Когда я еще не понимал, как увлекательно заниматься скучными вещами, я работал дизайнером в рекламном агентстве.
И поначалу эта работа казалась мне просто потрясающей.
Прежде, занимаясь фрилансом, я все время был озабочен тем, где найти деньги на еду и квартиру. Известное интернет-агентство быстро избавило меня от этой головной боли.
В моей жизни появились излишества: суши-сеты, джинсы за двести баксов, выходные в Праге… Что еще надо молодому человеку?
Разве что только проекты — увлекательные, громкие, нетривиальные.
И именно над такими мне и приходилось работать.
Агентство сотрудничало с большими брендами, разрабатывая неординарные креативные решения в интернете, часто получало призы на международных фестивалях — не каждое может этим похвастаться.
В общем, все было круто. Но чем дольше я там сидел, тем меньше мне нравилось то, что я делал.
Все интернет-агентства зарабатывали тогда на промосайтах, которые становились центром любой кампании.
Секрет успеха был простой: чем навороченнее, тем лучше — потому что дороже.
Причем креативные и технические навороты производились зачастую в ущерб задачам кампании и даже здравому смыслу.
Мы, например, целый год делали сайт для юридической компании. Он представлял собой панораму города, по которому посетитель мог путешествовать. Кликаешь на суд, попадаешь в вестибюль, кликаешь на дверь, попадаешь на страницу с описанием услуг.
Звучит не так плохо, как оно выглядело на деле. Все так тормозило, что мало кто из посетителей сайта доходил до сути. То есть мы потратили год на то, чтобы создать штуку, которая не выполняла базовую функцию — рассказ об услугах компании.
Зачастую наши сайты так долго грузились, что даже у меня, их соавтора, не хватало терпения дождаться загрузки и посмотреть на результат своих усилий.
Но наших клиентов это почему-то устраивало. Так делали все.
Я поневоле приходил к выводу, что «делать дизайн креативных проектов» — занятие совсем не веселое и довольно-таки бессмысленное.
Как ни странно, мне стало адски скучно работать над суперкреативными проектами.
Сложно ведь не унывать, когда ты перестаешь видеть в своей работе смысл.
При этом агентство росло, а значит, каждый месяц получало все более крутые — и все более бессмысленные — заказы.
Поэтому когда у меня появилась возможность присоединиться к небольшой, почти региональной компании из Зеленограда и делать бизнес по-своему, долго раздумывать мне не пришлось.
Впрочем, если ты не знаешь, что тебя раздражает, это еще не значит, что ты понимаешь, что тебя порадует. Как это, делать «по-своему», мы в нашей небольшой студии поняли далеко не сразу.
Начиная строить свое агентство, да еще в самый разгар кризиса 2008 года, мы, конечно, первое время брались практически за любые заказы. И честно пытались делать «креатив», не жертвуя при этом здравым смыслом.
Но из этого мало что толкового получалось. Мы как-то делали проект для одного пивного бренда, который реализовали на восемьдесят процентов, когда клиент решил полностью изменить «стратегию» — и отказаться от работы.
При этом все эти «стратегии» у брендов оказывались одними и теми же. Одни и те же формулировки кочевали из брифа в бриф, менялись только незначительные детали.
То есть компании тратили колоссальное количество усилий очень умных и одаренных людей, чтобы создавать бессмысленные проекты, за которыми на самом деле ничего не стояло.
Измерить эффективность всех этих кейсов в действительности было крайне затруднительно — да никто толком и не пытался.
Порой мне казалось, что весь рынок держится только на том, что тут все всех обманывают. И все это знают, но никто не пытается ничего изменить.
Потому что это позволяет довольно большому количеству людей считать себя крутыми — ну и наслаждаться суши-сетами, джинсами за двести баксов и уикэндами в Праге…
Мы поняли, что есть другой путь, когда получили контракт от крупного ретейлера на редизайн интернет-магазина. Эта работа во многом определила наше развитие — ну и всю нашу философию.
Новый клиент поставил перед нами совершенно конкретную задачу, выраженную в цифрах. Мы не должны были поразить «креативом» конкурсное жюри. Нам не надо было угадывать, какое колористическое решение «понравится» бренд-менеджеру, директору по маркетингу, генеральному директору, а заодно еще и ассистенту, с которым он любит советоваться.
Стояла конкретная задача: поднять долю онлайн-продаж относительно розничной сети. Мы исправили все то, что мешало покупать на старом сайте. Внедрили много новых инструментов, которые теперь уже стали стандартом в e-commerce. В итоге в интернет-магазине стали покупать в пять раз чаще.
У нас открылись глаза: оказывается, в нашем ремесле существуют сферы, которые строятся не на (само)обмане и надувании щек, а на конкретных и измеримых показателях.
Разница примерно такая же, как между конкурсом красоты, победа в котором зависит от личных пристрастий именитых пенсионеров в жюри, и участием в стометровке на Олимпийских играх с фотофиксацией на финише, которая четко отделяет победителя от проигравшего.
Позитивный шок, которые мы испытали, работая над таким проектом, привел к тому, что постепенно мы решили по возможности избегать работ с креативными заказами и специализироваться на решениях для e-commerce, которые многим нашим коллегам казались скучными и недостаточно креативными.
Но в бикини и на подиуме нам нравилось намного меньше, чем на беговой дорожке — даже если предстоял бег с препятствиями.
А препятствий в разработке решений для e-commerce немало, ведь это технологически одно из самых сложных направлений в веб-разработке.
Тем, кто занимается реальными продажами в интернете, а не имиджевой рекламой, нужен рост продаж.
И вы должны обеспечивать его лучше, чем это могут делать сотрудники клиента — или другие команды на рынке.
Ведь торговцам не нужна золотая статуэтка в шкафу, десять тысяч залайкавших ботов и тем более ваша уверенность в утонченности собственного вкуса.
Вкус — категория внеэкономическая. Однажды один из клиентов показал мне две версии одной посадочной страницы: аляповатой «цыганской» — и сделанной в трендах современного дизайна.
Цыганская продавала в разы лучше.
Когда я узнал об этом, весь мой мир перевернулся. Теперь одна из наших задач заключается в том, чтобы делать хорошо работающие, эффективные штуки в интернете все-таки еще и красивыми, примиряя эстетику с экономикой.
За последние годы мы поняли, что для нас это куда более сложная и интересная задача, чем разработка «креативных» имиджевых кампаний. Однако, в отличие от конкурсов красоты, это честное соревнование с понятными правилами игры.
Поэтому в нем не стыдно участвовать, побеждать — и (иногда) проигрывать.
Хотя большинство наших коллег по-прежнему считают иначе. Недавно я разговорился с друзьями, с которыми когда-то работал в том креативном агентстве. Как и я, они ушли оттуда, чтобы работать на себя и сделать свой бизнес. В отличие от нас, они занимаются «креативными проектами», рассчитанными на «вау».
Кстати, они большие молодцы, очень востребованы и успешны. Недавно завоевали самую престижную международную награду.
Я полез в интернет, чтобы посмотреть работу, которая принесла приз, но она так долго грузилась, что у меня не хватило терпения — и я ее закрыл, так и не оценив всей гениальности замысла.
Из любопытства я спросил, где они берут клиентов.
Оказалось, что большая их часть приходит по рекомендациям, а в почтовый ящик, опубликованный на их сайте, парни даже не заглядывают.
Меня это удивило: для нас корпоративная почта — стабильный источник новых хороших проектов.
«Да там ерунду всякую пишут, на которую и времени-то тратить не хочется, — объяснили мне коллеги. — Какие-нибудь чуваки из Воронежа ломятся с просьбой разработать им интернет-магазин люстр. Скукота».
Ничего себе, невольно подумал я. Это же так интересно, сделать интернет-магазин люстр. Да я бы отрезал себе ухо, лишь бы получить такой заказ.
Да я бы создал магазин люстр, лишь бы кто-то отрезал себе ухо. =)
Отличная колонка, Сергей! Спасибо!
Комментарий удален модератором
Главное— честно признаёт, что научились работать и это стало потрясением. Ну, или столкнулись с клиентом-не-долбоёбом и это стало открытием, другими словами.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Да, хорошая колонка, такой подход сейчас нужен во всех сферах бизнеса и, по идее, у вас должно сейчас, в кризис, стать больше клиентов :)
спасибо за статью очень важные и нужные вещи. людям почему-то форма важнее чем содержание. к сожалению.
То самое чувство когда каждое слово статьи резонирует с твоими мыслями... вы большие молодцы
Аналогичные чувства) Надоели клиенты, которые хотят делать сайт, а потом думать зачем он им нужен.
Спасибо застатью Сергец, очень хочу взглянуть на ваши работы, может кто-то скинет.
Сергец, отлично! А то эта "й" все портила.
Многие работы Сергея есть на сайте агентства Greensight, там сверху колонки ссылка
Шутите наверно? Сейчас все стартапы бабло делают именно на дизайне. У тебя божеский дизайн должен быть, иначе тебя вообще никто не заметит. А все остально это уже второстепенные задачи.
Комментарий недоступен
В общем всё, что написано в статье не отменяет хорошего дизайна. Смысл в акцентах и сбалансированности подхода. Правильный дизайн — это такой дизайн, который продаёт или делает жизнь удобнее, например. Всё остальное — точно вторично.
Комментарий недоступен
Надо же было собраться с мыслями. Не всё же сразу! )
Неплохо написано.
Для больших брендов сложно считать KPI. Кока-кола показывает грузовички под Новый год и поэтому мы выбираем в магазине именно ее, а не пепси. И креативыные сайты - это чистой воды брендинг. Крутые ролики, каннские львы и пр. Для малого и среднего бизнеса (магазин люстр/сантехники/обуви) важнее показатель - рубль вложил, три получил. Проблема в том, что многие путают и пытаются из своей локальной компании сделать бренд и пользуются теми же инструментами. Отсюда часто и всплывает недовольство - сделали сайт за миллион, а старый на вордрессе лучше продавал.
Жаль, что сами агентства не понимают, кому и какой товар нужен, а пытаются всем навязать одно и то же.
Да, можно говорить о чистом брендинге и конверсионном инструменте. И проблема как раз в том, что эти понятия путают друг с другом и слишком увлекаются брендингом.
Сергей, отличный текст!
Спасибо!
А можете дать ссылочки на эти самые "крутые сайты от которых вас тошнило" и за которые получали/получают награды ваши бывшие коллеги. Просто это как раз та тема, которой я больше всего интересуюсь, хотелось бы оценить уровень работ.
thefwa.com можно посмотреть
Гуглинг по "greensight site:thefwa.com" результатов не дал. Как конкретно мне что-то искать?
Нет уже смысла давать ссылки на конкретные работы и людей. Лучшие из тех проектов были на фва, поэтому я и предложил эту ссылку.
Всегда избегаю подобного рода интерактивные сайты.
Им не место в 21-м веке
Чуваки из Greensight, вы крутые. Своим подходом вы достигните многого.
Вдохновляюсь вашими кейсами.
если вы сделали сайт, что тормозит при загрузке, или что тормозит при использовании, вы сделали ГАВНО а не сайт. Если вы не можете разместить кучу графики, что бы не тормозило, не размещайте. Всё предельно просто.
Об этом и речь.
Сергей, спасибо за колонку. Понравилась и история, и то, как написано. Первая часть полностью с моей совпала. Сейчас сам работаю веб-разработчиком (+/- начальник отдела) в небольшой продакшн-студии, надоели все эти интерфейсы, экспериментальные функции и долго загружающиеся сайты (например, сайт с наклоном и градиентами, анимацией и динамической навигацией). К сожалению, у вас расписан кейс именно на дизайн, а у меня пока вопрос "куда податься" остаётся открытым :) Хочется больше работать с чистым кодом, оптимизировать его, а не поддержку вёрстки браузерами.
Может, кто из комментирующих подскажет?
Отталкивайтесь от целей заказчика. Чистый код – вообще никому не нужен, пока это не станет необходимостью с точки зрения бизнес-требований. Все остальное – это частное представление конкретного разработчика о прекрасном.
Похлопаю "потрясающей" работе http://pik.ru
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Поддерживаю такой подход. Если проект (сайт) должен приносить деньги, его эффективность должна оцениваться исключительно цифрами, а дизайн рассматриваться в первую очередь как интерфейс для взаимодействия с посетителями.
В этом отношении было бы неплохо видеть в статье цифры: вот был такой сайт, мы его переделали и конверсия увеличилась на N%, а общая выручка на H рублей. А сделали мы вот что...
Одним словом, больше конкретики.
Мы сделаем что-то такое, как раз стоит в планах
Все так, но как-то полярно ) В тот же момент когда менялся Сергей, менялся и рынок. Промосайтов, в том смысле как они упоминаются, сейчас наверное 1,5 %, а по описанию кажется, что все так и осталось. Между этими промосайтами и интернет-магазинами еще тысяча вариантов: от продуктовых сайтов, сайтов мероприятий до сайтов банков, специализированных и информ ресурсов. И на большинстве нет корзины. Правда в том, что раньше Сергей делал рекламу(как упоминается из-за незрелости рынка и реклама была незрелая), а теперь инструмент. Общее в них только слово сайт. Инструмент делать понятнее - это точно, результат "прозрачнее", а поэтому и удовлетворение сильнее ) Интереснее? По мне так инструмент по-настоящему интересно делать когда он является твоим бизнесом, а не инструментом для чужого бизнеса. Но интерес абстрактная категория.
П.С. Кстати, как пример: мы за прошлый год не сделали ни одного промосайта(как они тут упоминаются) и получили всего несколько таких запросов, хотя казалось бы.
Да, очень полярно и это сделано сознательно, чтобы заострить.
Попробую ответить более развернуто.
На нашем изменившемся рынке все равно полно народу, которые: дизайнеры стараются подражать красивым, но однообразным концептам с Беханса, ни один из которых не У программистов вскрываются стигматы из-за самых популярных в России CMS, они молятся на фреймворки, на которых написаны твиттеры-шмиттеры, потому что это более умные и расово правильные инструменты. Менеджеры думают только о том, как бы им в срок закрыть любой эффективности проект. Заказчик думает, что он хочет как вот у этих крутых ребят, лидеров североамериканского и австралийского рынка. Результат в большинстве случаев и при удачном стечении обстоятельств эстетически приятен и попадает в уважаемые каталоги. В этом есть что-то не то.
* ни один из которых не был реализован.
Правильный подход, вот только он для компаний среднего эшелона. Малый бизнес пока предпочитает шаблонный стиль, но с разными "обоями". Высший класс всегда стремился к бесполезной оригинальности. Многие сайты даже IT компаний не стараются быть проще, но тем менее постоянно просят пройти анкетирование: "Что Вам не понравилось?". Редко встречал примеры удачных промосайтов. Вечно что-то хромало с медиа.
Я бы сказал, что стремление к оригинальности, а точнее к "не так как у всех" – одна из особенностей нашего менталитета.
Кстати, весьма любопытно, уважаемые представители ЦП, что насчет кнопок «расшаривания» — какие дают большую конверсию, вверху поста или в конце? Ведете статистику?
Ван Гог сначала тоже креативил, а потом кто-то из Воронежа заказал ему магазин люстр))
А по сути с автором согласен полностью. Меня всегда раздражали чрезмерно "креативные" страницы где ничего невозможно найти. Особенно этим грешат агентства в разработке собственных сайтов.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором