{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Эксперимент: как HR-специалисты реагируют на резюме с разными сопроводительными письмами

Так ли важны сопроводительные письма и их содержание на самом деле.

В конце мая написал заметку о пользе сопроводительных писем, в комментариях к которой мне слегка накостыляли. И, надо сказать, накостыляли по делу: материал получился назидательным, а вопрос «ты кто такой, чтобы давать советы?» был вполне оправданным — рекомендации я давал исключительно на основе своих наблюдений и рассказов знакомых HR-ов.

Подготовка

Идея состояла в том, чтобы взять 3 примерно одинаковые группы вакансий и отправить работодателям из каждой группы одно и то же резюме с разными письмами или вовсе без письма.

Группа 1. Отклики с эмоциональным письмом (личные впечатления и пустые обещания):

Здравствуйте!

Меня зовут Никита, сейчас я живу в Санкт-Петербурге, но до конца июня переезжаю в Москву — это связано с моей предстоящей свадьбой.

Я очень внимательно подхожу к выбору нового проекта, поскольку для меня важна не только финансовая составляющая, но и удовлетворение от работы. Поэтому, прежде чем откликнуться, я постарался побольше узнать о вашей компании. И мне показалось, что это то самое место, где я смогу работать с удовольствием, продуктивно используя свои способности и опыт.

Буду рад, если у нас с вами появится возможность познакомиться и наметить дальнейшие пути сотрудничества.

С наилучшими пожеланиями, Никита

Группа 2. Отклики с конструктивным письмом (сдержанная интонация, сухие факты и цифры):

Добрый день!

Заинтересовала вакансия и профиль деятельности компании, решил предложить свою кандидатуру.

Должностные обязанности мне хорошо знакомы, я успешно справлялся с аналогичным функционалом на предыдущих местах работы. В работе ориентируюсь на достижение конкретных показателей. Например, благодаря реализованным мной мероприятиям на последнем месте работы в издательстве «Банда умников» мы за год приросли на 38% по выручке и в 2,5 раза увеличили число постоянных клиентов. Всё это — результаты маркетинговых активностей, работы с ассортиментом и быстрой реакции на действия конкурентов.

Переезжаю из Петербурга в Москву по семейным обстоятельствам в конце июня, готов встретиться в удобное для вас время.

С уважением, Никита

Группа 3. Отклики без сопроводительного письма (только резюме и ни слова кроме).

Я выбрал 90 актуальных московских вакансий на hh.ru по ключевому слову «маркетолог». Диапазон заявленной зарплаты: от 60 до 100 тысяч в месяц, даты публикации вакансий: с 19 по 22 июня 2018 года.

Эти вакансии я разделил на три группы по 30 штук: таким образом, чтобы составы групп были максимально сопоставимыми по предлагаемой зарплате и специализации. Вот структура каждой из трёх групп:

• 21 маркетолог «общего профиля»;

• 2 трейд-маркетолога;

• 3 маркетолога «около PR»;

• 4 маркетолога-аналитика.

Опыт работы в резюме был по каждому из направлений, поэтому претендовать можно было на все эти должности.

Вот как выглядела подборка вакансий на примере одной из групп (названия компаний убрал из понятных соображений):

Утром 25 июня я отправил отклики на все 90 вакансий, варьируя только типы сопроводительных писем: «пустое», «конструктивное» и «эмоциональное».

Процесс

На протяжении четырёх дней с 25 по 28 июня я наблюдал за реакциями и фиксировал результаты в таблице.

С отказами всё было понятно: получил — поставил отметку «отказ». С приглашениями было чуть сложнее, поскольку они поступали по-разным каналам: на hh, на почту и по телефону, и на них надо было как-то реагировать. В идеале — минимизировать «моральный ущерб» работодателю, которого я и так, по сути, обманывал.

При получении приглашения на hh или на почту я писал HR-у следующий ответ:

Добрый день!

Должен вам признаться, что я – «ненастоящий» кандидат, и даже не ищу работу в данный момент. Все отклики я отправляю в рамках исследования, задача которого – понять, как HR-ы реагируют на отклики с разными сопроводительными письмами и на отклики без сопроводительного письма. Результаты исследования я планирую описать в статье (разумеется, без имён и названий). Так случилось, что ваша вакансия оказалась в моей выборке.

Приношу вам извинения за беспокойство и надеюсь, что вас не слишком разочаровал такой поворот событий. Если вам будет интересно ознакомиться с результатами, я с радостью поделюсь с вами ссылкой, когда статья будет опубликована.

Искренне благодарю вас за обратную связь и желаю успехов вам и вашей компании!

Приглашения по телефону я вежливо принимал, а потом коварно отправлял тот же ответ с отказом и объяснением. Во-первых, это занимало меньше времени. Во-вторых, лично мне было бы очень неловко объяснять человеку по телефону, что я тут экспериментирую, а не работу ищу.

На удивление, HR-ы реагировали исключительно позитивно. Я ожидал, что хотя бы пару раз меня обвинят в проведении опытов без наркоза над живыми людьми. Но все отвечали вполне дружелюбно и даже делились своим опытом. Вот пара примеров:

Как и обещал, я отправил ссылку на материал каждому заинтересованному HR-у сразу после публикации этой статьи.

Результаты

Основной объём ответов и просмотров пришёлся на первый и второй день.

В количественном выражении итоги выглядели так:

Нагляднее — в разбивке по долям:

Наибольшая доля приглашений была в случае с эмоциональным сопроводительным письмом. Но в связи с тем, что количество просмотренных откликов в каждой группе было разным, нужно было как-то привести цифры к общему формату.

В этот же момент возникла мысль, что отказы и просмотры без ответа на деле не сильно отличаются: твоё резюме смотрят, и дальше ничего не происходит. Какая разница, нажал HR кнопку «Отказать» или нет, если за просмотром не следует приглашение на интервью.

Поэтому в каждой группе я сравнил число приглашений с суммой «отказы + просмотры без ответа», исключив отклики, которые вообще не были просмотрены. Картина стала корректнее и проще.

***

Эксперимент показал, что HR-ы намного позитивнее реагируют на отклики с сопроводительными письмами, предпочитая при этом эмоциональные истории конструктивному письму с сухими фактами.

Конечно, полноценным исследованием это назвать сложно. На то есть ряд причин: небольшая выборка, существенное количество погрешностей, связанных со спецификой каждой вакансии, предпочтениями HR-а, и так далее.

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Павел Киященко

В начале статьи, я ставил на то, что зайдет история с конструктивным письмом, а на втором месте с эмоциональным. Удивлен.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Чего удивляться: 99% рекрутеров - девочки, если бы можно было еще котиков прикрепить, вообще был бы огонь по конверсии))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Я не девочка и даже не HR, но при найме учитываю, насколько человек хочет тут работать. Это не решающий и не обязательный фактор, но игнорировать его глупо.

В чем проблема конструктива: это неподтвержденная информация. Какие бы результаты человек не описал – на собеседовании их надо верифицировать. Может оказаться, что это не его заслуга, а он там был случайным пассажиром.

А личную заинтересованность подтверждать не обязательно. Ее – в отличие от красиво расписанных достоинств и заслуг – гораздо реже подделывают.

P.S. Хотя я все-равно ставил на "конструктив", интересно было бы поглядеть на такой же эксперимент на бОльшей выборке, разбитый по областям и позициям.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham
хочет тут работать

Люди жрать хотят, а не у вас работать. Ничему бесполезные хрюши не учатся.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Возможно, однажды тебе повезет и ты найдешь работу, от которой не будет тошно.
Хотя нет, конкретно ты не найдешь.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Причем тут этот человек, и масса в целом? Как-то раз я был на собеседовании компании занятой товарами для рыболов и дайвинга, первое что меня спросили, это понимаю ли я с какой темой мне предстоит работать.

Оказывается, больше половины приходивших на собеседование к ним были в шоке от тематики. Им условия показались интересными, а дальше они не читали.

Об этом и говорит тот человек.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Единственный вывод из этой истории:
"половине приходивших на собеседование в компанию занятой товарами для рыболовов было наплевать, чем занимается компания."

Очень интересно, спасибо за рассказ. Жаль, к теме разговора не относится.
И уж тем более из этого никак не следует, что всем насрать где работать, лишь бы было на что пожрать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Что же оставляю тогда вас, с вашими "выводами", наверное закрывать глаза на проблему вам интереснее, чем даже пытаться понять.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Я понимаю, что в мире много несчастных и обиженных, которым плевать, чем они занимаются по 80 часов в неделю, если за это дают корку черствого хлеба. В Ашанах скучают кассирши, таджики лопатами роют, а сомалийцы так вообще идут на абордаж. Мир суров, бога нет.

И всю эту херню вы впариваете на хипстерском ресурсе про стартапы, в теме, где обсуждают эксперимент IT-маркетолога.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Кассирша и Таджик, это все о чем вы можете думать в разрезе не интересной работы?

Большинство людей не захотят стать бомжами фриками без денег. Лучше они походят на не слишком интересную им работу. Кстати, среди них есть и те самые хипстеры-маркетологи.

А на том же HH куча соискателей и они не бичи, а вполне себе люди с образованием, опытом. Поэтому они откликаются на неинтересные вакансии и работают в этих сферах годами, естественно они обращают внимание на вакансии с хорошими условиями и, применительно к теме обсуждения, пишут ВАМ о том как они хотят работать и как это круто.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Разница между скучающим таджиком и скучающим маркетологом (разработчиком, дизайнером, выберите на свой вкус) состоит в том, что только у таджика нет выбора.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда