Мама в поисках времени

Автор статьи занимается исследованиями по оптимизации рабочих процессов, отдыха и совмещение бытовых дел. Совместно с участницами «Делового женского клуба LivreLady» автор исследует женские вопросы в професиональной деятельности. Мы столкнулись с реальной проблемой у молодых женщин с детьми, которые либо совмещают работу в декрете, либо готовятся уже в декрете к выходу на работу.

Проблема

Рассмотрим ситуацию. Вы спокойно себе работаете, ритм выстроен, всё настроено под себя, чтобы комфортно и эффективно работать. Но вдруг вам вменяют новые обязанности, или вы узнали что беременны, а вы с сегодняшнего дня – директор фирмы. Итак, когда на нас свалилось огромное дело, мы в панике – как найти время?

Image by peoplecreations on Freepik
Image by peoplecreations on Freepik

Значит закатываем рукава – будем искать куда уходит наше время, будем учиться отказываться или выбирать важные дела, будем учиться передавать дела, начнем совмещать дело и быт и, в конце концов, все будем чередовать, чтобы не уставать.

Например, типовая ситуация молодой карьеристки:

Елена, 30 лет, менеджер по продажам электро-сетевого оборудования, попала в ситуацию, когда уже начав обучение и заплатив за него немалую сумму, ее параллельно повысили на работе и пришлось вникать в новые обязанности и тратить больше времени и сил на работу. Кроме того новые обязанности подразумевали коммуникации с клиентами по всему миру, и на первых порах бывало, что переговоры начинались и в 23 часа, и в 5 утра когда изменился привычный жизненный цикл и добавилось много новых обязанностей. Здесь начинают валиться все привычные планы, а в реалиях нужно уметь быстро и безболезненно перестроиться. А это сложно.

Давайте рассмотрим, например молодую маму, получившую набор новых обязанностей, при этом имеющей амбиции на карьеру или научную деятельность. Которая не хочет заниматься только домом и семьей. Что ей делать? Ведь с ребёнком остаётся так мало времени на себя и свою учёбу или проекты. Она сталкивается с выбором временно оставить свои амбиции и отдать себя семье и дому или как-то найти время на учёбу, проект. Можно ли совмещать? Давайте разбираться!

Данную статью мы посвятили работающим мамам с маленькими детьми. Однако решения в статье пригодятся всем перегруженным людям, которые совмещают быт и работу. Такие сегодня времена…

Где брать время?

Начинаем искать куда уходит наше время?

Полезная техника, которую обязательно стоит использовать при организации рабочих процессов, — это хронометраж себя и собственных действий. Она позволяет найти лишние отвлечения, которые «съедают» рабочее время и от которых без сожалений совести можно отказаться.

Хронометраж себя или, как еще его называют, «фотография дня» — это довольно сложная техника. Даже если с первого взгляда покажется обратное, то, начав ее использовать, человек быстро сталкивается со множеством чисто психологических барьеров.

Например, вы обязательно обнаружите, что огромные пласты времени вы тратите впустую. Здесь сразу включается самоедство, переживания, и сразу хочется бросить эту технику. Мы настаиваем ее продолжить и довести до конца, несмотря на мытарства. Наша задача – обнаружить ошибки и быстро их исправить.

Потом мы успеем сказать себе – «Я молодец»

Image by Freepik
Image by Freepik

«Базовая» фотография дня выполняется следующим образом.

1. Выберите 1-2 стандартных дня.

В эти дни запланируйте проделать новые и непривычные действия. Вы будете вести хронометраж всех ваших дел за день, даже мелких и незначительных.

Важное условие! Не ругать себя, не обижаться на себя что такая простофиля которая тратит время зря. Мы ищем время а не ищем повод себя пожурить.

2. Блокнот для записей

Для фиксации тайминга возьмите маленький блокнот, ручку или карандаш.

Или организуйте заметки в телефоне.

Эти предметы везде надо носить с собой, чтобы фиксировать время.

3. Включайте таймер

Перед тем, как начать что-то делать — обучение, рабочие задачи, дела по дому и прочее — включайте таймер на КАЖДЫЕ 30 минут. Теперь действуйте.

Как только таймер «зазвонил», запишите в блокноте с максимальной точностью, что вы делали в этот промежуток времени: какие именно операции выполняли, как часто и на что отвлекались. Например, встала посмотреть за ребенком, встала и пошла попить чайку, ответила на звонок, отвлеклась в соцсети. Зафиксировали сколько времени это заняло - 1..2.3 минуты.

Снова включите таймер на 30 минут. Повторяйте цикл, чтобы у вас получился час зафиксированного времени. Осталось проанализировать данные.

Начать работу с хронометражем можно и с часового анализа. Но постарайтесь настроить себя на более крупные цели. Давайте попробуем фиксировать свои действия в течение дня или недели? Только фиксировать — за анализ возьмемся в конце недели.

4. Анализ хронометража

При анализе времени отвечаем на вопросы:

1. От каких занятий можно и совсем отказаться?

2. Что можно делегировать?

3. Что можно соединить, чтобы делать скопом?

Отделяем зёрна от плевел

Начинаем выбирать от чего можно будет отказаться, из чего можно выбрать?

Количество часов в сутках, а также объемы наших сил ограничены. В ситуации, аналогичной той, в которой оказалась молодая мама, возникает ощущение, будто на тебе круглосуточно пашут. Однако, если мы что-то ставим в приоритет — обучение, карьера, иные личные интересы — нам придется найти для них время. Но где его искать?

Нам придется учиться выбирать приоритетные дела, отказываться от неважных, учиться выполнять задачи параллельно и совмещать ранее непривычные обязанности.

Для начала задайте себе вопрос: «От чего мне нужно отказаться и на чем я буду концентрироваться?»

А молодым мамам ещё ответить на вопрос: «Как мне научится выбирать приоритет из всех важных одновременно дел?»

Отчего же может отказаться мама?

Выписываете все дела на день и выбираете сначала те, от которых можно точно отказаться, как необязательных или заменить дела на приоритетные.

Например:

  • Ежедневно гладить пелёнки с двух сторон! - Вообще не гладить. Кроме вас их никто не увидит.
  • Готовить мужу и себе еду ежедневно! - Но есть же доставка!
  • Два раза в день ходить на прогулку! - Один раз можно коляску выставить и на балкон! Или отдайте эту святую обязанность мужу.

Пример нашей подписчицы:

Я работаю удаленно, грудной ребенок на руках, старшая в садике. А на работе у меня много горящих дедлайнов. Приходится работать больше 8 часов. Иногда в выходные. Часто ночью.

Понимаю, что надо сменить работу. Но для этого нужно подтянуть навыки и выучить язык программирования js. Но не знаю куда вставить в своем графике изучение нового.

Image by Freepik
Image by Freepik

Или другой пример: тестировщик решила сменить работу и стать аналитиком. Ей надо было пройти ряд курсов до набора недостающих навыков. Она договорилась с мужем, что пока она 2 месяца будет проходить курсы, то он 2 часа вечером будет сидеть с детьми и возьмёт на себя приготовление еды.

Ещё один пример от нашей подписчицы:

Когда моей маме пришлось выйти на вторую работу и не было средств и времени, чтобы вечерами я ходила на кружки, мама стала брать меня с собой на вечернюю смену: она подрабатывала барменом в кафетерии санатория. Мне было 9 лет, и было интересно проводить с ней вечера: я помогала собирать и отдавать гостям заказы, в перерывах – пересчитывать остатки сладостей и диктовать маме количество, которое она записывала в учетные журналы; заворачивать салфетки для сервировки. Мне нравилось проводить время с мамой, к тому же иногда в конце смен мама разрешала мне выбрать и покупала для меня шоколадку.

Партия сказала: «Надо!» - комсомол ответил: «Есть!»

Начинаем искать дела, которые можем спокойно передавать.

Несмотря на то, что словосочетание «делегирование обязанностей» часто ассоциируется только работой. Но в быту тоже помогает жить проще: делегировать, просить помощи, вводить новые правила для своего окружения, распределяя определенные обязанности между теми, с кем вы живете.

Например в семье у многих дела распределялись между членами семьи: вымыть полы, протереть пыль, убрать за собой посуду — все это кажется простым и понятным.

С появлением ребёнка обязанностей становится ещё больше и время надо перераспределять. Но традиционно всё вешают на мать. Она должна со всем справиться! Не спать по ночам, готовить на всех еду, успевать всем нагладить вещей, ребёнка поразвивать, с ребёнком погулять, в магазин сходить, дом убрать, мужа выслушать. Не кажется, что многовато обязанностей? Точно пора кому-то делегировать часть обязанностей!

<p>Image by wayhomestudio on Freepik</p>

Image by wayhomestudio on Freepik

Например, одна из подписчиц поделилась историей своей мамы.

Спустя 3 месяца после рождения ребёнка она попросила мужа стирать пелёнки. За день их накапливалось много, т.к. писал и какал ребенок с каждым приёмом пищи (да-да тогда одноразовых подгузников ещё не было). Стиральной машины в семье не было. Женщина стирала руками. Муж месяц постирал руками пелёнки и в доме появилась стиральная машинка «Малютка». Ко второму ребёнку уже машина с вертикальной загрузкой.

Горшочек не варит, а дела никогда не уменьшаются.

Начинаем учится совмещать бытовуху и дело.

Зачастую в декретном отпуске мамы теряют свой профессиональный опыт, знания устаревают. При выходе из декрета маме необходимо наверстать упущенное и необходимо повышать свою квалификацию.

Но как? Ребенка накорми, одень, умой, попу помой, погулять сходи, спать уложи, поиграй и пр. Также быт, от которого никто не освобождал: убрать, ужин приготовить, в магазин за продуктами сбегать!

Наступает вечер, приходит муж. Наша мамочка выжатая как лимон, устала. Но ей надо ещё поучиться. Да-да, она записалась на курсы доп.образования! Ведь на работу выходить через 3 месяца, а она отстала от уровня знаний коллег. Женщина начинает выполнять домашнюю работу и понимает, что мозг уже не воспринимает информацию.

В идеальной картине было бы неплохо порекомендовать героине отдать часть функций на аутсорс, а уже потом переходить к обучению. Но мы будем действовать в наиболее реалистичном сценарии, когда помощи ждать неоткуда.

Для того чтобы потихонечку внедрять новые правила жизни, вводим постепенно дело в бытовуху. Мы предлагаем варианты совмещения учебы и домашнихдел.

Параллелим учёбу и быт.

Чтобы не утомляться от получения информации и изнурительной работы по дому, можно делать два дела одновременно.

Image by peoplecreations on Freepik
Image by peoplecreations on Freepik

Наши читательницы делились такими примерами:

1. Сидит в песочнице с ребенком и одновременно читает учебник.

Она брала с собой читалку, где были закачаны учебники или интересующие книги. Ребёнок всегда интересовался песочницей несколько раз за прогулку и там копошился. Она садилась на бортик песочницы читала. Если в песочнице был ещё ребёнок, то поглядывала, чтобы ее песка в глаза не насыпал или ему в глаза не насыпали. Иногда вмешивалась.

2. Готовит и слушает лекцию.

Ставила ноутбук на разделочный стол и перед ним чистила картошку в тарелку, ложила доску на ней резала. Если приходилось отвлекаться на плиту, то ставила на стоп. Иногда что-то прослушивала, отвлекаясь и перелистывала на момент где помнила о чём речь.

3. Вместо сказки, читает ребёнку свои учебники.

Родила на последнем курсе института. Надо было готовиться к экзаменам, лекциям. Вечером на ночь читала ребёнку учебники по строительству. Он слушал монотонное чтение и засыпал.

4. Пишет тезисы доклада на фитболе и укачивает ребёнка.

Коллеги с работы на рождение ребёнка подарили фитбол, т.к. им рассказали, что ребёнок хорошо засыпает если на нём сидеть и раскачиваться. Потом выяснилось, что если надеть слинг и сидеть за компом на фитболе, то есть два часа, то можно пописать статью или поискать материалы для кандидатской.

А где брать отдых?

Учимся чередовать дела и отдыхи.

В конце концов, когда я, как Золушка, все дела сама сделала, вот прямо перед балом – у меня сил не остается!

Ситуация знакома всем мамам, к вечеру женщина совсем плохо соображает.

Нам нужно искать места, где отдохнуть по дороге.

Обратимся к исследованиям отечественного физиолога И. М. Сеченова. С помощью многочисленных экспериментов он доказал, что «наиболее быстрое восстановление работоспособности руки после утомительной работы наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки».

Последующие исследования в области физиологии позволили трактовать выводы Сеченова более широко, а именно: «Лучший отдых – это не полный покой, а смена деятельности».

Что это значит, и как нам применить наработки физиолога в данном кейсе?

Мы предлагаем варианты отдыха, чтобы не перегружаться, а разгружаться по ходу всех дел.

Переключаться на физические работы

В голове появляется мысль: «Ну все, башка не варит», — или вы «залипли» на решении сложной задачи. Нужно встать и отойти от рабочего места, пару минут попрыгать на месте, а затем — поймать короткую положительную эмоцию (например, побегать с собакой наперегонки) и снова погрузиться в работу.

Физиолог И. П. Павлов чередовал интеллектуальную работу с физическим трудом. Когда голова уставала, он выходил из рабочего помещения и отправлялся в огород. Больше всего его увлекали цветы.

Наталья Бехтерева — советский нейрофизиолог, одна из крупнейших исследовательниц мозга — чередовала разные виды работ. Она делила рабочий день на четырехчасовые отрезки: с утра — работа с больными, далее — исследовательская работа в кабинете, а затем — еще четыре часа работы с учениками.

На фото Наталья Петровна Бехтерева. Источник: https://storyfox.ru
На фото Наталья Петровна Бехтерева. Источник: https://storyfox.ru

Постоянная смена деятельности и обстановки не утомляет организм, а наоборот, бодрит. Таким образом вы включаете микро передышки для смены состояния, для встряски. Постепенно вводя много микро отдыхов в течение дня, к концу дня у вас появвятся силы бежать «на бал».

Развиваться всегда можно, главное настроиться на результат, не просто развиваюсь, а выполняю действия / учусь, готовлюсь к экзамену для выхода на новую работу и получение достойного заработка.

Важно помнить, что иногда организму нужно дать действительно отдохнуть в покое. Постарайтесь выделить себе время в неделе, когда вы можете лежать, валяться, не отвечать ни на чьи вопросы и просьбы. Пусть это будут и несколько часов: но это будет качественное и запланированное безделье, когда все знают: маму трогать не надо.

Да, дорогие мамы, на вас много дел и вы каждый день ведёте свои супергеройские дела. Но о себе как проффи не забывайте. Если вас останавливает «не варит котелок», то воспользуйтесь нашими несложными рекомендациями.

Ваши возможности

Если у вас похожая проблема, если у вас сложный случай, «кровоточащие раны» и остались вопросы, вы можете обратиться к нам на прямую и анонимно: ссылка на анонимную гугл форму: https://docs.google.com/forms/d/1pMuMkhEkf8fG1IJqkM70sQQ5Yj8jCgA55eMUvo4Te_8/viewform?edit_requested=true

Мы разбираем анонимные письма наших читательниц с проблемами: трудности в работе, непонимание в отношениях, неуверенное поведение и желание измениться. Мы даем рекомендации и призываем помогать всех, кто знает, как решить задачу на деле.

Больше решений вы найдете в коллективной книге LivreLady «Она вне шаблона», или на канале «LivreLady / Деловой женский клуб», легко ищется по названию.

Подписывайтесь на телеграм-канал, на котором мы публикуем примеры из своей исследовательской базы, разбираем анонимные письма наших подписчиков с проблемами, проводим интервью с профессионалами из разных областей.

Автор: Василиса Акашева, участница делового клуба LivreLady, соавтор книги «Она вне шаблона».

22
1 комментарий

Читала жизнеописание Бехтеревой. Очень интересно, что она писала про сверхнагрузку, а также ее личный пример восстановления после инсульта. Есть большое количество примеров того, как сочетать разные сферы, при этом весьма успешно.

2