Публичные выступления: 17 советов от спикеров TED Talks

Необходимость проведения презентации перед инвесторами или на важной конференции может стать для предпринимателя серьезным испытанием. Издание Inc.com опубликовало материал, в котором собрало советы 20 спикеров проекта TED Talks о том, как следует подходить к публичным выступлениям.

Публичные выступления: 17 советов от спикеров TED Talks

Важно правильно питаться

Дофамин и адреналин являются нейромедиаторами, которые помогают регулировать эмоциональное состояние человека. Для их синтеза необходим тирозин — аминокислота, которая содержится в белковой пище. Это значит, что для того, чтобы чувствовать себя наилучшим образом и меньше нервничать перед выступлением, необходимо хорошо питаться.

Белковую диету лучше начинать соблюдать за несколько дней до важного выступления — перекус в последний момент не поможет, считает психолог и спикер TED Talks Эми Кадди.

Нужно «сжигать» кортизол

Гормон кортизол вырабатывается организмом в стрессовых ситуациях. Высокое его содержание в крови ограничивает способность человека к восприятию сложной информации. В результате выступающему становится сложнее вести презентацию и реагировать на поведение аудитории.

Эффективным способом «сжигания» кортизола являются физические упражнения. Предприниматель Нилофер Мерчант является ярым поклонником «пеших совещаний», которые практиковал еще Стив Джобс. Об этом она рассказала со сцены TED:

Должно быть два запасных плана

Публицист Саймон Синек убежден, что успешные предприниматели и лидеры умеют внушать людям чувство защищенности. Применительно к искусству публичных выступлений, почувствовать себя в безопасности нужно самому выступающему. Существует множество вещей, которые во время презентации могут пойти не так, как задумывалось — «зависнет» PowerPoint, один из зрителей начнет перебивать, в конце концов, спикер может просто забыть текст.

Синек советует выбрать два самых больших страха, связанных с публичным выступлением, и разработать план действий в таких ситуациях — как следует себя вести, если по каким-то причинам упадет проектор или предыдущие ораторы «съедят» все время, оставив на выступление всего пару минут. Усилия, потраченные на подобное планирование не пропадут зря, потому мысли о том, что может пойти не так, позволяют выработать умение справляться с неожиданностями.

Разработать ритуал до выступления

Люди часто прибегают к приметам, чтобы облегчить себе жизнь в ситуациях, когда они совсем не уверены в успешном исходе того или иного дела. Профессиональный бегун не побежит быстрее от того, что надел «счастливые» носки. Однако, они могут помочь ему чувствовать себя раскованнее. Вместо следования приметам, журналист The Wall Street Journal и автор книг о бизнесе Дэн Пинк советует установить четкий ритуал, предшествующий выступлению.

Пробежаться глазами по слайдам, проверить подключение проектора — небольшие действия помогут сосредоточиться, кроме того с каждым разом они будут приносить все больше удовлетворения и спокойствия.

Запасная цель не повредит

Не всегда выступающему удается добиться своего — инвесторы, выслушав презентацию, могут отказаться финансировать стартап, а потенциальные клиенты могут не заключить контракт. Понять, получится ли решить поставленную задачу, обычно можно еще в ходе выступления, и многие люди, видя, что все идет не так, как хотелось бы, начинают или чересчур стараться, или вообще опускают руки.

Профессор Университета Хьюсотана Брене Браун уверена, что в такой ситуации следует попытаться добиться хоть чего-то — если контракт не удастся заключить сегодня, это не значит, что подобное невозможно в будущем, поэтому следует произвести на зрителей максимально благоприятное впечатление, чтобы они запомнили выступающего и то, о чем он говорил.

В любой непонятной ситуации нужно взять паузу на 10 секунд

Известный предприниматель и эксперт по маркетингу Сет Годин использует в своих презентациях один трюк — если он сбивается с ритма или забывает, о чем хотел сказать, то выдерживает паузу длиной десять секунд.

По его мнению пауза в две-три секунды сразу выдает проблемы выступающего, после пяти секунд многим уже начинает казаться, что так и задуманно, а после десяти — аудитори затаив дыхание ждет, когда же он снова начнет говорить.

Вопросы, на которые невозможно ответить, могут быть полезными

Публицист Найджел Марш прибегает к другому способу установления контакта с аудиторией — он задает ей вопрос, на который не знает ответа и сам (люди в зале точно должны быть не в курсе). Затем он признается, что тоже не может рассказать ничего по этой теме, но взамен предлагает поговорить о том, в чем разбирается хорошо. Марш говорит, что обычно у выступающих есть ответы на все вопросы, что вызывает у зрителей скуку.

Признание в ограниченности своих знаний позволяет выступающему проявить свою человеческую сущность и вызвать симпатию аудитории, которая затем будет слушать его более внимательно.

Неожиданные факты и аналогии привлекают внимание

Никто не вспомнит качественную диаграмму Ганта, которую увидели в презентации, но никто не сможет быстро забыть какой-то необычный факт, прозвучавший в ней («а вы знали, что когда человек краснеет, то краснеет и его желудок?»), считает бывший консультант по переговорам и нынешний писатель Сюзан Кейн.

Она рекомендует всегда пытаться найти такие неизвестные факты или необычные аналогии, которые могут быть связаны с темой выступления. Люди любят удивляться, уверена Кейн.

Не нужно ничего продавать аудитории

Большинство предпринимателей считают, что должны выжимать из своих выступлений максимум — привлекать новых клиентов, рекламировать свои продукты или услуги или выстраивать сеть контактов. Основатель Basecamp (бывшая 37signals) Джейсон Фрид убежден, что действовать нужно не так. По его мнению, думать о выступлении в терминах продаж не нужно, поскольку это создает повышенные ожидания от него и, как следствие, большее давление и стресс.

Вместо этого предприниматель советует сосредоточиться на донесении до аудитории выгод, которые она получит, прослушав презентацию (и, в дальнейшем, воспользовавшись продуктом). Фрид говорит, что людям не нужно ничего продавать, надо лишь помочь сделать свою личную и профессиональную жизнь лучше, тогда они сами купят столь полезный товар.

Никаких извинений

Часто люди, которые выступают перед аудиторией, начинают свою речь с извинений — «у меня не было много времени на подготовку» или «я, конечно, не специалист в этом, но меня попросили».

Это не поможет установить эмоциональную связь со зрителями, считает сотрудник Autodesk и публицист Том Вуйец. Вместо этого, люди начнут задавать себе вопрос, зачем вообще на сцену вышел человек, который не очень к этому готов, который тратит всеобщее время.

Не нужно проверять аппаратуру на сцене

Вся подготовительная работа перед презентацией должна быть проделана до её начала. Нельзя выйти на сцену и начать ковыряться с проектором и проверять громкость микрофона, убеждена COO Facebook Шерил Сандберг.

Если в процессе выступления что-то идет не так, нельзя прерываться и пытаться это поправить, следует улыбаться и продолжать выступление как ни в чем не бывало.

Нельзя откладывать ответы на вопросы

Если у кого-нибудь из зрителей появился вопрос прямо по ходу презентации — это значит, что люди слушают выступающего. Это большая удача, которой нужно пользоваться, а не говорить что-то вроде «давайте я закончу, а затем отвечу на все вопросы», убежден знаменитый журналист и писатель Малькольм Гладуэлл.

Он считает, что если ответ на вопрос содержится в одном из последующих слайдов, нет ничего зазорного в том, чтобы «прокрутить» презентацию до нужного момента. Хорошая презентация — это диалог, а не монолог, поэтому никогда не стоит пытаться ограничить аудиторию в её желании общения.

Не нужно перегружать слайды

Профессор университета епископа Уильяма Лоренса Майкл Портер пользуется простым способом определения оптимального размера шрифта на слайдах — по мнению ученого, размер шрифта должен быть в два раза больше, чем средний возраст предполагаемой аудитории.

Чаще всего, это означает, что размер будет в интервале от 60 до 80 пунктов. Портер считает, что если все нужные слова в таком случае не влезают на слайд, то это значит, что сообщение недостаточно лаконично и его можно сократить.

Нельзя читать слайды

Слайды должны быть понятны без необходимости чтения того, что на них написано. Если без необходимости чтения понять содержание невозможно, аудитория с большой долей вероятности не заинтересуется такой презентацией. И тем более выступающий не должен сам читать собственные слайды — они должны быть вспомогательным средством в ходе презентации, но само выступление не должно строиться вокруг них.

Именно такого подхода придерживается в своих выступлениях ученый и психолог Келли Макгонигал.

Внимание нужно заслужить

Сложности выступающих с привлечением внимания аудитории заключаются не в том, что кто-то забывает выключить мобильный телефон и он звонит во время презентации. Если выступление интересно, а презентация оформлена так, что на неё хочется смотреть, звуки хлопающей двери или звонки телефона не смогут помешать людям внимательно слушать то, что им говорят со сцены.

Слушатели в зале не обязаны слушать презентацию, но выступающий обязан завоевать их внимание — такой философии придерживался Стив Джобс, который уделял подготовке своих выступлений очень много времени и сил.

Важно повторять ключевые мысли

Зрители в зале часто могут расслышать далеко не все, что говорится со сцены — это вынуждает их додумывать то, что хотел сказать выступающий, самостоятельно. Поэтому необходимо строить презентацию таким образом, чтобы ключевые мысли в ней повторялись несколько раз. Помимо прочего, никто не сможет запомнить все, что было сказано в ходе выступления, а повторение главных тезисов позволит аудитории их усвоить.

Спикер TED Ричард Сент Джон в своих презентациях часто использует этот прием.

Презентация должна заканчиваться раньше отведенного времени

Всегда стоит ценить время своих слушателей и тех, кто будет выступать позднее. Презентация должна быть выверенной и заканчиваться ранее отведенного срока — если мероприятие предполагает выступление длиной в 30 минут, нужно уложиться в 25, если есть час — лучше закончить за 50 минут.

Психолог Анджела Дакворт всегда старается завершать свои презентации раньше отведенного времени.

Начать дискуссию