За кем будущее: почему альфа-самцы проигрывают

О своем опыте рассказал Михаил Воронин, серийный предприниматель, идеолог и основатель Бизнес-сообщества «Атланты»

Слева направо - Георгий Соловьев, Skyeng, Александр Ручьев, ГК «Основа», Михаил Воронин, «Атланты»
Слева направо - Георгий Соловьев, Skyeng, Александр Ручьев, ГК «Основа», Михаил Воронин, «Атланты»

Честно признаюсь, я кайфую от того, чем занимаюсь. Развитие бизнес-сообщества дает мне возможность дружить с большим количеством предпринимателей и помогать им знакомиться между собой, обмениваться опытом, растить бизнес с 10К до 100К, до 1000К и т.д. И главное — помогает мне самому меняться. Все уже в курсе, что развитие технологий и изменение бизнес-среды требует трансформации любого бизнеса. Но не все еще осознали, что трансформироваться придется и самим собственникам бизнеса. Когда мы обсуждали с предпринимателями, что мешает развитию бизнеса, выяснилось, что внутренние барьеры мешают выйти на другой масштаб бизнеса в гораздо большей степени, чем внешние (подробнее здесь ).

А недавно интересная дискуссия про изменение роли лидера случилась у нас на пресс-завтраке, где своими взглядами на будущее делились предприниматели трех поколений — Александр Ручьев, основавший в 90-е «Мортон», Дмитрий Левицкий, начавший строить свой ресторанный холдинг Hurma в 2000-х, и Георгий Соловьев, основатель онлайн-школы Skyeng. Когда правильные люди собираются вместе, всегда получается очень крутое общение и всегда есть, чему поучиться. (про то, чему можно учиться у миллиардеров и других спикеров на бизнес-форумах можно прочитать здесь). Так было и в этот раз.

Мы решили спроектировать будущее через призму прошлого, а именно — принципы ведения бизнеса в 90-х, 2000-х и в настоящем, понять, что изменилось, и на что делать ставку сейчас, чтобы в этом будущем оказаться. И несмотря на разницу в возрасте, в бэкграунде, в видах и масштабах бизнеса, сошлись в том, что прежние методы управления больше не работают.

В 90-е успешным становился тот, кто сильнее. Владельцы и топ-менеджеры компаний, которые добились многого в те годы, — настоящие альфа-самцы (это Георгий Соловьев так определил, а мы все приняли термин — по-моему, в точку), которые привыкли настаивать на своем, жестко прессовать визави на переговорах и идти к цели, никого не слушая. Но если сегодня так же вести себя с партнерами или сотрудниками, с тобой просто никто не будет работать. Более того, не будучи гибким, не слушая других и не принимая чужие точки зрения, ты просто обречен на провал. Стратегия поведения лидера, обеспечивавшая успех в 90-х, больше не катит.

Я, конечно, совсем не альфа-самец и бизнес начинал уже в 2000-х. Но на собственной шкуре испытал, что привычные методы старой школы менеджмента больше не работают. В «Подъежиках» я тоже начинал с рабочего стандарта — пресса на столе к моему приходу, вкусный кофе, строгий взгляд ну и остальные опции… В результате в один прекрасный день понял, что мои сотрудники и особенно помощник меня просто ненавидят. Этот день стал судьбоносным в моей карьере руководителя. Если ты нанимаешь правильных людей, которых мотивирует твоя идея, уважаешь их и прислушиваешься к их мнению, даешь им свободу в зоне их ответственности, результата можно достигнуть гораздо быстрее, чем отвечая за все сам-один, всех пиная и подгоняя. Роль лидера меняется — ему уже не надо бороться внутри, «дрючить» сотрудников, надо идти и проламывать внешнюю ситуацию. Искать ответ на новые вызовы, нащупывать новые возможности, защищать свою команду от внешних негативных воздействий.

Бизнес-империи остались в прошлом, будущее за созданием экосистем. А формирование экосистем тоже требует от лидера совсем иных качеств, чем были востребованы раньше. Нужно уметь искать партнеров, самому быть правильным партнером (о партнерствах и о том, что нужно для того, чтобы они действительно делали вас сильнее, я тоже уже подробно писал здесь). Мы с разных сторон будем обсуждать, как меняется управление, на осеннем бизнес-форуме.

Трансформация происходит мучительно — это, кстати, подтвердил Александр Ручьев, который сейчас вместе с менеджерами, привыкшими к масштабу бизнес-империи, строит новую компанию «Основа» по новым лекалам. Но этот процесс неминуем. Если конечно, вы стремитесь к тому, чтобы у вашего бизнеса было будущее.

77
1 комментарий

Всё, что надо знать о разнообразных альфачах, серийных предпринимателях, лидерах, вождях и идеологах и тыды и тыпы можно уместить в одну короткую цитату:
... на самом деле альфа-самцы у приматов никого никуда не ведут, поскольку не знают, куда идти. При сборе корма группа следует за пожилыми самками, которые знают, где находится еда, а во время охоты каждый действует на свой страх и риск...
(Robert Sapolsky. Behave: the Biology of Humans at Our Best and Worst. 2017. P. 426-427).

3
Ответить