Займитесь чем-то скучным — это прикольно Статьи редакции

Сергей Мелихов, творческий директор и партнёр агентства Greensight, написал для ЦП колонку о том, почему стоит перестать делать проекты, радующие глаз клиента, и задуматься о том, что именно делает сайт эффективным — красота и креативность или инструменты, помогающие повысить конверсию.

Когда я еще не понимал, как увлекательно заниматься скучными вещами, я работал дизайнером в рекламном агентстве. И поначалу эта работа казалась мне просто потрясающей.

Прежде, занимаясь фрилансом, я все время был озабочен тем, где найти деньги на еду и квартиру. Известное интернет-агентство быстро избавило меня от этой головной боли.

В моей жизни появились излишества: суши-сеты, джинсы за двести баксов, выходные в Праге… Что еще надо молодому человеку? Разве что только проекты — увлекательные, громкие, нетривиальные.

И именно над такими мне и приходилось работать. Агентство сотрудничало с большими брендами, разрабатывая неординарные креативные решения в интернете, часто получало призы на международных фестивалях — не каждое может этим похвастаться.

В общем, все было круто. Но чем дольше я там сидел, тем меньше мне нравилось то, что я делал. Все интернет-агентства зарабатывали тогда на промосайтах, которые становились центром любой кампании.

Секрет успеха был простой: чем навороченнее, тем лучше — потому что дороже. Причем креативные и технические навороты производились зачастую в ущерб задачам кампании и даже здравому смыслу.

Мы, например, целый год делали сайт для юридической компании. Он представлял собой панораму города, по которому посетитель мог путешествовать. Кликаешь на суд, попадаешь в вестибюль, кликаешь на дверь, попадаешь на страницу с описанием услуг.

Звучит не так плохо, как оно выглядело на деле. Все так тормозило, что мало кто из посетителей сайта доходил до сути. То есть мы потратили год на то, чтобы создать штуку, которая не выполняла базовую функцию — рассказ об услугах компании.

Зачастую наши сайты так долго грузились, что даже у меня, их соавтора, не хватало терпения дождаться загрузки и посмотреть на результат своих усилий.

Но наших клиентов это почему-то устраивало. Так делали все. Я поневоле приходил к выводу, что «делать дизайн креативных проектов» — занятие совсем не веселое и довольно-таки бессмысленное.

Как ни странно, мне стало адски скучно работать над суперкреативными проектами. Сложно ведь не унывать, когда ты перестаешь видеть в своей работе смысл.

При этом агентство росло, а значит, каждый месяц получало все более крутые — и все более бессмысленные — заказы. Поэтому когда у меня появилась возможность присоединиться к небольшой, почти региональной компании из Зеленограда и делать бизнес по-своему, долго раздумывать мне не пришлось.

Впрочем, если ты не знаешь, что тебя раздражает, это еще не значит, что ты понимаешь, что тебя порадует. Как это, делать «по-своему», мы в нашей небольшой студии поняли далеко не сразу.

Начиная строить свое агентство, да еще в самый разгар кризиса 2008 года, мы, конечно, первое время брались практически за любые заказы. И честно пытались делать «креатив», не жертвуя при этом здравым смыслом.

Но из этого мало что толкового получалось. Мы как-то делали проект для одного пивного бренда, который реализовали на восемьдесят процентов, когда клиент решил полностью изменить «стратегию» — и отказаться от работы.

При этом все эти «стратегии» у брендов оказывались одними и теми же. Одни и те же формулировки кочевали из брифа в бриф, менялись только незначительные детали. То есть компании тратили колоссальное количество усилий очень умных и одаренных людей, чтобы создавать бессмысленные проекты, за которыми на самом деле ничего не стояло.

Измерить эффективность всех этих кейсов в действительности было крайне затруднительно — да никто толком и не пытался. Порой мне казалось, что весь рынок держится только на том, что тут все всех обманывают. И все это знают, но никто не пытается ничего изменить.

Потому что это позволяет довольно большому количеству людей считать себя крутыми — ну и наслаждаться суши-сетами, джинсами за двести баксов и уикэндами в Праге… Мы поняли, что есть другой путь, когда получили контракт от крупного ретейлера на редизайн интернет-магазина. Эта работа во многом определила наше развитие — ну и всю нашу философию.

Новый клиент поставил перед нами совершенно конкретную задачу, выраженную в цифрах. Мы не должны были поразить «креативом» конкурсное жюри. Нам не надо было угадывать, какое колористическое решение «понравится» бренд-менеджеру, директору по маркетингу, генеральному директору, а заодно еще и ассистенту, с которым он любит советоваться.

Стояла конкретная задача: поднять долю онлайн-продаж относительно розничной сети. Мы исправили все то, что мешало покупать на старом сайте. Внедрили много новых инструментов, которые теперь уже стали стандартом в e-commerce. В итоге в интернет-магазине стали покупать в пять раз чаще. У нас открылись глаза: оказывается, в нашем ремесле существуют сферы, которые строятся не на (само)обмане и надувании щек, а на конкретных и измеримых показателях.

Разница примерно такая же, как между конкурсом красоты, победа в котором зависит от личных пристрастий именитых пенсионеров в жюри, и участием в стометровке на Олимпийских играх с фотофиксацией на финише, которая четко отделяет победителя от проигравшего. Позитивный шок, которые мы испытали, работая над таким проектом, привел к тому, что постепенно мы решили по возможности избегать работ с креативными заказами и специализироваться на решениях для e-commerce, которые многим нашим коллегам казались скучными и недостаточно креативными.

Но в бикини и на подиуме нам нравилось намного меньше, чем на беговой дорожке — даже если предстоял бег с препятствиями.

А препятствий в разработке решений для e-commerce немало, ведь это технологически одно из самых сложных направлений в веб-разработке. Тем, кто занимается реальными продажами в интернете, а не имиджевой рекламой, нужен рост продаж.

И вы должны обеспечивать его лучше, чем это могут делать сотрудники клиента — или другие команды на рынке. Ведь торговцам не нужна золотая статуэтка в шкафу, десять тысяч залайкавших ботов и тем более ваша уверенность в утонченности собственного вкуса. Вкус — категория внеэкономическая. Однажды один из клиентов показал мне две версии одной посадочной страницы: аляповатой «цыганской» — и сделанной в трендах современного дизайна.

Цыганская продавала в разы лучше. Когда я узнал об этом, весь мой мир перевернулся. Теперь одна из наших задач заключается в том, чтобы делать хорошо работающие, эффективные штуки в интернете все-таки еще и красивыми, примиряя эстетику с экономикой. За последние годы мы поняли, что для нас это куда более сложная и интересная задача, чем разработка «креативных» имиджевых кампаний. Однако, в отличие от конкурсов красоты, это честное соревнование с понятными правилами игры.

Поэтому в нем не стыдно участвовать, побеждать — и (иногда) проигрывать. Хотя большинство наших коллег по-прежнему считают иначе. Недавно я разговорился с друзьями, с которыми когда-то работал в том креативном агентстве. Как и я, они ушли оттуда, чтобы работать на себя и сделать свой бизнес. В отличие от нас, они занимаются «креативными проектами», рассчитанными на «вау».

Кстати, они большие молодцы, очень востребованы и успешны. Недавно завоевали самую престижную международную награду. Я полез в интернет, чтобы посмотреть работу, которая принесла приз, но она так долго грузилась, что у меня не хватило терпения — и я ее закрыл, так и не оценив всей гениальности замысла. Из любопытства я спросил, где они берут клиентов.

Оказалось, что большая их часть приходит по рекомендациям, а в почтовый ящик, опубликованный на их сайте, парни даже не заглядывают. Меня это удивило: для нас корпоративная почта — стабильный источник новых хороших проектов. «Да там ерунду всякую пишут, на которую и времени-то тратить не хочется, — объяснили мне коллеги. — Какие-нибудь чуваки из Воронежа ломятся с просьбой разработать им интернет-магазин люстр. Скукота». Ничего себе, невольно подумал я. Это же так интересно, сделать интернет-магазин люстр. Да я бы отрезал себе ухо, лишь бы получить такой заказ.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Владимир Великий

Да я бы создал магазин люстр, лишь бы кто-то отрезал себе ухо. =)

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Karda

Отличная колонка, Сергей! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Главное— честно признаёт, что научились работать и это стало потрясением. Ну, или столкнулись с клиентом-не-долбоёбом и это стало открытием, другими словами.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Дворников

Да, хорошая колонка, такой подход сейчас нужен во всех сферах бизнеса и, по идее, у вас должно сейчас, в кризис, стать больше клиентов :)

Ответить
Развернуть ветку
Rokotova

спасибо за статью очень важные и нужные вещи. людям почему-то форма важнее чем содержание. к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Циник

То самое чувство когда каждое слово статьи резонирует с твоими мыслями... вы большие молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Tyler Derden

Аналогичные чувства) Надоели клиенты, которые хотят делать сайт, а потом думать зачем он им нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Сева Бодничук

Спасибо застатью Сергец, очень хочу взглянуть на ваши работы, может кто-то скинет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Сергец, отлично! А то эта "й" все портила.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Volkov

Многие работы Сергея есть на сайте агентства Greensight, там сверху колонки ссылка

Ответить
Развернуть ветку
Дима Шинкаренко

Шутите наверно? Сейчас все стартапы бабло делают именно на дизайне. У тебя божеский дизайн должен быть, иначе тебя вообще никто не заметит. А все остально это уже второстепенные задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Egor Volkov

В общем всё, что написано в статье не отменяет хорошего дизайна. Смысл в акцентах и сбалансированности подхода. Правильный дизайн — это такой дизайн, который продаёт или делает жизнь удобнее, например. Всё остальное — точно вторично.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Egor Volkov

Надо же было собраться с мыслями. Не всё же сразу! )

Ответить
Развернуть ветку
Анна Гришкина

Неплохо написано.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Для больших брендов сложно считать KPI. Кока-кола показывает грузовички под Новый год и поэтому мы выбираем в магазине именно ее, а не пепси. И креативыные сайты - это чистой воды брендинг. Крутые ролики, каннские львы и пр. Для малого и среднего бизнеса (магазин люстр/сантехники/обуви) важнее показатель - рубль вложил, три получил. Проблема в том, что многие путают и пытаются из своей локальной компании сделать бренд и пользуются теми же инструментами. Отсюда часто и всплывает недовольство - сделали сайт за миллион, а старый на вордрессе лучше продавал.

Жаль, что сами агентства не понимают, кому и какой товар нужен, а пытаются всем навязать одно и то же.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Да, можно говорить о чистом брендинге и конверсионном инструменте. И проблема как раз в том, что эти понятия путают друг с другом и слишком увлекаются брендингом.

Ответить
Развернуть ветку
Mykhailo Osipov

Сергей, отличный текст!
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

А можете дать ссылочки на эти самые "крутые сайты от которых вас тошнило" и за которые получали/получают награды ваши бывшие коллеги. Просто это как раз та тема, которой я больше всего интересуюсь, хотелось бы оценить уровень работ.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

thefwa.com можно посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

Гуглинг по "greensight site:thefwa.com" результатов не дал. Как конкретно мне что-то искать?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Нет уже смысла давать ссылки на конкретные работы и людей. Лучшие из тех проектов были на фва, поэтому я и предложил эту ссылку.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Ryazantsev
Кликаешь на суд, попадаешь в вестибюль, кликаешь на дверь, попадаешь на страницу с описанием услуг.

Всегда избегаю подобного рода интерактивные сайты.
Им не место в 21-м веке

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nawak

Чуваки из Greensight, вы крутые. Своим подходом вы достигните многого.

Вдохновляюсь вашими кейсами.

Ответить
Развернуть ветку
Иљя Коробов

если вы сделали сайт, что тормозит при загрузке, или что тормозит при использовании, вы сделали ГАВНО а не сайт. Если вы не можете разместить кучу графики, что бы не тормозило, не размещайте. Всё предельно просто.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Об этом и речь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Popov

Сергей, спасибо за колонку. Понравилась и история, и то, как написано. Первая часть полностью с моей совпала. Сейчас сам работаю веб-разработчиком (+/- начальник отдела) в небольшой продакшн-студии, надоели все эти интерфейсы, экспериментальные функции и долго загружающиеся сайты (например, сайт с наклоном и градиентами, анимацией и динамической навигацией). К сожалению, у вас расписан кейс именно на дизайн, а у меня пока вопрос "куда податься" остаётся открытым :) Хочется больше работать с чистым кодом, оптимизировать его, а не поддержку вёрстки браузерами.
Может, кто из комментирующих подскажет?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Отталкивайтесь от целей заказчика. Чистый код – вообще никому не нужен, пока это не станет необходимостью с точки зрения бизнес-требований. Все остальное – это частное представление конкретного разработчика о прекрасном.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бирюков

Похлопаю "потрясающей" работе http://pik.ru

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Поддерживаю такой подход. Если проект (сайт) должен приносить деньги, его эффективность должна оцениваться исключительно цифрами, а дизайн рассматриваться в первую очередь как интерфейс для взаимодействия с посетителями.

В этом отношении было бы неплохо видеть в статье цифры: вот был такой сайт, мы его переделали и конверсия увеличилась на N%, а общая выручка на H рублей. А сделали мы вот что...

Одним словом, больше конкретики.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Volkov

Мы сделаем что-то такое, как раз стоит в планах

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin KoKos

Все так, но как-то полярно ) В тот же момент когда менялся Сергей, менялся и рынок. Промосайтов, в том смысле как они упоминаются, сейчас наверное 1,5 %, а по описанию кажется, что все так и осталось. Между этими промосайтами и интернет-магазинами еще тысяча вариантов: от продуктовых сайтов, сайтов мероприятий до сайтов банков, специализированных и информ ресурсов. И на большинстве нет корзины. Правда в том, что раньше Сергей делал рекламу(как упоминается из-за незрелости рынка и реклама была незрелая), а теперь инструмент. Общее в них только слово сайт. Инструмент делать понятнее - это точно, результат "прозрачнее", а поэтому и удовлетворение сильнее ) Интереснее? По мне так инструмент по-настоящему интересно делать когда он является твоим бизнесом, а не инструментом для чужого бизнеса. Но интерес абстрактная категория.

П.С. Кстати, как пример: мы за прошлый год не сделали ни одного промосайта(как они тут упоминаются) и получили всего несколько таких запросов, хотя казалось бы.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Да, очень полярно и это сделано сознательно, чтобы заострить.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Попробую ответить более развернуто.

На нашем изменившемся рынке все равно полно народу, которые: дизайнеры стараются подражать красивым, но однообразным концептам с Беханса, ни один из которых не У программистов вскрываются стигматы из-за самых популярных в России CMS, они молятся на фреймворки, на которых написаны твиттеры-шмиттеры, потому что это более умные и расово правильные инструменты. Менеджеры думают только о том, как бы им в срок закрыть любой эффективности проект. Заказчик думает, что он хочет как вот у этих крутых ребят, лидеров североамериканского и австралийского рынка. Результат в большинстве случаев и при удачном стечении обстоятельств эстетически приятен и попадает в уважаемые каталоги. В этом есть что-то не то.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

* ни один из которых не был реализован.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Правильный подход, вот только он для компаний среднего эшелона. Малый бизнес пока предпочитает шаблонный стиль, но с разными "обоями". Высший класс всегда стремился к бесполезной оригинальности. Многие сайты даже IT компаний не стараются быть проще, но тем менее постоянно просят пройти анкетирование: "Что Вам не понравилось?". Редко встречал примеры удачных промосайтов. Вечно что-то хромало с медиа.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Melihov

Я бы сказал, что стремление к оригинальности, а точнее к "не так как у всех" – одна из особенностей нашего менталитета.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Кстати, весьма любопытно, уважаемые представители ЦП, что насчет кнопок «расшаривания» — какие дают большую конверсию, вверху поста или в конце? Ведете статистику?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фоминцев

Ван Гог сначала тоже креативил, а потом кто-то из Воронежа заказал ему магазин люстр))

А по сути с автором согласен полностью. Меня всегда раздражали чрезмерно "креативные" страницы где ничего невозможно найти. Особенно этим грешат агентства в разработке собственных сайтов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда