А ты кто такой, стартапер — книга Морейниса, глава 2 Статьи редакции

Вторая статья, написанная инвестором Аркадием Морейнисом в рамках совместного с ЦП проекта «Антистартап», материалы из которого вместе с комментариями читателей будут собраны в одноименную книгу.

О важности основателя для проекта и о том, почему не стоит начинать бизнес в одиночку.

Из каких частей состоит бизнес? Он состоит не из компьютеров, менеджеров, секретарш или кофе-машин. В каждом бизнесе есть три важнейших уровня:

  • Основатели — с их амбициями, желаниями и возможностями;
  • Идея — большая, простая и понятная мысль, вокруг которой и строится бизнес;
  • Продукты — их может быть несколько, они реализуются основателями в рамках общей идеи. Продукты — это видимая часть айсберга, то практическое, что приносит деньги в бизнес, живущий идеей и подкармливаемый идеологически и денежно основателями.

Поэтому на вопрос «С чего начинается бизнес?» мы можем с уверенностью ответить — с человека, с его основателя. Давайте попробуем понять, кто же такой этот самый основатель, какими качествами и ресурсами он должен обладать, чтобы хотя бы попытаться добиться успеха.

Фаундеров без амбиций не бывает — но у каждого человека свои амбиции. Кто-то хочет заработать на квартиру в Москве, кто-то — на воспитание детей, кто-то жаждет доказать своей любимой девушке, что он не дебил, а кто-то — стать новым Цукербергом или Стивом Джобсом. Амбиции — это хорошо, однако на одних амбициях, не имея больше ничего, сделать ничего и не получится.

Довольно часто в моей практике встречается ситуация, когда приходит человек и говорит:

— У меня есть идея бизнеса, я хочу его сделать.

Я отвечаю:

— А зачем вы ко мне пришли?

— Ну как зачем — мне для этого нужны деньги.

— Хорошо, мысль понятна. А на что именно они тебе нужны?

— Во-первых, мне нужно нанять программистов, чтобы они запрограммировали проект. Во-вторых, мне потребуются маркетологи, чтобы этот проект продвинуть. В-третьих, мне позарез необходимы продажники, чтобы они этот проект продавали.

Тогда у меня возникает ключевой вопрос: «А кто ты такой? Носитель идеи?» Такой позиции в бизнесе нет.

Уникальных идей, вообще говоря, нет. То, что вам сейчас кажется образцом свежести и оригинальности, на самом деле сотня человек уже попробовала реализовать — и бросила, потому что не получилось. Еще сотня людей в этот самый момент пробует сделать сейчас то же самое. Еще сто человек попробуют сделать то же самое завтра. Ценности в том, что вы пришли с великой идеей из серии «я сделаю такое место, где все продавцы могут выставлять свои товары, а все покупатели их покупать», нет никакой.

Успех проекта — это не результат придумывания замечательной идеи, успех проекта полностью зависит от команды и правильности реализации. Успех проекта — это 10% удачи, 10% расчета и 80% компетенций и упорства в достижении цели.

Отсюда следует первое простое правило: «Если вы сами не можете сделать какую-то из ключевых вещей, необходимых для начала вашего проекта — значит, вы для этого проекта никто». Причем, главное — не просто уметь эту нужную вещь делать теоретически. Главное — смочь ее сделать практически. Главное — не что вы умеете, а что вы можете. Вы должны быть самым ключевым человеком для свого проекта. За вас никто не сделает самых нужных для проекта вещей, никто, кроме вас, не сможет принять самые ответственные решения в его реализации.

И второе не менее простое правило: «В одиночку вы ничего не добьетесь». Почему? Потому что для успеха практически любого проекта требуются как минимум две основных компетенции, для проектов разного типа — разные, но как минимум две.

К примеру, если мы говорим об интернет-проекте, существует хорошая формула, которая гласит: для успеха нужны hacker и hustler. Хакер — это человек, который может что-то сделать ручками, а хастлер — тот, кто может это продать. Если таких людей нет среди основателей интернет-проекта, то, скорее всего, из проекта ничего не получится. Есть даже статистика по американским стартапам. Согласно ей, практически все из них, что добились успеха, имеют по два-три фаундера. Одного мало, а четыре-пять уже слишком много. В России с такой статистикой, к сожалению, пока туго, так как для содержательной статистики пока не хватает успешных проектов.

Если мы заговорили про интернет, то есть формула, объясняющая необходимость и трех основателей с тремя ключевыми функциями: hacker, hustler и designer. Только сразу замечу, что дизайнер в данном случае не просто узкий специалист — хороший графический дизайнер или специалист по созданию интерфейсов, это человек, который способен по-крупному правильным образом визуализировать то, как этот продукт выглядит с точки зрения пользователя.

В качестве примера такой визуализации «по-крупному» приведу Dropbox. В свое время фаундеры этого проекта очень долго бегали по инвесторам и пытались найти деньги, чтобы реализовать свой замысел, но им все отказывали, так как в это время было уже достаточно много систем архивного копирования данных в облаке. Им говорили: «Зачем все это? Есть еще двадцать таких систем. Вы будете двадцать первой? Никакого успеха не ждите». И только после того, как фаундеры сумели правильным образом визуализировать то, как это на самом деле будет выглядеть — не как сложная система настроек, а как простая папочка на рабочем столе, работающая по принципу «сунул-вынул» — вдруг оказалось, что это то, что нужно людям. Это и есть дизайн «по-крупному» — разработка принципа визуального взаимодействия с вашим продуктом.

Если вы пока один основатель, даже обладающий достаточным уровнем амбиций, но при этом ничего не способный сделать практически — все ваши потуги на создание бизнеса бессмысленны. Если вы можете делать что-то одно, то, скорее всего, этого еще недостаточно. Вам необходимо найти партнеров-сооснователей — таких же амбициозных и способных людей, но обладающих другими компетенциями. Два продавца вряд ли добьются успеха в создании продукта. Два программиста, даже если сделают нормальный продукт, не смогут его продать.

Важно, чтобы основатели дополняли свои способности и компетенции, чтобы покрыть все ключевые области, необходимые для старта проекта. Кстати, как-то я прочитал одну американскую книгу, изданную в 1919 году под незатейливым названием «16 аксиом делового человека». Первая аксиома гласила: «Необходимо быть по крайней мере вдвоем, чтобы сделать какой-нибудь бизнес». Так что «нет ничего нового под солнцем», как и нет ничего нового в утверждении о том, что в одиночку очень сложно чего-нибудь добиться.

Есть и еще одна причина, по которой основателей должно быть несколько, и она даже не техническая и не маркетинговая — она, скорее, психологическая. 99% бизнесов умирает — и это жестокая правда жизни. Элон Маск, который сейчас работает над проектом Tesla и собирается лететь на Марс, в свое время сказал: «Начинать новый бизнес — все равно что смотреть в лицо смерти. Если ты готов на это, то можешь стартовать».

Начало собственного бизнеса — тяжелая, мучительная вещь. На самом деле, делать бизнес попросту тяжело — это давление постоянной ответственности перед собой и другими людьми, которые работают вместе с вами. Так что ночные кошмары по разным причинам вам обеспечены еще на несколько лет вперед. Забавная ситуация состоит в том, что несколько основателей, к счастью, обычно «бьются в противофазах». Когда один считает, что все пропало, второй надеется, что пропало еще не все — и что можно еще что-то сделать, чтобы выбраться из того места, куда они вместе попали. Таким вот простым образом, несколько основателей реально поддерживают друг друга в моменты отчаяния, которых не избежать.

Иногда просматриваешь книжки из серии «истории успеха», и возникает впечатление, что человек проснулся утром, решил делать что-то великое, весь день и ночь это делал, а на следующее утро у него уже все получилось — все его знают, все пользуются его продуктом. Реальность отличается от этой красивой картинки, высказывание: «Мы работали семь лет, чтобы добиться успеха за одну ночь» приписывается разным авторам по разным поводам с разным указанием количества лет, которые потребовались им для успеха. А Уинстон Черчилль сформулировал мысль еще более изящно: «Успех — это способность идти от одной неудачи к другой без потери энтузиазма». Всем будет несладко, тяжело, и несколько основателей мало того что обладают дополнительными компетенциями, но еще и поддерживают друг друга.

Как же проверить, что у вас есть все необходимые компетенции? Можно провести очень простой тест. Попробуйте сделать первый шаг и добиться первого результата — первой конверсии, первых денег или, если говорить более формальным языком, сделайте «минимально работоспособный продукт». Так вот, если вы своими силами не можете сделать все то, что необходимо для первого результата — значит, у вас неполная команда. Это и есть самый простой, понятный тест. Если вы не можете сделать самую первую главную часть задуманного сами — значит, чего-то вам не хватает. Вернее, кого-то. Или кто-то из вас — лишнее звено.

Достаточно часто мы говорим, что инвестируем в людей, а не в их идеи. Да, это правда — просто из-за 99% вероятности, что любой первый продукт любой команды просто-напросто «не полетит». Что же обычно происходит в этот момент «штопора»? Обычные люди бросают все, складывают ручки на груди и говорят: «Ну не шмогла». Или просто уезжают на Гоа искать себя и свое высшее предназначение. Или уходят в жуткий запой, в процессе которого пытаются понять «Кто виноват?» или «Что делать?».

Правильные люди сжимают зубы и пытаются найти пути выхода из этого кризиса. Пытаются изменять продукт, пытаются переформулировать его ценность, пытаются найти новую аудиторию. Сжимают зубы, переживают ночные кошмары, встают утром и идут добиваться цели.

Поэтому все начинается с людей. Не с их горящих глаз — а с их железных яиц и компетенций.


Следующая, третья глава: «Что такое идея»

99% новых проектов умирают. Это факт — факт клинический и обескураживающий. Почему умирают эти проекты? Потому что тот продукт, который они делают, оказывается никому не нужен, потому что за этот продукт никто не хочет платить. И в тот момент, когда умирает продукт — умирает сам проект. И всё потому, что ставка в проекте была сделана на один конкретный продукт, на всего лишь один способ конкретной реализации той идеи, которая на самом деле стала причиной появления этого продукта.

Отсюда можно и нужно сделать простой вывод — работа над проектом должна начаться не с формулировки конкретного продукта, а с формулировки общей идеи, общей задачи, которую вы хотите решить. После этого стоит переходить к продукту — и не к одному «беспроигрышному» варианту, а к перечню нескольких совершенно разных вариантов продуктов, которые могут быть реализованы в рамках этой общей идеи.

Каждый конкретный продукт не взлетит с вероятностью 99%, наличие нескольких вариантов дает хотя бы надежду на то, что один из продуктов окажется востребованным, надежду на то, что вы сможете реализовать вашу общую идею, сделать успешным проект в целом. Что же это за загадочная идея? Какими свойствами она должна обладать? Как ее нащупать и сформулировать?..

0
155 комментариев
Написать комментарий...
FutureTechStars

Я бы еще коснулся темы поиска кофаундеров - тоже тот еще чан с дерьмом, в который приходится нырять "человеку с идеей". Недавно делал воркшоп на эту тему - ужаснулся, насколько люди в наше воемя тотального нетворкинга слепо доверяют специальным платформам для founder matching, вместо того, чтобы находить кофаундеров среди своих ресурсов.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Ponomarev

+1. Тут просто ворох взаимоисключающих советов:
Не создавай бизнес с родственниками
Не создавай бизнес с друзьями
Не создавай бизнес с незнакомцами
Не создавай бизнес в одиночку

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Danya Kryuchkov
Ответить
Развернуть ветку
Денис Вортолнов

Набор англоязычных слов, скажите пожалуйста, где купить словарь, чтобы понимать Вас?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gregory Golovanov

В дополнение, а отчасти и в ответ поделюсь своим опытом.

Читаю статьи и понять не могу. То ли я частный случай, то ли что-то не так понимаю, то ли срочно должен пересмотреть свои взгляды, пока дров не наломал.

Началось все очень давно, весной 12 го года. У меня были бабки и я думал куда их пристроить. Об интернет проектах - ни сном ни духом. Поделился бедой со старым товарищем, который меня и привел в одну компанию. Ребята моего возраста, плюс минус пара лет, человек чтоб не соврать 10. Так мол и так, делаем тему нереальную, денег поднимем гору. Все важны, мысленно в лексусах сидят, права и обязанности делят. До запуска первого прототипа, за который сейчас стыдно настолько, что как вспомнишь рука к лицу тянется. Кратко опишу процесс. Первый месяц все выглядело прилично, народ анализировал рынок, откапывали нечто схожее, разбирали ярких представителей на предмет удобства использования и прочих плюшек. Ближе к лету вся деятельность осела на четверых. Я, товарищ-зачинщик всего безобразия, "дизайнер", а так же "программист". Отчего в кавычках понять не сложно. У остальных граждан все сводилось к "когда оформите документы, мы хотим гарантий и стабильности", по сути к дележке шкуры не то, что неубитого, но и никогда не виденного медведя. На выходе - нечто, неактуальное в плане дизайна, забагованное, эдакий говнокод, на который посредством мерзопакостного шаблонизатора смарти натянуты фотошопы/тени в стиле яблочного сайта тех времен. Ну вот опять держусь рукой за лицо))) ну окей. Две недели ребята из основной массы это даже попродвигали. Посыпались отзывы, во многом явно сдержанные. С айпада или мобилы пользоваться нереально, баг на баге, народ регистрируется странный, стало понятно, кого из зарегистрированных на сайте в конечной версии продукта я бы не хотел видеть и многое другое. Встал вопрос, мол, давай бабло, мы будем продвигать. Я выкатил на суд общественности отзывы и пожелания от народных масс, указал на косяки, сказал так дело не пойдет заколачиваем досками пилим с нуля. Так, в конечном итоге отвалились ребята и программист, которого такой расклад очень оскорбил. С ним расплатились и остались хорошими знакомыми. Это первый этап. Мякотка: никакой толпы, компетенции программиста проверять как только возможно. Очень был доволен что не угробил средства на заведомо дохлый вариант и признал, что так дело не пойдет. Опыт наидрагоценнейший. Следующие части ниже, позже. Пойду поработаю.

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Вторая часть. Очень долго пинали, чуть было обо всем не позабыли, много интересной работы, отвлеклись в общем. Попутно бурно обсуждали новый дизайн, феерично срались и спорили. Уже летом 13 го взялись за ум и понеслась. Нашли реально хорошего программиста, который был компетентен, толков и хорош. Один минус. Основная работа настолько крута и высокооплачиваема, что проектом он мог заниматься после работы и нечасто. Сначала договорились о деньгах, забрав где-то четверть он сказал что денег больше не хочу, хочу долю. Мне интересно, вижу потенциал, все дела. Дернули со старого прототипа базу и начали пилить с нуля. Потом началась свистопляска. Дизайнера гоняли по командировкам, по ***ням нашей необъятной. То долго не выйдет на связь, то упрется рогами что так делать не будет. Там проблема с человеком в том, что несмотря на то, что его просили верстать, он изо всех сил рубил ключевую фигуру и порой тормозил процесс. Нервная обстановка и появление на рынке как выяснилось в итоге и не конкурентов вовсе вынудило зачинщика мероприятия сказать что он устал и не хочет иметь ничего общего с проектом. Итого осталось трое. Параллельно мной решался вопрос с лого, фирстилем и картиночками. Этот момент красиво и без проволочек решил фрилансер из РБ.

Со временем программист стал чудить. Исчезать на три недели без вести, не отвечать на звонки. На выходе выяснилось что на работе был завал и давай продолжать. Продолжили. Со временем верстальщик-дизайнер стал конфликтовать с программистом, поработал "передастом", кучу нервов вымотал. Со временем помирились, продолжили. Верстальщика продолжили отправлять в командировки, отдал маленький ноут, пусть работает. Потом пропал и он. Выходил на связь нечасто, потом и вовсе позвонил сказал что ноут сдох. Беру аппарат, смотрю что как. А человек вместо работы на нем видосы смотрел КОБ. Такой дядька в старом кителе в погонах полковничьих про врагов России вещает. Забавно, думаю) в общем пердячим паром к середине прошедшего лета почти все было готово. Но тут на ЦП всплывают новости о появлении нереального по мощности конкурента. Это то чувство, когда ты видишь что то, чем ты болеешь и живешь реализовали до тебя. С инвестициями, рекламой везде и довольным фаундером, который громко объявил себя лидером) два дня депрессия, представил как чиню компы до старости и все пропало) побил себя по щщам, успокоился, начал анализировать и думать. Закончилось все очень хорошо. Проект дозрел, придумался заново, я ожил. Понятно стало что то, что мы пилили тоже никуда не годится, хоть и красивое, юзабельное, круто реализованное. Я был счастлив аки скот! Программист и дизайнер счастья не разделили) пришло осознание того, что проект в своем конечном виде запускать нельзя. Много фишек, удобно, полезно, смотрел и видел. Вот выкатил ты проект, а он взял и затерялся среди кучи подобных, что лендинг, видео и тексты не дадут людям понять чем я выгодно отличаюсь, а конкуренты, пока обо мне никто не знает, тихо скажут спасибо и подрехтуют свои проекты, они в плюсе, а я в жЭ. В общем второй прототип заколочен досками. Это конец второго этапа. Тоже чудный опыт, за который благодарен судьбе. Тут я понял что такое работа с теми, кто в отличие от тебя не хочет и не может в угоду делу выходить из зоны комфорта и стабильности, что такое фрилансеры. И самое главное - что такое конкуренция и в чем ее польза.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Денис Вортолнов

И еще, про "стиснув зубы и стальные яица".

Человек, который реально несколько подряд лет не боролся за жизнь своего дела, не боролся за место быть в бизнесе, а сидел в офисе, тихо мирно тыкая в планшет, что он вообще знает о бизнесе?

Россия это огромная страна. Если выехать за Санкт-Петербург и Москву, там совсем другие реалии, там совсем другой стиль ведения бизнеса. Там мужиком надо быть со "стальными яйцами" и стискивать зубы придется не один раз. Проблема современного бизнеса еще в том, что мужики, перестают быть мужиками, нет жестких решений, нет уверенности в них. Коворкинг, стартап, планшет, вебинар, тренинг, конверсия, - что в голове у современных стартаперов. Хотите зарабатывать на бизнесе в России, езжайте в регионе, посмотрите как люди живут и как общаются и какой у них бизнес, что для них важно. Только тогда, узнав менталитет "остальной России", можно выкатить большой продукт, и не страшно, что он будет один, когда вся Россия поддержит, это и будет победа!

Ответить
Развернуть ветку
Illuminatus

А если я моя аудитория в пределах Москвы, как наиболее платежеспособная и образованная, которая, элементарно, имеет выход в интернет?

Именно поэтому регионы никого не интересуют (мое мнение) в силу своей "отсталости" в этом плане от городов лидеров: Москвы и Санкт-Петербурга.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
GM2mars

Олег Тиньков, перелогиньтесь. )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Самарин

Добрый день, ЦП, Добрый день, Аркадий!
Прокомментирую в меру своих компетенций текст автора:
«Из каких частей состоит бизнес? Основатели; Идея; Продукты.» Бизнес, на мой взгляд, прежде всего система, а значит важны не только части, но и их взаимосвязь. Создание бизнеса - это построение системы процессов, на выходе из которых добавленная ценность этой цепочки, ее величиной и определяется жизнеспособность идеи.
Далее текст о том, что амбиции должны быть соразмерны возможностям человека, о том, что притязания некоторых стартаперов на инвестиции не адекватны созданным ими для обмена ценностям.
Словосочетания «Вообще нет; на самом деле сотня уже попробовала; ценности нет никакой» вызвали небольшое отторжение от статьи своей категоричностью, при том, что являются просто мнением, не являются научными теориями, но, да, человек волен заявить о своей правде. Прошу помнить о единстве и борьбе противоположностей. Ответьте на вопрос «Все ли идеи одинаковы ценны?» Если нет, то вы начали оценивать идеи и, вероятно, не сравниваете ноль с нулем.
«успех проекта полностью зависит от команды и правильности реализации. Успех проекта — это 10% удачи» Некоторый диссонанс, полностью или не полностью?
«Главное — не что вы умеете, а что вы можете.» «Умеете» очень близко по значению «можете», больше смысла в фразе «Главное — не что вы умеете, а что вы сделаете»
«В одиночку вы ничего не добьетесь», опять это коварное «ничего», не надо так. Сумма усилий двух и более людей больше нуля, только если хотя бы одно из слагаемых больше нуля. Но ведь это противоречит тому, что «в одиночку» = 0, объясните мне.
Дальше я перестал анализировать и прочитал последнюю строчку: «Поэтому все начинается с людей. Не с их горящих глаз — а с их железных яиц и компетенций.», пожалуйста, железные в кавычки. Я проверил магнитиком, из этих слов следует, что мне лучше не начинать бизнес…

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pekanov

Учебник логики вообще хорошая штука )

Ответить
Развернуть ветку
Дима Венглинский

Аркадий, вопрос про случай из жизни. Есть у меня знакомый который всё всегда тянул на себе без кофаундеров. Ну так вот случилось. Тянул тяжело и с переменным успехом. Поднял мелкую студию дизайна, на свои деньги разработал проект в развитие которого сейчас и вкладывает львиную долю рабочего времени. Не студент, занимается развитием бизнеса, то бишь всем понемногу. Аккаунт и проект менеджмент в основном + ведение бизнеса.

Инвестиции на этот проект тем не менее планирует искать, и делать это будет сразу при достижении точки безубыточности. Зачем? Затем чтобы быстро расти, и чтобы эти инвестиции не поступили кому-то другому кто будет делать такой же проект.

Так вот сам вопрос - что бы вы сказали такому человеку без кофаундера, если бы он пришел за инвестициями? В чем были бы его слабые места?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Вортолнов

Вот, еще один. Почему нельзя написать вместо "кофаундер" слово партнер, или друг или соучредитель компании?

У меня к тем, кто использует данный сленг возникает недоверие сразу. И мысль: аааа, стартапер, @уев! Деньги клянчить опять пришел! Или в партнерке какой поучаствовать зовет.

Ответьте мне, знание терминов это обязательное правило при получении инвестиций? Откуда "ноги растут"?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Arkady Moreynis

Я бы смотрел на такого человека и его компетенции в первую очередь. Совет про 2-3 фаундеров – он общий и среднестатистический. В каждом конкретном случае надо смотреть на конкретных людей и конкретные проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Иванов

Зачем искать кодера и дизайнера за долю если можно за зарплату?

С партнерами непременно потом начнутся разборки и дележка денег, которая может привести к распаду компании.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
unknown

а кто "кофаундеры" Дурова и Цукерберга?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

В Википедии написано:

Павел и его брат, Николай Дуров, основали общество с ограниченной ответственностью «ВКонтакте».

Цукерберг вместе с Крисом Хьюзом и Дастином Московицем начал создавать социальную сеть Facebook. Финансовую помощь ему оказывал студент бразильского происхождения Эдуардо Саверин

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bykov

Аркадий, спасибо за начало работы по созданию книги на такую важную тему. Вопрос: как смотрите на то, чтобы сделать "виртуальный отдел" или "виртуальную компанию". Поясню что имею ввиду. Создаем на страницах книги собственную компанию и разбираем ее по косточкам, потом если зацепит можно запустить и оценить результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Не очень я верю во все эти витруальные игры – шоу "Кандидат", "За стеклом", "Дом-2. Строим любовь" (прости, господи).
Если вы хотите разбирать ваш случай, используя подход "Антистартапа" – идите на курс, я там индивидуально с каждым костомойкой занимаюсь :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис Вортолнов

Смысл создания виртуальной компании?

Мы в России живем, тут особый менталитет. Здесь нужно показывать компанию в настоящих реалиях, на настоящих клиентах. Это и будет хороший разбор полётов, если конечно автор стремится к правдоподобности изложения и хочет, чтобы книга действительно не была "просто словами".

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sasha Nowin

А вот такой вопрос по поводу основателей: допустим в проекте 3 сооснователя - один вдохновитель, отличный технарь, тащит большинство в стартапе, ориентируется во всех делах компании, но не во все дела лезет, в проекте на 100%, 16 часов в сутки; два других занимаются основными бизнес-процессами и маркетингом, но участвуют в проекте на 50 и 75% своего доступного времени (приходится фрилансить, чтобы не потерять источники дохода). Насколько может быть приемлема и эффективна такая система?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Вортолнов

Если вы продвигаетесь к своей цели, значит ваша модель взаимодействия работает. Не забывайте только одно, если вы выбрали бизнес, то нужно поверить в свой выбор и все свои силы потратить на него. Самые активные действия начинаются тогда, когда отступать некуда. Сейчас зоне комфорта. Все держатся за свое. В дальнейшем могут наступить разногласия, тот человек, который на все 100% прилагал усилия к проекту может сказать, что он должен забирать больше других, так как вы занимались в это время своими делами и думали о финансовом положении, а не о будущем проекта. Но, тут все зависит от человека, может и не сказать, а обиду затаить. Соберитесь и поговорите. Чтобы потом не возникло вопросов. Мы именно так и решаем дела. Разговариваем. Если вы задаете этот вопрос, значит уже чувствуется какая-то проблема. Ее нужно решать и решать быстрее. Потом все может к развалу привести. Всей ситуации не знаю, но с похожим сталкивался в бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Danya Kryuchkov

Какой толк от советов Морейниса, если у него копирайт на сайте НЕ ЗАПРОГРАММИРОВАН СУКА НА АПДЕЙТ ДАТЫ 2014 ГОД ДА ЕМАЕ ВСЕ ЖЕ УЖЕ ЭТО ПРОХОДИЛИ НЕУЖЕЛИ МОРЕЙНИС НИ РАЗУ НЕ ПАЛИЛСЯ НА ЭТОМ

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

А это самое главное, что вы вынесли из того, что прочитали?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leonid Levdanov

Книга в руке у Морейниса очень полезная. Всем стартаперам рекомендую!

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Да, неплохая книга про принципы сделок. Русское название совершенно попсовое и не отражающее сути книги. Английское название Venture Deals гораздо более точно отражает тему книги.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

5 лет работаю один, проект уже со второго полугодия приносит прибыль. Практически каждый год в два раза. За два крайних года меня приглашали 4 фонда на встречу, не я напросился, сами звали - потом отправляли погулять со словами "ну вы же один, нам неинтересно, будем следить за вами"...Доход есть, рост есть, перспективы огромные - но смотрят на то, что ты один. Я не понимаю. Пробовал искать партнеров, но никто не горит так как ты или нет желания работать за % и результат, все хотят фиксированную зарплату и процент. А что это за партнер, который хочет зарплату...

Ответить
Развернуть ветку
Служба Поддершки

Разница между работающим проектом с одним человеком-оркестром внутри и основателем с двумя наемниками – просто огромная. Если основатель попадает в больницу с поворотом головы на 180", то:

В первом варианте проекту просто конец - банально, хостинг не оплачен, данные удаляются, и никто этого даже не пытается предотвратить.

Во втором варианте, грубо говоря, придет новый руководитель, процессы просядут на время, но затем работа продолжится.

Ну и разница в процессах – то, что человек может заработать один, не значит, что он сможет заработать руководя командой. Тем более быстро растущей на инвесторских деньгах...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Не сижу в соц сетях

Вы еще ищете партнера? Как с вами связаться?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Денис Вортолнов

Про команду полностью согласен, когда взглядов несколько, легче видеть путь.

Очень важную роль играет высшая цель всей затеи, для каждого из команды она может быть своя. Я ее называю: "Звезда"

В любой ситуации, как бы сложно не было, если есть "Звезда", можно всегда по ней понять, где ты есть. И почему оказался в этой ситуации, что пошло не так.

Несколько раз продавал свой бизнес, один раз федеральную компанию, - как бы все замечательно в компании не было, как бы все четко не было настроено на момент продажи, через несколько месяцев продажи падают и компания скатывается до уровня "среднечков", а потом еще ниже. Уходит глава проекта, тот человек, кто вынашивал идею и реализовывал ее, бизнес гибнет. Независимо от уровня компании. Хороший пример этому всеми известный Apple. На сегодняшний день компания уже не та, изюминки нет. Идут по пути развития технологий. Как сказал Джобс в 97 году в интервью Business Week :Современные продукты Apple — отстой. Они не сексуальны.

Нужно поражать людей продуктом, а не логически его развивать. Тогда и будет популярность, тогда и будет счастье.

Спасибо за отличную книгу. Рад, что хоть кто-то начал нынешнюю проблему которую я называю "Стартап Лихорадкой", как в Америке, в годы золотой лихорадки, только сейчас все выстроили за баблом с абы-какими идеями. Жду следующей главы.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

"Звезда" – это, наверное, и есть "идея", в моем понимании. прочитаете следующую главу – посмотрим, так ли это.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Бизнес Механика

Хорошая статья, только как ни странно, дело "с мертвой точки" сдвинуть может только один, тот которому это больше всех надо и кто готов на кон поставить все.
Если так посмотреть миллионеры, которые инвестируют сейчас в стартапы, преимущественно заработали свои миллионы в одиночку, да были грамотные сотрудники, но вся отвественность за успехи и провалы была на них. Толпа всегда проигрывает.
Инвесторы говоря о том, что важна "команда", скорей лукавят, ваша команда нужна прежде всего им самим, так как команда явялется составляющей частью проектов и без команды они не смогут просто продвинуть проект на следующий раунд.
Когда у людей уже есть капитал и ресурсы им гораздо проще что-то сделать совместно, на начальном этапе без гроша в кармане, наивно думать, что вот мы сейчас перевернем мир.
При искусственном объединении людей без соответсвующих ресурсов со стороны каждого из них, финансовый успех маловероятен.

Ответить
Развернуть ветку
Catherine Zhukova

ШИКАРДЯТИНА!

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Belov

Книга ради книги?

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Я писал, почему и зачем я это делаю: http://siliconrus.com/2015/03/moreynis-new/

Ответить
Развернуть ветку
David Jvani

Вы говорите фаундеров должно быть больше чем один и не создавайте компанию на продажу.

Вы создали price.ru один и продали.

Почему тогда такие советы?

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

И Прайс.ру я создавал не на продажу. Он зарабатывал деньги, и я вместе с ним. Но, если предлагают продать, не стоит от этого сразу отказываться – стоит рассмотреть этот вариант.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Arkady Moreynis

Потому что есть правила, а есть исключения из них.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
GM2mars

Интересные статьи, есть что почерпнуть. То что бизнес не нужно начинать одному - это одна сторона медали, другая же - в поисках нужного партнера.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chvalun

Мне вот тоже интересно про поиск партнера. Как и где его искать? И, самое главное, что ему предложить?
Мой интерес понятен, у меня есть идея которую хочется реализовать. А вот чем зацепить другого человека? Этой же идеей или чем-то еще?

Ответить
Развернуть ветку
FutureTechStars

Это, к сожалению, тема для отдельного большого разговора, здесь двумя-тремя советами не отделаешься. Я веду на эту тему воркшопы в Берлине, и мы едва успеваем за два дня эту тему примерно "облететь".

Вкратце могу посоветовать искать среди тех, кто думает о своем деле, но в одиночку не решается: когда у кофаундера отсутствует набор умений, которые есть у Вас, двигаться вместе проще и сотрудничать получится дольше. И - проговаривать сценарии с самого начала, чтобы не получилось так, что один спит и видит exit через полгода, а другой готов блокировать все попытки продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Мне показалось что тема выбора, поиска и оформления отношений с кофаундером не освещена.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

А здесь эта тема и не освещалась. Будет отдельная главка на эту тему в конце книги. Я там буду рассматривать разные популярные вопросы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Александрович

Объясните, плиз бестолковому. Вот есть например два кофаундера, один кодит, другой продвигает. Вот сделали они продукт, который зарабатывает денежку. Зачем им деньги то? Проект и зарабатывает деньги...

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Прежде чем продукт запустить, надо над ним поработать. Значит пока ты его пилишь у тебя должны быть средства на жилье-былье, это раз. Два. Проект есть юрлицо. Патентные поверенные, бухгалтер, госпошлины, налоги, а так же услуги сторонних спецов. Кода мало, он должен быть в хорошую бумажку завернут, у продажника тоже трат много., очевидных и банальных. Оборудование, хостинг, да всего и не перечислишь. Прежде чем проект заработает свою первую денежку в него надо этой денежки и времени вбухать гору!

