Письмо в редакцию: Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году Статьи редакции

В редакцию ЦП пришло письмо совладельца компании amoCRM Михаила Токовинина. Он полагает, что рынок веб-разработки и digital-агентств медленно умирает, а предпринимателям, которые хотят сохранить максимум сил и средств, следует сосредоточиться на организации для своего бизнеса «быстрой смерти».

Как и многие интернетчики, свои первые деньги я заработал на разработке сайтов. Я и продолжаю этим заниматься, являясь совладельцем компании AIC-Qsoft, которая, по последним рейтингам, входит в пятёрку ведущих веб-студий России.

Будучи заодно ещё и одним из учредителей Ассоциации Интерактивных Агентств (АИА), я более или менее представляю себе, как обстоят дела во всех основных конторах по веб-разработке в стране. Проще говоря, я в теме. И вот, что я хочу вам сказать. Похоже, бизнес веб-разработки, веб-студий или «диджитал-агентств» умирает.

Начну издалека. В 2002 году мой близкий друг обеспокоился тем, что выручка принадлежащей ему сети видеопрокатов не растёт, а даже немного снижается уже много месяцев подряд. Он склонялся к версии, что виноват был слабый руководитель, поэтому решил уволить генерального директора, а на его место поставить молодого и амбициозного парня — то есть, меня. Так я возглавил сеть из 11 видеопрокатов в разных районах Москвы и получил свой самый ценный опыт — опыт работы на падающем рынке.

Сегодня, в 2015 году, очевидно, что судьба видеопрокатов была предрешена. Наше предприятие, несмотря на мою кипучую деятельность, тоже в итоге разорилось и было через два года закрыто. Я занялся веб-разработкой, а из той истории сделал два важных вывода:

  1. Находясь внутри падающего рынка невозможно понять, что он падает. Да, задним числом мы все умные, а тогда, в 2002 году, даже стороннему наблюдателю было сложно определить тренд, а уж находясь внутри котла, ни у кого не возникало ни малейшего сомнения, что бизнес этот будет жить и процветать вечно — надо только что-то немного реформировать, например, вложиться и перейти с VHS на DVD (смешно вспомнить). Мы и не могли думать по-другому. Мы видели, как каждый день к нам заходят сотни посетителей и берут эти кассеты. Сегодня пришло 599, а не 600 человек? Ну так это просто сезон такой или мы работаем плохо. Разворот рынка происходит плавно, еле заметно. Просто каждый месяц в кассе оказывается чуть меньше денег, вам всё время немного не хватает, а чтобы сводить концы с концами, надо постоянно «чуть-чуть поднапрягаться».
  2. Проявляя недюжие предпринимательские способности, действуя энергично, вы, конечно, можете вдруг начать расти даже там, где всё падает (у нас было такое). Вы можете даже начать что-то зарабатывать, но делать это будет с каждым месяцем всё сложнее и сложнее. Скрытые ресурсы для роста скоро иссякнут, и вы всё равно придёте к разорению, просто чуть позже. Нужно не держаться изо всех сил и бороться с ветром, а действовать ровно наоборот — надо побежать вниз быстрее рынка. С опережением резать затраты, жёстко сокращать инвестиции, без сожаления закрывать убыточные части бизнеса. Сделать всё, чтобы успеть выжать из умирающего последние соки и направить их на переход в другой рынок.

Кроме того, у меня выработались какие-то условные рефлексы, интуиция — тонкие сигналы. Когда я вижу умирающий рынок, что-то мне начинает казаться знакомым, повсюду слышатся тревожные звоночки.

И я хочу сказать, что похоже, рынок разработки веб-сайтов начал умирать .

Давайте порассуждаем. Количество создаваемых веб-сайтов будет уменьшаться. Малому бизнесу сайты больше не приносят клиентов (например, зачем сейчас делать сайт гостиницы или таксопарка), крупные заказчики тоже перестали клепать сотни промо-сайтов для каждого продукта, а всё больше сконцентрированы на разработке больших и технически сложных порталов.

Что из себя представляют теперь сайты банков или интернет-магазины? Никого не интересует сам сайт — они все стали приблизительно одинаковыми.

Теперь важнее научиться получать трафик, уметь его обрабатывать, утеплять лиды разными инструментами, вроде ретаргетинга или рассылок, интегрировать разные каналы коммуникации. Возьмите как пример сайт geico.com (мировой лидер по продаже страховок в онлайне) — где там чудеса веб-разработки?

Спросите участников рынка. Все признают, что работать стало чуть хуже, цены обосновывать чуть сложнее, а работать чуть больше. Где-то я эти «чуть-чуть» уже видел. Это те самые «минус 1%» в месяц — самый главный симптом разворачивающегося вниз рынка.

Да, можно списывать всё на кризис, время года или политическую обстановку в Иордании. Но это ошибка. Если во время кризиса на чем-то начинают экономить, то скорее всего, это «что-то» было уже не нужно. Кризис лишь ускоряет происходящие процессы. На растущем рынке кризис может сказываться даже положительно (например, мой второй бизнес — amoCRM, растёт в этом году быстрее, чем в предыдущем).

Вам кажется, что мир без сайтов невозможен, что бизнесы будут продолжать их делать всегда и не смотря ни на что? Нам тоже казалось в 2002 году, что люди будут всегда смотреть дома кино. И мы были правы. Только не надо было путать потребность в развлечениях, в кино и спрос на услуги проката кассет и DVD.

Бизнесу не нужны сайты. Бизнесу нужны продажи, нужно обслуживать клиентов.

Что делать, если я прав и спрос на услуги веб-разработки падает? Как я написал выше — бежать впереди лавины. Беспощадно отказываться от убыточных проектов, инвестиций и прочих творческих отклонений. Вытаскивать все возможные ресурсы и направлять их на построение нового бизнеса.

Какого бизнеса? У меня есть идея, но я не могу ей с вами поделиться. Скажу лишь, что реклама (и digital-реклама) тоже умирают.

Чтобы понять, что будет востребовано в будущем, попробуйте ответить себе на вопрос: «Что нужно таксопарку в мире, где есть Uber? Что купит у вас отель, если есть Booking.com? Что делать интернет-магазину рядом с “Яндекс.Маркетом?"»

0
207 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Pesenka

Спс, очень демотивирующе.
Пойду на водителя трамвая учиться

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мухаметов

Хорошая, между прочим, профессия, полезная.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Stepanov

Дядь, тебе 18 лет всего-то. Не слишком ли рано демотивироваться?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Novov

Спокуха, пацаны. :)

Ответить
Развернуть ветку
ququ

И о чем это говорит? По-вашему, инвестор будет вводить в гугле "стартап" чтобы в него деньги вложить?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Rodin

Алексей, не подскажите, из какого сервиса скриншот?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Denis Beskov
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nick Olai Erlan

Автор прав. Уходит эпоха, когда программеры могли легко впарить за несколько сотен тысяч, а то и за пару лямов бесполезный сайт. Кончилась массовая истерия по этому поводу, заказчики чуть поумнели. Но, автор, может... маркетингу научился бы что ли? Стал бы делать то, что клиентов людям приносит. Не нужны сайты малому бизнесу? Всё равно не работают, и.т.п.? У Вас может, автор, и не работают, а то, что я и мои ребята делаем для своих клиентов очень даже работает. Я маркетолог, который знает как использовать сайты и весь прочий digital. Мой рынок растет, а Ваш, автор, падает.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Nikiforov

Затаив дыхание, ждем ошеломительных цифр.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Stepanov

Да нет, автор прав. Еще 3-5 лет назад была тенденция, когда у одной компании было по 2-3 сайта:
Сайт визитка
Сайт о продукте(а)
Сайт о продукте (б)
Сайт - партнерка

Сейчас такого нет - все схлопывается к одному большому веб-порталу + лендингам + мобильным аппам. Полистайте ЦП, тут регулярно кто-то из отрасли пишет о том, что все плохо(особенно быков).

Плюс сейчас шаблоны начинают расти. Если кто-то доведет до ума шаблоны, то отрасль резко схлопнется. Выяснится, что компании "Рога и Копыта" проще купить макет за 3$ и отдать фрилансеру на доделку, чем отвалить пол миллиона на сайт. И параллель с видеопрокатами напрашивается. Сама по себе отрасль никуда не денется - но все сведется к более простым механникам. Проще купить шаблон и довести его внутри компании самостоятельно, чем идти в агентство, составлять ТЗ, продумывать логическую структуру(которая у многих очень похожа), платить деньги за дизайн, верстку, разработку прототипа и не получать никаких гарантий(берем среднее по больнице).

Вторые, кто выкатятся на этом рынке - юзабилисты, так как все эти шаблоны не заточены под ключ, а просто скопированы, такой сайт-шаблон нужно причесать, поэтому услуги студий по юзабилити должны тоже взлететь.

И наконец, мобильные аппы - я бы пока не стал ставить на то, что они сильно взлетят.

Что касается рекламы - то тут все спорно, во первых рынок рекламы, сам по себе меняется - та жа наружка ушла в диджитал, а сам диджитал перерос от CPM к CPA. Плюс пресловутым программатиком уже не просто пахнет, а воняет.... С рекламой не могу дать прогноз, но то что отрасль меняется - факт. Пока что вроде предпосылок нет)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Кувшинов

Вы бы хоть почитали сначала про автора, товарищ "моркетолог"

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuteynikov

Автор и сделал amoCRM, которая с успехом продается у нас и за бугром.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пирогов

(желательно не на PHP). :D

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shvets

Все верно, но надо понимать что большинство серьезных сервисов как раз таки имеют свой продакшн, потому что это не визитка - один раз создал и все - а такие проекты постоянно дорабатываются

Ответить
Развернуть ветку
Re-l Mayer

уже около 5 лет веб-студии уходят. а сейчас где-то с 2013, даже обычным обывателям сайты и бложеки стали не нужны. просто иметь сайт обывателю стало не модно. так же как морально умер жж и понятие "дневник" из элитной тусовки прошлых эпох и превратился в текущую мусорку. сайты для бизнеса, сайты для пользователя - все этим наигрались. особенно пользователи, сейчас стоит только забить на свой сайт, перестать обновлять и следить, он тут же зарастет спамом или взломают его. по этой причине все и забили, ведь люди создавали просто поиграться, но не думали, что придется работать как на работе над своим проектом. сейчас проекты создают только те, кому это нужно. от балды люди не делают, не модно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Grammakov

Интересно написано, много спорных моментов, но потом я зашел на сайт студии автора и увидел надпись "Hi-load разработка" :(

Ответить
Развернуть ветку
Ицтерские Данелянды

Да все понятно с этим "экспертом".

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Балашенко

Малый бизнес это таксопарки, банки и гостиницы? Окей.
Порадовал тег : "я умный". Не зря же автор придумал супер пупер идею.
Бредовая заметка, таких предсказателей были сотни и все спокойно дальше работают и отрекаются от своих слов через пару лет.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Beep

Так это чтобы побольше к осени с рынка свалили

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лещенко

Не плохой способ демотивировать конкурентов

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Mikeles

Тупейшая статья. Странно это слышать от руководителя "топ-5" студии...

Рынок ПК умер уже много раз и воскрес. Рынок сайтов умирает с каждым приходом новых технологий.

Рынок видеопроката умер и воскрес в виде "кинотеатров". А скорее его вообще и не было. Глупость с вашим видеопрокатом в том, что этот рынок появился случайно из-за отсутсвия каких-либо прокатных процессов в России, как только они наладились - все ушли в кинотеатры. Сейчас уже и онлайн кинотеатры. Все это видеопрокат. прокатывается фильм на физическом носителе, экране или онлайн - это все видеопрокат.

Сайты были только html странички. С появлением PHP все оживилось. HTML сайты умерли, появился интерактив.

Потом умерли просто набор скриптов, появились CMS. Умерли обычные CMS, появились "веб приложения".

Вообщем автор обычный фарсовщик "купи-продай", не понимающий тренды.На рынок как и все фарсовщики в России попал случайно...Беда нашей России с такими "топ-5" студиями - вот кто является все проблемой индустрии, низкоквалифицированные руководители не понимающие что такое рынок и технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ицтерские Данелянды

Самопиар же. Тег "я умный" говорит о многом.

Ответить
Развернуть ветку
Мишаня Леонович

Если знаешь что-то важное - молчи и делай.

Ответить
Развернуть ветку
anntttoooonnnnn

Ну зачем ты это сказал! :)

Ответить
Развернуть ветку
Автор неизвестен

Конечно умирает. WIX и прочие этому причина, а не потому что люди перестали заказывать "сайты под ключ за 9999 рублей".

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Мало того, но сейчас выгодней иметь группу вконтакте с подписчиками, чем сайт.

Я не имею в виду, что для крупного бизнеса это годится, но для какой-нибудь веломастерской и ателье штор - это лучшее решение.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Крылов

Сам там делаю

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников-Введенский

Я конечно не знаю, но сейчас, после ряда увольнений из разных сфер, народу повалило в интернет продажи и прочую фигню очень много. Конечно эти люди не идут в "топ 5" агенств, где просят "50 триллиардов" за 4 кнопки и надпись (утрирую).
Эти люди качают CMS, ставят шаблон и торгуют.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукин

Еще Бизнес Молодость на это неплохо повлияла - куча ее адептов, наслушавшись учителей, барыжат лендингами и учат "как зарабатывать в интернетах". Тьфк.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Вихарев

Михаил, решил поднять хорошую тему, хотя и раскрыл ее плохо!
Да все знаю, что рынок digital в низком и среднем сегменте рано или поздно умрет! (Низкий сегмент - 2-3 года, Средний сегмент 5-8 лет) Но digital в высоком ценовом сегменте останется еще на долго. Эксперты будут всегда востребованы, хотя и не в таком большом количестве.
Почему средний и низкий сегмент умрет? Хорошая тема для дискуссии.
Возьмем например тот же 1С-Битрикс. И слепому видно, что данная компания пытается сделать продукт "Управлением сайта" для маркетолога. Сегодня еще не все маркетологи владеют познаниями, чтобы полностью самостоятельно сделать себе сайт. Но через 3-4 года при помощи своей партнерской сети, которая занимается как раз обучением и шлифовкой продукта, уже большая часть маркетологов сможет сделать полноценный сайт. И зачем тогда маркетологам будут нужны студии?

P.S. Все что я написал это лишь мое личное мнение и рассуждения в слух!

Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam
чтобы полностью самостоятельно сделать себе сайт

Это не маркетологи.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виталий Коверник

еще стоит отметить и Marketplace.1c-bitrix.ru - зачем создавать сайт для малого бизнеса, если можно его купить и допилить в два раза дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дмитриев

1C Битрикс - совершеннейшее убожество. Даже у многих бесплатных CMS с удобством использования как-то получше.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бачалдин

Автор в чем то прав, просто рынок меняется и это естественно.Но зарабатывать на рынке создания сайтов останутся только профи. Школота, которая сбивает цены и уводит клиентов, скоро отвалятся сами по себе.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников-Введенский

Если в области остаются только профи - это и есть смерть рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

А не наоборот?
Я у микробизнеса вижу "дешевый лендинг - Директ - и вперед..."

Ответить
Развернуть ветку
Ицтерские Данелянды

Суть кризисов в том, что обрушение идет наверху. А таджики требуются в еще большем количестве.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Я всё жду когда начнут выть дигитал агентства...
Но цитата...
"Спросите участников рынка. Все признают, что работать стало чуть хуже, цены обосновывать чуть сложнее, а работать чуть больше. Где-то я эти «чуть-чуть» уже видел. Это те самые «минус 1%» в месяц — самый главный симптом разворачивающегося вниз рынка."
________
Работать нужно не больше и обосновывать чуть лучше, а нужно просто работать НОРМАЛЬНО, не для себя "тяп-ляп вот вам сайт за 200к" а для целей клиента...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пономарь

Как можно говорить о смерти эпохи сайтостроения, когда сейчас дети не просто проводят время в интернете, а живут в нём!

Подростки от смартфонов не отлипают. Причем, те кто поумней давно забили на социалочки и проводят время на профильных сайтах, как минимум узнавая что-то новое. Те, кто по глупей продолжают лайкать в ФБ, ну а самые самые ставят сердечки в ВК без устали.

Стартапов (приложений, продуктов, сайтов) с каждым днем всё больше и больше (об этом свидетельствует уже приведенный в комментариях скрин с Google Trends).

Автор, если вы имели в виду, что такие проекты как Народ.ру и Укоз помирают, то и скатертью дорога. Да, действительно эра убогих сайтов-визиток уходит в прошлое, те кто умел делать сайты в блокноте на чистом html и впаривал их наивным клиентам в качестве супер корпоративного ресурса либо перестроятся под нынешние реалии, либо пойдут водить трамваи.

С каждым днем заказов на продвижение в интернете и на создание действительно качественных сайтов всё больше. Владельцы нормальных автосервисов давно уже сделали свои сайты, а также странички в соц. сетях, медицинские клиники сделали автозаписи на прием прямо на сайтах, а также с телефонов, крупные магазины реализовали колосальные логистические схемы за счет своих сайтов и доставляют товары по всей стране. Сейчас весь бизнес переходит в веб!

Интеграция сайтов с мобильными приложениями, выход на новые рынки, упорщение регистрации клиентов, возможность удерживать постоянную аудиторию, а также наращивать её - всё это невозможно без собственного сайта.

Так что, ИМХО, статья бред, автор - без обид! Тема поднята интересная, я бы даже сказал - вирусная, но смысловая нагрузка никоим образом не связана с современными реалиями.

Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam
Владельцы нормальных автосервисов давно уже сделали свои сайты

А зачем они им? Они типа потом сеошника нанимают с контекстником которые сидят на шине и фигачат сутками ради топ 10 на Ян и Гу ?

По моему, хватит страницы в гугл-бизнес или аналога в яндексе и все, остальное сделает поисковая машина.

ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Лев Щенин

Отличная статья! Заставляет задуматься... Ведь не зря говорят, что самое трудное занятие на Земле - думать собственной головой...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Lashkov

Сама постановка вопроса несколько странная. Как будто «сайт», это какая-то абстрактная вещь. Важны и вопросы юзабилити и, в большей даже степени, контент, который на нем представлен и его подача.

Отелю для Booking.com нужен контент (фото, хорошие описания), который можно использовать и на агрегаторах и внутри собственного условного лендинга.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

"Важны и вопросы юзабилити" - это точно не про сайты за 30 000 - 200 000 рублей. Мне так смешно когда студии пишут: "Мы хорошо знаем юзабилити"! Да нет его!
Есть A-B тестирование, на которое нужно время и много усилий. Просто так хороший сайт с большой конверсией не делается!
Есть определенные стандарты интерфейса которые нужно придерживаться, но это 1-2 книги!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya Rostokin W3Promo

Подведем итог базарного дня.
- Михаил пропиарился и пропиарил свой проект
-Рынок усложняется и модернизируется
-Сайты становятся круче и растут по рынку как функциями так и маржинальностью за счет более комплексного подхода к маркетингу
-Сайты будут жить-делаться- студии хорошие будут работать. Вполне возможно в составе более сильных контор
-Работы для профанов все меньше. Развиваться разносторонне надо
-Мы все умрем. Когда то )))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Соколов

Вы меня, конечно, простите, но меня убило вот это - "Что делать интернет-магазину рядом с Яндекс.Маркетом?"
Яндекс.Маркет - это в первую очередь агрегатор тысяч интернет-магазинов. Не будет интернет-магазинов - не будет и Яндекс.Маркета в том виде, в котором он есть сейчас. И, кстати, абсолютно ничего не мешает молодому интернет-магазину торговать через все тот же Яндекс.Маркет.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Иванов

http://obsiralka.ru/site/http-siliconrus-com-2015-07-digital-is-dying-commentform\

Вот что я думаю по поводу этой статьи

Ответить
Развернуть ветку
Anry Renie

Побуду капитаном.

Автор под очень хитрым соусом продвигает свой новый продукт AmoCRM.

Пресловутая идея — автоматизация процесса продаж с помощью AmoСRM.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк
>> Скажу лишь, что реклама (и digital-реклама) тоже умирают.

Спасибо, поржал.

http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/06/03/594923-internet-uzhe-v-sleduyuschem-godu-obgonit-televidenie-po-sboram-reklami

PWC c вами не согласно

>> Рынок интернет-рекламы, напротив, будет расти в указанный период в среднем на 14% в год и к 2019 г. достигнет $4,6 млрд.
Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam

Это затраты на рынок. Дело в том, что простота использования рекламных сервисов приводит к тому, что студии не нужны, т.е. не нужны эти ребята что приносят таблички и рассказывают как они потратили деньги и молчат какой процент они утянули на эксперименты и оплаты своего труда =)

Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam

Не пояснил свое "Это затраты на рынок." - имею ввиду то есть сервисы такие как GAdw, Yandex.Direct, Соловей, прочие - они рубят капусту.

Ответить
Развернуть ветку
primeaudio

Честно, не понимаю, как рынок разработки сайтов может умереть. Я понимаю интернет сайт (в т.ч. свой) как своего рода виртуальный офис, то есть, у меня есть реальный офис, который можно пощупать руками,которому требуется ремонт, продвижение, реклама, в реале, и виртуальный, которому ровно также требуется и редизайн, наполнение новым контентом, создание лендингов под тематические или акционные продукты в виртуальной реальности. Также куча региональных клиентов, предпринимателей, которые ну реально, только выходят в интернет и понимают, что с помощью диджитала можно увеличивать прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
primeaudio

ну и рынок видеопроката не умер, он преобразовался в реальные и онлайновые кинотеатры, скорее он перешел от микробизнесменов более сильным игрокам.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
primeaudio

Другое дело, что рынок уже наполнен, занят теми, кто вышел на него раньше, и конкуренция на нем заметно обостряется.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Морозов

Автор статьи напоминает мне владельца коммерческой недвижимости в центре Москвы, который сдает ее за неадекватный прайс, прохлаждаясь под пальмой на Багамах. - Сэр, мы уже почти год не можем сдать вашу коммерческую недвижимость в центре Москвы, арендаторы просят скидку. - Пошлите всех нахер, все должны платить по рыночным ценам! Что думает арендатор? Ну раз он не может снять это помещение за неадекватный прайс, как и все остальные товарищи арендаторы, которые кажутся нищебродами для арендодателей, то пойду ка я в интернет. Приходит в интернет, звонит в студии по разработке веб-сайтов)))) Деньги то у него есть) А студия как раз топовая как у автора статьи, ну деньги то у него есть) а они ему как те же аредодатели отвечают ......(Потому-что деньги у лоха есть) Ну согласно вашим запросам, мы сделаем вам то что вы хотите за 2-6 месяцев, за супер адовый прайс под лям, ну потому-что мы №1-2-3-4-5(нужное подчеркнуть). Этот бедный неудачливый арендатор и клиент данной веб-студии снова лезет в интернет, и ищет как бы сэкономить. И опа, находятся добрые друзья, родственники, знакомые, которые показывают нашему "денежному мешку", что есть такие проекты как WIX, Webasyst, Битрикс, УКОЗ, и еще сотни подобных готовых конструкторов, с готовыми примерами функционирующих сайтов. И БЛЯ!!! Стоят они не адовый прайс, а нормальные вменяемые деньги. За 5000-50000 рублей, у тебя уже завтра будет готовый интернет магазин, сайт-визитка, портал, лендинг, да все что угодно. А те оставшиеся, 100000-1000000 рублей, которые не захотели брать зажравшийся арендодатель с Багамских остравов, и та студия №1-2-3-4-5 в Росиии, (потому-что они не захотели уменьшить свои аппетиты) можно вбухать в рекламу, и продажи пойдут прям завтра! Никаких арендных каникул, никаких обезумевших дизайнеров для шоу румов, делающие ремонт по пол года, никаких проверяющих органов, никаких продавцов и их обучения, никаких разрешительных документов на въезды машин в центр города по ночам, и прочей головной боли. А за ними, никаких промываний мозгов от топовых студии про А-В тестирования, тут еще нужно 100 тысяч на это, а тут еще 50 на то. Автору статьи надо не колонки писать про "кажется", а на биржу труда за арендодателями коммерческой недвижимости в очередь вставать. Первые, по причине того, что скоро им начнут приходить письма счастья с налогами на имущество по новой кадастровой стоимости, а вторым, потому-что люди у которых есть миллион, явно имеют первоначальные познания в арифметике, чтобы сравнить чем отличается сайт за лям и сайт от конструктора, с теми же самыми функциями.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Roman Gurov

А как диджитал умрёт, если это чуть ли не единственный вид рекламы, метрики которого можно чётко понять? Куда будут вкладывать деньги в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Demchenko

В ясновидящих, которые рекламируют ваш продукт посредством удаленного гипноза, и так же считывают данные по ее восприятию:)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Stepanov

Ну там видимо речь про CPA, когда покупают не показы/клики, а лиды. С учетом того, что АМОсрм, проект михаила думаю он про это и пишет

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трощий

в агрегаторы вкладываться не самая лучшая политика. Свой сайт это свой сайт, а не безликое место среди сотен других, да еще и политика агрегатора может вдруг измениться и с чем останется бизнес. Это антипозиционирование какое то.

Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam

Только что обсудили с коллегой статью. Мы согласны с автором.

[16:33:09] ххх: Это будет естественное очищение
[16:33:14] ххх: Я бы за это выпил даже

Ответить
Развернуть ветку
Илья Шубенок

"Бизнесу не нужны сайты. Бизнесу нужны продажи, нужно обслуживать клиентов." - ну да, Вы это только сейчас поняли?
Да нет, не умирает рынок, растет он. Рынок веб-разработки стал взрослее в России, не более того. Всякие Wix никак не помешали нам работать, вообще, то-есть абсолютно и причина очень проста и многие тут сами знают ее - "Бизнесу не нужны сайты. Бизнесу нужны продажи, нужно обслуживать клиентов.".
На растущем, глупом рынке конечно, все "мастера" заработать, но просто теперь нужно действительно работать, вот и все.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Maiboroda

К сожалению, Михаил точно подметил тенденцию. Драматично при этом, что мы наблюдаем не просто умирание, а скатывание к "преждевременной смерти" целой отрасли. Мудрейший дядька Ицхак Адизес описал жизненный цикл жизни компании и знаменитые этапы детства, давай-давай, юности итд. Для этапа юность (когда первые деньги заработаны, а порядка в башке так и не наступило) главный риск - именно "преждевременная смерть". Смерть по глупости, смерть от бардака, от неспособности повзрослеть. И действительно, веб-студии воротят носы от ценников ниже 200.000 рублей, при этом иногда не умея даже грамотно писать по-русски, не говоря о продажах. Общение при продаже - просто трэш (http://www.cmsmagazine.ru/authors/andrej-majboroda/history-tender-among-digital-companies/). Соблюдение сроков - забавный миф. Когда пытаешься помочь веб-студии выстроить продажи, инфантилизма и банального г888а столько, что лучше бы ты никогда не связывался с ними. И при этом, они еще и чего-то там дерзко чирикают в пабликах и сворачивают себе шеи в попытках переплюнуть соседнего СЕО в крутом селфи. В общем, знаменитая комбинация stupid & arrogant. С другой стороны, слава Богу, что вымирают - наш лес давным-давно мечтает о санитаре. Ведь в принципе, нафиг бизнесу такая незрелая индустрия.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Chefranova

тот случай, когда комментарии интереснее статьи

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

А хотя бы намекнуть на идею нельзя? В какой области вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

В области интернета

Ответить
Развернуть ветку
ququ

Снижение издержек, узкие ниши.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Деев

ну что же вы! очевидно, что всем этим компаниям нужен хороший интернет! провайдеринг, вот куда надо двигаться! все в провайдеринг!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Malkov

Ну что же. Игровая ошибка на лицо. Это нельзя предугадать на 100% в любом случае. Это не пессимизм, а факт.

"Что делать? Бежать впереди лавины. Делать лучше и т.д." - ага, как будто сейчас люди в этой отрасли работают по 3 часа в день, а в отпуск ездят кататься на своем феррари по автобанам в Европу...

P.S. "Планшеты полностью заменят ноутбуки и ПК к 2013 году" "Рынок ПК падает" "Срочно переводим отдел программистов на планшеты"

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

ага, виндовс скоро исчезнет, остануться только Маки и т.п. ноутбуки исчезают, ББ компы в прошлом, эх чего только не писали.
НО сони перестала делать ноуты, самсунг перестал...
кое что и угадывают....

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Оксана Ромеро

Согласна с автором. С его общим выводом. Студийная Web-разработка изживает себя. Как собственно и сайты в обычном понимании. Малый, средний и крупный бизнес постепенно уходит в социальные сети. Выгодней и отдача более предсказуемо, нежели от сайта-визиток. Или сайта "под продукт".

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сухарников

Расскажите, как продавать в соцсетях, ну не знаю, например щебенку. Или там, запчасти для тяжелой техники. Или сантехнику.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
waternewspace

для малых предприятий и интернет-магазинов как уже было замечено я-маркет, а так же tiu.ru, all-biz, и тому подобные, работал на аналогичном портале и могу сказать, что действительно - количество продаж падает, у большинства уже есть сайты - остаются только фирмы новички, из них только малая часть будет заказывать у веб студии, остальные ищут подешевле и уже с минимальным потоком клиентов - tiu.ru, satom.ru, blizko, бесплатные конструкторы и тп. Хотят платить не за сайты, а за клиентов, рынок продаж реальных клиентов, а не клики по ссылкам интересуют, каждый хочет знать - сколько надо платить с каждой продажи, а все разговоры про затраты на покупку контента, ссылки, сайты и тп - это всё похоже на кота в мешке, таково мнение большинства предпринимателей, риск неоправданных вложений в интернет всё больший

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел Потапов

Я долгое время задавался вопросом: почему так мало русскоязычных музыкальных коллективов работающих в стиле darkwave?
Теперь я знаю - все люди способные писать тексты в этом направлении нашли себя в вебчике на ниве втюхивания сойтов)))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Поляков

Хитрый Михаил Токовинин! Рынок сужается - надо конкурентов подбодрить)

Ответить
Развернуть ветку
Сева Nort

Не знаю как работает AiC но у Qsoft как раз была модель "взять десяток лямов за разработку и отдать студентам за 20К в месяц". Да, господа мошенники, такой бизнес умрет. И слава богу, туда ему и дорога.
Что касается разработки сайтов - я вижу реформирование отрасли, но никак не ее смерть. Просто клепать по стандартной схеме не получится, придется думать и находить сложные решения, учиться продвигать услуги, делать вкусно. Вот и все.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bazarov

Рынок веб-разработки со временем умрет, конечно. Как умирают сейчас печатные СМИ. Всё это связано с развитием технологий. Будут создаваться другие инструменты для продвижения товаров и услуг.

Видеопрокат никуда не делся. Просто палатки видопроката фильмов низкого качества из 90-х закрылись. Где можно сейчас взять кино на прокат или купить? Правильно - в Okko (бывший Google-Sumsung Play), YouTube и т. п. сервисах. Про торренты говорить не будут, так как они нелегальны.

То же самое с веб-сайтами. Когда-то давно рекламировали из уст в уста, раздавали листовки, печатали рекламу в газетах и журналах, делали плакаты. С приходом радио появилась реклама там, появилось телевидение - и реклама стала его неотъемлемой частью. В 90-х появился интернет и веб-сайты вошли в нашу жизнь. После появились соц.сети, в которые, со временем, не сразу, также пришла реклама.

К чему это я? К тому, что и веб-сайты, конечно, перестанут существовать в привычном для нас виде, но рынок разработки объектов, предназначенных для рекламы никуда не денется. Просто веб-студии переориентируются на создание других продуктов. Кто сможет и успеет, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергѣй Рогожкинъ

Веб-приложения и сервисы, интегрированные с другими сервисами. Масштабируемые, поддерживаемые. Их должен кто-то делать, но это не школьники и не студии сайтов-визиток.

Разработка приложений за последние 30 лет никуда не делась, только платформы и технологии меняются.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Ромеро

Порой, без паблика в соцсетях, о тех или иных сайтах мало кто может услышать. А если соцсеть с этим лучше справляется, то зачем клепать сайт...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Mikeles

видимо вам с таким подходм незачем)))зачем покупать мерседес, если меня и ВАЗ устраивает...зачем вот это вот все)) технологии, шмохологии...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Ievlev

Мысль автора такова, что сайты американских компаний рулят. Но тут есть очень важный момент: американский потребитель русскому потребителю рознь, причем двухсотпроцентная. 60-80% американских домохозяек зарабатывают на фондовом рынке, а наши так умеют? Что за сайт геико.ком, да походу сборище геев! Вы про русский рынок расскажите, тут без сайта вообще никуда, для микробизнеса и нанобизнеса тем более.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov

Рынок умрет когда у всех будут идеально полезные сайты.

А пока у нас 99% страшные неудобные поделки — зарабатывать можно и нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Artur Matov

Да, и в остальном мире не шибко большой процент красивых, удобных, полезных сайтов

Ответить
Развернуть ветку
WikiExpert

Думаю будет чтото такое от гугля, типо как в свое время появились браузерные почты. Материал дизайн уже здесь. Сайты гугль давно конструктор есть, но будет шире захват.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Они уже давно это проектируют. http://www.getmdl.io/index.html

В планах выпуск, до осени этого года, редактора сайтов для новичков. На базе аналога адаптивного фреймворка bootstrap.

Только мирового масштаба Подобный продукт может разом убить нишу Викс, Юкоз и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sergey Shvets

Смешно читать мнения "экспертов" (которые вообще не имеют никакого отношения к рынку веб-разработки) о том что Михаил (который в этой теме давно и добился очень крутых результатов) не прав

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Maiboroda

Вы просто не в индустрии.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Новиков

Согласен. Организации всё больше хотят владеть своей информацией, автоматизировать бизнес процессы, вести учет товара и клиентов, анализировать в конце концов. В общем не зависеть от IT специалистов. Что сейчас могут дать большинство веб студий? Понятие сопровождение и наполнение по идее должны уйти вместе с понятием сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

ЭЭЭЭ... а на ЦП нет раздела "прогнозы", мб там все статьи такого рода аккумулировать. ну и нам там тоже тренироваться в предположениях :-))
не смешно, но читая горы разного , будем находить крупицы полезного.
кстати как и в обсуждаемой (сабжевой) статье надо искать эти крупицы и использовать, т.к. они там есть.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Fyodorov

Давно крутится в голове идея такого сервиса типа "обещания.ру", только типа "прогноз.ру" в политическом смысле. А то много п****болов, которые ****ят свои прогнозы из года в года. А так хотя бы рейтинг был бы и премия "****бол года". Так и тут, на цукерберге можно было бы запилить рейтинг прогнозов со ставками на то когда умрёт веб, хтмл, говнокодинг и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Чередниченко

В этом мире всё — тлен, рано или поздно:)

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korshakov

А как можно связаться с автором? А то у нас есть предложение для amoCRM.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куркин

Рынок телег умер или переродился в рынок автомобилей? Видеопрокат умер или переродился в торрент-сайты?
Бизнес-модели не умирают окончательно, они перерождаются.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Золотарев

Он не много не прав. Точнее совсем не прав. Рынок веб разработки начал расти и теперь сделать просто сайт - мало. Интернет маркетинг, проектирование и сайт - теперь является стандартом разработки. Уже не льзя покупать просто баннеры на новостных порталах или делать просто контекст.Или делать сайт каталог не определив точки захвата и источник трафика. Теперь нужен не просто сайт, а сайт + планирование развития проекта с расчетом ROI и RAMI.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гордейчук

Просто сейчас пик спада сезонного, может парень и приуныл) Они же только на входящих работают)

https://yadi.sk/i/VlPZUGVohza7e

Ответить
Развернуть ветку
Ηаталья Μихеева

Давно пора. Расценки разработчиков неадекватны. Если зарплата программера 150 тыщ в месяц, он будет делать мой сайт месяц, то я не понимаю, по какой причине я должен ему платить 200, а он будет кроме моего проекта делать еще пяток чужих, и постоянно искать причины почему он не успел.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Raikov

Рынок уходит к другой технологии - мобильной. Это и есть основная тенденция. Все остальное чепуха.

А по поводу спада: мы же теперь полностью страна третьего мира - хуярьте адаптивные сайты и моб. приложения для европейцев, янки и сингапура и будете вы баронами не хуже депутатов от Единой России.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Pechorin

Рынок говно-сайтов, имел ввиду автор :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Isaev

У владельцев которые мыслят так
"Что купит у вас отель, если есть Booking.com? Что делать интернет-магазину рядом с “Яндекс.Маркетом?"»"
"например, зачем сейчас делать сайт гостиницы или таксопарка" у них бизнесы по "разработке сайтов" умрет в числе первых. Автор статьи думает, что разрабатывать сайт, это одно и тоже, что делать навороченный сайт.
То что умирает да верно, но умирает в том виде который есть сейчас. Автор видит тенденцию изменения, но делает вывод , только что что то умирает. Он так видит. Видеопрокат не умер, он изменялся с VHS на DVD, потом торренты, а теперь онлайн кинотеатры.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пирогов

Скока же говнарей тут тусят :D

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алферов

Да глупости все это :) Рынок не падает, а растет! Просто растет он не ввысь, а вширь. Если быть еще точнее - он еще даже не сформировался до конца и принимает очертания настоящего рынка.
Сейчас заказчики просто начали задавать вопросы, а это первые признаки здорового рынка. "Нафига нам заказывать у вас сайт за 500 тысяч, если мне то же самое предложил программист из Челябинска за 50?". Те, кто сможет достойно ответить на этот вопрос - останутся на рынке, кто не сможет - уйдет.
Стабилизация рынка происходит тогда, когда на него приходят понимающие заказчики.
Да, несомненно рынок меняется, появляется куча готовых решений. Некоторые студии уже перепрофилируется на создание и продажу тех самых движков/модулей/шаблонов и т.д.
Мне кажется, что в конечном счете останутся 4 типа веб-студий в ближайшее время:
1. Делают нестандартные решения и сложные системы, которые нельзя за пару часов повторить на каком-нибудь вордпрессе.
2. Работающие на грани безубыточности и клепающие сайты для тех, кто не хочет самостоятельно копаться готовых движках. (эдакий продвинутый фриланс)
3. Специализирующиеся на готовых решениях. Т.е. все те же веб-студии, которые перестали заниматься клиентскими проектами и начали заниматься собственными разработками и их продажей.
4. Предлагающие не просто "создание сайта", а инструмент, выполняющий цели заказчика. Эдакий жесткий тандем маркетологов и программистов. Думаю, это будет самый популярный вид студий. Кто-то может сказать, что он уже сейчас существует - но я не соглашусь) Сейчас в 90% случаев есть тандем "заказчик->дизайнер->программист=сайт", а потом уже маркетолог, а станет "заказчик->маркетолог->дизайнер->программист=сайт".

В общем, отставить панику! :) Рынок создания сайтов только в самом начале своего пути, просто он еще на этапе формирования :) И спады в момент формирования рынка - вполне себе здоровая ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
Serious Sam
"заказчик->маркетолог->дизайнер->программист=сайт".

В 90% имеем лендинг )))
Завершающие плашечки призывы к действию и вот это все с одностраничного мануала))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Кувшинов

Самое смешное - комментарии конечно:) Реакция людей больше всего напоминает первую стадию принятие неизбежного. Народ думает, что остроумными шутками заглушит свою боль, которую автор озвучил. И лайкают же еще друг друга

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Шемчук

Да, миром уже не правят танковые клинья и ковровое бомбометание. Интернет-вещей — за ним будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov

Эт у вас в интернетах никто не бомбит. А в реальной жизни, например, сельское хозяйство — там только 90-ые проходят и по голове не бьют сразу, вначале предупреждают.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Соколов

Юрий, погуглите сначала за интернет вещей. К рынку веб-разработки это не имеет практически никакого отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Пукан Горящий

Как уже было выше правильно отмечено многими сайты разделяться на визитки (лендинги) и медиа с аудиторией. Первые уйдут на конструкторы, вторые будут обслуживаться командами. Ведь видеокассеты так же заменили CD-диски а потом DVD а потом на торрентах кто-то стал зарабатывать ))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Скоро с конструкторов уйдут обратно.
По опыту через год два конструкторов начинает не хватать и идет процесс перехода на собственный сайт.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Киреенко

Для малого бизнеса солидную часть рынка создания сайтов откусили аггрегаторы, доски объявлений, порталы, на которых можно создать профиль компании и наполнить товарами. Принцип ежемесячной платы более комфортный для клиента, нежели отдавать деньги за сайт всё и сразу. Бизнесу нужные клиенты, а не просто инструмент, которым еще нужно научиться хорошо пользоваться (seo, контекст, считать цену лида)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Киреенко

Не ясно с чего диджитал рынку умирать? Онлайн реклама это постоянный процесс, а сайт сделал - оплату получил

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Не знаю где что умирает, в Приморье у нас наоборот. Людей, кто хочет сайты не уменьшается.

Ответить
Развернуть ветку
Сергѣй Рогожкинъ

Удивляет гипотеза, что реклама умирает? Есть интересное мнение, что увеличение продаж тоже не лучший вариант: http://slavinsky.livejournal.com/334164.html

Ответить
Развернуть ветку
Алексеева Нина

Просто скорость изменений увеличивается во всех сферах. Это касается не только рынка IT-услуг. Мало кто готов реагировать так быстро и "предохраняться", как говориться иметь план Б.....
Меняются не только рынки и инструменты. Также быстро меняются желания и запросы потребителей. В фаворитах оказывается самый чуткий к этим изменениям и тот, кто новинки создает. Сначала создает спрос, потом под него продукт\услугу

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Boev

-1% Первый признак что все скоро схлопнется,как курс цен на недвижимость. Михаил знатный тролль и себя и студию и AMO CRM, всех пропиарил.Молоток че )

Ответить
Развернуть ветку
Амир Нуриев

Мне учить рельсы или продолжать паять?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобровский

Рельсы уже не модно, начинай Go

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дениска Жирков

Что делать интернет-магазину рядом с “Яндекс.Маркетом?"» - а что будет делать Яндекс.Маркет без интернет-магазинов?

Ответить
Развернуть ветку
КітПес

Я уже говорил об этом раньше , а мне не верили
http://ps.siliconrus.com/problem/8823/#comment123319

Ответить
Развернуть ветку
Miha Vasilenko

Подтверждаю, недавно ребята отказались от оценки интересного среднего сайта, так как не их профиль. И были всего 2 из 10 компаний, которая так поступила.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shibakov

"Скажу лишь, что реклама (и digital-реклама) тоже умирают"

считаю, что это долго будет падать !

Ответить
Развернуть ветку
Roman Frolin

Тут задавали вопросы - как это так рынок растет в деньгах и одновременно умирает? Все просто - в деньгах он растет, а вот число игроков - падает. Как, например, с контекстной рекламой. Рынок все больше, а имхо агентств - все меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

То, что рынок будет меняться, это несомненно. Код все более упрощается и скоро сайты будут делать из готовых модулей. НО если посмотреть тот же вордстат то каждый год +5000 запросов по слову "заказать сайт". К нам в регионы бум по созданию сайтов еще и не приходил, а автор говорит о каком то спаде. Надо просто поумерить аппетит, сразу и спад спадет))

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

На самом деле просто прошел бум "сделайте мне сайт", а начался прагматический подход "что мне даст сайт и какова его окупаемость?". Если предлагать клиенту не услугу а выгоду, то заказы будут. Никто не откажется от вполне предсказуемой прибыли, а для этого надо рассматривать сайт как целостный бизнес-проект, начиная от написания целей и миссий и заканчивая продвижением. Происходит качественное изменение рынка, но он все равно остается растущим.
Растет количество пользователей - растет количество сайтов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бельник

Мысль сама по себе интересная.

Но прежде чем кричать "караул", я думаю, что стоит задаться вопросом - что автор статьи выигрывает от ее публикации?

Если подходить к вопросу критически, то я бы сказал, что это PR-статья, а ее автор хочет убить сразу 3-х зайцев:

1. Постараться прогнать с очень высоко конкурентного рынка лишних игроков.
2. Немножечко попиарить себя, рассказав так, по ходу дела, про свои достижения и про свой вес в мире веб-разработки: владелец таких-то успешных бизнесов, член таких-то ассоциаций...
3. Прорекламировать СВОЙ будущий новый проект: "У меня есть идея, но я не могу ей с вами поделиться."

Вообще говоря, классный ход )))

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Чижов

Все эти рассуждения очень напоминают сцену из фильма "Москва слезам не верит" - Скоро книги и театры будут не нужны, все займет телевидение!

Вопрос не в материальном носителе информации, ибо через 20 лет все будет храниться на биочипах в наших головах. Вопрос в способах получения денег за передачу информации. Чем больше информационного контента вы сможете охватить за одно движение, тем больше денег вы получите :-) Так что время единичных сайтов прошло, пришло время информационных полей

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Seklekov

Малому бизнесу во все времена нужны продажи. Дешево и просто. Собственно в этом и успех Airbnb. Но в современно Интернете привлекать клиентов из общего поиска или общей соцсети дорого и непросто. Эффективно собрать потенциальных покупателей в одном ресурсе. А для этого нужно собрать целевой контент, сделать интерфейс удобным. И в этом тоже успех Airbnb.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zolotukhin

Возможно, рынок просто насытился?
Мне кажется, большинство компаний обзавелись сайтами и спрос должен упасть, что естественно.

Из-за кризиса спрос на сайты падать может. Не для всех это источник дохода, и в кризис не заказывают информационные и имиджевые сайты.

Как и описано в комментариях выше, Яндекс.Маркет - это агрегатор. И интернет-магазинам есть, что там делать.

Более того, сайт это не результат, а процесс. Иногда их надо редизайнить, работать со структурой, котнтентом. Так что рынок вряд ли умрет совсем.

Пока живы интернеты, людям будут нужны сайты.

Ответить
Развернуть ветку
Женис Рыскалиев

Естественно сейчас никому не нужен просто в старом понимании. Сайт это дверь, важен имеет уже контент, УТП, триггеры, проанализированный конкурентов, каждый сайт уже конкретно должен отвечать на вопрос почему именно его должен выбрать, надо думать как сделать так чтобы клиент позвонил, использование дополнительных инструментов как fastcallmanager.com/id75, прорекламирую наш сервис, использование интегрирован ных сервисов с smm, crm даст в конечном счете отличный результат, а как вы хотели это сделать без сайта. Вообщем пока в Казахстане многое еще не отработан, и даже когда говоришь клиенту, что если даже если человек не оставит заявку или не позвонить мы можем узнать контактные данные клиента и закрыть теплого. Всем успеха! Скорее автор имел ввиду что клиент просто так бол.деньги на создание "сайта" не отдаст и естественно перед разработкой сайта в начале спрашивается цель сайта. А цель любого бизнеса продажи понятно. Так что многое еще не внедрели. Без комментарий понятно что таргетирования реклама стреляет.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирский Охотник

Глупая статья, я даже засомневался, в теме ли автор. Конечная цель любого бизнеса = прибыль, через продажи товаров или услуг. В зависимости от ниши бизнеса нужны разные источники привлечения клиентов. "Гостиница" - букинг и соцсети, "Кирпич оптом" - доски объявлений, газеты, наружка недалеко от оффлайновой точки продаж, и так далее. Сайт - это всего лишь один из источников привлечения покупателей, и его разработку будут заказывать, если в этом будет необходимость. Так что драматизм излишен.

С другой стороны, сейчас идет тенденция, когда даже домохозяйка может сделать свой сайт в интернете, что ставит ее в один ряд с автором. Профессия вебразработчика перестала быть "уделом избранных")))

Ответить
Развернуть ветку
Амин Автозапер

Яндекс.маркет уже почти умер

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Игорев

Афтор выпей смузи

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Markina Olesya

Мне кажется, что нужно создавать сайты- агрегаторы, те платформы, на которых комплексно будет представлен какой- то товар или услуга.. Уже не хочется лазить по индивидуальным сайтам, искать то, что тебе нужно и напрягать глаза)) хочется зайти на страничку и как в букинге- смотришь то, что тебе нужно и все в одинаковых разделах .. Например, вам нужна квартира: зашли на сайт , там и рейтинг риэлторов, и контент и отзывы и застройщики все на одной станице.. Жаль, что я не разработчик, можно было бы сделать хороший продукт )) нужны еще какие- то устройства, которые автоматически синхронизировали бы продажу товара с этими платформами. Например, у меня склад- там товар, купили его- он раз и из продажи автоматом ушел .в общем, нужны устройства , чтобы было все быстро и зп не надо было платить работникам . Ps попрошу гадости мне не писать в комментариях .. ))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

почти все хорошие идеи разбиваются о практику. тиу ру пульс цен - все они такие агрегаторы, но мне как интернет магазину они не очень интересны. Представь себе такую ситуацию - 1000 клиентов пришли на яндекс по запросу например "утюг купить", агрегатор, тиу например, на третьем месте. Он берет 30% трафика. Это триста клиентов. Клиент попадает на старницу, где триста магазинов предлагают триста моделей утюгов. Какой шанс у моего интернет магазина продать утюг при средней конверсии 2-3%? По факту, у меня был стандартный сайт на тиу, который давал 1-2% трафика (от трафика моего основного сайта). Это лучше чем ноль, но это и хорошей идеей не назовешь

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Умирает не рынок вебсайтов, а рынок говностудий клепающих сайты за 200-300 тыщь!! С появлением таких проектов как platformalp.com услуги говностудий стали не нужны среднестатистическим клиентам, да возможно всяким сервисам типа букинг и нужны команды по 100 программеров, а вот типичные пользователи могут решить вопрос своего сайта самостоятельно, недорого и без заморочек со студиями.

Нафига мне к кому-то общаться с этим вопросом, если могу решить его самостоятельно и так, как мне нужно

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

умирает, умирает. автор прав. большинство уже имеют сайты, интернет магазин вообще можно шаблон взять с готовой цмс. главное работа с конверсией, а как он выглядит это уже не так важно. опять же сайты фриланса лишают большие студии клиентов. но в любом случае рынок идёт вниз

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Подпишусь под 90% утверждений в статье, кроме пожалуй сайтов отелей или что интернет-магазину без яндекс маркета делать нечего. Я три года живу за счет своего интернет-магазина, на маркет в 2012 году с трех попыток попасть не удалось и мы на это забили и забыли. Во многих случаях маркет вредит, особенно в ситуации с МРЦ, владельцы интрнет-магазинов меня поймут. При этом мы на яндекс директ тратим 150 тысяч в месяц и по своим запросам в топе 3 и всё у нас хорошо. Про отели - я в отпуске в Крыму, мы тут остановились в миниотеле у украинцев с украины. Раньше весь трафик шел у них конкретно из украины. У них кроме нас ещё одна семья и всё. Это в разгар сезона. Это в Судаке, в котором пробки такие что не пройти не проехать. Зарегистрировались недавно на букинг ком, по словам хозяйки, одна отмена уже была, есть ещё одно бронирование и всё, больше нет. Так что не надо переоценивать букинг ком и тем более аирбнб. Был бы у них сайт с рекламой, забили бы отель под завязку

Ответить
Развернуть ветку
Denny Smirnov

AIC планируют закрываться. Принято.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Шигаев

Автор перепутал смерть нескольких говносайтиков с апокалипсисом. Про то, какие автор упоминает «рэйтинги», ему лучше написать отдельное эссе «Я и аминазин». Неопределённость в понятиях доведёт его до цугундера. Это же надо — выдать за сайты помойки барыжат-перепродаванов...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Flint

Количество экспертов и аналитиков, на квадратный комментарий, просто зашкаливает. Вы хоть подписывайтесь в каких веб-студиях работаете..

Ответить
Развернуть ветку
Kondin Dmitriy

Ну к такому срачу и я хочу свои пять копеек добавить.
Про то что "пора валить из веб-студии" я понял еще в 2008 году, когда во время кризиса фигачил сайт клиенту в студии наемным работником. Клиент попался сложный, правок много. В общем все мои нервные клетки уходили за фиксированную ЗП.
И вот тогда я решил что пора сделать что-то, что сразу понравится многим клиентам и без всяких "подвиньте кнопку сюда, поставьте картинку туда".
И так родилась моя CMS-ка.
И теперь имея в штате двух программеров (себя и еще одного гения), мы вдвоем вывели нашу CMS Sitebill на 60-е место в рейтинге рунета http://www.cmsmagazine.ru/catalogue/?pn=2
А собственно почему мы добились таких результатов, потому что стабильно долбили одну тему и улучшались в этой теме (недвижимость).
Нам хотели заказать множество сайтов по разным тематикам, но мы забили на все тематики кроме недвижимости, мы стали экспертам в этой сфере и к нам начали идти по рекомендациям от друзей.
В проекции на весь рынок - сейчас начинает побеждать специализация.
Как у медиков, есть неврологи, есть офтальмологи, есть лоры и прочие специалисты. Ни один из этих узких специалистов никогда не будет вам лечить болячку из другой сферы медицины. А вот в XV-веке все было проще, есть знахарь и все идут к нему за лечением.
В общем на рынке разработки такая же петрушка, недавно все были знахарями - даже если знали подорожник на ранку только.
А теперь надо быть экспертом в определенной области, чтобы к тебе пришли клиенты.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Радкевич

Коллега, приветствую, а какой средний чек у вашей системы Sitebill? Мы запускали нечто подобное несколько лет назад, но у нас ничего не получилось - www.yalstudio.ru/services/realty/ Как удалось выйти на рынок?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Кайназаров

Веб разраб в студии. Рынок веба не умирает. Да посещения падают но вопрос почему?
Первое это мобильные ресурсы. Нужно ориентироваться на них ибо это уже чуть меньше половины всех лидов и эта часть рынка только растет.
Что касается крутых ресурсов-агрегаторов да их много но ещё целая куча сфер где их нет и нужно их создать, а это годы тяжёлой работы как со стороны маркетинга так и со стороны разработки.
Про мобильный рынок - никто не мешает перевести ваш сайт на api, которое юзает ваш сайт, мобильная апликуха и ещё и 3-5 партнёров. Но это уже нечто посложнее чем шаблон на wix пусть даже и адаптивный. Если использовать аналитику на 100%, для этого тоже нужно что-то лучше чем один лендос, особенно в сфере btb. Рынок дешёвых сайтиков и фрилансеров сократился а точнее вырос качественно. Теперь никому не нужны визитки. А вот мощьный портал с интеграцией от гугла до той же amoCrm, системой аналитики и ещё целой кучей сложных вещей незаменим если вы не начинающий старта с 5ю людьми в команде.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Радкевич

Коллега, приветствую, а какой средний чек у вашей системы Sitebill? Мы запускали нечто подобное несколько лет назад, но у нас ничего не получилось - http://www.yalstudio.ru/services/realty/ Как удалось выйти на рынок?

Ответить
Развернуть ветку
Ramin Aliev

Вижу всех волнует вопрос будущего веб разработки. Автор молодец, отразил интересный и аргументированный взгляд. В целом мы его поддерживаем в этом. Зачем создавать сегодня сайт, когда можно открыть группу в соцмедиа или запустить мобильное приложение? Все идет к упрощению. Поисковики к слову тоже испытывают жесткий отток пользователей, что в последствии ударит по веб разработке тоже. В целом картина такая: происходит жесткая оптимизация ресурсов, процессов, бизнес начинает смотреть в сторону того, где находятся его потребители, он перестает создавать новые платформы, а начинает интегрироваться с инфраструктурой существующего мира. Мы, как агентство, видим тенденцию спроса и с уверенностью можем сказать, - рынок переживает революцию. Мы определено увидим в ближайшем будущем новый поворот. Сайты не умрут, но ценность их станет иной.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Крылов

Супер статья!!! Очень очень полезная и сейчас нужная! Мда.. Как-то не привычно думать об этом:)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Терехов

Сейчас у всех все плохо, тренд пойдет на снижение цены на товар и услуги, вместо 100%-50% прибыли, будем зарабатывать -20% розница, и 10% на опт, как и во всем мире! как раньше уже не заработаем!на смену сайтам приходят лендинг пэйдж! дешевле, красочно, информативно,вебмастера вешайтесь, ваши сайты за 30000 руб, никому уже не нужны!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сашков

А лендинг кто будет делать?

Ответить
Развернуть ветку
Сева Nort

Два вопроса
1) Так кто же будет делать этот лендинг?
2) Что это за сайты за 30 тысяч рублей? Заказанные у первого попавшегося фрилансера?
3) Откуда мнение о "всем мире"? Я так смотрю на волмарт и там вроде все хорошо, -20% нету точно)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гаврилов

Годный вброс. Удачи автору в выходе из бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kouklia

Сайты перейдут (уже переходят) в моб.приложения, как когда то кассеты в диски перешли. Но главное, это предугадать, что будет после моб.приложений и стартануть с риском.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Когда у меня возник вопрос с разработкой промо-сайта для проекта, то, вспомнив свой предыдущий опыт я решился на шаблон. И считаю, что не прогадал. Это оказалось быстрее, красивше, проще и дешевле. Не пришлось составлять ТЗ, объяснять всё по 10 раз, корректировать, тратить кучу времени на все согласования и пинки разработчикам. Кроме того, не обладая, особыми навыками веб разработки (но основами html) я самостоятельно смог настроить его и даже отредактировать небольшие косяки. Думаю, что к услугам веб-студии я обращусь только если будет действительно крупный и сложный случай. Хотя, в этом случае это уже веб стартап и логичнее найти исполнителя в команду, а дизайн(если потребуется таки уникальный) заказать на фрилансе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитро Ярощук

та подождите умирать.. только начали адаптировать сайты под мобильные устройства. Каждый второй нужно или переверстать или сделать мобильную версию.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дмитриев

если у гендира всё с головой хорошо, он мог бы и предугадать, что вместо проката фильмов на физических носителях появится цифровой прокат. стоило лишь перепрофилироваться - и прибыль бы пошла в гору. если бы он не бежал вниз, сокращая и закрывая всё на свете, он бы урвал часть рынка, которая ушла на те же IVI, Rutube и прочие.
короче, недальновидный какой-то гендир, который в своих косяках винит "умирающий" рынок, да ещё и делает ни на чём не основанные выводы))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Anisimov

Основной посыл - крупные и региональные сервисы заменят собой мелкие сайты.
Например Uber заменил все сайты таксопарков, но теперь в каждом регионе России и в каждом крупном городе начали создавать свои аналоги Uber чтобы заказывать такси с мобильника.
Яндекс маркет может заменить собой мелкие сайты - интернет магазины, но пока это не происходит. И появляются аналоги яндекс маркета и т.п. Например в том регионе где я живу не у каждого магазина есть сайт-каталог хотя было бы удобно если бы они все были на одном сайте.
И т.п. мелкие сайты заменяются на региональные или крупные сервисы.
Ещё было бы удобно если бы кто то создал электронную медицинскую карту и компьютерные системы мед. диагностики для гос. больниц, но пока этого не произошло до сих пор хотя уже 2015 год и работу врача диагноста можно полностью автоматизировать на 100% т.е. можно создать кабинет без врача.

Ответить
Развернуть ветку
trashmajor

The planet is fine.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Severin

Ну да, бизнес спрашивает сколько конкретно денег сайт с "индивидуальным дизайном", "качественной версткой", "уникальным контентом" и пр. И когда выясняется, что конверсия у него ниже кратно в сравнении с лэндом за 15 тыр. и окупаться он будет бог знает сколько возникает резонный вопрос. Какого?! Рынку давно пора начать мыслить категориями собственной полезности - сколько конкретно денег я могу принести бизнесу. Потому что тогда выходит, что толпа верстальщиков, дизайнеров и еще бог знает кого, заказчикам-то в сфере МСБ особо и не нужна. А нужен просто сайт который приносит заказы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Радкевич

Есть примеры организации оптовых продаж через лендинги?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
204 комментария
Раскрывать всегда