Токсичные ментальные программы (паттерны). Токсичный речевой паттерн: повеливание вместо просьбы — приём подавления воли и катализатор рабского состояния сознания

Раб мечтает не о свободе, а о собственных рабах

Марк Туллий Цицерон

Это выражение прекрасно отражает смысл данной статьи.

Думаю, многие замечают, что в нашем обществе уровень страха, подавленности и «рабского мышления» достиг критических значений. Данный результат возник не внезапно, он формировался в течение длительного времени благодаря особенностям мышления и коммуникации людей. Таким особенностям мышления и коммуникации (речи) будет посвящён цикл моих статей. Эта статья первая и в ней я расскажу про один из главных речевых факторов, обеспечивающих рабское мышление населения.

Я считаю, что политическая, экономическая, социальная, военная, правовая и проч. система формируется по лекалам общественного сознания. Если народу дать новую систему извне, то эта система вновь обретёт черты старой системы по лекалам общественного сознания. То есть коллективное сознание народа определяет систему, задаёт параметры системы. И нет особого смысла менять систему, если при этом не менять общественное сознание (коллективное сознание народа). Данный тезис отлично подкрепляет такое известное изречение, как «народ получает ту власть, которую он заслуживает». То есть (ещё раз) система выстраивается по лекалам коллективного сознания народа.

То, каким на самом деле, является народ (люди), как они общаются друг с другом, как они мыслят, такой и становится система, так система начинает взаимодействовать с народом (людьми).

То есть, если в обществе люди в повелительном тоне общаются с другими людьми, не слышат и не хотят услышать другого, то и система общается с народом в повелительном тоне, не слышит и не хочет услышать его.

Работа с коллективным сознанием, как и с индивидуальным сознанием, очень трудна. Трудность её заключается в том, что привычки часто отождествляются людьми с самим собой и критика привычки часто воспринимается людьми как критика своей собственной личности. Поэтому для того, чтобы сознание человека/народа вышло на следующий уровень развития, человек/народ должен суметь посмотреть на свои привычки со стороны, не отождествляясь с ними, оценивая их не эмоционально, а логически (рационально). Это трудно сделать самостоятельно, но задача облегчается, когда кто-то раскладывает ту или иную привычку на «раз, два, три» и сопоставляет такой расклад с по банальности очевидными вещами. В этой статье я постараюсь это сделать с одной из таких привычек, обеспечивающих рабское сознание народа. Итак, поехали.

ПРОСЬБЫ И ПРИКАЗЫ

Речь человека во многом состоит из глаголов. Во многом «уровень» и тон речи зависит от используемых человеком глаголов.

Существуют просьбы и указания (приказы).

Вот, например, написано: «проходите», «проходите, пожалуйста», «прошу пройти»

Где здесь просьба и где указание?

Думаю, даже первоклашка сможет ответить на этот вопрос. Даже ощущения при прочтении этих выражений разные, не говоря уже о смысле.

«Проходите, пожалуйста» это просьба или указание? Очевидно, что просьба.

«Прошу пройти» это просьба или указание? Очевидно, что просьба.

«Проходите» это просьба или указание? Очевидно, что это глагол повелительного наклонения, а значит - указание. Кто-то может сказать, что всё зависит от тона. Я отвечу, что не зависит. На письме вообще тон не имеет значения. В речи же, определённые части мозга также воспринимают именно буквальный смысл слова, то есть вне контекста.

Во-первых, создатели нашей языковой системы чётко опередили, что есть глаголы повелительного наклонения ив этих словах содержится суть, энергия приказа. Это грамматика, семантика, синтаксис, базис, основа.

Во-вторых, и это очень важно. Если человек хочет попросить, то почему бы ему просто не сказать «проходите, пожалуйста»? Наверно потому, что если человек на самом деле хочет попросить, то он и скажет «проходите, пожалуйста». Если же человек при наличии такой возможности (а такая возможность есть всегда), говорит «проходите», то он указывает (приказывает).

Всё просто. Если человек хочет попросить — он просит («проходите, пожалуйста»). Если же он говорит «проходите», то он не просит (просьба, как я отметил ранее, выглядит иначе) — человек в данном случае указывает (приказывает). Tertium non datur (третьего не дано).

Да, есть один важный нюанс, который может также иметь значение в данном случае. Человек в своей голове может искренне считать, что он выражает просьбу, говоря «проходите». Да, действительно, он может так считать, особенно в обществе, в котором почти (почти) все так говорят и это стало нормой, то есть СИМУЛЯКРОМ (симулякр -- это бывшая симуляция, которая со временем стала восприниматься обществом как оригинал, оттеснив при этом оригинал - об этом можно более подробно почитать у Бодрийяра в книге "Симулякры и симуляция", эта та самая зелёная книга, из которой Нео в начале первой части "Матрицы" достает диски для продажи своим товарищам). НО! Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. То есть субъективное восприятие человеком своим слов не меняет объективного значения этих слов.

Да, есть привычка так говорить. Но в этом и заключается суть рабского мышления, Пока есть такая привычка (привычка приказывать даже когда хочется попросить и привычка подчиняться когда приказывают), человек будет бегать в этом колесе рабского мышления. Привычка в данном случае и обеспечивает рабское мышление. Чтобы осознать, что привычка токсична и несет только негативные последствия, нужно осознать, что это просто привычка — одна из моделей возможного поведения. И выбранная модель поведения влечёт развитие мышления раба, а не свободного человека.

Ещё в детстве мне (нам) говорили о неком волшебном слове, которое называлось «пожалуйста», и которое как по мановению волшебной палочки из глагола повелительного наклонения создавало просьбу.

Это азы общения, которые известны даже ребёнку. Однако со временем, в процессе усиления социальной интеграции человек (в некоторых обществах) как будто забывает эти азы и становится постоянно пытающимся что-то указывать другим и постоянно подчиняющимся указаниям других.

Вы можете обратить внимание как люди общаются сейчас друг с другом. Чаще всего общение происходит в виде указаний. Каждый пытается указывать каждому. В результате такого общения происходит формирование определённых ментальных установок. Думаю, не трудно догадаться, какие ментальные установки формируются в результате такого общения. Общее название таких ментальных установок — рабские установки. Установки подчинения. Ибо подчиняются приказам.

Человек привыкает подчиняться. Его сознание настолько адаптируется к указаниям (приказам), что он ментально часто уже не в состоянии отличить просьбу от приказа. В таком состоянии человеку становится очень легко приказывать, ибо он становится не в состоянии отличить обязанность от права.

И в этом заключается главный недостаток рабского мышления.

Человек становится не в состоянии отличить просьбу от приказа, не в состоянии отличить обязанность от права.

Если вы хотели понять, почему мышление людей такое безинициативное, пугливое, рабское, эгоистичное, то здесь описан один из ответов на этот вопрос.

Кто-то может сказать, что говорить «проходите» быстрее, чем «проходите, пожалуйста».

Да, быстрее, но в этой жизни можно делать быстрее практически всё, но часто это быстрее оборачивается значительным ухудшением качества.

Вряд ли посетитель ресторана захочет, что ему приготовили быстрее, если это повлечет ухудшение вкуса блюда. Вряд ли кто-то захочет, чтобы ему построили дом быстрее, если это повлечёт ухудшение качества строения. То же самое с речью — если сокращение в корне меняет тон общения, переводит потенциальную просьбу в статус приказа, то к чёрту такое сокращение.

На мой взгляд, есть очень узкий перечень ситуаций, когда использование между людьми указаний (глаголов повелительного наклонения в читом виде) допустимо и не влечёт негативных последствий, а порой, наоборот помогает.

Это коммуникация между сотрудниками силовых структур, когда каждая секунда может стоить жизни и здоровья (там существует чёткая система власти-подчинения, которая, собственно и оправдывает использование приказов); это коммуникация в иных условиях повышенной опасности, например, на стройке, при ликвидации последствий катастроф, при проведении хирургических операций и так далее. Всё это исключение из "обычной жизни", но к сожалению эта "необычная жизнь" жесткой субординации приказа-подчинения проникла в обычную жизнь. Но есть шанс всё расставить по своим местам. Как минимум, в своей голове.

P.S. Если обратить внимание на оригинал озвучки многих иностранных фильмов, то там часто говорят, например: "дай мне, пожалуйста, книгу", а в русском дубляже это переводят как "дай мне книгу". И дело здесь не в удобстве, дело в другом - в том, о чём говорится в этой статье.

Телеграм-канал автора статьи о межличностной коммуникации, ментальных программах (паттернах) мышления, поведения и речи, неординарных взглядах на привычные параметры системы общественного устройства:

Похожая статья здесь;

ER 3004

2929
110 комментариев

Чем больше я слышу шибко вежливых слов, тем больше ощущаю, что добра мне этими словами никто не желает.

Еще смешнее все эти очень вежливые слова в рабочей обстановке. Складывается впечатление, будто эти люди о чем-то просят других, а не заставляют исполнять свои обязанности за зарплату.

9
Ответить

Да, иногда кашу маслом испортишь.

1
Ответить

"Наверно потому, что для этого если человек на самом деле хочет попросить, то он и скажет «проходите, пожалуйста»" - вы никогда не были на приеме у следователя по особым важным?
Они так и говорят "Проходите, пожалуйста. И там нет НИ ГРАММА просьбы.

Ибо "пожалуйста" в формальном общении давно утратил свое значение "выражение просьбы".

P.S. Рабское мышление в любой стране имеет примерно один и тот же уровень. А когда он опускается ниже критического, то власть быстро доводит уровень до требуемого. Не зависит ни от политического, ни от какого либо другого строя.

9
Ответить

Соблюдение формальности не умаляет вежливости обращения. В описанном случае это правило, подтверждающееся правило.

1
Ответить

Ну так это ещё В. Высоцкий подметил в своё время (в предисловии к песне про марафон): «Дорогой товарищ, сейчас будем разбирать ваше личное дело! Тут есть два слова прекрасных – дорогой, да ещё товарищ, а мы совершенно забыли, что это значит, и просто так, формально: дорогой товарищ, вы арестованы!»

1
Ответить