Как я узнала, что сотрудники думают о компании, потратив всего час

Я управляю компаниями HFLabs и DaData.ru, у нас в штате уже 60 человек. Год назад собрала обратную связь от коллег: что нравится и не нравится, что поменять и что не менять ни в коем случае. Об этом и расскажу в статье.

Раньше, когда в HFLabs было 10 человек, я выбиралась на обед с каждым сотрудником раз в квартал или чаще. Мы обсуждали проблемы и достижения, что им нравится и не нравится в компании.

Сейчас наша компания выросла до 60 человек, и я всё ещё практикую такой подход. Но по-другому.

Если не пропускать дни, на обеды с 60 коллегами у меня уйдёт три месяца. А потом придётся начинать сначала. Поэтому я общаюсь с пять-шестью тимлидами, которые, в свою очередь, проводят подобные беседы внутри команд.

Но пять-шесть человек — не вся компания. Мне же интересно знать мнение всех сотрудников о том, что происходит, что хорошо, что плохо. В литературе вообще пропагандируют мнение, что опрашивать сотрудников следует чуть ли не каждый день.

Важно получить обратную связь интересно и дружественно. Потому что формы «Оцените удовлетворенность от работы по десятибалльной шкале» хочется закрыть и не открывать никогда.

Почему я решила собрать мнения коллег

К действию подтолкнула книга Ласло Бока «Работа рулит». Вот что он пишет.

В любой компании лучшие сотрудники — семена её будущих успехов. Немногие берут на себя труд изучить их «под микроскопом». Это яркий пример упущенных возможностей: как доказал Борис Гройсберг, высокая результативность во многом зависит от контекста. Бенчмаркинг и проверенные практики — всего лишь методы, сработавшие где-то ещё, и не факт, что они будут эффективны у вас.

Естественный вывод из заключений Гройсберга должен звучать так: выясните точно, что именно позволило вашим лучшим сотрудникам добиться успеха именно в вашей уникальной среде.

Ласло Бок, вице-президент Google по персоналу

То есть важно узнать контекст, который приводит к появлению правильных людей в компании, и поддерживать его. Я решила, что этим и займусь.

Осталось сформулировать вопросы для понимания правильного контекста, донести их до коллег и собрать ответы.

Вопросы для анкеты

Я не стала использовать стандартные формы опроса удовлетворённости и вовлечённости, они показались скучными.

Некоторые вопросы из опросника по вовлечённости Gallup выглядят и вовсе смешными: «У вас есть на работе настоящий друг?» Возможно, их придумывали не для ИТ-людей или не для нашего времени

В итоге я сформулировала вопросы, которые дают понять:

  • Хорош ли HFLabs как работодатель. Критерий «хорошести» для меня — то, что сотрудник советует компанию как место работы.
  • Что не нравится или очень нравятся людям на глобальном уровне. То, что не нравится, нужно исправлять. То, что нравится, поднимаем на флаг и используем для HR-бренда.
  • Что нравится и не нравится в работе. Этот вопрос касается уже непосредственных обязанностей сотрудников. Я решила проверить, добавит ли другая формулировка что-то ещё к предыдущему вопросу.
  • Всё ли нравится на уровне команды, каково отношение к руководителю. Главная задача руководителя — помогать команде, и я решила проверить, как с этим дела у нас.
  • Достаточно ли коллегам знаний и готовы ли они делиться ими. Ответы должны были дать хорошую базу для составления расписания тренингов и митапов.

Кое-что всё же упустила. В следующий раз внимательно посмотрю на стандартные опросники и добавлю творчески переработанные вопросы оттуда. Например, «Было ли у вас в последние полгода ревью?» или «Знаете ли вы, как записаться на тренинг?». Так я напомню о вещах, о которых респондент сам не подумает.

Пришло время выбирать инструмент для опроса.

«Google Форма» за час

Существует специальный софт для анкетирования, например Know Your Company. Программа периодически рассылает сотрудникам вопросы из базы и собирает дайджест. Но софт этот довольно дорогой: стоит $100 на сотрудника. Правда, единоразово.

Пока я размышляю, нужен ли HFLabs профессиональный инструмент для опросов, выручают удобные и бесплатные «Google Формы». Всего за полтора часа я создала нужную анкету.

Если же решил почему-то остаться анонимом — дело твоё. В итоге только пять человек из 48 не представились

Все вопросы простые, проясню только момент с анонимностью. Каждый сам решает, нужно ли представляться. При этом мы набираем людей, которые не боятся высказывать мнение, это одна из ключевых ценностей компании.

Ссылку на опрос я скинула в общий Telegram-чат HFLabs.

34 человека ответили сразу, оставшимся пришлось несколько раз напоминать

Результаты

На удивление, все вопросы сработали хорошо и дали пищу для ума.

Несколько человек не знали, кто их руководитель, ответственный за повышения зарплаты и ревью. Каждому я объяснила.

Много комментариев по офису оставили в разделе «Что бы вы сделали на месте собственников». В итоге мы собрали группу сотрудников, ответственных за улучшение офиса, и запланировали ремонт через год. В этом месяце к нему приступили.

Комментарии по руководителям передала им. Например, у одного из тимлидов попросили регулярные митинги по целям и механизм обратной связи. Другого попросили больше заниматься стратегией продукта вместо тактических задач. Комментариев и пожеланий оказалось довольно много.

Я отметила себе на будущее, что периодически стоит делать 360-градусное ревью тимлидов, чтобы они получили обратную связь. Когда-то мы их делали, потом я заменила его обычными периодическими беседами. Но после опроса решила вернуться к оценке командой. Всё-таки я как руководитель не могу дать тимлиду всестороннюю обратную связь.

Только один человек сказал, что не стал бы советовать HFLabs как место работы. Да и тот понял вопрос по-своему: правильнее было написать «рекомендовать», а не «советовать», потому что непрошенные советы некоторые ненавидят.

С авторами особо подробных комментариев побеседовала лично. Девять человек из 48 написали очень подробные комментарии, что навело на мысль, что в следующий раз надо делать более конкретные вопросы. Часть людей и рада бы написать больше, но просто не знает, о чём.

Отправила нескольких людей на обучение и конференции. Судя по вопросам и отзывам, это им было нужно.

В целом я осталась довольна опросом.

В растущей компании теряется внимание к личным проблемам сотрудников. Например, человек сходил со своей проблемой к руководителю, тот его не понял — в результате осталось недовольство. Или кто-то просил несколько раз поменять кресло, его не услышали. Человек перестал просить, но остался недовольным. Опросы позволяют найти такие «слепые зоны» в коммуникации. В целом это хорошо, когда есть возможность сделать людям жизнь немного легче.

Более того, опрос показал тот самый уникальный контекст, который ценят наши лучшие сотрудники. Согласно опросу, вот что самое важное в HFLabs:

  • Атмосфера маленькой дружной компании.
  • Относительно свободный график.
  • Отсутствие бюрократии, горизонтальная структура.
  • Политика самостоятельности и ответственности сотрудников. Можно выбирать себе задачи и способы их решения.
  • Разнообразные задачи: есть и сложные, нестандартные, и рутинные, для отдыха. Нравится и масштаб задач.
  • Акцент на качество продукта и удовлетворённость заказчика (не делаем проекты ради проектов).
  • Культ профессионализма и адекватности, возможность учиться у коллег.
  • Возможность удалённой работы, если команда не против.
  • Отсутствие опенспейса — неожиданно одна из самых важных черт для сотрудников компании.
  • Отсутствие дресс-кода.
  • Открытость в обсуждениях.

Список напоминает набор клише из бизнес-литературы, но важно вот что. Люди писали всё это с нуля, а не выбирали из предложенных вариантов. Писали разными словами, в финальном отчёте мы просто привели формулировки к общему знаменателю. Всё это — действительно сильные стороны HFLabs по мнению коллег, мы ничего не навязывали.

Теперь мы используем найденные преимущества в вакансиях.

Мы яснее увидели приоритеты развития. Например, нам уже не придёт в голову пожертвовать кабинетной планировкой и снять опенспейс подешевле: те, кто работает с нами, ценят кабинеты.

Проводите ли вы опросы сотрудников? Если да, как это делаете, о чём и для чего спрашиваете? Пробовал ли кто-нибудь Know Your Company и получались ли с его помощью интересные результаты?

Буду благодарна за фидбэк, давайте обсуждать тему опросов к комментариях.

0
83 комментария
Написать комментарий...
Nikolay Nikonov

Методология "анон/деанон по желанию" сомнительна. В форме есть поле "ваш непосредственный руководитель", оно позволяет вычислить анонов на раз, если большинство подразделения подписалось. Сотрудники это понимают, лучшая стратегия для них в такой ситуации - деанон. Это оставляет неприятный осадок: вроде бы разрешили отвечать анонимно, но фактически принудили подписаться.
10% анонов - это не показатель, что все такие открытые и бесстрашные. Это показатель умения решать в уме игры типы "дилеммы заключенного" (что, конечно, тоже неплохо).

Ответить
Развернуть ветку
Артем НСК

+++
И еще не забывайте что в России народ хронически зашуганный. Думаю в Европе и США такие моменты проходят не так драматично.
В России по прежнему лучший способ узнать реальную картину - живое общение.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhuravleva

Я не заметила по ответам особой зашуганности
Плюс, как я писала, я дополнила это потом живым общением с теми, у кого горело

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Выше ваш сотрудник писал что это из-за того что они потерять работу не бояться. Наверное действительно хорошие спецы.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhuravleva

Действительно хорошие :-)

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда