{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«У других из-за кризиса падает выручка — но у нас нет прошлого и его давления»: история кафе Blau, открытого в пандемию Статьи редакции

По данным «2ГИС», за время весеннего локдауна в Москве закрылось более 100 точек общепита. Но на их место пришёл новый бизнес. Юлия Токменинова открыла кафе на Садовнической набережной в разгар пандемии — она поделилась опытом и советами для предпринимателей.

Как бывшая управляющая кофеен решила создать свой проект

Юлии Токмениновой 25 лет, она родом из Кирова, в Москву переехала после окончания школы. С 2013 года совмещала учёбу на юридическом факультете и работу.

Карьеру Юлия начала с кофейни «Даблби»: ей удалось вырасти с позиции бариста до управляющей точки. В конце 2018 года она работала менеджером в гастробаре «Юность», позже перешла в кафе Dizengoff99 на позицию управляющего. По словам Токмениновой, на каждом месте ей удавалось выводить проблемные точки на стабильную прибыль.

Юлия Токменинова, совладелица и генеральный директор кафе Blau

В 2019 года Токменинова решила, что выросла из работы по найму, и задумалась о запуске собственного предприятия. Девушка увлекалась кулинарией и планировала открыть заведение с кухней.

Осенью 2019 года Юлия впервые посетила Стамбул. Город поразил её колоритом, эстетикой и местной кухней. Вернувшись в Москву, она не нашла заведений, способных передать вкус и культуру ближневосточной кухни. Так родилась идея открытия кофейни с турецкими завтраками.

Об инвестициях, поиске помещения и о важности дедлайнов

С идеей и первым в жизни бизнес-проектом Токменинова отправилась к знакомому инвестору и финансисту Алексею Иванову. Он разделял любовь к Стамбулу, согласился финансировать проект и стать совладельцем кафе. Как для Токмениновой, так и для Иванова кафе стало первым гастропроектом.

В первоначальный бизнес-план для открытия кофейни с завтраками заложили 5 млн рублей. Хобби Иванова — винотека. Он предложил расширить формат кофейни с завтраками и включить в меню винную карту. Так как алкоголь редко подается к завтракам, партнёры остановились на кухне полного цикла — с завтраками, обедами и ужинами.

Согласно изменённому бизнес-плану, на открытие кафе с алкоголем и кухней полного цикла требовалось 6–7 млн рублей. На деле расходы составили 130% от заложенного бюджета (10 млн рублей). Иванов профинансировал затраты.

Невозможно просчитать бизнес-план и учесть всё. Закладывайте 30% на непредвиденные расходы.

Юлия Токменинова, соучредитель и гендиректор кафе Blau

Скоро в России зафиксировали первые случаи заражения коронавирусом, но на тот момент предприниматели не думали об этом. Имея бизнес-план и договоренность с Ивановым о финансировании, Юлия в конце 2019 года покинула Dizengoff99.

В январе 2020 года партнёры в равных долях стали учредителями нового ООО, Токменинова — генеральным директором. С начала 2020 года предпринимательница начала поиски коммерческого помещения для будущего кафе.

Ставьте себе дедлайны. Я поставила себе жёсткий дедлайн в два месяца для поиска помещения, так как знала, что без активного поиска этот процесс может затянуться.

Юлия Токменинова

Токменинова мониторила объявления на ЦИАН и «Яндекс.Недвижимости» без помощи агентств и риелторов. По мере поиска становилось понятно, что изначальные требования: расположение в районе Цветного бульвара, высокие окна и близость к большим улицам, будет непросто выполнить.

Токменинова расширила географию и начала рассматривать недвижимость в пределах Садового кольца. В начале 2020 года предпринимательница нашла помещение — на Садовнической набережной, подходящей планировки, но со входом с торца здания (со двора). Аренда стоила 350 тысяч рублей в месяц, еще 50 тысяч — коммунальные платежи.

Из-за расположения входа Юлия хотела повесить вывеску не с торца, где он находился, а на другую стену здания, где бы её увидело больше людей. Позже она узнала, что это противоречит законодательству: вывеску можно разместить только на арендуемой торговой площади. Токменинова не стала рисковать и повесила вывеску над входом.

Договор аренды необходимо было зарегистрировать в МФЦ. По словам предпринимательницы, это оказалось непросто: нет чётких требований к пакету документов.

Ценник посредников на услуги по подготовке документов и официальному оформлению сделки доходил до 1 млн рублей. Токменинова, юрист по образованию, сама собирала бумаги. Получив пять отказов в МФЦ, Токменинова зарегистрировала договор.

Не нужно бояться задавать глупые вопросы. Я приходила в МФЦ и говорила: я не разбираюсь в этом, можете мне помочь?

Юлия Токменинова

Действуя подобным образом, Токменинова ограничила расходы на регистрацию 25 тысячами рублей госпошлины и личным временем.

Про локдаун и ремонт

В начале марта 2020 года, за две недели до локдауна, договор на аренду зарегистрировали, и Токменинова приступила к ремонту.

Чтобы его начать, требовалось получить «право на ремонт»: пройти экспертизу проектной документации и получить одобрение управляющей компании. Это привело к дополнительным затратам — 60 тысяч рублей на экспертизу.

После предпринимательница взялась за прокладку коммуникаций. В помещении их не было, только черновой ремонт. Для этого Токменинова наняла подрядчиков.

Однако часть работ, например прокладку пожарных коммуникаций, проводила управляющая компания комплекса. Сменить исполнителя для таких работ и обсудить цены было нельзя. На пожарную безопасность пришлось потратить 150 тысяч рублей.

Кухня полного цикла также требовала вентиляцию, изначально не учтённую в бизнес-плане. Стоимость вентиляции и монтажа составила примерно 1 млн рублей.

Я надеялась, что удастся найти помещение с вытяжкой для кухни полного цикла. Это оказалось невозможно. Затраты на вытяжку в бизнес-план мы не включали, и оказалось очень дорого.

Юлия Токменинова

Партнёры планировали открыть кафе в мае 2020 года (примерно за три месяца), но пандемия изменила планы.

В марте в России произошёл локдаун: полное закрытие точек общепита, развлекательных центров, баров, кинотеатров, многих магазинов. Ремонт нужно было вести в новых реалиях: запрете на шумовые и строительные работы, приостановке работы многих магазинов стройматериалов. Токменинова сама ездила на закупку материалов и контролировала ремонт.

По словам предпринимательницы, ей повезло: владелец помещения предоставил арендные каникулы до начала июля 2020 года (практически до открытия). Это позволило сэкономить около 1 млн рублей.

Для проектирования кухни по СанПиНу и закупки оборудования предприниматели обратились к экспертам и выбрали подрядчика «Деловая Русь». Иванов и Токменинова понимали, что из-за роста курса евро и доллара затягивать с покупкой оборудования нельзя. Его закупили до карантина и хранили на складе до монтажа.

Вы не можете знать всего, обращайтесь к профессионалам. В нашем случае мы озвучили бюджет, подрядчик составил нам проект и предложил варианты оборудования и комплектации в соответствии с нашими пожеланиями и бюджетом.

Юлия Токменинова

«Деловая Русь» составила проект кухни (40 тысяч рублей) и на его основе поставила и смонтировала оборудование (2 млн рублей).

Токмениновой было важно воплотить дизайн-проект в полном соответствии с разработанной концепцией. Больше половины мебели в кафе изготовили на заказ.

Сравнивайте цены. Запрашивайте сметы, сравнивайте, не следуйте слепо рекомендациям знакомых. У нас было более восьми подрядчиков и смет на изготовление мебели.

Юлия Токменинова

Мебель на заказ обошлась приблизительно в 1 млн рублей, еще 500 тысяч рублей потратили на столы и стулья массового производства.

Юлия считает кухню и интерьер отличительными особенностями заведения. Перед открытием предпринимательница провела опрос в соцсетях: просила ранжировать важность составляющих хорошего заведения. Она удивилась, когда еда и местоположение опустились в конец списка, проиграв атмосфере, интерьеру и персоналу.

Дизайн интерьера разрабатывала Александра Бурмистрова, ранее работавшая в агентствах Nowadays и Archifellows

Затраты на ремонт:

  • 25 тысяч рублей — регистрация договора аренды.

  • 2 млн рублей — стройматериалы, услуги рабочих.

  • 2 млн рублей — оборудование и монтаж кухни.

  • 40 тысяч рублей — проект кухни.

  • 150 тысяч рублей — исполнение требований по пожарной безопасности.

  • 1 млн рублей — вентиляция для кухни.

  • 60 тысяч рублей — экспертиза проекта управляющей компанией.

  • 50 тысяч рублей — коммунальные платежи.

  • 350 тысяч рублей — предоплата за аренду (за один месяц).

  • 500 тысяч рублей — мебель массового производства.
  • 1 млн рублей — мебель на заказ.

О кухне, персонале и названии

В постановке меню и поиске повара Токмениновой помог её друг и бренд-повар Dizengoff99 Константин Борисов. Шеф-поваром стал Максим Грачёв, ранее работавший в заведении европейской кухни Rose Bar. Он привёл за собой свою команду, закрыв вопрос с кухней.

Меню Blau — турецкие блюда, кофе, австрийские вина

Наймом персонала зала Юлия занималась сама за месяц до предполагаемого открытия. Имея опыт работы в кофейне, она искала бариста, которые могут работать официантами.

Предпринимательница наняла пятерых сотрудников зала, четырёх сотрудников кухни, двух уборщиков и бухгалтера, который работает удалённо. Эта же команда работает на момент публикации статьи. Затраты на персонал составляли примерно 30% от ежемесячных расходов кафе, 600–700 тысяч рублей.

Название кафе родилось буквально в последний момент. Blau — с немецкого «голубой». Для Токмениновой это ассоциация с голубым турецким орнаментом на плитке. Название отражено в винной карте заведения, где представлены только немецкие и австрийские вина, а также в ряде позиций в меню.

Чтобы найти клиентов и привлечь внимание к заведению, предпринимательница делилась новостями о подготовке кафе в личном и бизнес-аккаунтах Instagram и Facebook. За день до открытия Юлия организовала встречу на Facebook. Других каналов рекламы у Blau не было.

Позже Токменинова использовала СМИ. Материалы о Blau опубликовали The Village, «Афиша», «TimeOut Москва», Revistaad, AdMagazine.

Суммарные затраты на открытие кафе составили около 10 млн рублей:

  • 45% — ремонт, коммуникации (помимо вентиляции) и интерьер.

  • 15% — мебель.

  • 10% — вентиляция.
  • 20% — оборудование для кухни, проектирование и монтаж.
  • 10% — прочие расходы: госпошлины, налоги, покупка рециркуляторов воздуха, предоплата за аренду.

Про день открытия и первые месяцы работы

Вместо запланированных трёх месяцев ремонт и подготовка к открытию заняли пять. Кафе открылось 23 июля 2020 года.

Токменинова вспоминает день открытия с улыбкой: «До сих пор не понимаю, как мы успели это сделать: 23 июля утром в помещении ещё была стройка и не было никакой мебели. Мы ещё с утра дружно убирали строительную пыль и следы ремонта, а в шесть вечера открыли двери первым посетителям. Было очень много людей».

До начала октября и второй волны коронавируса в России кафе ежемесячно посещали 3500 гостей (соответствует сменяемой полной посадке) при среднем чеке 1515 рублей. Ежемесячная выручка заведения составляла 4,5–5 млн рублей.

С открытия кафе работало на доставку через «Яндекс.Доставку» и «Яндекс.Еду», однако это приносило менее 5% заказов. Рентабельность заказов на доставку с открытия и до момента публикации статьи не изменилась и составляет 2,5–3%. В основном кафе использует доставку, чтобы повысить узнаваемость бренда и обеспечить присутствие на рынке.

При ежемесячных затратах 3,5–4 млн рублей кафе достигло рентабельности в 17% к октябрю 2020 года. Чистая прибыль составляла 800–900 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем заложенный на первый год работы показатель в бизнес-плане — 500 тысяч рублей.

В сентябре 2020 года кафе потратило около 4 млн рублей:

  • 800 тысяч рублей — фонд оплаты труда (11 сотрудников).

  • 100 тысяч рублей — затраты на маски, перчатки и санитайзеры.

  • 1,5 млн рублей — себестоимость продуктов (Токменинова пытается оптимизировать издержки, целевой показатель — 30%).

  • 400 тысяч рублей — аренда и коммунальные платежи.

  • 1,3 млн рублей — прочие расходы: охрана, расходные материалы на уборку помещений, налоги, комиссии по заказам доставки.

Из-за расположения вывески и самого кафе Blau сложно заметить с улицы, поэтому случайные гости — редкость. Но владелица видела в этом плюс: с её слов, это своеобразный фильтр посетителей. «К нам приходят специально», — говорит Юлия. Гости Blau — москвичи 20–45 лет, с разной работой и увлечениями, но разделяющие любовь к качественному кофе и турецкой кухне.

В кафе 40 посадочных мест. В августе-сентябре по выходным была полная посадка, за вечер она могла сменяться два-три раза. В будни посадка иногда составляла 30–60%.

Токменинова по-прежнему отвечает за операционную деятельность.

Старайтесь делегировать с самого начала. В этом была моя ошибка.

Юлия Токменинова

Сократив рабочую неделю до стандартных 40 часов вместо 50–60, предпринимательница сама часто выходила на смены в зал, вела социальные сети, занималась продвижением и принимала участие в разработке акций и сезонных меню.

Знайте своих гостей в лицо. Нет ничего лучше, чем самому выйти на смену — это позволяет сразу увидеть недостатки процесса, организации или любые неудобства.

Юлия Токменинова

Про страх и свой путь

Открывая кафе в пандемию, Токменинова называла страх главной мотивацией.

Конечно, было страшно. Меня многие спрашивают, что значит быть предпринимателем для меня. Предпринимательство — это про страх, про риск и вечное движение вперёд.

Во время первого локдауна я понимала, что вымрут все проекты, которые изжили себя.
Мы открываемся в новых реалиях и будем идти по новому пути. Сравнивать финансовую модель своего бизнеса и предыдущего не имело смысла. Мы первопроходцы.

Юлия Токменинова

Юлия считает толерантность к изменениям главной особенностью своего бизнеса, помогающую выживать в пандемию. В начале октября, с ростом случаев заражений, Токменинова поняла, что дело нужно перестраивать с учётом риска второго локдауна.

Вместе с командой Юлия представила новые блюда в меню, реорганизовала смены персонала, сменила поставщиков для оптимизации затрат, стала ещё активнее в соцсетях и занялась продвижением бренда для поиска новых клиентов.

Наверное, это психологически сложно, когда до пандемии выручка была 8 млн рублей — и потом упала до 3 млн рублей. Но у нас нет прошлого и нет его давления.

Юлия Токменинова

Вместе с тем отсутствие прошлого — это и отсутствие постоянной клиентской базы. «Я знаю, что во время локдауна многие кафе выживали за счет постоянных клиентов. Должен пройти минимум год, чтобы сформировалась клиентская база. У нас уже есть «свои» гости, но мы в начале этого пути», — говорит предпринимательница.

О бизнесе в пандемию и дальнейших планах

Бизнес в рамках пандемии не закладывался в бизнес-план.

После начала второй волны в октябре 2020 года число посетителей упало на четверть и составило 2600 гостей в месяц, средний чек остался на прежнем уровне — 1590 рублей. Ежемесячная выручка в ноябре составила менее 4 млн рублей.

Чистая рентабельность сократилась с 17% до 7%, чистая прибыль составила в среднем 300 тысяч рублей по октябрю-ноябрю 2020 года. Это ниже консервативного прогноза ежемесячной прибыли первого года по бизнес-плану (500 тысяч рублей). Одновременно на момент публикации статьи не было ни одного убыточного месяца для кафе.

Посадка по-прежнему полная в выходные, но в будни может варьироваться от 20 до 60%, и её трудно прогнозировать. Меньше гостей стали приходить вечером. Токменинова связывает это с запретом на работу ночных заведений: если раньше гости приходили в кафе и потом шли в клубы и бары, то сейчас предпочитают оставаться дома.

В текущих условиях компания тратит около 100 тысяч рублей ежемесячно на обеспечение сотрудников и гостей масками, перчатками, санитайзерами. Чтобы оптимизировать затраты по соблюдению санитарных норм, Токменинова сменила поставщика.

Запрашивая прайс у нового поставщика, предоставляйте прайс текущего. Как правило, желая привлечь нового клиента, новые поставщики предложат более интересные условия.

Юлия Токменинова

Изначально, согласно консервативному бизнес-плану, инвестиции в проект должны были окупиться через три года, к январю 2023-го. С учётом снижения прибыли в октябре-декабре 2020 года, на окупаемость кафе выйдет к июню 2023 года.

В декабре 2020 года предпринимательница не планировала сокращение персонала и пыталась оптимизировать смены.

Будьте открытыми с командой. Я открыто сказала, что не хочу никого сокращать, но чтобы выжить, нам нужно оптимизировать, что у нас есть. Сотрудники должны быть в курсе того, что происходит с компанией.

Юлия Токменинова

В дальнейших планах — работа по продвижению бренда, в том числе создание сайта, специальное меню к Новому году.

0
133 комментария
Написать комментарий...
Максим Слуцкий

Молодая и красивая девушка из провинции. Знакомые инвесторы, готовые по просьбе девушки которой год работала в найме на должности управляющей (даже не сошефом) вложить 10 миллионов в проект не разбираясь в этом виде бизнеса. Статья на заказ писали для жены этого инвестора. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Икрин

Инвестор использует какой-то инновационный способ подбора партнеров по бизнесу в fashion bank :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Агентства часто просто выступают посредниками между богатыми людьми и девушками, публично предлагающими себя через раскрученную Инсту с откровенными фото или, по старинке, "базы моделей".

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Нуруллин

Ого! Да это бомба))))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Да ладно, "Мам купи!" вообще вебкамщицей работала ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Да ладно, мало ли какие хобби могут быть у человека

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Эффективный способ привлечения инвесторов, а чо?)

Ответить
Развернуть ветку
130 комментариев
Раскрывать всегда