Как испортить резюме: восемь простых шагов

HR-менеджер DataArt Станислав Калацкий подготовил памятку для IT-специалистов, которые ищут работу.

Уже много лет я изучаю сотни резюме каждый месяц. Основываясь на приобретенном опыте, я составил памятку, как спрятать в тексте самое важное, скрыть свои профессиональные навыки и максимально эффективно избежать контакта с рекрутерами. Если вы обнаружите, что следовали хотя бы одному из перечисленных мной советов, лучше перепишите резюме заново.

1. Пишите все, но главное оставьте на финал

Если резюме занимает хотя бы две страницы — вам есть что о себе рассказать. Вышло пять страниц — хорошо, десять — просто отлично. Да, скрининг (беглый просмотр) резюме в среднем занимает 10 секунд, но обстоятельный документ достоин большего — вы же нашли время, чтобы его написать.

Неважно, с чего начинать — впечатление все равно формируется в конце и запоминает читатель только последние фразы. Поэтому именно в конце и нужно рассказать о навыках, подходящих для заинтересовавшей вас вакансии.

Дробление документа на блоки нарушает целостность его восприятия. Да и зачем разжевывать свою историю опытным рекрутерам, которые работают в серьезной компании (вы же собираетесь отправить резюме именно в такую). Впрочем, не забудьте добавить, что на «дополнительные вопросы сможете ответить при личной встрече».

2. Экспериментируйте с дизайном

Необычное оформление документа — надежный способ привлечь внимание. Пусть у вас нет опыта дизайнера, никогда не поздно его приобрести — попробуйте сразу же протестировать ваши UX/UI-наработки на потенциальных работодателях. Ключевые фразы выделяйте цветом, поиграйте шрифтами, будьте креативны.

Информацию гораздо легче воспринимать, если структура текста будет свободной, а контент не будет ограничен унылыми рамками формата A4. Побольше свободного места на страницах, – если резюме распечатают, его смогут использовать для заметок.

Не советую указывать в заголовке свои имя и фамилию — это скучно. Лучше озаглавьте текст «Curriculum Vitae» — это добавит документу вес, раскрыв вас как интеллектуала.

Даже если вы не подойдете под вакансию, HR-менеджеры смогут посоветовать, как улучшить CV, не стесняйтесь спрашивать, какие из ваших идей им понравились больше всего.

3. Развеселите рекрутеров своими фото

Не стоит выбирать слишком формальное изображение, открытость ценится куда больше, чем вы можете представить. Подберите интересную фотографию, которая поможет лучше вас узнать: с друзьями, домашними любимцами или из последнего отпуска.

Не забывайте о деталях: большой стол, сигара или дорогой автомобиль в кадре сразу дадут понять, что вы человек зрелый и серьезный. Фото — подходящий способ передать ваш дух: необычные жесты, ракурсы и эксперименты с освещением вам в помощь.

4. Спрячьте контакты, но не забудьте домашний адрес

В принице контакты можно не указывать совсем, это позволить отсеять рекрутеров-новичков, не готовых найти ваш адрес в сети. Но если вы решили дать шанс каждому, все-таки стоит отсечь невнимательных — спрячьте адрес почты в тексте.

Дублировать контакты на каждой странице нет необходимости — повторы в таком важном документе выглядят непрофессионально, а от от нескольких лишних нажатий на клавиши и скроллов еще никто не умирал.

Контакты, конечно, должны быть актуальными и использоваться в повседневной жизни. Почта [email protected] или Skype-логин naggibator1995 вполне подойдут для связи, а заодно покажут, что собеседник вы нескучный.

Вместе с ними укажите домашний адрес, дату рождения, национальность, семейное положение, рост и вес. Вы не знакомы с процессом рекрутинга во всех компаниях, возможно, где-то один из этих пунктов окажется решающими.

5. Подробно изложите свои требования

Пусть будущий работодатель узнает о ваших ожиданиях как можно раньше. Чем четче они сформулированы, тем больше вероятность, что вас оценят по достоинству. Переговоры — затягивание процесса и лишние нервы.

Поэтому разумно, если ваши ожидания от нового места работы размещены в начале резюме и включают желаемый размер компенсации, требования к рабочему месту, карьерные планы и дополнительные условия. Таким образом вы сэкономите время будущего работодателя, сразу дав понять, что мотивирует вас лучше всего.

6. Начинайте со школы

Дайте работодателю полное представление об истории вашего профессионального успеха, используя прямой хронологический порядок. Начните с учебы, желательно, со школы.

Конечно, просто указать годы обучения в вузе недостаточно — попробуйте отыскать свой диплом, перечислите все прослушанные курсы и расшифруйте среднюю оценку. Работодатели мало интересуются образованием кандидатов только тогда, когда последним особо нечего показать.

Продолжите рассказом о первой работе, а недавние успехи оставьте на финал. Благодаря контрасту, рекрутер оценит ваш актуальный опыт по достоинству. Впрочем, если вы спешите, достаточно упомянуть только последнее место работы.

7. Не сосредотачивайтесь на технологиях

Конечно, стоит рассказать, чем вы занимались на каждом месте работы. Донести, из чего все-таки состоит ваша экспертиза, можно двумя способами: коротким и длинным.

Первый вариант предполагает только краткие заметки о вашей деятельности. Откликаясь на позицию Java-разработчика, среди обязанностей укажите «разработку программ», «исправление ошибок», «участие в ежедневных митингах». Любые детали вы всегда сможете оговорить при личной встрече или по телефону.

Длинный способ — подробное описание ваших обязанностей: укажите, с кем и зачем вы коммуницировали, в чем состояла суть проекта и его особенности, какие сложности были в процессе разработки и как вы их преодолели. Так вам не придется рассказывать одну и ту же историю на каждом этапе собеседования.

Не стоит перечислять технологии, методологии и уникальные сервисы, которыми вы владеете. Парсинговые системы пока недостаточно отлажены и рекрутеры ими редко пользуются.

8. Сочетайте штампы и оригинальные формулировки

Старайтесь не просто перечислить свои компетенции, но дать им оценку. Для этого хорошо подойдут звездочки, шкалы, проценты и баллы — современно, ярко, наглядно.

Если среди требований указано уверенное владение иностранным языком, сразу докажите наличие нужных знаний, причем творчески. Например, оцените свое знание английского как “Very well” вместо “Intermediate”. Если знаний совсем немного, дайте понять работодателю, что находитесь в процессе развития — используйте формулировку “Upper Elementary”.

Но иногда полезны именно штампы, пусть в некоторых компаниях их и называют “buzzwords”. Если если вы забудете указать в списке навыков «проактивность» или «умение работать в команде», рекрутеры это заметят и решат, что вы ленивы и не умеете ладить с коллегами.

Навык составление резюме приходит постепенно и исключительно с опытом. Может потребоваться от трех до десяти вариантов формата и сотня рассылок прежде чем перед вами откроется заветная дверь.

Вариантов презентации себя как профессионала — безграничное множество, и никто не мешает попробовать самые разные. Но советам, перечисленным выше, все-таки следовать точно не стоит.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Danilov

Неужели это реальный пример? Что он пытался сказать? "Я владею ютюбом на 7,5 баллов из 8, а одноклассниками - на все 10"?
аааа

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Пример утрирован специально. Его мы просто адаптировали под статью
На практике очень часто встречаются такие навыки как: Microsoft Office, владение оргтехникой, водительское удостоверение. Это все устаревшие или по большей степени нерелевантные навыки. Такие указывать в резюме не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Вы в самом деле не видели ни одного человека, который не может сделать элементарное в Office, не говоря о макросах? Мне ведущий IT специалист с ВО показывал Power Bank на котором с одной стороны была солнечная панель, а на другом светодиодная уверяя при этом, что для зарядки нужно к солнцу поворачивать светодиодной.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Качалов

Пример плох тем, что в нем не очевидна верхняя граница: 3 из 10? 10 из 100? Дизайнера с таким пониманием юзабилити брать на работу не стоит(

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Medvedev

Мне кажется, это очевидно из количества звёздочек — дизайнер который шарит в социальных сетях больше чем в графических программах?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Благоев

Господи, чувак, эксперименты с фото?
Чёрный пояс по ютубу?
Меня будто вернули в универ, где рекрутинг преподают те, кто им никогда не занимался.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Ну охуеть, статья называется "КАК ИСПОРТИТЬ РЕЗЮМЕ"

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Это пример того, как испортить резюме.
Например бывают случаи, когда фото занимает всю первую страницу А4.
Или когда на фото кандидат со своими друзьями.
В итоге конечно не понятно, кто кандидат.
Экспериментировать с фото конечно не стоит.

Эта статья про то как можно испортить резюме.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Кстати, о фото на всю страницу. У меня после универа был интересный случай. Я работал на фулл-тайме помощником депутата городской думы. Находился в офисе. Открыли какую-то должность новую, уже не помню какую, и пошли резюме. Мне их шеф поручил смотреть. Одно запомнилось надолго - среди преимуществ указано "привлекательная внешность" и большое, в 75% страницы А4 примерно, фото милфы в самом соку.

Ответить
Развернуть ветку
Albert Enin

за косынку и наггибатора можно плюсануть.
еще плюсанул бы за терпение в камментах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Странненькая статья...
Другие HR про себя пишут, что впечатление составляют по первым строчкам и рекомендуют писать шапку в виде продающего текста. А в статье наоборот - автор советует в конце. Национальность, рост, вес, адрес и семейное положение вообще дичь какая-то.
Лучше бы посоветовал работодателям как правильно составлять вакансии. А то порой читаешь обязанности: нужен и чтец и жнец и на дуде игрец, с мегаопытом и парой языков.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Статья про то, как делать не нужно.
Поэтому и назвали ее "Как испортить резюме".

Составление вакансий - другая, не менее важная тема.
Этот навык тоже нужно постоянно совершенствовать.

Ответить
Развернуть ветку
trgbv

Большинство недовольных комментаторов, во-первых:
1. Не способны прочитать статью полностью (да даже заголовок)
2. Окей, не прочитал статью полностью, НО: по содержанию статьи у них не появляется мысль "хм, может я что-то пропустил в начале?"

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

--- Вышло пять страниц — хорошо, десять — просто отлично.

Это ж хохма хумора оказалась.

Как чейтатель резюмов открою маааленький секрет. Меня на первую то страницу с трудом хватает. Когда у меня 30 резюме по 10 страниц, то вероятность, что я дойду до... хотя бы... 3й страницы - примерно 0. Более того, скорее я выкину это резюме сразу, потому что аффтар не озаботился подумать обо мне. Не озаботился сейчас, не озаботится и потом. А мне с ним работать... А оно мне надо????

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Да почему никто не читает название статьи

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

Лично я всегда все, что больше h3, пропускаю. В 99% там нет ничего для меня полезного. Ну в этот раз оказалось, что автор свою шутку поместил в название статьи - my mistake

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Гениально. А по какому принципу вы статьи для чтения выбираете? по подзаголовку? Как бы редакторы стараются главное в заголовок вывести. Ещё больше мне ломает голову как вы новостные сайты читаете.

Да даже в первом абзаце:

я составил памятку, как спрятать в тексте самое важное, скрыть свои профессиональные навыки и максимально эффективно избежать контакта с рекрутерами. Если вы обнаружите, что следовали хотя бы одному из перечисленных мной советов, лучше перепишите резюме заново.

Все прямо написано. Т.е. вы видимо и заголовок не читаете и подзаголовок, сразу к тексу!

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

угу, ни то, ни другое. Я из прямого эфира читаю, так что выбираю по комменту, а не по названию

Ну и когда название это сарказм, то это до меня плохо ,доходит.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Жесть

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

алюминиевая!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

"Вместе с ними укажите домашний адрес, дату рождения, национальность, семейное положение, рост и вес."

Я вот тоже давненько не искал работу, поэтому осмелюсь спросить.
Неужели такой сарказм вызван тем, что времена, когда рекрутер на собеседовании выдавал анкету, где таки-были дата рождения и семейное положение, а потом ещё и очень активно интересовался твоей семьёй во время беседы прошли?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Это не сарказм. Ирония.
Пусть похожие примеры запомнятся лучше через иронию, чем не запомнятся вовсе.
А времена, когда такие данные могли повлиять на результаты собеседования ушли. Либо должны уйти, где остались.

В тоже время этим могут интересоваться во время интервью или в первые рабочие дни. С одной стороны это может быть отличным icebreaker, с другой - иногда это может понадобиться для нетипичных моделей оформления в компанию.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Т.е. вы, как hr, рекомендуете не указывать семейное положение и возраст в резюме?
Это касается обоих полов?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Лучше не указывать.

Если вы хотите об этом поделиться - расскажите это в диалоге.
Человек, которые коснется в разговоре семейной темы думаю вызовет только положительные эмоции. Но, можно и не делиться вовсе.

В резюме возраст или семейное положение будет выглядеть неуместным, поскольку это никак не характеризует вас, как специалиста. Это касается всех, не зависимо от того кандидат девушка, или мужчина.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Ни дату рождения ни возраст? А неактуально стало в связи с повышением пенсионного возраста в России? Типа, какая разница сколько лет? О! Вам 60, на должность курьера, конечно берем! Хорошо что вы не стали писать этого в резюме. :)

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Bozhovskiy

а если это шаблон hh? )

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Шаблон HH, к стати, имеет неплохую структуру.
Если вопрос можно ли сделать лучше? Можно.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Bozhovskiy

я к тому, что все эти советы не годятся, если ты заполняешь шаблон на HH

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Там есть графа "о себе", вот там можно оторваться

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Если вы про то, можно ли испортить хороший шаблон?
Могу также уверенно сказать - можно.
В том числе используя вредные советы из статьи.

Например, как-то нам прислали резюме со Skype контактами типа "example.......". Долго думали почему нам не отвечают, и как связаться по-другому. Пока не заметили, что пытались связаться с контактом, логин которого на одну точку меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

просто не нужно заполнять всякие теги, города, ссылки у каждой работы, права, и прочий мусор
в шаблоне есть много места для свободных описаний :) когда пишешь об опыте работы в компании
когда пишешь о себе

Ответить
Развернуть ветку
Ильич Гватемала

"Поэтому разумно, если ваши ожидания от нового места работы размещены в начале резюме и включают желаемый размер компенсации" а когда работа - это сплошной конструктор лего - не знаешь, что от тебя потребуется в конкретной компании - как тут указывать желаемый уровень ? Весьма давно не искал работу, но как представлю описание чего умею, то понимаю, что уровень ожиданий з/п будет весьма .... весьма различен.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Работа - мечта, если она конструктор Lego.
Ожидания в принципе не стоит указывать в резюме. Их лучше проговаривать.
Давать полную картину своих планов и ожиданий всегда лучше в контексте.
Голосом это получится сделать лучше, чем письмом.

Если же речь про зарплатные ожидания, то их в любом случае стоит озвучивать отдельно от CV. Иногда в процесс рекрутинга вовлечены сотрудники, которые не имеют доступа к такой чувствительной информации. Поэтому есть вероятность, что на каком-то этапе резюме может не попасть в нужные руки. Как пример.

Ответить
Развернуть ветку
Eva Weber

Как рекрутер чем вы порекомендуете заменить звездочки как способ оценки навыков? С языками понятно, это общепринятая градация. Но как быть с софт-скиллами и владением софтом?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kalatsky

Предлагаю ничем не заменять.

Достаточно будет перечислить то, с чем вы уже работали.
В навыках стоит указывать в таком случае технологии, методики, инструменты, с которыми вы уже работали.

При этом не нужно указывать навыки, с которыми опыта нет.
Ровно так же, как и навыки начального уровня.
Пусть в вашем резюме будет только то, в чем вы сильны.

Софт-скиллы перечислять в резюме стоит очень избирательно.
Они должны строго соотносится с необходимыми навыками на претендуемую позицию. Полет фантазии здесь, к сожалению, недопустим.

Как один из вариантов, если вы пишите вводный раздел из нескольких строчек о вашей экспертизе, то в него можно "вплести" пару софт-скиллов в текст. Например: «‎Result oriented Project Manager with 5+ years of experience in...».‎ "Result oriented" здесь вплетенный в текст намек на софт-скилл.

Если вы сомневаетесь, в перечне задуманных софт-скиллом и как их лучше указать в вашем резюме, я предложил бы вовсе не указывать их. Ценность резюме от этого не должно потерять.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ruchnov

Великолепно! Браво!

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Д.

Народ! Прежде, чем высказывать свой негатив про статью, внимательно прочитайте её название и вступление! "Как испортить резюме... " и далее по тексту "... Если вы обнаружите, что следовали хотя бы одному из перечисленных мной советов, лучше перепишите резюме заново... ".
Будьте внимательны, пожалуйста!
Автору за статью спасибо! Для нас оказалась актуальной)))

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Багманов

что то на ebanoe.it давно статей про data art не было. надеюсь после этой публикации что нибудь да черкнут

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гончарук

Как испортить хорошую статью плохим названием.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда