Как работает пропаганда и как не попасть под ее влияние?

Пропаганда - один из наиболее эффективных методов управления общественным мнением в современном мире. Она активно используется в бизнесе, политике, образовании, здравоохранении и во многих других сферах. И основной ее целью является донесение определенных идей и смыслов до широких масс за счет использования специальных техник. Несмотря на то, что слово “Пропаганда” чаще всего воспринимается с негативным подтекстом, она также часто используется для донесения созидательных идей, которые объединяют и двигают человечество к прогрессу.

В последнее время можно часто встретить утверждение о том, что наши мысли на самом деле не наши, а являются лишь продуктом влияния внешнего мира. Мы выросли в определенной среде, культуре, которая сформировала наше мышление и сделала нас тем человеком, которым мы являемся. Если бы мы росли в другой стране, то вероятней всего думали бы сейчас иначе и придерживались бы других взглядов на многие вещи. Большую роль в формировании этого мышления играет пропаганда.

Невозможно полностью скрыться от ее влияния, но можно научиться распознавать, когда нашим мнением манипулируют и какую идею хотят навязать. Понимая это, будет значительно проще выбирать, какая из транслируемых идей будет для нас полезна и достойна того, чтобы занимать место в нашей голове.

Любую пропагандистскую кампанию можно разложить на несколько этапов. Каждый из них проще будет разобрать на примере. Не хочется здесь затрагивать политику т.к. ее и так слишком много в последнее время (хотя в политике эти принципы используются точно также). Возьмем лучше в качестве примера сферу онлайн - образования. Это также довольно актуальная тема, к тому же я в ней работал и понимаю как она устроена изнутри.

Этапы пропаганды

1. Цель. Например, некий инфобизнесмен, назовем его Петр, хочет запустить бизнес - тренинг и зарабатывать деньги на его продажах. Когда цель поставлена, он спрашивает себя: а кто же будет моим покупателем?

2. Аудитория. Первое, что приходит на ум - это аудитория владельцев бизнеса, которым в целом интересна данная тема и они хотят лучше разобраться как вести дела, чтобы увеличить прибыль. Но проблема в том, что бОльшая часть из них никогда не пойдет на подобный тренинг т.к. у них уже есть большой опыт работы в определенной сфере и скорее всего они понимают как она устроена лучше бизнес - тренера.

Петр это понимает и решает, что лучше сфокусировать свои усилия на обычных людях, “работягах”. Они ведь тоже стремятся добиться успеха, признания, больше заработать и на этих желаниях можно здорово сыграть. Но в результате опросов, анализа комментариев и общих настроений в обществе, Петр понимает, что у большинства из этих людей сложилось негативное мнение о бизнесе. Они думают, что это рискованно, страшно, непонятно и вообще это не для всех.

3. Идея. На этом этапе уже вступают в работу законы пропаганды. Наш бизнес - тренер решает, что раз сильного спроса на продукт нет, то нужно его создать, поселив в умах людей мысль о том что каждый может быть предпринимателем, это модно, престижно и вообще очень быстрый путь к успеху.

4. Каналы. Дальше Петр думает где чаще всего бывает его аудитория: что читает, смотрит, слушает. И начинает использовать соответствующие средства массовой информации, чтобы донести новые идеи и ценности: соцсети, телевидение, издательства, кино и тд.

5. Способы пропаганды. Этот этап лучше всего охарактеризовать вопросом “Как?”. Какими именно способами лучше всего доносить новую идею до целевой аудитории? На каких ценностях, страхах и эмоциях можно сыграть? Какими приемами пользоваться? И для этих целей у пропагандистов есть целый арсенал техник. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Техники пропаганды

1. Экспертное мнение. У большинства из нас, наверняка, есть какой - то блогер, политик, журналист, ведущий, которого мы регулярно смотрим и мнение которого нам интересно. Либо читаем издательства, которым мы в большей степени склонны доверять чем другим.

На этих чувствах очень любят играть пропагандисты. Они нанимают таких людей, чтобы они нативно транслировали определенные идеи или банально рекламировали какие - то продукты. Либо же в своих высказываниях ссылаются на авторитетные издания, которые подтверждают их позицию.

Сам пропагандист также может стать такой личностью. Возьмем пример того же Аяза. Он на себе показал как обычный парень из деревни путем создания бизнеса может стать богатым и знаменитым и сейчас активно это монетизирует.

2. Обычные люди. Это противоположность предыдущей тактике. Все люди разные и не каждый склонен доверять мнению селебрити. Многие понимают, что скорее всего успешный и влиятельный человек не будет ездить на машине эконом - класса при том, что сам же рекламирует ее. В этом чувствуется фальшь и неискренность. Но при этом для таких людей может быть важно мнение знакомого или близкого человека, который живет с ним в одной социальной среде. И этим активно пользуются пропагандисты.

Например, наш бизнес - коуч Петр, может размещать у себя в Инстаграме отзывы обычных людей, которые прошли его курс и якобы сейчас стали успешными предпринимателями.

3. Стадное чувство. Этот прием плотно завязан на нашем первобытном инстинкте - если все так делают, значит это правильно. Например, создатель бизнес - тренинга может говорить о том, что более 10 000 человек прошли его курс и 60% из них сейчас имеют собственный бизнес. Ах да, еще обязательно напомнить о том, что количество мест ограничено.

4. Манипуляция страхами. Она основана на первобытных страхах человека. Например, в случае с бизнес - тренингами можно сыграть на чувстве страха бедности: как можно чаще показывать и рассказывать о том, как ужасно быть бедным и с какими проблемами приходится сталкиваться таким людям.

5. Манипуляция желаниями. Противоположность предыдущему приему. Здесь уже манипуляция завязана на наших желаниях и потребностях. Например, большинство из нас хотят стать финансово независимыми, добиться успеха и признания. На этом также активно паразитируют бизнес - коучи. Показывают в инстаграме красивую жизнь, тем самым создавая ассоциацию: “Будешь заниматься бизнесом - будешь жить также”.

6. Скрытие фактов. Один из самых популярных приемов маркетинга, когда продукт или идея преподносятся только с лучшей стороны, а недостатки умалчиваются. Наш Петр может показывать в своем Инстаграме, что все бизнесмены катаются на спорткарах, живут в дорогих отелях и спят с моделями, но при этом умалчивать обратную сторону бизнеса: стрессы, выгорания, долги и тд.

7. Полярность. Прием когда публике предоставляют только два возможных варианта выбора. Черное или белое, без каких - либо полутонов. Например, ты либо будешь предпринимателем, либо проведешь всю жизнь в бедности.

8. Свои - чужие. Это прием обычно активно используется в политике, особенно сейчас, но может также использоваться в бизнесе. Например, бизнес - коуч может рассказывать о некоем клубе предпринимателей, где жизнь похожа на рай и противопоставлять его людям, которые “Работают на дядю” и не могут себе позволить наслаждаться всеми прелестями жизни.

9. Трештокинг. Этот прием предполагает негативные высказывания о своем оппоненте, либо о противниках определенной идеи. Например, Петр может говорить о том, что на курсах его конкурентов одна только теория, а у него максимум практики. Или, как писал выше, называть тех людей, кто “работает на дядю” - рабами системы.

10. Повторение. Тоже довольно известный и популярный прием в рекламе. Если людям долго и часто повторять какую - то фразу или идею, то со временем она откладывается в подсознании и воспринимается более лояльно.

11. Ассоциации. Ассоциация идеи, которую хочет донести пропагандист с какой - то более масштабной идеей или миссией приемлемой в обществе. Например, можно говорить о том, что предприниматели дают людям рабочие места, снижают безработицу и развивают экономику в стране. Либо, как стало, модно делать в последнее время заявлять о том, что наша компания заботиться об окружающей среде и делать соответствующие надписи на биоразлагаемых бутылочках.

Как же все таки не попасть под ее влияние?

Это далеко не все приемы, но они используются наиболее часто. Как уже было сказано в начале: когда понимаешь на каких механизмах строятся подобные техники и как они работают, становиться проще определять в каком конкретном случае тобой пытаются манипулировать. Также для того, чтобы лучше выявлять пропаганду, стоит научиться анализировать информацию с позиции выгоды пропагандиста: спрашивать себя для чего он делает определенные действия и что с этого получает? Ну и в любом случае стоит всегда проверять факты и делать выводы о ситуации, изучив различные мнения и аргументы разных сторон.

Напоследок, хочу добавить сюда пример использования пропаганды из одноименной книги Эдварда Бернейса “Пропаганда”.

Мы воображаем, что в некоторых областях повседневной жизни действуем по собственной воле, однако в реальности нами правят диктаторы, имеющие над нами величайшую власть. Покупая костюм, мужчина считает, что сделал выбор самостоятельно, руководствуясь личным вкусом и предпочтениями, и что он выбрал именно ту одежду, которую предпочитает сам. На самом же деле он, возможно, выполняет распоряжения безвестного мужского портного из Лондона.

Этот персонаж – безмолвный работник скромного ателье по пошиву мужской одежды, которое пользуется покровительством щеголей и принцев крови. Он предлагает британским и прочим аристократам синюю ткань вместо серой, две пуговицы вместо трех, рукава на четверть дюйма уже, чем в прошлом сезоне. Знатный клиент такие идеи одобряет.

Но как этот факт влияет на обычного Джона Смита из провинциального городка? Лондонский портной заключил контракт с крупной американской фирмой по пошиву мужских костюмов и обязуется своевременно присылать ей эскизы костюмов, выбранных законодателями лондонской моды. Получив эскизы с указаниями относительно цвета, веса и текстуры ткани, фирма сразу же заказывает производителям ткань на сотни тысяч долларов. Затем костюмы, изготовленные в соответствии с этими указаниями, рекламируют как модную новинку. Модники из Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и Филадельфии носят эти костюмы. И наш провинциал из маленького городка, признавая превосходство столичных джентльменов, следует их примеру.

Эдвард Бернейс
20
17 комментариев

Так как всё же все таки не попасть под ее влияние?

3
Ответить

первое дело - выключить телевизор. это самый первый шаг, который поможет вам выйти с влияния...

12
Ответить
2
Ответить

Лжецу мы не верим, даже если он говорит правду. Цицерон Марк Туллий

1
Ответить

А как понять лжец это или нет? Говоря правду постоянно вряд ли станешь же лжецом ;)

1
Ответить

Никакая не подписанная информация не имеет никакой ценности...

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить