«Хотим, чтобы нашу пиццу попробовал Джек Ма»: как «Додо» пять лет пыталась занять рынок Китая — и почему покидает страну Статьи редакции
Компания потратила на развитие в Китае $2,5 млн и тратит ещё $100 тысяч каждый месяц, но бизнес-модель «слишком далеко» ушла от оригинальной.
8 апреля 2021 года Dodo Brands объявила о решении закрыть «Додо пиццу» в Китае. Сеть пиццерий работала в этой стране с июня 2016 года, планировала открыть 800 точек к 2020 году и направила Dodo Pizza China самое большое финансирование среди всех своих стартапов («Дринкит», «Донер 42» и «Додо пицца» в Великобритании).
Основатель компании Фёдор Овчинников объяснил, что китайские заведения сети слишком далеко ушли от ключевой бизнес-модели, что не укладывается в долгосрочную стратегию. Вспоминаем, какие цели ставила «Додо пицца» в Китае и как изменилась за пять лет.
Тестирование франшизы и адаптация меню ко вкусам китайцев
Планы по запуску в Китае появились после знакомства Овчинникова с Андреем Прохоровичем, гендиректором консалтинговой компании Eurasia Development, которая помогала другим фирмам, выйти на китайский рынок. Он захотел открыть франшизу в Китае и в итоге возглавил подразделение.
В 2015 году Овчинников рассказывал, что первая пиццерия в Китае будет тестовой — с помощью неё компания планировала адаптировать формат под китайский рынок. Например, многие китайцы не переносят лактозу и не едят сыр, поэтому менять нужно и меню. После тестирования компания планировала масштабировать сеть и открыть в том числе собственные точки.
Андрей Прохорович вместе с партнёром Чжаном Жэньчжунем как мастер-франчайзи должен был инвестировать в развитие и управлять сетью. Управляющая компания будет поддерживать Прохоровича, а также самостоятельно инвестировать в проект: адаптировать формат, разработать продукты и меню для китайского рынка, маркетинговую программу, локализовать ИТ-систему Dodo IS и другое, рассказывал Овчинников перед запуском.
Первая китайская пиццерия сети открылась в июне 2016 года в студенческом районе города Яньтай (провинция Шаньдун) с населением 6,5 млн человек, который по темпу развития отстаёт от крупнейших городов Китая на пять-десять лет. Ресторан фокусировался на доставке: он находился не в центре и не на проходной улице, но напротив университета с 40 тысячами студентов и в строящемся жилом районе.
Выбор города для первого китайского заведения обусловлен стратегией «Додо пиццы» — компания и в других странах начинала экспансию с провинции. Даже самый первый ресторан сети открылся в Сыктывкаре в 2011 году.
Уже в первые дни китайская «Додо пицца» получала 50-60 заказов в день. В Китае сеть называлась иначе — Weimeida Pizza («прекрасный вкус»). Кроме названия на китайском языке, компания использовала местные ингредиенты и создала отдельные вкусы для пиццы: сладкие, со вкусом дуриана и осьминогов.
Пиццерия рекламировалась в китайском мессенджере WeChat, команда распространяла листовки по ближайшему жилому кварталу, приглашала старост групп из ближайшего университета на бесплатную пиццу и так далее.
Первая Weimeida Pizza в Яньтае вышла на прибыль на седьмой месяц работы. Однако спустя десять месяцев компания приносила выручку в $30 тысяч и рентабельность по EBITDA (прибыль до вычета налогов и процентов) 23,37%.
В 2019 году выручка этой точки составляла примерно $16 тысяч в месяц: пиццерия в Яньтае находилась на 400-м месте из 467 филиалов сети по всему миру. Сейчас средняя месячная выручка этого филиала — $11,8 тысяч, а его место в рейтинге — 675 из 699 точек.
В декабре 2016 года франчайзи «Додо пиццы», предприниматель Михаил Кропанев, открыл вторую точку в Ханчжоу — «Кремниевой долине» Китая, где находятся офисы Alibaba, разработчика платёжной системы WePay, Ant Financial и других. Её пришлось закрыть из-за низких доходов в феврале 2019 года.
2 января 2017 году в своём блоге Овчинников поставил цель по экспансии в Китае — 800 пиццерий в Китае к 2020 году.
«Пиццерия будущего» без кассиров и с мониторами на стенах
Летом 2018 года Фёдор Овчинников объявил о перезапуске пиццерии в Ханчжоу. Компания придумала формат «пиццерии будущего».
Это была первая собственная пиццерия компании в Китае — она открылась в мае 2019 года с фокусом на пешеходный трафик и быстрое обслуживание.
«Додо пицца» запланировала запустить ещё несколько таких заведений, после чего продолжить развитие сети по франчайзинговой модели.
Интерьер также сделали технологичным: цифровые панели на всю стену объединялись в одну картинку.
На второй месяц продажи первой «пиццерии будущего» в Китае превысили показатель $700 в день. Сейчас её годовая выручка — $253,5 тысячи, средний чек — $8. Она занимает 591 место из 699 заведений сети.
В марте 2020 года открылась вторая собственная «пиццерия будущего» площадью всего 20 м² без кассиров в Ханчжоу и третья по счёту в Китае. Инвестиции в открытие составили 1 млн рублей.
К 2021 году годовая выручка «Ханчжоу-2» достигла $118,9 тысяч, средний чек — $7, место в рейтинге — 676 из 699.
Подготовка к IPO и уход с китайского рынка
В марте 2021 года Dodo Brands («Додо Пицца», «Дринкит» и «Донер 42») объявила о планах выйти на биржу в начале 2024 года. Компания решила привлечь $50-100 млн и инвестировать полученные деньги в развитие бизнеса в России, в Китае, Великобритании и в других странах.
Тогда Овчинников говорил, что к 2023 году «Додо пицца» в Китае должна «вступить в стадию активного франчайзинга, вызывая большой интерес потенциальных франчайзи».
2 марта компания объявила о запуске мини-приложения в экосистеме Alipay от Alibaba в Китае: в нём можно сделать заказ и заказать доставку до столика — в пиццерии нет кассиров, но есть официанты.
Спустя месяц Dodo Brands объявила о закрытии сети в Китае. Овчинников объяснил это тем, что китайская версия «Додо пиццы» далеко ушла от глобальной бизнес-модели компании и стала самостоятельным стартапом, который «связывает с глобальной концепцией только команда и культура».
Он также отметил, что концепция пиццерии менялась и в Великобритании, но не так значительно: «Мы сделали серьезный “тюнинг”, при этом ядро бизнес-модели не изменилось. Мы остались доставкой пиццы».
Кроме того, так Dodo Brands решила «высвободить ресурсы» — внимание, команду, финансы для других направлений, которые могут принести больше отдачи на вложенные ресурсы и усилия.
Он также добавил, что «Додо пицца» в Китае за всё время получила $2,5 млн инвестиций, и пообещал «когда-нибудь вернуться».
Проблема современного "модного" бизнеса - возможность любого богатого бизнесмена покупать "блоки" на свою компанию в СМИ и у блогеров.
Блок - это блокирование публикации плохих новостей о компании.
Помните Чичваркина из Евросети? Его ролик в поддержку Путина? Лекции для "молодых стартаперов" ?
Стоило ему уехать в Лондон - и появилось полным-полно роликов про "серые" телефоны Моторола и торговлю контрафактом.
А Максима Ноготкова из "Связного" помните?
Пока "был на коне" - вся бизнес-пресса превозносила его проект "Банк Связной" и сеть ювелирных товаров "Пандора".
Не смог погасить очередной кредит в банке - и сразу выяснилось , что "Пандора" - убыточная сеть.
Я боюсь дождаться дня, когда Фёдор Овчинников истратит последний миллион от "инвесторов" и на нас польётся поток откровений от покупателей его франшизы, которые закончили банкротством.
В предыдущей статье вчера какой-то мужик опубликовал "крик души" франчайзи из Волгограда, в котором сто раз повторялась просьба "не покупайте франшизу ДОДО !"
Что это?
Чёрный PR конкурентов или жестокая правда жизни?
Единственное, что меня успокаивает - что в современных условиях трудно утаивать "шило в мешке" на протяжении долгого времени.
Всё должно проясниться очень скоро.
Как говорится, "практика - критерий истины".
Ждём-с...
Какая жесткая правда? Какие блоки? Все открыто, берите да смотрите, ну и делайте выводы https://dodobrands.io/ru/sales-ranking/
Где там глянуть хотя бы:
- чистую прибыль точки до отстегивания роялти
- сумму трат на открытие и модернизацию точки
?
И еще: как платятся роялти, процент от оборота? Стоимость ингредиентов, закупаемых у самой Додо, из оборотки вычитается?
А еще интересно. Там упоминался какой-то крик души из Волгограда, но только у Волгограда-1, например, больше 6 миллионов рублей выручки в месяц. С такими показателями не иметь хорошей прибыли - это надо сильно постараться https://dodobrands.io/ru/unit/dodopizza/volgograd-1/
6М выручки !=6М прибыли
Не надо передергивать. На 6м при нормальном управлении сделать 15% - это не проблема вообще.
15% в общепите? куда занести инвестицию?
https://dodoinvest.com
ненене, там отказ от ответственности в первых строках
вы инвестиции перепутали с депозитом в банке
а вы доходность с рентабельностью
с чего вы это взяли? мы вроде не обсуждали доходность
Подсос, ты заибал везде защищать гавно сеть. Пойди лучше делом займись
15-25 % Это нормальная прибыль после уплаты налогов.
Правда? Каким бизнесом занимаетесь?
Здесь же идёт разговор об общепите, правильно ?
Расскажите про свой бизнес.
Очень интересно
Зачем ?
Интересно в каком бизнесе 25% это норма прибыли.
Если речь про общепит то именно в нём.
Работал в сетевом общепите 8 лет, можешь не пиздеть тут про 25%.
Кем, поваром или официантом ??
Директором по развитию.
В какой сети ?
В трёх разных. По сути-то есть что сказать?
Люблю эту воду в стиле БМ-АЯЗОВ. "При нормальном управлении не проблема".
А что бы вас убедило?
Данные по ЕБИТДА фактической для начала. Хотя лучше по ЕБИТ. Агрегированные данные не секретные, чего их прятать. Хвастаться наверно можно?
Думаю, что ни у одной франшизы мира нет данных по прибыльности всех своих франчайзи. В том числе и у нас. Мы видим только выручку. (При этом мы-то выручку раскрываем, но ни одна другая франшиза мира нет — только рекламируют свои суперуспехи.) При этом в частном порядке всю информацию по прибыльности наши партнеры легко добывают после приватных консультаций с другими уже действующими франчайзи. Но мы, конечно, следим за прибыльностью на примере разных партнеров и на примере корпоративных пиццерий, потому что без прибыли партнеры не смогут привлекать инвестиции на новые пиццерии, а не будет новых пиццерий - начнется стагнация, ну и привет. Но пока стагнации не видать чего-то.
Чего и следовало ожидать. Блаблабла.
Ну вот, строгий вы наш финансист, посмотрите отчет по корпоративной рознице https://drive.google.com/file/d/1ezLdKrM5pqMIysZ7z95nGCkqE6Zoy7_D/view
Слайды номер 15,16,17
Химки-1 - 15%
Москва 0-1 18%
Мск 0-7 - 15% даже при выручке чуть больше 3млн
У меня по ссылке последний слайд с номером 16. Дальше - это данные по корп сети, а не франчайзи. Это раз. Во вторых, на этих слайдах данные за август 2020. За месяц и все? Круто.
Если верить этому слайду, то ебитда фрач LTM 224.9, при Sales 23048, то есть в районе 10%. Если это консолидир данные по фрачайзи, а не корп доход от них
Что и следовало ожидать. Показали вам факты - и блаблабла.
Что вы прыгаете от нетерпения, успокойтесь.
Дорогой мой, вы даже консолидированные данные франчайзинга как подразделения управляющей компании не отличаете от прибыльности самих франчайзи. О чем тут вообще разговаривать?
Стиль общения выдает опытного пиарщика. Пиар-асса. Я уточнил, что это за данные. ОК, это данные не по франчайзи. Их вы не показываете. Вы можете показать только что есть прибыльные точки, принадлежащие ДОДО (удивительно, но с этим никто не спорит) по свежим данным за август 2020. неплохо.
Пойдем еще дальше про маржу франчайзи (которую вы не показываете). Важен не только % маржи но и распределение: % маржи это средний показатель, бывает так, что доход получают 10% крутых точек, а 90% на грани (10% и ниже).
Максим, хотел давно спросить про саму пиццу. Вот сколько я её не пробовал всего была сухой и невкусной. Это проблема у Франчази или в принципе в додо вкус не главное? Вопрос без сарказма
Как говорил сам Федор, вкус действительно не главное, там главное система, они не собираются конкурировать с рестораном одной точки по вкусу, это невозможно. Но не думаю, что додопицца совсем уж дно, иначе они бы не росли, да и вообще не самоубийцы же, должна быть золотая середина.
значит видимо мне совсем не повезло, так как то что я ел это совсем был ужас. Заказывали оба раза доставкой из разных пиццерий и всегда был один и тот же эффект - сухо и невкусно.
А вы замочите на ночь
Дамир, конечно же, главное для Додо — вкус, но и ошибки бывают, и объективные сложности, ну и главное, у всех свои ожидания и вкусовые предпочтения...
Главное - это говорить то на что может повестись клиент
Вот кста у нас в городе, город Магнитогорск пицца не плохая, хотя не понимаю фишки смотреть на то, как мне готовят
Максим, а вы знаете вашего сотрудника по имени Илья Зомба?
Тут пишут, что он - мошенник:
https://vc.ru/food/231457-dodo-picca-obyavila-ob-uhode-iz-kitaya-posle-pyati-let-raboty?comment=2662048
Можете подтвердить или опровергнуть?
Так сказать, "информация из первых рук" ?
Какой-то детский троллинг, ей богу. Даже вам не к лицу.
Давайте попробуем ещё раз.
Вы знаете человека по имени Илья Зомба ?
Я знаю человека по имени Илья Зомба, и Максим его тоже знает.
Только я не совсем понимаю, как я могу доказать, что я не мошенник. Тяжело оправдывать отсутствие чего-либо ("докажите, что вы не убийца?").
Комментарию тому много лет (на момент его написания маркетинговый фонд еще не собирался, в сети 180 пиццерий). Я знаю его автора, мы с ним общаемся, он до сих пор является инвестором нашей сети. Насколько мне известно — он изменил свое мнение. Я скинул ему ссылку на предыдущую статью, попросил его прокомментировать по прошествии нескольких лет.
Касательно меня: я работаю в Додо с января 2016 года, все это время занимался строительством системы поставок (закупки + логистика + собственное производство + контроль качества). У нас внедрены политики, процессы выбора поставщиков прозрачны.
Мы не зарабатываем на поставках вообще — вся закупочная сила сети консолидируется, а выгода транслируется партнёрам. В этом плане мы вообще не похожи на наших прямых конкурентов, у которых система поставок — это центр прибыли (посмотрите отчетность Доминос — крупнейшего игрока, они публичные).
Илья, вы дали отличный ответ!
(передаю привет Максиму, который попытался обвинить меня в троллинге).
Илья, там выше - ссылка на пост вашего знакомого из Волгограда с обвинениями в ваш адрес.
По вашим словам, прошло много лет с тех пор и автор "изменил своё мнение".
Что мешает вам ответить по пунктам старого обвинения?
Я ему переслал скрины, пусть прокомментирует. С пунктами обвинения не согласен в принципе, как и с оценочным суждением, что я — мошенник.
Представьте, что я напишу, что вы преступник? Вы будете подробно мне разъяснять, почему вы не преступник? Или попросите изложить обвинение более конкретно?
У нас тут не "Яплакал" или "Пикабу".
Сайт VC - про деньги.
В случает ДОДО-пицца - про большие деньги.
В интересах всего общества предостеречь инвесторов от вложений деньги в компании-мошенники в то время, когда
тысячи отличных проектов ждут денег инвесторов.
Вам понятна моя логика уточнения ситуации с вашими обвинениями?
Нет, мне непонятна. Я свою позицию изложил.
Вот здесь другой человек всё по пунктам указал:
https://vc.ru/food/231452-hotim-chtoby-nashu-piccu-poproboval-dzhek-ma-kak-dodo-pyat-let-pytalas-zanyat-rynok-kitaya-i-pochemu-pokidaet-stranu?comment=2665551
Можете что-нибудь возразить?
Я не согласен примерно со всем, что здесь написано :) Если сформулирует конкретные вопросы по нашему бизнесу, а не просто будете скидывать эмоциональные посты хейтеров – постараюсь ответить.
Илья, это - не хейтеры !
Потенциальные инвесторы - очень нервные люди.
Один крик в интернете - "В Додо денег нет" - и всё пропало !
Вы же пишете , что "компания Додо расширяется" и туда "приходят новые инвесторы" ?
Это правда?
А если правда и вы ждёте новых инвесторов - так скажите просто:
Факты, указанные в комментарии Александра Олейника - ложные.
Более 87% (подставить точную цифру) наших франчайзи получают чистую прибыль более 15% от оборота после 2-х лет после открытия точки.
Добро пожаловать в Додо !
Вот какой ответ ждут от вас читатели VC, а не детские отмазки типа "кто как обзывается, тот так и называется" !
Лев, я не пресс-служба, и у меня нет задачи развеивать все мифы и вопросы. Я тут только потому, что прозвучало мое имя.
Мы сейчас не нуждаемся в инвестициях (а даже если бы нуждались, вряд ли мы бы стали всерьез отвечать на крики в интернете "Денег нет — все пропало"). Для отношений с инвесторами есть служба IR (Investor Relations), которые готовят подробные отчеты, и собирают прес-конференции для всех желающих (не только для действующих инвесторов, но и для интересующихся). Если вам действительно интересно — подпишитесь на рассылку на сайте dodobrands.io, будете получать отчёты.
Я не могу назвать точный процент партнёров, получающих чистую прибыль 15%, я его не знаю. Это честный ответ. Также добавлю, что в любой франшизе есть какой-то процент недовольных/неуспешных. В целом по отрасли считается, что 20% недовольных — это нормально. У нас он субъективно, по моим ощущениям, существенно меньше, могу вспомнить какие-то единичные случаи, связанные с ошибкой выбора локации, плохим операционным менеджментом. Бывает.
Я всегда рад ответить на конкретные вопросы, и если чего-то не знаю — не буду стесняться этого. Но я не понимаю, как ответить на большинство вопросов тут (см. коммент ниже: "Гораздо более содержательный где есть анализ некоего фрагмента прибыльности по франчайзи. И как раз там очевидный нулевой ROI. Т.е. вложи 30 млн и убивайся как вол чтобы еще ЗАСЛУЖИТЬ этот ноль!").
Это вопрос из серии "А ваши родители знают, что вы сумасшедший?" В самих вопросах содержатся догадки, утверждения, мнения, на основании которых следует вопрос =).
Илья, вы дали отличный урок вашему коллеге Максиму по теме "работы с возражениями" !
Максим, учитесь у Ильи ! (и никакого троллинга ! ).
Последний вопрос:
можно узнать ФИО и телефон начальника вашей службы IR (Investor Relations) ?
(просто хочется людям помочь.
Как я говорил, инвесторы в России - народ очень робкий и нервный, сами такой вопрос задать побоятся.
А я - предприниматель, мне можно).
[email protected]
Руководитель службы IR — Кирилл Вырыпаев, вы легко найдете его акканут в fb или LinkedIn.
Офисных телефонов у нас в компании нет, номер личного сотового, как вы понимаете, я дать не могу.
Но самый простой способ быть в курсе — просто подписаться на регулярную ежемесячную рассылку.
Уважаемые читатели сайта VC !
Обращаю ваше внимание на два разных подхода к "работе с возражениями" от сотрудников одной компании:
1. Илья Зомба - полная открытость, честность, клиенто-ориентированность.
Молодец, Илья ! Так держать !
2. Максим Котин - полная противоположность !
Поиски троллинга, закрытость, перекидывание решения вопросов на других сотрудников.
(накидал мне дизлайков !)
Плохой руководитель...
Вот так сайт VC помогает выводить "на чистую воду" разных "дутых" авторитетов...
Скоро и до Аяза Шабутдинова доберёмся !
Россия, вперёд !
Там выше моего коммента - гораздо более содержательный где есть анализ некоего фрагмента прибыльности по франчайзи. И как раз там очевидный нулевой ROI. Т.е. вложи 30 млн и убивайся как вол чтобы еще ЗАСЛУЖИТЬ этот ноль!
И поэтому сам Фодя пиццерии не открывает. Еще года 3 назад помимо Сыктывкара их помомему вообще не было! При том что "сеть" уже была под 400 объектов.
Но дело немного глубже чем только одно ДоДо. В принципе все франшизы на аренде имеют эти же вопросы. Тут не в одном тольок ДоДо дело. Сама проблема системна. доДо это частный случай.
Правльно указан пример Доминос и прочих франшиз.
А еще выше уровнем общий принцип невозможности успеха в области финального спроса.
Комментарий удален модератором
https://dodobrands.io/ru/post/dodo2020ifrs/
Знаете кто так всегда говорит? Любая другая франшиза мира.
Есть пруф? Хотя бы три примера, пожалуйста
У вас все комментарии с 2015 года именно про додо пиццу. И вы везде защищаете сранную сеть. Даже когда они не правы.
https://youtu.be/9DszN-V1kEs
Вы тренинги преподаёте в додо. И вы хотите сказать, что вы не подосланный подсос додо?
Кебаб у Ахмета 24, Гусь Ноготочки, Тукан Шиномонтаж
Друзья, есть классный сайт https://bo.nalog.ru/ (официальный, государственный и все дела), куда вы вбиваете ИНН контрагента и смотрите его финансовую отчетность, оттуда несложно посчитать сколько бизнес зарабатывает.
Забыл добавить, по работе часто имею дело с фин отчетностью иностранных компаний, есть такое понятие как МСФО, так вот многие иностранные компании публикуют эту отчетность (просто ее искать сложно), где раскрывают показатели.
Dodo подкинула своего подсоса
Вся эта информация предоставляется уже при переговорах. В целом наша финмодель предполагает, что даже на конкурентном рынке Москвы при выручке 4.5 млн в месяц store-level EBITDA должна быть в районе 15%.
Бизнес модель может предполагать что угодно. Вопрос в фактах. Они какие ? надо учитывать и амортизацию:оборудования не вечное.
Факты просты - сеть растет, и быстрее конкурентов, которые остались далеко позади (Domino's, Papa John's, Pizza Hut). Успешные франчайзи открывают по несколько точек, некоторые уже имеют десятки, и вкладываются в новые. Значит и они, и их инвесторы видят деньги, да?
Погодите, про мы факты, вот ЕБИТДА :вы фактическую среднюю можете расрыть? По региону?
Инвесторы вкладываются в истории, это не показатель.
Комментарий удален модератором
Они сами в каком-то интервью говорили, что там рентабельность в районе 10% на не франчайзинговых заведениях. Это абсолютно не интересные цифры в разрезе сложности бизнеса и объема инвестиций. Можно заработать больше и проще.
Нет, одно из другого совершенно не следует, пройди курс элементарной логики.
Сеть растет быстрее конкурентов? Это ты по количеству точек меряешь? Не хочешь по чистой прибыли на 1 пиццерию померять, или хотя бы - ладно уж - по выручке на 1 пиццерию?
А по-русски можно? Поиск по российском инету только про ваши успешные успехи выдает, а поиск по ВК - "слегка" менее радужные, чем 15%, цифры:
Ну вот - 11,2% ЕБИТДА франчайзи. Это до амортизации (а она точно есть и налогов). И написано, что это цель. Получается, фактически она была ниже 11%???
Какие 15? Кого ты лечишь, господи?
Обычно роялти платят с выручки, зачастую роялти это процент, к прим. в "Шоколаднице" это 7% от выручки, но не менее 69 тыс. руб в месяц .
Открытие заведения по разному может стоить, CAPEX от 2-3 млн до (потолка наверное нет)
Все затраты на ведение бизнеса платит владелец (OPEX).
"Стоимость ингредиентов, закупаемых у самой Додо, из оборотки вычитается?" - затраты на покупку ингредиентов, как правило в выручке не отражаются, а отражаются в статье расходы как себестоимость продаж.