Путь из корпорации в стартап 🚀

Сегодня у стартапов сложилась вполне конкретная репутация. В массовом сознании — это некое увлекательное предприятие с бизнес-уклоном, предназначенное для вчерашних студентов, желающих связать жизнь с прорывными идеями и высокими технологиями. Занятие, полное приятных хлопот, романтики и всегда с хэппи-энд. Даже если надежды не оправдаются, ты все равно учишься реализациям идеи на практике и не теряешь время зря. Что касается потерянных вложений: то разумнее вложить их в приобретение бесценного опыта, нежели спустить на пляжное путешествие. А если дело выгорит, прекрасно — развивай компанию до тех пор, пока не упрешься в потолок своей бизнес-компетенции, а там придет какой-нибудь IT-гигант и выкупит перспективный стартап за кругленькую сумму.

Путь из корпорации в стартап 🚀

В общем, современный образ стартапа больше напоминает сказку с заранее известным счастливым финалом. Ты молодой и образованный, занимаешься любимым делом, двигаешь вперед супер-идею и не сильно переживаешь за результат. Но у сказок есть одна особенность — рано или поздно из них вырастают. Для некоторых стартап — промежуточное звено в карьерной цепочке, а не конечная цель. То есть, приходит время и, если у тебя есть способности, тебя «схантят» крупные корпорации или купят проект. И можно больше не задумываться над самостоятельным развитием своего маленького бизнеса.

В сегодняшней истории все будет наоборот. Я расскажу о двух ключевых вехах своей жизни: работе в крупной корпорации и последующем переходе в собственный стартап. Ну что ж, погнали!

Корпоративная реальность

Думаю, для полноценной автобиографии время пока не пришло, поэтому опустим период учебы и другие подробности. Начнем сразу с работы в крупной корпорации. После академии я устроился на работу в одно из предприятий космической сферы. Да, как и вся кондовая российская технологическая отрасль, государственные компании не могут похвастаться раскрученной “медийкой”, гремящей на весь мир. Однако, по факту — это до сих пор лидирующая в мировой космической сфере компания, успешно эксплуатирующая советское наследие и ведущая множество новых разработок. Если и не предел мечтаний, то по крайней мере, очень неплохой вариант.

Но именно работа в крупной компании оставила самые неоднозначные впечатления о корпорациях в целом. И, чтобы не быть голословным, расскажу об основных, с моей точки зрения, претензиях к крупным организациям и корпорациям.

Первая — это отсутствие видимого прогресса. Можно долго и усердно работать, быть нацеленным на результат и, при этом, так и не увидеть результатов своих трудов. А отсутствие отдачи от работы, как известно, сильно демотивирует.

Вторая претензия — чрезмерная бюрократизация. Ни для кого не секрет — чем больше компания, тем сильнее в ней позиции “кабинетной психологии”. А если компания государственная, умножаем все это в несколько раз. Работая в крупной госкорпорации я вкусил минусов бюрократии, да так — что терпеть это было невозможно. Доходило до того, что простое оформление заявления на отпуск превращалось в увлекательный многоэтапный квест с посещением десятка кабинетов и ожидания в коридорах по несколько часов их обитателей.

Разумеется, положительные моменты тоже были. Стабильная зарплата и причастность к развивающейся отрасли — это, на самом деле, очень неплохо. Но только не в таких условиях. По крайней мере, для меня. Сочетание корпоративной неповоротливости и “фирменной” государственной бюрократии откровенно надоело и заставило задуматься о переменах.

Распрощавшись с корпорацией, я ушел в частную компанию, работающую приблизительно в той же сфере. Это уже был не такой гигант, как предыдущее место работы, что тоже принесло свои плюсы.

Первое, что порадовало — расширенное пространство ответственности. В компаниях поменьше ты не являешься маленьким винтиком в системе, выполняющим работу на строго ограниченном участке. По сравнению с большой корпорацией я чувствовал гораздо больше возможностей. Я мог рассчитывать на допуск к любой работе в компании, разумеется, с полной ответственностью за результат. Даже на самом высоком уровне приветствовалась инициатива и она действительно приносила свои плоды. Ты мог увидеть результат своей работы, и получать вознаграждение за это.

А еще: отсутствие строгого дресс-кода, жесткого тайминга рабочего времени и другие приятные мелочи. Контраст был поразительный, но и тут есть минусы, которые были плюсами в корпорации - нет четкой системы мотивации, субординации, и карьерный рост все равно ограничен.

Взлетит или не взлетит?

В итоге я пришел к выводу, что наиболее идеальный вариант, лишенный описанных выше минусов — это собственный бизнес. Учитывая богатый опыт в технологической отрасли, решение с выбором ниши для своего дела было предопределено — это будет технологический стартап с уклоном в уже знакомую мне сферу деятельности. Так появилась компания Shield, которая разрабатывает и производит изделия, блокирующие радиосигналы. Мы с партнерами взяли одно из наших направлений деятельности — экранирование радиосигналов — и “ужали” его до уровня чехлов и кейсов. В итоге получился инновационный продукт, не имеющий аналогов на российском рынке.

Путь из корпорации в стартап 🚀

Возвращаясь к анализу, как и все на свете, работа над стартапом имеет свои плюсы и минусы. Из минусов можно выделить только банальное отсутствие денег на начальных этапах и запредельную ответственность. И если с финансированием все понятно, то вопрос с ответственностью не так однозначен. Я бы не стал записывать его в отрицательные черты, потому что это типичный пример с двумя сторонами одной медали. Да, в стартапе все целиком и полностью зависит от твоих действий, но в этом и заключается прелесть бизнеса. Только твои решения двигают компанию вперед или откатывают назад. Для тех, кто ищет свободы — это, несомненно, плюс. А если ты уже однажды столкнулся с грузом ответственности и больше не хочешь повторения данного опыта, вряд ли стоит вообще запускать собственный стартап. Также, крайне важно выбрать правильных партнеров, которые в полной мере участвуют в проекте или весомо помогают тебе.

Как бы там ни было — плюсов гораздо больше чем минусов. Управляя своей, пусть и маленькой, компанией ты можешь непрерывно заниматься поиском новых возможностей. Смело выходить с предложениями на крупные корпорации и заводить партнерские отношения с другими стартапами. Для действующих сотрудников крупных компаний это делается гораздо сложнее.

Но, на мой взгляд, важная положительная черта стартапов — право на ошибку. Ты можешь пробовать и экспериментировать, не боясь подвести кого-то (кроме своей семьи). Маленькая компания практически ничем не рискует и неудачный опыт не влечет катастрофических последствий. А поскольку стартап, как правило, всегда о каком-то новом решении, ты всегда можешь рассчитывать на информационную поддержку. Стартапы по-прежнему остаются самым, в хорошем смысле слова, модным направлением развития технологий и к ним всегда приковано внимание СМИ. Начиная от гиковских дайджестов и заканчивая крупными изданиями, ориентированными на инвесторов и бизнес-ангелов. Если ты запустил интересный продукт и пришел на рынок технологий со здоровыми амбициями, тебя обязательно заметят.

Путь из корпорации в стартап 🚀

Подводя итог, я сделаю простой вывод — стартапы обладают невероятным потенциалом возможностей, особенно по сравнению с корпорациями. Это не говорит о корпоративной карьере, как о чем-то плохом. Напротив — в ней есть огромное количество преимуществ, но и конкуренция там огромная. Для меня стартап — это как снять неудобный костюм и переодеться в свою любимую одежду. Да, для кого-то такое решение будет неприемлемым, но для тех, кто устал от условностей — это разумный выход из корпоративной истории. И даже с учетом всех рисков (стартап может попросту “не взлететь”), жажда реализации свежих идей по собственным правилам поистине бесценна.

66
34 комментария

Интересное у Вас представление о стартапах.
Коротко: "Студенты, только закончившие вуз, которые развивают инновационный проект и обязательно с хеппи-ендом".
1 - Заканчивая вуз, человек по сути ничего не знает и не с состояние сделать хоть какой-то стоящий проект. За очень редким исключением.
2 - Для разработки минимального прототипа по хорошему нужно от 4.5 до 11 млн в наших реалях. Это скажем так входной билет.
Можно умудриться получить результат и с 1.5 млн, если жить на гречке и воде.
И откуда спрашивается у студента деньги?
Никто ничего не даст, даже под работающий MVP с платящими клиентами со всего мира, а уж под идеи и тем более.
3 - Стартап и хеппи-енд - это редко встречающиеся вещи.
4 - Основатели стартапов, по крайней мере в России - это люди от 28+ лет, у которых появился первый опыт работы в фирмах в 5-8 лет, которые начинают немного понимать бизнес процессы и заработали немного денег.
При этом должны сложиться определенные условия - чаще всего ОЧЕНЬ надоело работать на дядю.
Т.е. Вы и являетесь типичным представителем стартапера.

1
Ответить

Не у меня, в массовом сознании, как написал. На прототип мы потратили гораздо меньше денег. В остальном согласен.

3
Ответить

А ещё есть ... папы. Тогда вся эта история с опытом в корпорации, стартапом в Сколького и мутным продуктом наполняется смыслом.

1
Ответить

Ваше ЦА это как я понимаю - владельцы/сотрудники крупного бизнеса, сотрудники на гос службе, пароноики :)

Но они все люди и привыкли покупать в онлайн-магазинах, у вас на сайте нет: описания товара рядом с фото, размеров, способов оплаты, доставки и т.д

P.s. вам нужны сертификаты соответствия и тестирования - без них не солидно и многие не возьмут.

1
Ответить

Константин, спасибо, что дали развёрнутую обратную связь вплоть до сайта и сертификатов. Действительно сайт требует серьезной доработки, и это в планах. Изначально бизнес модель строил так: я производитель, а продавать, принимать заказ, доставлять будет ритейл. Но сейчас уже задумываюсь над построением собственной системы продаж. Насчёт сертификата - мы тоже об этом думали, и решили так - будет крупный заказчик (государственный) - тогда мы сделаем для него сертификат, а для частных клиентов лучше будет протокол с указанием коэффициента экранирования.

1
Ответить

http://shield-project.ru
Сайт недоработан.
Минусы:
1 - Не продуманный, деревенский дизайн сайта.
2 - Нет английской версии, т.е. Вы расчивывается продавать исключительно локально - это на уровне провала.
3 - У сайт нет https и тут же Вы говорите про защиту. Хотя я понимаю о чем Ваш продукт, но продукт про безопасность с сайтом без https не стекуется.
4 - Должно быть какое-то демо-видео в чем угроза и как Ваш продукт защищает.
Это хорошо что я знаком с темой - видел несколько роликов, от иностранных производителей с подобными продуктами.
5 - Где цены?
Где возможность заказать на сайте?

1
Ответить