Вопрос даже шокировал, по правде говоря)

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

И вбухивая время и средства будь готов, что проект не заработает. Как в статье. Либо сначала начинай, сказав спасибо за опыт, либо забей и иди работать кем ты там умеешь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Александрович

Регистрация торговых знаков - 15 тыр, налоги -6% от дохода, все остальное ни о чём.

Если инвестор будет налоги платить, так всегда будет?

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

15 это пошлина государству, патентный поверенный около тридцатки если не больше себе возьмет. 6% это пример УСН у ИП. Налогообложение разное, и далеко не всегда это упрощенка. Людям надо платить заралату, а помимо нее 30% по фондам. Да, налоги - неотъемлемая часть дела и да инвесторские деньги идут и на них.

Вы как с другой планеты. Как было бы здорово, если бы все было даром. Расходка с техникой даром, работники за идею, налоги платить не надо. Вот лафа. Пили себе проекты, зарабатывай и все трать.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Виктор Александрович

Это Григорию

Ответить
Развернуть ветку
John Petrov
> «В одиночку вы ничего не добьетесь»
> Есть даже статистика по американским стартапам. >> Согласно ей, практически все из них, что добились успеха, имеют по два-три фаундера.

BS. Статистика то может и есть. Только из неё совсем ничего не следует. Она говорит лишь о том, что компаний с 2-3 основателями больше всего. И ничего более. По статистике, например, количество автомобилей больше, чем самолётов. Однако, это абсолютно не означает, что передвигаться предпочтительней на автомобилях. Всё зависит от конкретной ситуации. Вместо автомобиль / самолёт, подставьте автобус / велосипед, вертолёт / космический корабль или что либо ещё. Первая глава была хороша, начало второй - тоже неплохо. А вот конец так себе, увы.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Danilova

Мне показалось, что во второй главе больше воды, чем в первой. Хотя она очень может быть полезна совсем новичкам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Семёновых

Кстати, по всем правилам сериалов, в начале серии, нужно напомнить про содержение предыдущих, а также дать шанс тем, кто впервые читает статью из серии))
Например.
В предыдущей статье была речь про это, это и это [ссылка]. Содержание книги со ссылками на все статьи серии смотрите здесь[ссылка] или что-то такое.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Ссылка на все серии – это кнопочка "Антистартап" и ссылка "Антистартап" в подзаголовке главы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Я по большей части технарь, MVP шлема виртуальной реальности создал один, но нашёл таки других нужных людей (ещё более технарей) для проекта, занялся маркетингом и привлёк первых клиентов(предзаказы). Теперь, выходит мне следует заняться маркетингом и продажами, но отпускать технические детали проекта не получается... По-моему, основатель должен быть как человек-оркестр, который обладает широкими компетенциями и может разобраться в другой области, пусть и не так быстро и эффективно, как более узкий специалист или член команды. При этом находить и организовывать нужных людей - это тоже важное качество. Наверное, нам не помешала бы помощь ментора.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov

Много успешных людей-оркестров ты знаешь?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vitaly Kuznetsov

Про поиск кофаундеров.

Возможно баян и выше описали, не осилил все детально прочитать, извините если что.

Рекомендации из моего горького и не очень опыта.

Чтобы найти кофаундера надо

- лет 5 профильно в одном направлении поработать;

- добиться определенного успеха в карьер;

- основать одному свой стартап и завалить;

- походить на разные тусэ;

- присоединиться кофаундером;

- завалить еще стартап;

- основать еще один стартап и найти кофауендера;

- и снова просрать стартап;

- найти вначале кофаундеров, проверить схожесть жизненных стратегических ценностей и потом уже начинать стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii German

Аркадий, как правильно понять вашу мысль?

"Ценности в том, что вы пришли с великой идеей из серии «я сделаю такое место, где все продавцы могут выставлять свои товары, а все покупатели их покупать», нет никакой."

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Ровно так, как я говорю. Ценности в этой мысли нет. Ценность может появиться в реализации.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Dmitrii German

Есть один нюанс) я пишу вам из Тюмени...

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Еще одна есть проблема у бизнес-стартаперов - я не хочу ничего делать, не умею и не знаю никакой области, но я хочу давать советы как вести бизнес, красиво жить и получать очень много денег за участие в стартапе(бизнесе).

Ответить
Развернуть ветку
FutureTechStars

Непременно дайте знать, как сумеете такое построить. А то мы, дураки, менторы-эдвайзеры, все мучаемся, бегаем и лоха ищем..

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда