Не сошлись ценностями: как определить, что у вас с партнёром разные принципы и мешает ли это бизнесу?

Одна из Топ-5 причин развалившихся бизнес-партнерств звучит, как «мы не совпали по ценностям». Обычно за этим скрывается – «пытались договориться, но уперлись в принципы (читай: ценности), и они у нас оказались до боли разными». Насколько, вообще, важно в бизнесе совпадать по ценностям? Давайте разбираться.

Не сошлись ценностями: как определить, что у вас с партнёром разные принципы и мешает ли это бизнесу?

Если коротко, моё мнение как модератора бизнес-партнёрств в том, что бизнес на разных ценностях построить МОЖНО. И таких примеров я знаю предостаточно. На партнёрских сессиях периодически даю упражнения на ценности и, поверьте, многим партнёрам даже спустя 25 лет совместной работы бывает, чем удивить друг друга.

Что такое ценности и как они влияют на бизнес?

Любой человек – хоть в жизни, хоть в делах, действует, исходя из своих ценностей. Ценности – самые важные смыслы, ради которых мы живём. Это семья, профессия, здоровье, свобода, творчество, стабильность. У каждого – свой набор.

Какие бы выборы мы не совершали, все они так или иначе отражают наши ценности. Важно для нас здоровье → мы всегда найдём время для спорта. Важна для нас безопасность → мы в любой ситуации будем избегать рисков.

Если вдруг поступки перестают соответствовать внутренним принципам, это может привести к очень печальным последствиям – депрессии и другим расстройствам.

Ценности напрямую влияют на партнёрство в бизнесе.</b> К примеру, один из совладельцев выступает за дела в «белую» и спит плохо, если налоги в казну не уплачены. А второй всю жизнь осознанно торгует «из-под прилавка» и видит определённую философию в этих действиях. Или же один про экологию и ESG, а второй косится на единственный парк в округе с целью застроить жильем.
Очевидно, что при подобном раскладе совместное дело будет вести сложно. Хотя даже в таких случаях, можно найти компромиссное решение – был бы на то запрос и мотивация.

Как быть, если ценности у партнёров разнятся

Давайте на примерах. Допустим, моя ценность — кратное развитие, а ценность моего визави – стабильность и традиции. Это совершенно не значит, что мы не можем построить партнёрство. Очень даже можем. Просто здесь надо понимать, что наш бизнес — это не ты или я, а третья самостоятельная сущность. Да, её образует симбиоз наших ценностей и принципов. Но чем больше она разрастается, тем громче начинает диктовать свои правила.

Общий бизнес — это не "ты" или "я", а третья самостоятельная сущность со своими ценностями.

И вот здесь кроется вся соль. Партнёрам важно понимать, где в этой новой сущности их личные ценности совпадают, а где нет. К примеру, мы одинаково смотрим на бизнес вдолгую. Но в то же время моя матрица ценностей строится на постоянной динамике – мне важно быстро и кратно расти, пусть через перемены. А мой партнёр более стабилен, ему важно вникнуть в суть, подольше поработать над продуктом, поддерживать традиции и т.д.

Это повод для разрыва? Абсолютно нет, это коридор для переговоров. Я говорю своему партнёру – давай быстрее запускаться, пока рынок на пике. Он мне – продукт не готов, всё неидеально и прочее. Я ему возвращаю, – для бизнеса важнее запускаться сейчас, иначе упустим время, сольём всё конкурентам. И таких переговорных треков может быть несколько. Пока не договоримся.

Хотя может получится так, что и не договоримся. В этом смысле наши ценности – это фонарики, которые подсвечивают, насколько нам с партнёром по пути. Насколько мы со своими ценностными установками можем сосуществовать в рамках ценностей совместного бизнеса.
И вот здесь каждый решает сам, что перевесит – собственные принципы или ценности самого бизнеса.

Общий бизнес на разных партнёрских принципах

Я знаю с десяток примеров, когда в очень крупных проектах мажоритарные партнёры транслируют какие-то одни ценности – экологичность, сотрудничество и т.д. А младшие партнёры вразрез исполняют роль «питбулей», которые "грубо поступают с конкурентами." Возможно, это неправильно с точки зрения классического тимбилдинга, но бизнесу это даёт определённый профит.
В паритетном партнёрстве, где собственники с равными долями, а компания – небольшая, всё сложнее. Там важно, чтобы ценности совладельцев как можно плотнее совпадали. Иначе есть риск сильно затянуть процесс принятия решений в переговорах и компромиссах.

Как понять, какие у нас с партнёрами ценности

У меня в практике был случай, когда партнёры были знакомы со школьной скамьи и вроде бы знали друг друга вдоль и поперёк. Когда стали разбираться, почему не идёт общий бизнес, выяснили, что у них почти не было общих ценностей. Один по природе – «идеолог», другой – чистый «материалист». В конечном итоге, они пришли к компромиссу и экологично расстались. Но всё могло закончится хуже.

Не сошлись ценностями: как определить, что у вас с партнёром разные принципы и мешает ли это бизнесу?

Поэтому рекомендую при заходе в паритетное партнёрства «тестировать» друг друга не только на «совместимость характера», но и на сходство по ценностям. Я использую собственную инструментальную методику. Если интересно, расскажу о ней подробнее. Пишите в комментариях. Так или иначе вопрос ценностей обсуждается на партнёрских сессиях перед заключением партнёрского соглашения.
Вы же можете просто поговорить с потенциальным партнёром. Конечно, будет странно, если вы в лоб спросите – а какие у тебя ценности? В лучшем случае, вам ответят что-то стандартное – семья, дети, мир во всём мире.

Правильнее будет поговорить на «общие» темы и задать несколько вопросов:

  • что для него важнее всего;
  • чем он любит заниматься;
  • что ему приносит удовольствие и радость;
  • о каких жизненных выборах он сожалеет;
  • что для него приемлемо, а что нет;
  • каким видит своё будущее в идеале и т.д.

Необязательно устраивать для этого сессию. Вопросы можно задать в контексте лёгкой, дружеской беседы. Ну и, конечно, одновременно важно определиться со своими жизненными принципами: что для вас важно, с чем вы можете мириться, а с чем нет.
Ещё больше ключевых тем партнёрства и партнёрских отношений раскрываю в своём ТГ-канале:

2.2K2.2K показов
484484 открытия
5 комментариев

Очень интерсная статья!! и актуальная)) скажите, а что за карточки на фото?

Ответить

Добрый день! Это наши авторские карточки на проработку ценностей, мотивации и функционального распределения. Сейчас готовится новый тираж, он выйдет в начале ноября. Расскажу об этом в своём ТГ-канале

Ответить

Я то думала, что статья про выбор партнёра по жизни, любимого человека, а тут бизнес-рекомендации. Но в любом случае, общие ценности и в том и ином случае должны объединять

Ответить

Это, безусловно, так. Но есть и отличия - бизнес на разных ценностях возможен, а в личные отношениях это сложнее.

Ответить