. Молчать потому, что большинство ваших подписчиков не сидят в региональных группах и не читают новостей. Молчать, потому что оправдываясь, вы автоматически признаете вину.

Не делайте публичных заявлений, пока никто вас не просит. Позитивный имидж бренда легко испортить одним постом.

Я уточню, что речь не о шумихе в СМИ на всю страну, а о ситуации в отдельном городе или регионе. Обычно о таком происшествии люди забывают через несколько дней. Главное, спокойно выждать. В лояльном сообществе вас не буду третировать подписчики, скорее всего начнут провоциоровать пришедшие тролли, чьи комментарии достаточно удалить и забанить провокаторов.

Однажды в аквапарке, с которым я работала, чуть не утонула девочка. И ситуация вызвала общественный резонанс, приезжало телевидение и оставаться в стороне не было возможности. Люди требовали наказания виновных. Но виновных то не было. Мама оставила девчонку одну в бассейне и ушла в бар, ребенок остался без присмотра, но каждый родитель переносил ситуацию на себя и винил всех сотрудников и администрацию заведения.

Группа ВКонтакте могла бы превратиться в бесконечные споры, кто прав. Но тогда мы сделали следующее. Создали отдельную тему обсуждений с коротким и сухим официальным ответом: без эмоций, без обвинений. После этого всем, кто писал в сообщениях и комментариях группы, кидали ссылку на эту тему обсуждений.

Важно: направить весь негатив в одну тему обсуждений, которую потом можно удалить.

В итоге - в группе люди не видели постов с плохими новостями, но и мы остались неравнодушны к ситуации. Через неделю шум утих, все недовольные высказались в теме, а через месяц мы её вовсе удалили из сообщества.

Отрабатывая постоянно негатив в социальных сетях, я составила инструкцию.

Что делать, если случилось ЧП и СМИ нашли повод вас сделать виноватыми.

  • Распоряжение для сотрудников: не вступать в дискуссии в социальных сетях;
  • Не отвечаем в комментариях от имени бренда на сторонних площадках, где люди агрессивно настроены;
  • Не оправдываемся, пока не начнут массово спрашивать о ситуации в группе бренда (комментариях);
  • Не пишем поспешных заявлений;
  • Не спорим/не доказываем правоту;
  • Не упоминаем о ситуации у себя в сообществе до того момента, пока подписчики сами поднимут тему;
  • Если о ЧП знает достаточное количество людей в регионе, отключаем рекламу на 2-3 дня;
  • Если ситуация критична и ждут заявления: создаем обсуждение, пишем официальный ответ и даем ссылку на него. В дискуссию не вступаем, даем “выпустить пар”, молча читаем. Когда все забудут - удаляем обсуждение.

Совсем недавно произошла трагедия в Кемерове, которая охватила страхом и скорбью всю страну. И тот самый пожар начался как раз в батутном парке. После этого были закрыты на проверки многие детские центры, особенно батуты. И инструкция выше не подходит к трагедиям федерального масштаба. Трагедиям, когда слёзы были в каждой семье. Сообщества детских центров начали массово публиковать отчеты о проверках безопасности, играть на чувствах и показывать, какие они молодцы.

И от себя хочу сказать, что в данной ситуации нельзя было оставаться в стороне и оставаться на позитиве. Каждый был обязан отключить рекламу на дни траура и приостановить акции, поддержать подписчиков, а не использовать. Потому что есть бизнес, а есть человечность. И не стоит забывать о том, что не на всём нужно зарабатывать.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Семен Смирнов

Чисто имхо, нет тут особых рекомендаций. Народ сам за вас все решит. Либо все так и так забудется, либо найдутся те, кто пойдут до конца и добьются вашего закрытия

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Капель
Автор

Нельзя, конечно, предусмотреть все возможные исходы. Но можно минимизировать потери и сгладить углы. Я в статье рассказала о том, что проверено личным опытом на нескольких развлекательных центрах. Народ все решит, но если у вас есть сформированное комьюнити, адвокаты бренда и вы не врете людям, то ваши шансы избежать закрытия возрастают в разы)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mokeev

Методичка о том, как нельзя "отрабатывать" негатив.

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Капель
Автор

Ну-ка, расскажите о вашем опыте

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mokeev

Сколько вы готовы мне предложить?

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Капель
Автор

Если вы не можете привести примеры, что мои рекомендации неверны, то комментарий ваш лишь бы написать :)

В статье то, что применялось много раз на практике. Мне есть чем подкрепить слова.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда