{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

История о том, как я допустила 10 банальных ошибок при запуске своего кондитерского проекта и профукала всё, что можно. Не делайте так.

По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR), и у меня никогда не было желания работать на себя. Мне всегда казалось, что я человек-исполнитель и уж точно не предприниматель. Но, видимо, в жизни каждого наемного специалиста наступает момент, когда что-то щелкает в голове и он задумывается об открытии своего дела. Эта мысль не пришла ко мне спонтанно, а подбиралась постепенно.

Начало

На одной из своих прошлых работ мне было скучно, все задачи казались простыми и очень рутинными, можно было делать все на автомате. Карьерного роста не предполагалось. Скука и желание «не сидеть на месте» подтолкнули меня к тому, что я все больше стала интересоваться кондитерским искусством.

В свободное время изучала теорию, наблюдала за известными кондитерами, отрабатывала рецепты на кухне и анализировала предложения вологодских и московских кондитерских и кофеен. В итоге основы я осилила сама, а курс «Современные десерты» прошла в одной из кондитерских школ.

На тот момент в Вологде (300 тысяч жителей) было много людей, которые пекли торты на заказ, поэтому соревноваться с ними я не собиралась. Но: однажды знакомая попросила испечь для нее торт на заказ. Дальше просили друзья. Спустя полгода заварился этот небольшой поток.

Примерно три месяца работала в ноль, но смогла отбить оборудование и инструменты, которые приобрела. Дальше была небольшая прибыль, и я подумала, что пора появиться в соцсетях: сделала группу ВКонтакте и завела аккаунт в Instagram. Со временем добавила Авито и Яндекс.Услуги. Тем не менее это оставалось моим хобби, у меня была другая (постоянная) работа.

Но в какой-то момент я подумала, что если спрос есть, то в скором времени смогу заняться кондитерским делом серьезно, возможно, на постоянной основе. Вдохновлялась кейсами из разных сфер (тогда я очень много писала про предпринимателей) и параллельно тренировалась в отработке рецептов. Но конечно же, этого было недостаточно.

При запуске проекта я допустила 10 банальных ошибок. В результате оказалась на том этапе, когда заказы занимали все мое свободное время и приносили незначительную прибыль. Я выгорела и хотела все бросить.

10 банальных ошибок, которые я допустила еще на старте

1. Не проанализировала аудиторию.

Выбирая курс в кондитерской школе, я даже не задумывалась, кто моя целевая аудитория. Он предполагал приготовление муссовых тортов и десертов, которые по себестоимости в разы дороже бисквитных. Окончив курс, я ввела в меню данные десерты.

И естественно, спроса на них не было. Все заказчики выбирали бисквитные торты, они в 2 раза дешевле. И это логично. Средняя зарплата вологжан, по официальным данным, — 38 000 рублей. (статистику можно поставить под сомнение).

2. Не составила бизнес-план.

Был примерный план в голове и таблицы Excel, в которых я записывала расходы и выручку. В конце подсчитывала чистую прибыль. Записывала все по факту уже. Я не прикидывала, сколько хочу на этом зарабатывать и какие у меня должны быть цифры, чтобы это окупало мое свободное время. Горе-предприниматель.

3. Не заложила бюджет на маркетинг.

Стартовал мой проект с бюджетом 0 рублей на рекламу, что было большой ошибкой. Я думала, что все вывезет контент и фотографии. Писала посты по ночам, в свободное время готовила и фотографировала десерты. Еще одна моя ошибка — на старте я не наняла профессионального food-фотографа. Поэтому более-менее годные фотографии в соцсетях появились спустя полтора года, когда я набила руку.

Но вот с пунктиком настройки рекламы все было сложнее. Тут у меня уже не хватало ни времени, ни знаний. Максимум я могла раз в месяц взять 1000 рублей из прибыли и потратить на таргет ВКонтакте. Подбор креативов и определение целевой аудитории давались всегда сложно. Единственная кампания, которая активно приносила мне лиды, — это реклама товаров. ( Я определилась с меню, отрисовала картинки и оформила товары ВК, настроила таргет).

Все было бы проще, если бы я заложила деньги на рекламу и наняла таргетолога.

4. Не разработала логотип.

Долгое время на всех аватарках кондитерской стояла просто фотография работ. У меня не было логотипа, соответственно я не делала визитки или какие-либо другие печатные материалы. Когда стала сотрудничать с организаторами барных игр и КВН, поняла, что они мне необходимы.

Визитки можно было разложить на столах, вложить в подарок, а логотип вывести на экран. Но я все профукала. Визуально кондитерскую не презентовали. Год назад исправила эту ошибку — сделала логотип и визитки. Опять же, надо было обратиться к специалистам. Но я решила, что обойдусь сервисом Canva.

5. Не умела рассчитывать вес.

Никогда не получалось приготовить грамм в грамм. Так у многих кондитеров. Но моя проблема была в том, что торты всегда получались 1,5 кг, а продавала я их как 1,2 кг. Когда озарение пришло, объяснила своим заказчикам, что теперь берусь за торты только от 1,5 кг. Итоговый чек стал выше, но это никого не отпугнуло.

Все же, такие вещи надо рассчитывать на старте проекта.

6. Неправильно рассчитывала себестоимость десертов.

Вечно забывала включить цену за коробку или затраты на дорогу. Со свежими ягодами вообще была беда. Летом большой лоток клубники может стоит 150 рублей, а зимой за 150 гр можно отдать 350 рублей. Я стеснялась учитывать сезонность и повышать цену за декор в холодное время года. Сейчас не стесняюсь.

7. Не составляла контент-план для соцсетей.

Писала только тогда, когда было время или вдохновение. И это большая ошибка. Ведь внимание аудитории можно потерять мгновенно. В какой-то момент это случилось и с моей группой ВКонтакте (аккаунту в Instagram я вообще не посвящала время, дублировала контент). Она стала просто мертвой, хотя заказчики писали именно в сообщения ВКонтакте. Но просмотры падали.

Сейчас в выходные ломаю голову, как заинтересовать подписчиков, набрасываю план на неделю, тексты уже пишу на неделе по вечерам. В идеале нанять SMM-щика, а не биться в конвульсиях над каждым постом. Но пока я не созрела.

8. Стеснялась попросить оставить отзыв.

Мне казалось, что если твои торты вкусные, то и отзывы сами собой нарисуются. Но это не так. На старте проекта я очень боялась спросить человека: как вам наш тортик? А вдруг не понравился или еще что... Но в итоге я переборола этот страх и всегда пытаюсь получить обратную связь. И в большинстве случае люди ее дают. Чем раньше появятся отзывы — тем лучше.

9. Не рассматривала дополнительные каналы продвижения.

Времени хватало только на то, чтобы вести группу ВКонтакте и выкладывать фото в Instagram. Сейчас много площадок, с которых можно получать лиды совершенно бесплатно. Через год я нашла в себе силы завести профиль на Яндекс.Услугах. Даже не думала, что это выстрелит. Сейчас 50% звонков — оттуда. И я знаю, что есть куча каналов, которые стоит попробовать.

10. Не изучала новые техники декора.

Кондитерское дело, как и любое другое, требует постоянного развития твоих профессиональных навыков. В какой-то момент я поняла, что пора взять паузу и потратить время на изучение новых техник. Заказов беру значительно меньше, остальное время учусь и отрабатываю новые техники. Надо делать это каждые три месяца.

Вывод

Сейчас, как и раньше, у меня есть постоянная занятость, помимо моего проекта. Эта работа, в отличие от предыдущих, мне по кайфу, поэтому не планирую уходить. Кондитерское дело тоже бросать не буду, мне интересно, что из этого маленького зернышка вырастет по итогу. Сейчас буду пересматривать всю свою работу по проекту и копить денежки, которые планирую вкинуть в его развитие. Ибо огонь еще не погас)

Тем не менее, я очень рада этому опыту. Ведь теперь чуть больше понимаю предпринимателей, про которых пишу.

Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета и готовности тратить на него большую часть своего времени. Бюджет позволит нанять хороших специалистов. Тем самым вы делегируете обязанности и не выгорите ни эмоционально, ни финансово.

P.S.: А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

0
183 комментария
Написать комментарий...
AK

Во-первых, спасибо за вашу статью, очень интересно было прочитать ваши выводы.

Во-вторых,

Вы пока не совершили никаких ошибок. Вы идете стандартным путем. Это нормальный путь самурая. Человека, который что-то любит делать и стал это делать.

Если вы говорите слово бизнес, а не хобби, то тут есть фундаментальный момент. У вас очень большой внутренний страх потерять стабильность, поэтому вы в ущерб себе совмещаете основную работу и свое дело. На самом деле так не работает в конечном итоге. Инфоцыганскую фразу скажу, но если мы чего-то хотим добиваться, то надо чем-то жертвовать. Нет, не увольняться здесь и сейчас, а просто понимать вашу личную себестоимость. Ваш доход на основной работе / количество дней / количество часов. Сколько вы зарабатываете в час на основной работе и сколько вам приносит ваше дело. Это тоже полезно, понимать чему отдавать приоритеты в конкретный момент.

Ваша ошибка #1
Истощение ресурса. В сутках 24 часа и вы не можете отдавать себя всю ни основной работе, ни своему делу. Если бы я был как вы, то есть совмещал бы одно и другое, то я бы начинал с планирования деятельности. Сколько времени уделяю этому, сколько этому. Тут нужен хотя бы примитивный тайм-менеджмент. Нельзя заниматься любимым делом по остаточному принципу.

В конечном итоге даже если вы супервуман, то у вас закончатся силы, вместе с ними мотивация. Понимание целей и планирование - очень важно в вашем случае.

Ваша ошибка #2
Отсутствие понимания основ бизнеса. Вам необходимо составить фин-модель, необходимо понимать "сколько надо этого, чтобы было вот это". Например, ваш торт стоит 1000 рублей, у вас стабильно 10 заказов в месяц, ваша выручка 10000 рублей. Вы, судя по статье, рассуждаете примерно так: "ну я потратила на продукты 5000 рублей, на упаковку там 2000 рублей, ну вот 3000 заработала". Нет, не заработали.

Ваша ошибка #3
Отсутствие понимания основ маркетинга. Маркетинг не строится на логотипе и анализе целевой аудитории. Маркетинг строится на данных. Именно данные позволяют вам делать правильные выводы. У вас уже есть определенное количество данных, с которыми уже можно начинать работать

Поверьте, ничего радикально не поменяется, если вы прямо сейчас уберете свои 10 ошибок, как вы их назвали. Магии не произойдет.

Вы не спрашивали совета, но я на вскидку дам вам список книг, которые быстро читать и вникать в суть дела:

В вашем случае я бы начал с Тинькофф без МВА. В книге мало страниц и это справочник для людей, которые хотят что-то сделать, но не знают вообще ничего про то, как устроен бизнес. Там про все и сразу. Опытным тигриным львам эта книга не нужна, а вот тем, кто начинает свое дело и профессионально не связан с маркетингом, финансами - зайдет 100%. Ее читать надо так: прочитали в ней заметку про планирование, потом уже в других источниках начинаете копать глубже.

Вторая книга : rework. Там что-то вроде 191 страницы и эта книга про то, как можно делать не как все мы привыкли делать. Вы ее прочтете за 2-3 дня, инструментов для себя не найдете, но вот задумаетесь точно. Она неплохо говорит о том, что плыть против потока - это ок.

Третья книга очень большая, но она и не про бизнес. Это книга Поток. Она про психологию мышления. Она, мне кажется, будет вам полезна, т.к. в ней много говорится о том, что происходит с нашим мозгом, когда мы делаем какие-то вещи и как этим правильно управлять.

Это, конечно, мое личное мнение, но я надеюсь, что оно может быть вам чем-то полезно.

Желаю вам больших успехов и надеюсь однажды, что буду покупать ваши торты на свои праздники.

Мазал тов.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо большое за рекомендации, и особенно - за рекомендацию книг! Сейчас столько литературы по этой теме, что просто теряешься.  

Ответить
Развернуть ветку
180 комментариев
Раскрывать всегда