Офтоп
Михаил Грин
1009

Предприниматели и популярность. Три подхода к публичности, среди которых придется выбирать

За 5 лет работы в мире медиа мне часто приходилось наблюдать и участвовать в публичных активностях предпринимателей. Для себя вывел примитивную, но рабочую классификацию из трех основных типов бизнесменов, которые по разному относятся к популярности.

В закладки

Кто-то удовлетворяет жажду славы, другие - раскачивают ажиотаж вокруг проекта, а некоторые вообще не используют, как инструмент.
Делюсь наблюдениями, которые помогут лучше понять реальный смысл очередных статей о предпринимателях и разобраться, как эффективнее работать с этим каналом продвижения.

Первый тип. Большие любители славы и уважения

Эти господа уже, как правило, многого добились, а иногда и побывали в списке Forbes. Но теперь в них что-то проснулось и не дает покоя. Будто Стэнли Ипкисс примерил маску и куражится. Возможно, кому-то не дали сыграть зайчика на новогоднем утреннике в школе, а другой вообще хотел стать певцом, это уже забота психологов — объяснять их мотивы.

Менее опытным предпринимателям следует понимать — эти люди, с которых вы берете пример, пытаетесь в чем-то подражать или учиться, слушая их советы, просто хотят быть популярными и почитаемыми.

Их тщеславие сейчас не меньше страсти к накоплению. Они идут на сцену не ради быстрых денег, как инфобизнесмены, а ради сцены. Они хотят быть голливудскими звездами, рок-звездами больше чем наставниками.

Бизнесмен Евгений Черняк — один из успешных примеров тщеславных предпринимателей. Многим был знаком бренд его компании, но теперь в предпринимательской среде знают и его канал на YouTube, где можно найти довольно неплохие интервью.

Менее удачливый коллега Черняка по пиару, Игорь Рыбаков, видимо, испытывает проблемы со вкусом к информации. Как ни активность, так какая-то нелепица (не всегда, но часто). То сомнительные шутки в красных штанах про крышу и братков, то странные клипы с Дмитрием “Незнаюкакаямаржа” Портнягиным и Эриком “10000приседаний” Давидычем, теперь вот очевидные “инсайты” в колонке на vc.ru.

Главный инсайт для Рыбакова — просить Черняка найти ему нормальных пиарщиков. И если тот не подложит свинью, а Игорь не будет диктовать специалистам, как работать, то дела с публичными активностями наверняка могут пойти вверх. А пока на это больно смотреть — статус предпринимателя из списка Forbes уже не смягчает pr-провалы за пределами YouTube.

Второй тип. Стратеги и практики

Тут есть два подвида. 1. Самостоятельный — основные решения герои принимают лично и концентрируют внимание на себе. 2. Аутсорсинговый — работают только с помощью пиарщиков, чаще привязывают активности к продукту или компании.

Тиньков и Маск, это успешные примеры первого подвида. Из-за самостоятельности в пиаре — сложно понять, где именно они врут.

Такие предприниматели могут годами успешно дурачить публику и наращивать обороты, успешно продавать и открывать новые бизнесы. Все благодаря склонностям и развитым умениям правильно коммуницировать, быть на виду, понимать, как аудитория отреагирует на ту или иную информацию. Есть тут и доля тщеславия, но преобладает разумный подход.

Не всегда им удается удержать правильный баланс между реальной деятельностью и пиаром, между правдой и ложью. Тогда случаются такие фейлы, как с Портнягиным и прочими горе-бизнесменами, которых также можно отнести сюда.

Второй подвид (Аутсорсинговый) отличается крайне прагматичным подходом и чаще работает в инфополе на коротких дистанциях. Надо продать инвесторам проект или раскачать аудиторию перед запуском продукта?

Ок, нанимаем лучших пиарщиков, максимально раскручиваем ажиотаж вокруг проекта, команды, основателей, технологий, продукта в приличных изданиях и сворачиваем активности, как только добьемся цели.

Очень часто все интервью причастных выходят только в текстовом виде, истории о создании и развитии бизнесов притянуты за уши и вычитаны под интерес читателей для нужного впечатления. Процент правды в таких публикациях может не достигать и четверти.

Среди традиционных бизнесов таким образом действуют чаще всего те, у кого дела идут не очень: бизнес терпит убытки и нужен инвестор, упал интерес аудитории к продукту, нужно показать бурную деятельность акционерам или инвесторам и тд. Но чаще всего к аутсорсу для пампа прибегают венчурные, инфобизнесовые, финансовые и криптовалютные проекты.

Различить такие, не всегда честные и оттого не всегда полезные, интервью и истории компаний (от предпринимателей обоих подвидов) неискушенному читателю тяжело, ведь они публикуются в тех же разделах СМИ, что и материалы третьего и самого интересного типа предпринимателей.

Третий тип. Они работают, им некогда (или просто отмалчиваются)

Самые правдивые истории, самые реальные кейсы и самые полезные интервью с советами получаются именно у третьего типа предпринимателей. Они либо молчат и этим никому не вредят, либо дают настолько ценную инфу, полученную кровью и потом, что материал становится хитом и разлетается на цитаты.

Найти и по-настоящему разговорить такого предпринимателя — большой успех для журналиста. И даже после успешной публикации эти люди не остаются на слуху, ведь им просто некогда или неохота раздавать интервью и рассказывать истории.

Наиболее полезными будут материалы представителей третьего типа из сегмента малого и среднего бизнеса. Все равно такие гиганты, как Галицкий, например, мало что могут рассказывать на публику, а прикладной опыт SMB — то, что нужно большинству предпринимателей.

Мы хотим читать правдивые истории о реальном опыте бизнесов, работающих в условиях похожих на наши. Но хочет ли этого бизнес? По большому счету — да, многие понимают, что присутствие в медиа вредно, только если делать что-то совсем незаконное и о вас пишут по итогам брифинга в МВД. В остальном, только польза и комплексный эффект на узнаваемость компании.

Однако есть проблема: среди владельцев интересных историй много тех, кто считает, что их опыт не такой уж уникальный, а они сами — неважные рассказчики. Позвольте разобраться в этом авторам и редакторам СМИ, которые имеют дело с историями каждый день.

Попробуйте ответить на два простых вопроса и предложить хорошему автору взглянуть на ответы. Я обычно задаю эти вопросы для экспресс оценки материала на привлекательность:

  • Кто герой истории?
  • Что он сделал или что произошло с ним?

Например, бывший чиновник запустил приложение по отслеживанию движения общественного транспорта, а домохозяйка открыла мини-отель для кошек или математик без инвестиций создал тревел-сервис с дневной аудиторией в миллион человек.

Предприниматель может запросто прислать краткое описание своего кейса, которое получилось после ответа на вопросы выше, автору, чьи статьи ему нравятся и уточнить, интересует ли такая история. Это нормальная практика.

Журналисты за годы сортировки входящей почты нарабатывают “чутье” на потенциально интересные случаи, поэтому постараются не упустить шанс подготовить полезный и популярный материал.

Что делать дальше?

После того, как все кейсы описаны, ко всем данным и происшествиям, касающимся компании сделан подход с точки зрения журналистики, а ваши эксперты уже рассказали все инсайды — можно продолжать работать, чтобы было о чем писать дальше :)

То есть, в компании, где что-то делается, кроме пиара — всегда будет о чем рассказать. Особенно, когда есть пиарщик с журналистским бэкграундом, который рассмотрит любопытные кейсы раньше всех (только не такой, как у Рыбакова). Хотя, может и не пиарщика вина, ведь клиенты того же Чичваркина, случается, возвращают в магазин отличные вина из-за отсутствия вкуса.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Грин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 9, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 87168, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 09 Oct 2019 13:23:56 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 87168, "author_id": 268318, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/87168\/get","add":"\/comments\/87168\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/87168"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

А это не тот Рыбаков, который после выступления Арнольда Шварцнеггера на "Синергии" в Питере начал разбрасывать в зал 20 тысяч долларов?
(слава Павла Дурова, который запускал самолётики из 5-тысячных купюр, наверное, не даёт покоя?)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }